Что открыл николай гумилев. Николай Степанович Гумилёв. Поэт, путешественник, воин. Неизвестные страницы жизни Николая Гумилева

Фигура поэта и военного разведчика Николая Гумилева привлекала внимание не только органов ЧК, но и нарождающейся советской разведки

Николай Гумилев, 1907-1908 годы
Фото из книги "Красные шпионы"

Неизвестные страницы жизни Николая Гумилева

Он был, едва ли, не крупнейшим поэтом Серебряного века российской литературы. Основателем нового поэтического направления - акмеизма. Его стихи, насильно изъятые из литературного обращения во второй половине 1920-х годов, тем не менее, служили путеводной звездой, своеобразным маяком, для многих известных советских поэтов - Эдуарда Багрицкого, Николая Тихонова, Вадима Шефнера, Евгения Винокурова…

Исподволь, начиная с "перестроечных" годов, имя Гумилева и его поэтические труды стали возвращаться в литературный обиход. Появилось множество литературоведческих и биографических работ, а также мемуарных свидетельств жизни Николая Степановича. Но полной биографии нет до сих пор. И до ныне жизненный путь поэта в трудах его биографов изрядно изобилует белыми пятнами. Изучая написанное о Гумилеве, знакомясь со свидетельствами современников о его бытии, складывается впечатление, что какие-то неведомые силы намеренно, словно ластиком, вытерли целые, и немалые, пласты из его полной приключений жизни. Свою лепту внесла и супруга - "колдунья" из "логова змиева, из города Киева". Анна Ахматова, ненавидя мемуаристов своего гениального мужа, сожгла его письма, уничтожила неподдающиеся учету число бесценных гумилевских документов. Что же касается самого поэта, то был он немногословен и не болтлив. И доверял свои тайны немногим. Да и то - далеко не все…

Мы же постараемся из тех осколков судьбы поэта, которые не вписывались в "гламурные" биографии, набросать "конспект" для будущего фундаментального и всестороннего исследования жизни поэта и путешественника, офицера и джентльмена и, конечно же, незаурядного военного разведчика - Николая Гумилева…

Гиперборейский гребень для балерины

В 1906 году в Санкт-Петербурге, на углу Кронверкского проспекта и Большой Дворянской, по проекту архитектора Александра фон Гогена, стали сооружать величественный особняк, более похожий на дворец. Предназначался он для проживания известной в то время балерины Матильды Кшесинской. Но вряд ли столь впечатляющее и роскошное жилище могла позволить себе служительница Мельпомены, пусть и достаточно знаменитая. Блиставшая на сцене Императорского театра, Кшесинская еще в 1890 году на выпускном балу в театральном училище, благодаря прекраснодушному настроению императора Александра III, познакомилась с его сыном Николаем. Тогда великодержавный отец, подмигнув молодым людям, в шутку предостерег свое чадо: "Смотрите только, не слишком флиртуйте". Что-то явно чувствовало отцовское сердце…

Балерина Матильда Кшесинская

Несмотря на то, что роман между начинающей примой и престолонаследником проходил с благословения и под контролем императорской семьи, о совместном будущем не могло быть и речи. Такой мезальянс не входил в планы августейшей фамилии.

"Хотя я знала уже давно, что это неизбежно, что рано или поздно наследник должен будет жениться на какой-либо иностранной принцессе, тем не менее, моему горю не было границ, - вспоминала Матильда Кшесинская. - Что я испытала в день свадьбы Государя, могут понять лишь те, кто способен действительно любить всею душою и всем своим сердцем и кто искренне верит, что настоящая, чистая любовь существует. Я пережила невероятные душевные муки".

Впрочем, без внимания монаршего семейства Романовых балерина не осталась. Вскоре на нее обратил внимание кузен императора. "Великий князь Андрей Владимирович произвел на меня сразу в этот первый вечер, что я с ним познакомилась, громадное впечатление: он был удивительно красив и очень застенчив, что его вовсе не портило, напротив. Во время обеда нечаянно он задел своим рукавом стакан с красным вином, который опрокинулся в мою сторону и облил мое платье. Я не огорчилась тем, что чудное платье погибло, я сразу увидела в этом предзнаменование, что это принесет мне много счастья в жизни".

И хотя отношения с великим князем складывались самым серьезным образом, подтвержденные рождением сына, Николай, к тому времени ставший "обладателем" II-го "порядкового номера" в монаршем "послужном списке", не забывал свою юношескую любовь. В 1907 году он преподнес знаменитой танцовщице бесценный подарок-артефакт - золотой гребень.

А предыстория воистину царского подарка такова. В 1903 году, возвратившись из Тифлиса, в Царском Селе поселилась семья корабельного врача Степана Яковлевича Гумилева. К тому времени его сын Николаша, мальчик спокойный и склонный к одиночеству, увлекающийся зоологией, географией и историей, уже опубликовал свое первое стихотворение "Я в лес бежал из городов...". Юношеские искания смысла жизни и привели юного Гумилева на русский Север. По крайней мере, так утверждает инженер-гидротехник по образованию и президент российской Промышленной компании "Гефест", бывший спецназовец и депутат российской Госдумы, а также правнук балерины Кшесинской Константин Севенард. В то время восемнадцатилетний юноша Николай Гумилев, под воздействием "Тайной доктрины" Елены Блаватской, а также результатов изысканий экспедиции знаменитого русского путешественника Николая Пржевальского, увлекся изучением оккультных, мистических учений.

Николай II

Для того периода российской истории, начала ХХ столетия, было весьма характерным наличие в столице империи адептов различных религиозно-философских воззрений, теософских движений и всякого рода "искателей забытой мудрости". "Весь Петербург охвачен необычно сильным мистическим движением, и в настоящее время там образовался уже целый водоворот маленьких религий, культов, сект, - писал корреспондент оккультного журнала "Ребус". - Движение охватывает собою как верхние слои общества, так и нижние. В верхних слоях мы находим теософско-буддийское течение… С другой стороны, наблюдается возникновение сильного интереса к масонству и возникают вновь заглохшие было формы религиозных движений прошлого столетия". Видимо, не случайно появились в Санкт-Петербурге в окружении царской семьи и монгольский врач Петр Бадмаев, и посланник 13-го Далай-ламы бурят Агван Доржиев, и, позднее, сибирский "старец" Григорий Распутин…

Посланец далай-ламы к русскому царю, бурятский лама Агван Доржиев

И потому вполне обоснованным можно считать предположение, что на пике всеобщего интереса к религиозно-мистическим учениям захлестнувших Россию, Николай Гумилев обратил свое внимание на близкий, даже по чисто географическому расположению, Север, на Кольский полуостров, до которого из Северной Пальмиры - всего ничего… Именно земля Карелии, согласно доарийским и древнеарийским верованиям, являлась прародиной ариев - легендарного государства хеттов - Гипербореей.

В этих местах высилась гора (или скала), считавшаяся центральной точкой мира. Согласно древним свидетельствам, она имела "подножие из семи небес" на которых обитали небожители, и где царил "золотой век". В древнерусском апокрифическом повествовании, относящемся к ХIV веку, "О всей твари" рассказывалось о том, что в "Окияне стоит столп, зовется адамантин (алмаз. - Сергей Кулида). Ему же глава до небеси". "Столп в Окияне до небес" еще известен по преданиям, как Бел-горюч камень или Алатырь-камень и то, что располагался он на сказочном острове Буяне (ныне известном, как Немецкий Кузов, расположенный неподалеку города Кемь) в Белом море. Кстати, именно к этой "Скале на берегу океана" был сорок лет прикован мифический Прометей, воспетый Эсхилом. А растиражированный ныне Нострадамус писал, что "Север - это особое место для встречи иных миров".

Остров Немецкий Кузов, известный по сказкам как остров Буян

Вследствие вековой трансформации власть хеттов-геттов и, в конечном итоге, готов распространила свое владычество от Белого до Черного моря. И, как уверяют некоторые исследователи, именно под влиянием готов-гиперборейцев возникла впоследствии империя царя Филиппа и его сына - Александра Македонского.

К тем прадавним временам относится и легенда о так называемой "Каменной" или "Голубиной", возможно, точнее - "Глубинной (давней, - Сергей Кулида) книге". Этот "фолиант" на самом деле представлял собой рунические знаки, вырезанные в скалах на берегу Белого моря, шириной до 80 метров. Но в 1962 году "канонический" текст, как уверяет упоминаемый нами Константин Севенард, был намеренно затоплен при строительстве Беломорской ГЭС.

В чем же заключается тайна этой "книги"? По мнению историков, она не только содержала изначальное ученье о мироздании, но и раскрывала загадку эликсира вечной жизни, некие прикладные технологии, способные вывести цивилизацию на новый уровень развития. А еще "Каменная книга" стала первоисточником для мифов и легенд чуть ли не всех народов мира, всех древнейших знаний и религий.

Именно этот утерянный артефакт, будто бы, и нашел в 1904 году Николай Гумилев во время своего путешествия на скалистые острова Белого моря. И после возвращения немедленно добился аудиенции у своего сановного соседа по Царскому Селу - Николая II. Как это не покажется странным, но встретиться с царем было проще простого. Питерские художники и исследователи Наталья и Владимир Евсевьевы рассказывают, что, "между прочим, царская резиденция (Александровский дворец. - Сергей Кулида) тогда была открыта для всех желающих". И потому познакомиться с императором можно было во время прогулки. "Сейчас это звучит невероятно, - говорят Евсевьевы, - но в то время руководители страны были гораздо ближе к народу". Да и дом Полубояринова, где жили Гумилевы, располагался в самом центре "российского Версаля" - на углу улиц Оранжерейной и Средней - возле самого Александровского дворца.

Карта Герхарда Меркатора, изданная его сыном Рудольфом в 1535 году. В центре карты изображена легендарная Арктида (Гиперборея)

Поразительно, но, выслушав доклад восемнадцатилетнего юноши, самодержец Российский распорядился немедля выделить из казны определенные средства для продолжения изысканий. Экспедиция под руководством Гумилева снова отправляется на Север - на острова Кузовского архипелага. Следуя информации, почерпнутой из расшифрованной им "Каменной книги", юный исследователь приступает к поискам легендарных свидетельств давней эпохи, гробницы "королевы Моб". "Для раскопок мы выбрали каменную пирамиду на острове, который носит название Русский Кузов, к сожалению, пирамида оказалась пустой и мы уже собирались закончить работу на острове, когда я попросил рабочих, ни на что особенно не рассчитывая, разобрать небольшую пирамиду, которая находилась метрах в десяти от первой, - докладывал государю Гумилев. - Там, к моей неимоверной радости оказались плотно подогнанные друг к другу камни. Уже на следующий день мы сумели вскрыть это захоронение, сделанное в форме склепа. Викинги не хоронили своих умерших и не строили каменные усыпальницы, на основании чего я сделал вывод, что это захоронение относится к более древней цивилизации. В могиле был скелет женщины, никаких предметов, кроме одного единственного. Около черепа женщины находился золотой гребень удивительной работы, на верху которого девушка в облегающей тунике сидела на спинах двух несущих ее дельфинов". К слову, необходимо отметить, что найденное ювелирное изделие было изготовлено из золота 1000-й пробы, которое, согласно переводу Гумилевым "Голубиной книги", изготовлялось в империи "прародителей-виков" с помощью философского камня.

Существует мнение, что, следуя "настойчивой просьбе" государя, Николай Гумилев продал найденный им артефакт, названный им "Гиперборейским гребнем", великому князю Сергею Михайловичу, который в то время был уже фактическим супругом Матильды Кшесинской. А тот, в свою очередь, от имени Николая II, преподнес его балерине…

Предвосхищая дальнейшие события, отметим, что через четыре года, в 1911-м, за казенный счет, был издан гумилевский перевод "Каменной книги". Огромным, нужно заметить, по тем временам, двадцатитысячным тиражом. А уже в следующем году поэт выпускает первый номер своего журнала, названного "Гиперборей"…

Еще через девять лет "гиперборейские приключения" Николая Гумилева будут иметь свое продолжение…

Большую роль на Беломорье всегда играли острова. Столица Беломорья - Соловки, а на пути туда из Кемcкой губы лежат 16 необитаемых гранитных островов архипелага Кузова. Среди них лишь три имеют имена - Олёшин, Русский и Немецкий Кузов. На обоих архипелагах я побывал на исходе августа.

Соловки остаются территорией предназначенной для совершения перехода - инициаций и трансформаций, смерти физической или символической. Это земля множества легенд, почти каждая из которых требует проверки, исключая сказания о чудесах основателей этого места - преподобных Зосимы, Савватия и Германа.

Так сохранились записи о том, что до 1429 года на Соловецких островах были волки. Однако потом святитель Зосима наложил на Соловецкую землю вечный пост - убоины всем тварям лесным не вкушать, а волкам, что не могут без горячей крови живыми быть, указал путь с острова:
И вы, волки, твари Божие, во грехе рожденные, во грехе живущие. Идите туда, на греховную матерую землю, там живите. А здесь - место свято! Его покиньте!

Волки послушались, сели весной на плавучие льдины и уплыли к Поморскому берегу, в сторону реки Кемь. Для них было достаточно одного слова святителя. И вот уже 600 лет волки обходят стороной Соловки, а когда доведется оказаться не по своей воле на островах - бегут. Рассказывают, что когда-то на острове Анзер попытались поселить волчицу для ограничения прижившегося здесь со времен святителя Филиппа (Колычева) стада оленей. По зиме она ушла и была найдена на другом острове, изрезанная льдинами. Волчица уходила с острова, в том числе вплавь. На острове - изобилие грибов, северных ягод (морошка, брусника, вороника, черника, голубика), рыболовные угодья, любопытные тюлени и зайцы. Но обилие пищи не остановило зверя от побега - перечить слову святителя Зосимы она не могла.

В наше время американский спутник косвенно подтвердил легенду о переправе волков с Соловецких островов. Поморы говорят, что море в сторону Кеми не замерзает. Однако это не так. Есть, к примеру, фотографии со спутника, датируемые 30 марта 2002 года, на которых от Соловков до Кеми - сплошные поля льда.

Невысокие каменные лабиринты (по-местному "вавилоны") обнаружены на всех островах Соловецкого архипелага. Их сохранилось более тридцати. На Большом Соловецком я прошел пару восстановленных лабиринтов (новоделов по эскизам одного соловецкого археолога, кажется, Краснова). А на Большом Заяцком острове успешно прошел три оригинальных (то есть сделанных до нашей эры) лабиринта.

Лабиринты - дорожки с запутанным ходом, выполненные из камней величиною с голову или меньше. Попав в центр, не сразу можно выбраться оттуда, если не пересекать границы.

На катере, что под андреевским флагом шел к Большому Заяцкому острову - то есть к месту, где флаг был придуман царем Петром, я познакомился с женщиной, у которой с лабиринтами Большого Заяцкого были связаны фрагментарные, но очень яркие детские воспоминания.

Она содержалась в детском доме Архангельской области. Детей там эксплуатировали, заставляя на ловле семги держать сети, находясь по грудь в холодной воде. Дети подняли бунт, и некоторые из детдомовцев бежали в Белое море на плоту. Обычно такие плавания должны кончаться смертью. Но благодаря промыслу Божьему невинные дитяти в конце концов причалили к Большому Заяцкому острову.
Моя знакомая с морским именем Марина просидела в одном из лабиринтов этого острова 16 часов, пытаясь честно, не жухая, выйти назад. В процессе пописала там и немного поспала. И в конце концов у нее получилось отыскать выход. Далее их нашла-таки милиция. А после сидения в лабиринте у Марины открылись способности к рисованию.

Лабиринты обнаружены на Большом Соловецком, в районе Кислой губы, на Анзерском - у его восточной оконечности, вблизи мыса Калгуев, и на Большом Заяцком. А в Поморье за пределами Соловков: в устьях рек Верзуги, Кеми, Поноя, у с. Умбы и у поселка Кереть. При всем многообразии форм древние лабиринты всегда расположены вблизи моря - на островах и полуостровах, в устьях рек; а вход в них - всегда со стороны материка. Встречаются такие лабиринты и по всему миру. Назначение их многофункционально, но большинству людей смысл их не ясен.

В середине лабиринта часто бывает сооружение из камней. Александр Брюсов, археолог и брат поэта-символиста Валерия Брюсова, насвинячил в одном лабиринте Большого Заяцкого. Он раскопал каменное сооружение в центре, ни фига не нашел внутри, а вынутые камни бросил у входа в лабиринт, где они так и лежат.

Ученые выдвинули, как водится, гроздь гипотез, объясняющие назначение лабиринтов. Все бредовые, что ощущается даже по первым фразам изложения. Но в отличие от Тунгусского дива, где ложные гипотезы их авторам так нравятся, что они не желают с ними расставаться, в случае поморских лабиринтов гипотезы выглядят недостоверными даже в глазах их авторов. Поэтому случилось беспрецедентное на моей памяти событие - ученые решили больше ничего не трогать до тех пор, пока не появятся новые идеи по поводу смысла лабиринтов или новые методы исследований.
Знаете ли вы другой случай, когда ученые отказались разобрать на части, сломать, раскурочить что-то неведомое, чтобы узнать, как оно работало, пока было цельным?
А тут получилось именно так - все лабиринты, уцелевшие после лагерного периода Соловков, целы-целехоньки и густо поросли брусникой.

А судьба новых теорий будет не легкой. Ведь единственное, что ясно сейчас - это то, что лабиринты использовались для ритуалов. А разгадать смыслы ритуалов обычно никогда не удавалось в рамках научной парадигмы. Ведь она ничего не хочет знать о сакральных пространствах, техниках погружений в нижние миры, работе с индивидуальным временем...

На Кузовах главные достопримечательности - не лабиринты, а другие каменные памятники . Они были открыты (в научном понимании этого слова) и исследованы экспедицией Карельского историко-краеведческого музея под руководством И.М.Мулло в 60-е годы. С тех пор архипелаг знаменит древними стоянками, культовыми комплексами, а также обилием священных камней - сейдов. Суммарно здесь обнаружено около 800 разнообразных сложений из камня. На Немецком Кузове, который я посетил, их насчитывается около 300. А я успел увидеть менее двух десятков - галопом по северным европам.

Сейд может быть обычным камнем, но поставленным таким образом, что он отмечает дорогу. Так что увидеть его человеку в тундре было крайне желанно.
Еще популярны плоские камни, на которые так и тянет присесть.
Остальные виды сейдов можно разделить на четыре группы.

Первая – это огромные валуны, поставленные человеком, а порой проходившим ледником на т.н. «ножки» - мелкие камни. Выглядят очень эффектно.

Вторая - сейды-идолы в виде грубого скульптурного бюста человека. Это валуны, напоминающие по форме и размерам верхнюю часть человеческого туловища, на которых иногда лежат камни, имеющие форму головы. Вроде бы я видел такой сейд в бинокль на одном из безымянных Кузовских островов.

Третья - зооморфные сейды - «крокодилы, бегемоты…». Причем крокодилы представлены в ассортименте, а каменного бегемота я одного видел.

Четвертая, наиболее многочисленная группа - среднего размера валуны, на которых установлены несколько камней поменьше.

Сейд на острове Немецкий Кузов примерно в метр высотой. Нижний камень, судя по мхам, положен пару тысячелетий назад, верхние камни - новодел, стилизация того, как это обычно выглядело.

На Русском Кузове святилище расположено на вершине гранитной горы, называемой Лысой. На ее склонах находится более 350 сейдов, примерно таких же, как и на Немецком Кузове. Единственным отличием святилища на Лысой горе является присутствие там «каменных баб» - сейдов-идолов, получивших свое название по сходству с половецкими каменными бабами степей Евразии.

Вообще открытие саамских святилищ на Немецком и Русском Кузовах имело важное значение: впервые культовые памятники древних саамов были обнаружены в районах, где саамы уже давно не проживали. А это значит, что обнаруженные святилища относятся к глубокой древности, а не являются этнографическими объектами.

Вид на остров Русский Кузов с Немецкого Кузова.

Наивысшие точки архипелага: Немецкий Кузов - 134 м и Русский Кузов - 123 м. Это самые высокие отметки на всем Карельском Беломорье. Вот так выглядел с высоты 130 метров катер, который привез нас на Кузова.

Уникальный культовый комплекс обнаружен и на вершине острова Олешин Кузов. Здесь расположены 2 лабиринта и 8 дольменов. Один из лабиринтов по своим конструктивным особенностям не имеет аналогов в Северной Европе.

По поверью саамов, древних жителей Беломорья, сейды помогают людям в рыбной ловле и на охоте. Поэтому они ставились на высоких берегах и островах так, чтобы были видны издалека.
А сама возможность появления людей на Кузовах обеспечена наличием там родников и леса. В частности на Немецком Кузове есть три слабых родника и немного лесов в расселинах ("и на камнях растут деревья").

Каменные памятники предположительной Гипербореи находят в Карелии , на Кольском, на Кузовах...
В случае последних исследователи все время плавают там на моторных и весельных лодках. Дело в том, что к Немецкому Кузову можно причалить на катере, что я и сделал. А к Русскому Кузову можно причалить только на яхте или моторной лодке. Иначе никак. И поэтому я не смог в этом году туда попасть.
Жаль, конечно: ведь именно на Русском Кузове есть древний каменный трон, который встречается в трех фильмах о поисках Гипербореи. И есть там другой фильм ("Миражи Гипербореи) про то, как энтузиасты поднимали этот многотонный трон...

Каменный трон на Русском Кузове - весом около пятнадцати тонн.

А вообще в Кеми на ул. Фрунзе, дом 1 находится ресторан "Кузова". Его украшают фотографии владельца ресторана на этом (предположительно гиперборейском) троне. Он иногда катает своих друзей или гостей на Русский Кузов, но тогда на большом катере везет еще малый катер, чтобы с помощью него причалить к острову.
А Немецкий Кузов сдан в аренду. Там находится смотритель и в сезон живут коммерческие клиенты-палаточники, которые отстегивают за это удовольствие по 1000 рублей в день.

В 2005 году состоялась также экспедиция Константина Севенарда на Белое море.
Это такой общественный деятель Санкт-Петербурга, который говорит что в нем с детства присутствует память о прошлой жизни, причем жизни совершенно конкретного субъекта, его имя Фэб или Фаб. Я с уважением отношусь к людям, которые помнят прошлые жизни, только если в этой прошлой жизни человек не помнит себя как Нефертити. Это уже напоминает психическое расстройство, согласитесь. А мальчик Костя шокировал своих родителей, рассказывая о некоторых вещах, которых ребенок знать не может. Так, в Таджикистане он рассказывал о штурме некоего города, который находился рядом со входом в подземный мир, куда уходят души умерших. Дескать, этот вход реально существует, как существует и изображение сфинкса напротив входа в этот туннель. По прозрениям Севенарда перед смертью в той жизни он успел продиктовать и изобразить своим подчиненным ариям словарь петроглифов, которыми Фэб пользовался при создании Каменной книги на берегу Белого моря. Все события жизни Фэба после ухода с Севера описаны в наскальном тексте, который находится в районе местечка Сантуда в Таджикистане. Он является доказательством существования Фэба, так как петроглифы текста якобы совпадают с текстом Каменной книги, которая находится на дне водохранилища Беломорской ГЭС. Строится Сантудинская ГЭС, водохранилище которой затопит эти надписи, но пока они еще доступны. А вход в подземный мир и сфинкс в Таджикистане были затоплены водохранилищем Нурекской ГЭС, плотина которой самая высокая в мире. Такая высота плотины наводит на бесполезные уже сейчас размышления... Например, о том, почему в зону затопления водохранилищ чуть было не попал арийский город Аркаим на Южном Урале.

А о Каменной книге ходят легенды. Есть легенда, на мой взгляд совершенно безумная, что книгу видел Ломоносов, чем объясняется его карьера. А также, что ее видел Николай Гумилев, в 18 лет, в 1904 году, путешествуя по Русскому Северу. Тут уже, возможно, хотя бы есть полуправда, дескать, он ее не читал, но наводил справки о ней. Потому что Гумилева с докладом о Каменной книге якобы принимал у себя император Николай Второй. Дальнейшие исследования финансируются российской казной. Организуется экспедиция на Кузовской архипелаг, которая вскрывает там гробницу и находит уникальный гребень из золота. Севенард утверждает, что во время поездки летом 2005 года он обнаружил вскрытую гробницу (которую называет почему-то "гробницей королевы Моб") на вершине одной из сопок Русского Кузова.

Гребень, получивший название «гиперборейский», был найден на Кузовах экспедицией Российской академии наук под руководством исследователя русского Севера Визе в 1898 году. Вот как описывает сам Визе эту находку: «Для раскопок мы выбрали каменную пирамиду на острове, который носит название Русский Кузов, к сожалению, пирамида оказалась пустой, и мы уже собирались закончить работу на острове, когда я попросил рабочих, ни на что особенно не рассчитывая, перевернуть большую каменную плиту недалеко от пирамиды. Под плитой, к моей неимоверной радости, оказались плотно подогнанные друг к другу камни. Уже на следующий день мы сумели вскрыть это захоронение. Викинги не хоронили своих умерших и не строили каменные усыпальницы, я сделал вывод, что это захоронение относится к более древней цивилизации. В могиле был скелет женщины, никаких предметов, кроме одного-единственного. Около черепа женщины находился золотой гребень удивительной работы, на верху которого девушка в облегающей тунике сидела на спинах двух несущих ее дельфинов".

По легенде этот гребень, великий князь Сергей Михайлович, преподнес (по просьбе Николая Второго) Матильде Кшесинской. И есть основания полагать, что гребень до сих пор лежит в тайнике особняка Кшесинской в Петербурге.
В художественной книге "Хрупкая вечность" (я понимаю, что по достоверности - это все равно, что ссылаться на "Код да Винчи") за этот гребень в 1904 году американская Ассоциация масонских лож предложила 6,5 млн. золотых рублей, что соответствует приблизительно $300 млн. по покупной способности в современное время.

Мне же за неполную неделю пребывания на Белом море доставались лишь осколки смыслов, к примеру, пока ехали в Кемь, проезжали Индоманку - левый приток Кемы. В ее названии я сразу увидел типичный санскритский корень "инд". Речек с этим корнем немало в местах предположительного расселения ариев: от Индигирки, Индоги, Индеги, Индиги, Индичйок на севере до знаменитой реки Инд в Индии.

А "Север" - волнующее слово, которое близко к смыслу сохранилось, пожалуй, в санскрите: "сверкать, сиять, излучать, гореть". По мере утраты смысла появляются лишние звенья, какое-то дублирование. Например, перед глазами многих при слове "север" возникает картина северного сияния. Но по исходному смыслу "север" - это уже "сияние, сверкание", и "северное сияние" получается как "сервисное обслуживание"...

"Ты помнишь как арии шли с Севера на Юг?", - неожиданно спросила меня в этом году одна женщина из Калуги, почему-то интуитивно решившая, что я родом из северной цивилизации.
"Не помню, маленьким был", - отвечал я...

Но если я ничего не помню - в отличии Константина Севенарда, почему не использовать подобное в художественных целях?
Я задумал такой текст прошлым летом (см. предисловие). Но, увы, пока не хватает слов.

А Гребенщиков уже чуть-чуть использовал ее в художественных целях.
"На каменных кострах ветер целует траву семи ветров", - так начинает он альбом "Гиперборея".
Действительно от Гипербореи не могли сохраниться кости, но остались камни...
Сейчас уже найдена пригоризонтная обсерватория гиперборейцев, которая, возможна, похожа на пригоризонтную обсерваторию Улугбека, развалины которой я в течение часа изучал под Самаркандом в августе 1986 года.

Гиперборейский золотой гребень (проба золота 1000!) Кшесинской исполнял любые желания

Из ныне живущих, эпический гребень не видел никто. Сохранилось только описание Николая Гумилёва «золотой гребень удивительной работы – на верху девушка в облегающей тунике, сидящая на спинах двух несущих её дельфинов».

Николай Гумилёв (1886-1921) - русский поэт Серебряного века, создатель школы акмеизма, прозаик, переводчик, литературный критик, успел в недолгой жизни отметиться ещё и как путешественник. Манила Африка, но пока, то есть в 1904 году, Гумилёв отправился по русскому Северу. В поездке судьба щедро одарила гимназиста - восемнадцатилетний Коля на Кольском полуострове, в окрестностях города Беломорска, обнаружил высеченное в камне иероглифическое письмо. Гумилёв, который ещё только получит аттестат зрелости 30 мая 1906 года (с единственной пятёркой по логике) предположил, перед ним легендарная Каменная книга – стартовые знания о мире, источник сказаний всех народов. Иногда из-за специфического письма, напоминающего следы птиц, книга именуется Голубиной.

На плоских скалах выбиты сотни метров текста. Здесь же вырезан словарь символов. Для перевода Гумилёв воспользовался древним каменным глоссарием и знаниями специалиста по семитским языкам. В наскальной книге, найденной в районе реки Индель, повествовалось об устройстве мира, физической и духовной связи всего живого на планете, рассказывалось о доисторической цивилизации, погибшей в гражданской войне: конфликтовали вики (хранители тайны философского камня) и арии. Предводитель повстанцев Феб потерял в боях сына, дочь и жену Моб – королеву империи.

Открытие Гумилёва взбудоражило научный мир. Доклад о северной экспедиции заслушал император Николай II. Фантастическая находка подвигла царскую казну на дальнейшее финансирование исследований.

После экспертизы выяснилось, гребень из золота тысячной пробы. Лепет про несуществующую в наше время наивысшую чистоту золота, несостоятелен. Золото 1000-й пробы в повседневной жизни используется в химических опытах и изысканной кулинарии – блюдах с кусочками золотой фольги, сюда же отнесём водку, с плавающими в ней золотыми хлопьями. Но для ювелирных поделок, чистое золото слишком мягкое. Тут сложность не в выплавке высшей пробы, проблема в деформации изделий, выполненных из такого металла. Только современные японцы - коллекционеры передовых технологий, создают украшения из 24-каратного золота. А гребень, добытый в древней гробнице, при 100-процентной чистоте сплава, не гнулся и не мялся, что удивительно.

Николай II в ту пору увлекался балериной Матильдой Кшесинской. Ей (по просьбе императора) преподнёс гиперборейский гребень великий князь Сергей Михайлович. По другой версии Матильда Кшесинская сама выкупила фантастический гребень у Гумилёва. Она никогда не расставалась с золотой игрушкой, по семейной легенде гребень исполнял любые желания. «Сын Матильды Феликсовны – Владимир, проверяя силу гребня, загадал, чтобы какие-то предметы летали и они поднялись в воздух» - рассказывает правнук балерины Константин Севенард.
На многочисленных фотографиях Кшесинской демонстрируются тоненькая талия, роскошные волосы. Но нет ни одной с гиперборейским гребнем в причёске. Довольно странно.

Мормоны, знавшие о великой силе гребня, предлагали Кшесинской сначала два миллиона долларов, потом четыре. Наконец выдали балерине просто подписанный чек и предложили самой вписать любую сумму. Но Матильда Феликсовна не нашла сил расстаться с любимой вещицей. Начались угрозы, только реликвия осталась у Кшесинской, во всяком случае до марта 1917 года.

Пролетело столетие, ничего из драгоценной коллекции Кшесинской не появилось и не проявилось. Клад балерины пока не найден. Хочется верить, однажды обнаружится удивительный гребень. Хотелось бы взглянуть.

Согласно записям в дневнике балерины ее самой любимой драгоценностью были не многочисленные украшения из бриллиантов и сапфиров, а выкупленный за огромные деньги у Николая Гумилева древний золотой гребень, привезенный им из археологической экспедиции.
Гумилев нашел эту вещь в гробнице на острове в Белом море. В гробнице находился женский скелет 2,5 метрового роста. На ней было всего одно украшение – этот гребень, изумительной красоты и удивительной работы. На гребне изображена девушка, смотрящая на двух плывущих к ней дельфинов. Никто из исследователей не смог сказать к какой цивилизации принадлежала золотая находка.

Матильда Кшесинская утверждала, что приобретение этого гребня стало началом неожиданных мистических перемен в ее жизни. Так, если гребень был на ней, все ее планы всегда сбывались.

Анализ золота, из которого сделан гребень, показал большую пластичность гребня. И еще, проба золота гребня оказалась 1000! Как известно, такой пробы не существует на нашей планете!

Есть предположение, что этот гребень появится в 2017 году, т.е. ровно через сто лет после его утраты.

Гиперборейский гребень для балерины

А предыстория воистину царского подарка такова. В 1903 году, возвратившись из Тифлиса, в Царском Селе поселилась семья корабельного врача Степана Яковлевича Гумилева. К тому времени его сын Николаша, мальчик спокойный и склонный к одиночеству, увлекающийся зоологией, географией и историей, уже опубликовал свое первое стихотворение "Я в лес бежал из городов...". Юношеские искания смысла жизни и привели юного Гумилева на русский Север. По крайней мере, так утверждает инженер-гидротехник по образованию и президент российской Промышленной компании "Гефест", бывший спецназовец и депутат российской Госдумы, а также правнук балерины Кшесинской Константин Севенард.

В то время восемнадцатилетний юноша Николай Гумилев, под воздействием "Тайной доктрины" Елены Блаватской, а также результатов изысканий экспедиции знаменитого русского путешественника Николая Пржевальского, увлекся изучением оккультных, мистических учений.

Для того периода российской истории, начала ХХ столетия, было весьма характерным наличие в столице империи адептов различных религиозно-философских воззрений, теософских движений и всякого рода "искателей забытой мудрости". "Весь Петербург охвачен необычно сильным мистическим движением, и в настоящее время там образовался уже целый водоворот маленьких религий, культов, сект, – писал корреспондент оккультного журнала "Ребус". – Движение охватывает собою как верхние слои общества, так и нижние. В верхних слоях мы находим теософско-буддийское течение… С другой стороны, наблюдается возникновение сильного интереса к масонству и возникают вновь заглохшие было формы религиозных движений прошлого столетия". Видимо, не случайно появились в Санкт-Петербурге в окружении царской семьи и монгольский врач Петр Бадмаев, и посланник 13-го Далай-ламы бурят Агван Доржиев, и, позднее, сибирский "старец" Григорий Распутин…

И потому вполне обоснованным можно считать предположение, что на пике всеобщего интереса к религиозно-мистическим учениям захлестнувших Россию, Николай Гумилев обратил свое внимание на близкий, даже по чисто географическому расположению, Север, на Кольский полуостров, до которого из Северной Пальмиры – всего ничего… Именно земля Карелии, согласно доарийским и древнеарийским верованиям, являлась прародиной ариев – легендарного государства хеттов – Гипербореей.

В этих местах высилась гора (или скала), считавшаяся центральной точкой мира. Согласно древним свидетельствам, она имела "подножие из семи небес" на которых обитали небожители, и где царил "золотой век". В древнерусском апокрифическом повествовании, относящемся к ХIV веку, "О всей твари" рассказывалось о том, что в "Окияне стоит столп, зовется адамантин (алмаз. – Сергей Кулида). Ему же глава до небеси". "Столп в Окияне до небес" еще известен по преданиям, как Бел-горюч камень или Алатырь-камень и то, что располагался он на сказочном острове Буяне (ныне известном, как Немецкий Кузов, расположенный неподалеку города Кемь) в Белом море. Кстати, именно к этой "Скале на берегу океана" был сорок лет прикован мифический Прометей, воспетый Эсхилом. А растиражированный ныне Нострадамус писал, что "Север – это особое место для встречи иных миров".

Вследствие вековой трансформации власть хеттов-геттов и, в конечном итоге, готов распространила свое владычество от Белого до Черного моря. И, как уверяют некоторые исследователи, именно под влиянием готов-гиперборейцев возникла впоследствии империя царя Филиппа и его сына – Александра Македонского.

К тем прадавним временам относится и легенда о так называемой "Каменной" или "Голубиной", возможно, точнее – "Глубинной (давней, – Сергей Кулида) книге". Этот "фолиант" на самом деле представлял собой рунические знаки, вырезанные в скалах на берегу Белого моря, шириной до 80 метров. Но в 1962 году "канонический" текст, как уверяет упоминаемый нами Константин Севенард, был намеренно затоплен при строительстве Беломорской ГЭС.

В чем же заключается тайна этой "книги"? По мнению историков, она не только содержала изначальное ученье о мироздании, но и раскрывала загадку эликсира вечной жизни, некие прикладные технологии, способные вывести цивилизацию на новый уровень развития. А еще "Каменная книга" стала первоисточником для мифов и легенд чуть ли не всех народов мира, всех древнейших знаний и религий.

Именно этот утерянный артефакт, будто бы, и нашел в 1904 году Николай Гумилев во время своего путешествия на скалистые острова Белого моря. И после возвращения немедленно добился аудиенции у своего сановного соседа по Царскому Селу – Николая II. Как это не покажется странным, но встретиться с царем было проще простого. Питерские художники и исследователи Наталья и Владимир Евсевьевы рассказывают, что, "между прочим, царская резиденция (Александровский дворец. – Сергей Кулида) тогда была открыта для всех желающих". И потому познакомиться с императором можно было во время прогулки. "Сейчас это звучит невероятно, – говорят Евсевьевы, – но в то время руководители страны были гораздо ближе к народу". Да и дом Полубояринова, где жили Гумилевы, располагался в самом центре "российского Версаля" – на углу улиц Оранжерейной и Средней – возле самого Александровского дворца.

Поразительно, но, выслушав доклад восемнадцатилетнего юноши, самодержец Российский распорядился немедля выделить из казны определенные средства для продолжения изысканий. Экспедиция под руководством Гумилева снова отправляется на Север – на острова Кузовского архипелага. Следуя информации, почерпнутой из расшифрованной им "Каменной книги", юный исследователь приступает к поискам легендарных свидетельств давней эпохи, гробницы "королевы Моб". "Для раскопок мы выбрали каменную пирамиду на острове, который носит название Русский Кузов, к сожалению, пирамида оказалась пустой и мы уже собирались закончить работу на острове, когда я попросил рабочих, ни на что особенно не рассчитывая, разобрать небольшую пирамиду, которая находилась метрах в десяти от первой, – докладывал государю Гумилев. – Там, к моей неимоверной радости оказались плотно подогнанные друг к другу камни. Уже на следующий день мы сумели вскрыть это захоронение, сделанное в форме склепа. Викинги не хоронили своих умерших и не строили каменные усыпальницы, на основании чего я сделал вывод, что это захоронение относится к более древней цивилизации. В могиле был скелет женщины, никаких предметов, кроме одного единственного. Около черепа женщины находился золотой гребень удивительной работы, на верху которого девушка в облегающей тунике сидела на спинах двух несущих ее дельфинов". К слову, необходимо отметить, что найденное ювелирное изделие было изготовлено из золота 1000-й пробы, которое, согласно переводу Гумилевым "Голубиной книги", изготовлялось в империи "прародителей-виков" с помощью философского камня.

Существует мнение, что, следуя "настойчивой просьбе" государя, Николай Гумилев продал найденный им артефакт, названный им "Гиперборейским гребнем", великому князю Сергею Михайловичу, который в то время был уже фактическим супругом Матильды Кшесинской. А тот, в свою очередь, от имени Николая II, преподнес его балерине…


Археолог-любитель Константин Севенард утверждает, что Поморье - родина ариев, а Таджикистан - легендарная Шамбала

В тайну таинственной Голубиной (Каменной) книги, которую якобы видели еще Михайло Ломоносов и Николай Гумилев, проник депутат Государственной думы 3-го созыва, а ныне петербургский бизнесмен Константин Севенард. На собственные средства он организовал экспедицию на русский Север для изучения древних рукотворных курганов. «Материал, собранный в этом и прошлых годах, может в корне изменить взгляд на историю мира», - уверен г-н Севенард. Действительно, на пресс-конференции, состоявшейся по поводу окончания экспедиции, было сделано несколько сенсационных заявлений, идущих вразрез с общепринятыми историческими знаниями.

О Каменной книге упоминают различные древние источники, как рукописные, так и устные. Причем источники вполне исторические - такие как Апокалипсис, «Слово св. Иоанна Богословца о пришествии Господни», «Житие преподобного Авраамия Смоленского». По мнению историка Александра Афанасьева, «из числа духовных песен, сбереженных русским народом, наиболее важное значение принадлежит стиху о Голубиной книге, в котором что ни строка - то драгоценный намек на древнее мифическое представление» об окружающем мире, населяющих его людях, зверях и птицах. «Стих о Книге Голубиной» сохранился до наших дней в более чем 20 вариантах, в которых с некоторыми разночтениями рассказывается, как «восходила туча сильная, грозная, выпадала книга Голубиная, и не малая, не великая. Длины книга 40 сажень: поперечины 20 сажень. Ко той книге ко Божественной сходилися, съезжалися 40 царей со царевичем, 40 князей со князевичем, 40 попов, 40 дьяконов, много народу. Никто так к книге не приступится, никто ко Божьей не пришатнется. Приходил ко книге премудрый царь Давид. До Божьей до книги он доступается, перед ним книга разгибается, все Божественное писание ему объявляется».

Главная часть стиха заключается в ответе на вопросы "отчего зачался у нас белый свет, отчего зачалось солнце красное, отчего взяты телеса наши, отчего у нас в земле цари пошли, которая земля землям мати, которая церковь над церквами мати, который у нас камень каменьям отец, который зверь всем зверям отец", составляющие сущность космогонических представлений древних людей.

Константин Севенард уверен, что Каменная (Голубиная) книга существует не только в преданиях и легендах. По его предположению, эту таинственную книгу видел в молодости Михайло Ломоносов, «чем объясняется его легендарная карьера и тот факт, что все дальнейшие исследования шли в ключе текстов Каменной книги - две северные экспедиции, профинансированные из царской казны, поиск философского камня». Севенард настаивает, что поэт Серебряного века Николай Гумилев, путешествуя в 1904 году по русскому Северу, также видел ее в районе города Беломорска в одной из глубоких лощин в туманном устье реки Индель в виде высеченных в каменном склоне иероглифов. Отсюда, по словам Константина Севенарда, идет ее название - Каменная книга. Другое название книги - Голубиная - происходит от изображенных в контексте книги чаек, которых древние славяне приняли за голубей.

С докладом о северной экспедиции и обнаруженной Каменной книге 18-летнего Николая Гумилева принимал у себя император Николай Второй, который отнесся к находке с чрезвычайной серьезностью, поэтому дальнейшие исследования Гумилева, а также его обучение в Царскосельском лицее финансировались из царской казны. Следуя текстам Каменной книги, Гумилев организует экспедицию на Кузовской архипелаг, где вскрывает древнюю гробницу, в которой находит уникальный гребень из золота 1000-й пробы (такой чистоты золота не удается достичь до сих пор). Известно, что на гребне, который получил название «Гиперборейский», была изображена девушка в облегающей тунике, сидящая на спинах двух несущих ее дельфинов.

По легенде, этот гребень великий князь Сергей Михайлович преподнес по просьбе императора Николая Второго балерине Матильде Кшесинской. «Есть все основания полагать, следуя семейным преданиям, что гребень до сих пор лежит в тайнике особняка Кшесинской в Петербурге», - говорит Константин Севенард, который считает себя потомком Кшесинской. Косвенным доказательством является тот факт, что после Октябрьской революции 1917 года большевики в поисках уникального гребня одним из первых захватили именно этот особняк, а американские масоны предлагали самой Кшесинской продать гребень за 4,5 миллиона золотых рублей. Более того, Севенард, изучив все дневники и письма балерины, утверждает, что Кшесинская считала «Гиперборейский гребень» своеобразным катализатором революции.

Исследователь русского Севера вспоминает, что еще в его бытность депутатом Госдумы он ознакомился с дневниковыми записями Николая Гумилева и с отчетом о той давней экспедиции, опубликованном в 1911 году колоссальным тиражом в 20 тысяч экземпляров. Несмотря на такое массовое издание, практически весь тираж был впоследствии уничтожен, то же произошло и с дневниками. Но, как известно, рукописи не горят, и очевидно, что какие-то экземпляры брошюры и сам дневник все-таки сохранились в недрах спецхрана. К сожалению, Константин Севенард был так увлечен содержанием этих первоисточников, что не обратил внимания на наличие на них каких бы то ни было архивных или библиотечных шифров, указывающих на принадлежность к государственному или ведомственному архиву (спустя сутки исследователь, правда, припомнил, что на форзаце брошюры стоял экслибрис "Частная библиотека Городецкой"). Тем не менее, он обратил внимание, что в творчестве Николая Гумилева нет даже стихов, посвященных Каменной (Голубиной) книге, хотя в его дневниках встречается упоминание о том, что трещины между иероглифами, которыми написана Каменная книга, поросли цветами. Самое интересное, что практически у всех поэтов Серебряного века (Николай Заболоцкий, Константин Бальмонт, Осип Мандельштам, Андрей Белый) присутствует образ «цветочной книги», «написанной рукой судеб могучей», в которой содержится «все правда сокровенная земли».

Зато в биографии поэта, по мнению Севенарда, «имеется столько белых пятен, что создается впечатление, что кто-то тщательно и последовательно вычищал сведения о целых периодах его жизни». Даже расстрел Гумилева в 1921 году исследователь связывает с тайными знаниями, которыми наделила поэта Каменная книга и к которым, по его словам, очень неравнодушны вездесущие масоны.

В наскальной Голубиной книге Гумилев якобы прочитал некие откровения об устройстве мира, физическом и духовном взаимодействии всего живого на планете, которую более 100 тысяч лет назад населяли представители совсем другой цивилизации, погибшей из-за изнурительной гражданской войны. Конфликт разгорелся между виками, познавшими тайну философского камня и обладавшими правом на вечную жизнь, и ариями, лишенными этой привилегии. После окончания войны и гибели королевы Моб предводитель повстанцев Феб увел оставшихся в живых ариев на юг в район современного Таджикистана. Константин Севенард убежден, что термин «викинг» появился лишь в начале 20 века после публикации текста Каменной книги в переводе Николая Гумилева.

Изучив дневники Гумилева и его перевод Голубиной книги, Константин Севенард пришел к открытию, что именно в Таджикистане, а не на Тибете, находится вход в легендарную Шамбалу, а напротив входа существуют изображения гигантского сфинкса, затопленные в настоящее время водохранилищем Нурекской ГЭС. Кстати сказать, Севенард, будучи профессиональным инженером-гидротехником, убежден, что высота плотины была специально завышена на несколько десятков метров, чтобы надежнее скрыть мифический переход в параллельную цивилизацию.

Приоткрыл завесу тайны путешественник и над "голубиными" иероглифами, которыми якобы написана книга. Их нельзя отнести ни к одной из известных древних и современных письменностей. По словам Константина Севенарда, это был специальный искусственный язык, не имевший фонетического звучания. Для облегчения прочтения автор книги Феб оставил потомкам каменный же словарь символов, в котором иероглифам, обозначавшим, например звезды, солнце, человека, чайку или же дракона, соответствовало "пояснительное" изображение. Якобы именно этот словарь и помог молодому поэту Гумилеву расшифровать письмена Голубиной книги.

В 2003 - 2005 годах под руководством Константина Севенарда, желающего докопаться до истины, состоялась серия экспедиций, повторяющая «северный путь» Николая Гумилева. Задачей этих любительских исследований стал поиск сооружений и следов, связанных с событиями, описанными в Каменной книге. Руководитель экспедиции убежден, что в настоящее время Каменная книга находится на дне водохранилища Беломорской ГЭС.

В результате этих экспедиций были исследованы древние рукотворные курганы. Из текстов переведенной Гумилевым Каменной книги следует, что «Фэб похоронил на острове, который по описанию совпадает с островом Немецкий кузов, под двумя огромными курганами своих сына и дочь, а напротив, на острове, похожем а Русский кузов, свою жену - королеву империи Виков - Моб». Гробницу на острове Русский кузов вскрыл Гумилев, а расчистка оставшихся двух курганов была предпринята Севенардом летом этого года. Согласно экспертному заключению профессионального археолога Владимира Еременко, в результате расчистки «были обнаружены два ряда каменной кладки несомненно искусственного происхождения. Кладка сложена из естественных глыб необработанного гранита размером от 0,5 до 1,5 м в поперечнике. Часть гранитных глыб в кладке поставлена на ребро. Подстилающий песок под кладкой - не морской. На острове при осмотре выходов такого песка не обнаружено». Из находок в верхнем слое команда Севенарда обнаружила немецкую каску и пистолетную гильзу 8-мм калибра, что позволило ему сделать вывод о том, что древними захоронениями ариев на Кузовском архипелаге еще во время Второй мировой войны интересовались представители спецслужб фашистской Германии.

Делая на пресс-конференции столь необычные заявления, Константин Севенард посетовал, что для того, чтобы получить вещественные доказательства его теории, требуется всего-навсего "получить разрешение Министерства культуры на проведение полноценных археологических раскопок на островах Русский кузов и Немецкий кузов и полномасштабное подводное исследование донного ландшафта в месте, где до затопления находилось устье реки Индель". Он также настаивает на необходимости проведения изыскательных работ в бывшем особняке балерины Матильды Кшесинской с целью поиска спрятанного ею в неком тайнике «Гиперборейского гребня».

На обложке вышедшей недавно книги «Хрупкая вечность» Константин Севенард позиционирует себя как человека, который имел много хобби от коллекционирования фантиков до увлечения историей внеземных цивилизаций. Археология - одно из них и, пожалуй, совершенно безобидное, но не бесполезное. Если бывший депутат Госдумы, а ныне общественный деятель и бизнесмен Константин Севенард сумеет победить Минкульт и добиться разрешения на раскопки, то, возможно, в скором времени мы получим если не подтверждение его «арийской теории», то, во всяком случае, новые археологические находки, которые прольют свет хотя бы на часть многочисленных тайн российской истории.

Наталья Елисеева

Прямой эфир

Концерт Фронту (12+)

20:00 Х/ф "Фронт" (12+)

21:55 Вокруг света пешком. Италия (12+)

22:50 Х/ф "Однажды летом" (12+)

00:00 Х/ф "По щучьему веленью" (6+)

Николай Степанович Гумилёв. Поэт, путешественник, воин.

Написать нам

Николай Степанович Гумилёв. Поэт, путешественник, воин.

Древних ратей воин отсталый,

К этой жизни затая вражду,

Сумасшедших сводов Валгаллы,

Славных битв и пиров я жду* .

Кто такой Николай Степанович Гумилёв? Он был среди лучших из лучших во время Серебряного Века русской культуры. Он дважды собирал экспедиции в Абиссинию (Эфиопию), стремился цивилизовать дикие племена, населяющие Данакильскую пустыню, подарил ящик вермута человеку, которого многие стали считать воплощением бога. Он прошёл Первую Мировую войну, которую тогда называли Второй Отечественной, храбро воевал и был награждён двумя Георгиевскими крестами (и не только).

Жизнь поэта подобна экшн-фильму, полного неожиданных историй и приключений. Давайте узнаем о ней побольше!

Николай Гумилёв родился в дворянской семье в 1886 году, рос болезненным ребёнком, а первое стихотворение написал в 6 лет. Учился в четырёх гимназиях, но и первой, и последней из них стала Царскосельская. Успешен в учёбе поэт не был, но директор гимназии Иннокентий Анненский тоже был поэтом, а потому относился к подопечному с пониманием. Когда Гумилёв издал первый сборник стихов, то нашёл учителя и покровителя – известного поэта Валерия Яковлевича Брюсова.

В 20 лет Гумилёв отправился в Париж и учился в Сорбоннском университете. Он много путешествовал; дальние земли всегда привлекали поэта. Даже его первое в жизни четверостишие было посвящено реке Ниагаре.

Кроме Франции, он побывал в Италии, потом ненадолго вернулся в Россию и отправился в путешествие по странам Леванта (современные Сирия, Палестина и Ливан), об этом он рассказывал в письмах учителю Валерию Брюсову. Потом издал успешный сборник стихов, получил деньги от его продажи и посетил Турцию, Грецию и Египет. В следующее путешествие вдохновлённый историями о подвигах русских офицеров в Африке поэт отправился в Абиссинию, где подружился с императором (негусом) Менеликом II, а ещё собрал большую коллекцию местных диковин для петербургской Кунсткамеры. Вот отрывок из стихотворения поэта, пленённого далёкой и полной приключений землёй:

Послушай: далёко, далёко, на озере Чад

Изысканный бродит жираф.

Ему грациозная стройность и нега дана,

И шкуру его украшает волшебный узор,

С которым равняться осмелится только луна,

Дробясь и качаясь на влаге широких озёр.**

Посвящены эти строки были Анне Ахматовой.

Вернувшись в Россию, Гумилёв погружается в литературную жизнь, входит в знаменитые литературные кружки, основывает журнал, стреляется из-за Елизаветы Дмитриевой стреляется с поэтом Максимилианом Волошиным; соперники не пострадали, Гумилёв требовал продолжения поединка, но всё закончилось двумя осечками (со стороны Волошина) и промахом (со стороны Гумилёва). В том же году был издан очередной сборник, на который откликнулись самые известные литературные деятели.

Жизнь кипела событиями. В 1910 году двадцатичетырёхлетний поэт обвенчался под Киевом с Анной Горенко, которую мы знаем как Ахматову, стал мастером «Цеха поэтов», заявил о рождении нового литературного течения, участвовал в открытии издательства и журнала, поступил в Петербургский университет, где изучал старофранцузскую поэзию. 1 октября 1912 года Гумилёв стал отцом: у четы поэтов родился сын Лев, будущий знаменитый учёный.

Затем Гумилёв отправился во вторую экспедицию в Абиссинию, чтобы исследовать эту землю при поддержке российской Академии наук. Он хотел познакомиться с неизученными племенами Данакильской пустыни, но от этого пришлось отказаться. Однако поэт всё равно познакомился с Африкой сполна. Вместе с турецким консулом Мозар-беем он продолжил путь на выпрошенной дрезине, когда среди Африки встал поезд. Дальше Гумилёв отправился караваном в Харар, город на востоке Эфиопии, и познакомился там с расом Тэфэри, которого растафарианцы признали потом воплощением бога Джа. Впоследствии этот человек стал императором.

Потом был путь по малоизученным землям,поэт добывал пищу охотой, возле города Шейх-Гуссейн пролез в пещеру, где, по преданию, грешный человек должен был застрять и умереть от голода и жажды. Через Гинир экспедиция пришли в долину Дера, где Гумилёв лечил от малярии женщину, назвавшую потом сына в честь него. После этого экспедиция двинулась в обратный путь через Харар.

Лирический герой Гумилёва – человек действия, решительный и бесстрашный.

«Я конквистадор в панцире железном,

Я весело преследую звезду,

Я прохожу по пропастям и безднам

И отдыхаю в радостном саду***» - написал он в 1905, в 19 лет, и, словно лозунгу, всю жизнь следовал этим строкам. Не прошло и года после возвращения из Африки, как поэт ушёл добровольцем на Первую Мировую войну, дав взятку, чтобы его допустили до службы в армии. Он прошёл через самые тяжёлые бои, участвовал в скачке, когда был болен, получил Георгиевский крест в первом же сражении, за ночную разведку. Второго Георгия он получило время тяжёлых боёв на Волыни за то, что в одиночку вынес и спас пулемёт во время отступления русских войск. А весили пулемёты тех времён больше семидесяти килограммов!

Заболев на фронте воспалением лёгких, поэт долго лечился в Ялте, но вернулся обратно в окопы. В 1917 году и позже началось разложение русской армии, и он перевёлся в экспедиционный корпус в Францию и больше в битвах не участвовал.

В Советской России Гумилёв представил на суд публики книги стихов, пьесы, африканскую волшебную поэму. В 1920 году он был избран президентом Союза поэтов, издал свой лучший сборник «Огненный столп», вёл литературную студию, наставляя молодых поэтов, и не скрывал своих взглядов, в том числе монархических.

Кажется, Николай Гумилёв, как и Лермонтов, и Пушкин, как поэты позднейшей эпохи Пастернак и Мандельштам, напророчил собственную гибель:

И умру я не на постели,

При нотариусе и враче,

А в какой-нибудь дикой щели,

Утонувшей в густом плюще.****

В 35 лет (в 1921 году) поэт был расстрелян по обвинению в антисоветском заговоре. Он умер, куря взятую у чекистов папиросу и сохраняя спокойствие, и был полностью реабилитирован в 1992 году. Неизвестно, участвовал ли он в заговоре, знал ли о нём, как неизвестно и точное место, где он похоронен.

* из стихотворения Н.С. Гумилёва «Ольга»

** из стихотворения Гумилёва «Жираф»

*** из стихотворение Гумилёва «Я конквистадор в панцире железном…»

**** из стихотворения Гумилёва «Я и вы»

Шустова Дарья

Понравилось? Лайкни нас на Facebook