Что происходит с парком Каменноостровского дворца? Культурное наследие России: Каменноостровский дворец Каменноостровский дворец кто его хранитель

Каменноостровский дворец, расположенный на стрелке одноимённого острова, там, где расходятся Большая и Малая Невки, сейчас, благодаря проекту «Открытый город», доступен всем нам. Во время экскурсии у каждого есть возможность не только полюбоваться отреставрированным зданием, его фасадами и интерьерами, но окунуться в загадочное прошлое дворца и его обитателей.

Дворец изначально окружён ореолом тайны. Императрица Екатерина II задумала построить здесь резиденцию для своего сына, будущего императора Павла I, которого она не особенно жаловала, но хотела иметь под присмотром. Каменный остров неплохо подходил для этой цели: сын живёт отдельно, но от Зимнего дворца добраться недолго, так что все шаги своенравного наследника легко можно было держать под контролем. На месте предполагавшегося строительства находился загородный дом канцлера времён Елизаветы Петровны, А.П. Бестужева-Рюмина, но нужен был дворец, соответствующий тогдашним архитектурным веяниям – в духе набиравшего силу классицизма.

Какого архитектора выбрать для строительства? В 1765 году императрица пригласила для этой цели талантливого Василия Ивановича Баженова, недавно вернувшегося из Парижа, где он оттачивал своё мастерство. Вот что пишет в своих «Записках» Семён Андреевич Порошин, воспитатель цесаревича (запись помечена осенью 1765 года): «Смотрели чертежи нововыезжего из чужих краёв нашего архитектора г. Баженова, которые подлинно хорошо расположены и вымышлены, и от всех присутствующих во многом числе дам и кавалеров общую похвалу получили», а чуть позже архитектор осматривал мыс и размышлял, «как бы там зачать строение». Однако сочинённая с размахом, по-баженовски, резиденция не соответствовала концепции Екатерины II в отношении наследника. Государыня не стремилась привлекать к нему особого внимания, поэтому тогда строительство так и не началось. Таинственно исчезли Большие чертежи, на которых Баженов представил свои проектные идеи. Однако исследователи высказывают надежду, что эти бумаги терпеливо ждут в какой-нибудь пыльной папке с неустановленными постройками в где-нибудь архиве или музее…

Следующее упоминание о предполагаемом строительстве дворца на Каменном острове оставил в своём письме, отправленном из российской столицы в начале 1776 года, французский дипломат барон Мари Даниель Буррэ де Корберон: «В двух верстах от Петербурга, на Неве, есть очень красивый остров, Каменноостровский. Великий князь, коему он принадлежит, собирается строиться на нём». Дворец строился неспешно, окончательно отделка интерьеров завершилась в 1784 году.

Долго не стихали споры об авторстве построенного здания, высказывалось мнение, что автором мог быть И.Е. Старов, строивший Таврический дворец… И вот осенью 2003 года в Государственный Эрмитаж из Италии прибыл П. Анджелини, который привёз несколько фотокопий с авторских чертежей Джакомо Кваренги, среди которых были два варианта фасадов Каменноостровского дворца из частной коллекции в Риме. Гость не знал, что это за сооружение, но специалисты Эрмитажа тут же разгадали ребус. Таким образом, понадобилось более двух веков, чтобы загадка авторства Каменноостровского дворца была разгадана, причём это произошло мистически случайным образом. Однако и сейчас высказываются сомнения относительно авторства этого строгого стройного здания...

После дворцового переворота, жертвой которого стал Павел I, Каменноостровский дворец становится одной из самых любимых резиденций сына убитого государя – императора Александра I. Молодой монарх был полон реформаторских планов, но обсуждать эти идеи публично было опасно – многие в высших кругах не желали никаких изменений. Поэтому государь обдумывал реформы в узком кругу друзей-единомышленников, составлявших так называемый Негласный комитет. Эта неофициальная «лаборатория» для подготовки преобразований состояла из четырёх «молодых друзей» императора, близких ему по возрасту, духу, взглядам – Николая Новосильцева, Павла Строганова, Адама Чарторыского и Виктора Кочубея. Возможно, для этих и подобных собраний в Каменноостровском дворце были проведены секретные строительные работы. Над вторым этажом западного жилого флигеля был надстроен третий этаж из четырёх комнат, расположенных вокруг светового дворика. В этих помещениях находился так называемый «верхний» кабинет Александра I с приёмной и комнатой для дежурного офицера. К комнатам были устроены две новые лестницы – со стороны дворцового дворика и деревянная узенькая лестница, соединяющая главный официальный кабинет государя на втором этаже с секретным на третьем. После завершения строительных работ все документы были уничтожены… Есть сведения, что в «верхнем» кабинете работал М.М. Сперанский, готовивший преобразование Российской империи в парламентскую монархию.

С Каменноостровским дворцом связана известная легенда о Медном всаднике. Во время нашествия в 1812 году «корсиканского чудовища» Наполеона Бонапарта Александр I жил здесь, на острове, и подумывал о том, чтобы вывезти памятник Петру Великому из города, дабы он не достался французам. Ситуация была действительно серьёзной. В начале сентября «Санкт-Петербургские ведомости» сообщали, что в городе начаты приготовления «к вывозу нужных вещей… для заблаговременной предосторожности, предупреждая замерзание рек». Адъюнкт Педагогического института К.И. Арсеньев вспоминал: «С июня месяца исключительным предметом разговора было вторжение Наполеона в Россию. В каждый день можно было видеть огромные транспорты, отправляющиеся из Санкт-Петербурга сухопутно и водою в самые отдалённые части империи».

В те тревожные дни одному из петербуржцев, некоему майору Батурину приснился странный сон. Он увидел себя на Сенатской площади, стоящим в ночную пору перед статуей Петра I. Неожиданно лицо Медного всадника начинает обращаться к нему, царь съезжает с «Гром-камня» и тяжело скачет на Каменный остров, к дворцу, где живёт Александр I. Не веря своим глазам, император медленно выходит навстречу своему знаменитому предку. Основатель Петербурга вглядывается в лицо потомка медными очами, и глухо говорит ему, что пока кумир стоит на Сенатской площади, он будет охранять свой город, так что опасаться нечего. Встревоженный этим сном, Батурин добился приёма у князя А.Н. Голицына и рассказал ему всё. Голицын, сам бывший изрядным мистиком и сновидцем, поверил Батурину и передал его сон императору. Потому-то Медный всадник и остался на своём месте, несмотря на все волнения 1812 года… Литературоведы указывают на это предание как на один из возможных источников знаменитой сцены с Медным всадником в одноимённой стихотворной повести А.С. Пушкина.

Каменноостровский дворец таит и загадку последнего путешествия Александра I, из которого ему не суждено было вернуться живым. Здесь он провёл последнюю ночь перед отъездом. Что обдумывал тогда император? Эти тайны хранят стены Каменноостровского дворца… Последняя запись в камер-фурьерском журнале об Александре I относится к 1 сентября 1825 года: «В 6 часов утра государь император с Каменного острова один в коляске изволил прибыть в Царское Село. А оттуда в 15 минут 8-го часа его величество с генерал-адъютантом бароном Дибичем в коляске соблаговолил отсутствовать в предприявший путь в вояж по России и Таганрог». Вскоре к нему присоединилась жена, императрица Елизавета Алексеевна. Следом – дальнее путешествие, и возвращение монаршей четы в Петербург – но уже в гробах… Однако это совсем другая история.

В 1765 году Екатерина II подарила Каменный остров своему сыну Павлу Петровичу. Строительство Каменноостровского дворца началось весной 1776 года по проекту неизвестного автора на месте деревянного дворца А.П. Бестужева-Рюмина, бывшего владельца острова. Надзор за работами осуществлял архитектор Ю.М. Фельтен. В 1777 г. работы были прерваны из-за наводнения, после чего Фельтена сменил Дж. Кваренги. Возведение корпуса здания было закончено в 1780 году, декоративная отделка интерьеров велась до 1782 года. Но уже 18 января 1780 года в оранжерее дворца был устроен пышный прием в честь императрицы.

Дворец является выдающимся памятником классицизма и представляет в плане растянутую букву «П» с центральным корпусом и флигелями (Дж. Кваренги), поставленными к нему под прямым углом. Один из фасадов дворца, обращенный на парадный двор и дворцовый сад, украшен 6-колонным портиком с фронтоном тосканского ордера. К парадному входу ведет лестница из финского гранита. В центре фасада, выходящего на Неву, расположен 8-колонный портик, завершенный аттиком. В центральном корпусе дворца находились Аванзал, Большой зал, галерея, Морской салон, Картинный зал и Кабинет. В одном флигеле располагались жилые помещения, в другом - дворцовый театр.

В 1797 году дворец стали готовить к пребыванию в нем свергнутого с престола польского короля Станислава-Августа Понятовского. К отделке интерьеров привлекли архитектораВ. Бренна. Морской салон был переделан в Малиновую гостиную, Большой зал - в Зеркальный, в Аванзале появились фрески с видами Рима, исполненные самим В. Бренной вместе с Ф. Лабенским по гравюрам Пиранези.

После вступления на престол Александра I в 1801 году, дворец становится одной из любимых его резиденций. В начальный период царствования Александра Павловича во дворце собирается «Негласный комитет». Здесь же 6 августа 1812 года, император поручил командование русской армией М. Кутузову. И здесь же в 1825 году он узнал о заговоре декабристов.

Ж.Б. де ла Траверс. Вид Каменного острова со стороны Невки. 1786. Государственный Эрмитаж

В 1808—1811 годах по проекту архитектора Л. Руска над вторым этажом жилого флигеля надстраивается третий этаж с кабинетом Александра I, отделанный в 1824 году по проекту В.П. Стасова. В это же время по проекту Тома де Томона садовый мастер Ф. Ф. Лимин произвёл перепланировку сада, превратив сад из пейзажного в регулярный.

В 1820-х годах многие помещения дворца были заново расписаны художником-декоратором Дж.-Б. Скотти. В 1824-1828 годах архитектор З.Ф. Дильдин перестраивает театральный флигель.

После Александра I дворцом владели Великий Князь Михаил Павлович и его супруга Елена Павловна. В 1834-1836 годах у них в гостях бывал А.С. Пушкин. В 1852-1854 годах здесь жил А. Рубинштейн. В 1845 году архитектор А.И. Штакеншнейдер пристраивает к невскому фасаду дворца закрытую террасу, устраивает вместо Малиновой гостиной Музыкальный салон, заменяет водопроводную систему дворца.

Во дворце сохранились два парадных зала павловского времени с фресками, изображающими виды Рима по гравюрам Пиранези, личные комнаты великокняжеской четы, две парадные гостиные сер. 19 в.

Марлинский дворец.
Историк и москвовед Романюк С.К. пишет - " Слева от дворца Лефорта стоял так называемый Желтый дворец, именовавшийся также Марлинским. Это название было перенесено сюда из Франции, где в городе Марли находился дворец короля Людовика XIV, законодателя мод тогдашней Европы. К сожалению, ничего не известно ни об истории, ни о внешнем виде московского дворца, исчезнувшего вероятно после пожара 1812 года. Один из первых исследователей истории московского быта, поэт и драматург М. Н. Макаров, проживший в Москве с конца XVIII века и до кончины в 1847 году, писал, что в этом дворце жили придворные певчие и в том числе престарелые, бывшие уже на пенсии. Название "Марлинский" в народе переделали на более понятное: "Простолюдины звали этот дом Мурлышным, что на ладу (понимая, что тут мурлыкали, пели и ладили)... Спавшие с голосу певчие, как бы в честь себе, добавляли к своим фамилиям прозвание Марлинских и от того-то бывало, Боярин Московской, устроивая собственный хор из домочадцев, говаривал, что у него регентом ученый певчий Марлинец, только спавший с голоса".

Слободской дворец.
Дом № 5. На улице Коровий брод, справа от Лефортовского находится Слободской дворец, тот самый, в котором сейчас помещается Московский государственный технический университет (МГТУ).

История его начинается с 1749 г., когда канцлер А.П. Бестужев-Рюмин начал строительство своего большого московского дома. Императрица Елизавета Петровна часто приезжала в Москву, и ее ближайшему советнику и руководителю русской внешней политики не пристало быть в Москве без своего дома, место для которого он выбрал в самом фешенебельном районе - Немецкой слободе, рядом с императорскими дворцами.

Токке Л. Канцлер Бестужев-Рюмин А.Л.
В 1764 году дворец у Бестужева-Рюмина приобрели в казну, а через три года подарили фавориту императрицы Алексею Орлову . Однако временщик почти не жил в нем, дворец постепенно ветшал, так что в 1778 году его хотели даже разобрать, а материал использовать для строения Екатерининского дворца напротив, на другом берегу Яузы. В 1787 году Слободской дворец был пожалован Екатериной другому руководителю внешней политики России - А.А. Безбородко .
Перестройка дворца производилась по проекту лучшего петербургского архитектора Джакомо Кваренги и под руководством лучшего московского - Матвея Казаков а, а деревянную церковь, пристроенную к зданию дворца проектировал Василий Баженов . В 1794 году Безбородко писал: "Дом мой отделан и теперь в городе первый". О нем сохранились восхищенные отзывы современников. Многие путешественники, которые имели случай видеть Сен-Клу для французской королевы, утверждают, что в украшении Безбородкина Дворца и больше пышности и более вкусу.
И.Б. Лампи Князь А. А. Безбородко.

Только что построенный и отделанный дворец, Безбородко преподнес Павлу I к его коронации. В бывшем безбородкинском, а теперь Слободском дворце останавливался Александр I летом 1812 года, во время войны с наполеоновской Францией. Залы дворца были свидетелями патриотического подъема, охватившего дворянство и купечество, щедро жертвовавших на оборону отечества. Всеобщее усердие превзошло ожидания монарха: всякий вырывал друг у друга перо и в несколько минут собрано было до миллиона рублей. Государь видел неподдельные чувства, видел в каждом нового Минина и не мог более быть в зале — слезы блеснули в его глазах, он закрылся платком и вышел в другую комнату.
В дворцовом ведомстве Слободской дворец оставался до тех пор, пока не перешел в ведение Воспитательного дома. С развитием отечественной промышленности потребность в искусных мастерах стремительно возрастала, и московский Воспитательный дом решил ответить на возросший спрос. В здании дворца предполагалось разместить 300 воспитанников, будущих учеников нового ремесленного заведения при Воспитательном доме.
Императорское техническое училище. Фото 1899 - 1902 гг.

Справо на фото видна башенка, о ней в следующем посте.
Неизбежные перестройки во дворце были поручены ведущему тогда московскому архитектору Д. И. Жилярди . В пожар 1812 года Слободской дворец очень пострадал и к тому же долгое время стоял без всякого употребления - крыши не было, флигели его сгорели, а от центральной части остались лишь стены, и, естественно, были необходимы не только перестройки, но и основательный ремонт. В 1827 году Жилярди представил окончательный проект, и тогда же начались работы по переустройству, закончившиеся только через пять лет. Архитектор придал зданию черты, присущие позднему московскому ампиру, - строгость и простота, некоторая тяжеловесность, скупой декор на больших плоскостях стен. Обращает на себя внимание наиболее часто повторяемый Жилярди декоративный прием, объединяющий протяженный фасад, - ордерная арка, поддерживаемая спаренными дорическими колоннами.

При доме церковь во имя св. Марии Магдалины, построенная в том же, 1830 году.
Центр здания отмечала многофигурная скульптурная композиция, выполненная И. П. Витали , изображавшая единение Науки и Искусства.


С этой скульптурной композицией связан забавный пример. Это своеобразный монумент чинопочитанию. С ведома властей чиновники Ремесленного заведения, которое раньше размещалось в этом здании, возвели бюст своего начальника - князя Долгорукого в сонм божеств, украшающий здание, к ногам Афины Паллады.

Здание отделяет от двора решетка, заключенная между несколькими каменными столбами, на которой помещены круглые медальоны с масками и надписями, смысл которых так и остался не ясен.

Ремесленное училище, основанное в 1830 году, было преобразовано в 1868 году в Императорское техническое училище, готовившее высококвалифицированные кадры инженеров-механиков, строителей и технологов. В 1930-1943 годах училище называлось Механико-машиностроительным институтом, затем - Московским высшим техническим училищем (МВТУ), а затем стало Московским Государственным техническим университетом (МГТУ).

Перед зданием университета в беседке установлена скульптура пеликана - символ Бауманки. АвторБурганов А.Н.

Он же автор двух львов, которые установлены перед входом.

С-Пб, наб. Малой Невки, дом 1
Каменнноостровский дворец.
"Академия талантов", открыта в декабре 2015 г.

http://academtalant.ru/
Экскурсия 23.01.2016.
(на фото вензель МР одного из владельцев - великого князя Михаила Романова).

Загадочный дворец на стрелке Каменного острова знаком далеко не всем горожанам, не говоря уж о туристах. Много лет дворец и парк на стрелке Каменного острова оставались недоступной зоной и наблюдать за происходящими изменениями можно было только с протиположных берегов.
До 2007 года в дворцовых интерьерах располагался военный санаторий. После закрытия санатория было решено превратить дворец в Каменноостровскую резиденцию губернатора. Началась серьезная реставрация. Но случилось чудо - в 2014 году губернатор Георгий Полтавченко решил передать это здание детям и назвать это благословенное место "Академией талантов", которая распахнула двери в конце 2015 года. Мне посчастливилось попасть практически на первую экскурсию по залам дворца.
Расскажу всё по-порядку.

Историческая справка:
В 1765 году Екатерина II подарила Каменный остров своему сыну Павлу Петровичу . Строительство Каменноостровского дворца началось весной 1776 года по проекту неизвестного автора. Надзор за работами осуществлял архитектор Ю.М. Фельтен. Но одновременно Екатерина II отдала Павлу земли в Павловске и Гатчине и резиденция на Каменном острове не была притягательным местом для Павла.
После вступления на престол Александра I в 1801 году, дворец становится одной из любимых его резиденций. В начальный период царствования Александра Павловича во дворце собирается «Негласный комитет». Здесь же 6 августа 1812 года, император поручил командование русской армией М. Кутузову. И здесь же в 1825 году он узнал о заговоре декабристов. 1 сентября 1825 года он покинул Петербург навсегда, смерть вскоре настигла его в Таганроге. Дворец можно назвать последним петербургским пристанищем императора.
После Александра I дворцом владели Великий Князь Михаил Павлович и его супруга Елена Павловна .
Дочь Михаила Павловича и Елены Павловны Екатерина Михайловна выходит замуж за состоявшего на русской службе в чине генерала немецкого герцога Георга Мекленбург-Стрелицкого, и дочь последних Елена Георгиевна Саксен-Альтенбургская получает Каменностровский дворец во владение вплоть до революции.

Вход на территорию дворцово-паркового ансамбля со стороны Малой Невки, через проходную (по предварительной записи, по паспорту).
Дворец является выдающимся памятником классицизма и представляет в плане растянутую букву «П» с центральным корпусом и флигелями.




Фасад, выходящий на Малую Невку.


Отдельно стоящие на берегу Большой Невки. Ворота без ограды:-)


Фасад обращенный в парк.


Центральна аллея, ведущая к Парадным воротам и церкви рождества св. Иоанна Предтечи. Существует легенда о подземном ходе между дворцом и церковью.


Аванзал (1 этаж) . Украшен панно Федора Данилова по гравюрам Пиронези "Виды Рима".


Мраморные скульптуры.
"Нимфа и пастух"


"Диана на льве"


Коридор 2 этажа.




В этом зале расположены технические диковинкии - "говорящие экраны", с которых Екатерина II, Александр I рассказывают свои истории.




В зале развернуты прекрасная выставка - костюмы фильма "Матильда" , переданные режиссером Алексеем Учителем после съемок. Фильм рассказывает о периоде романтической любви Мали и Ники - легендарной балерины Матильды Кшесинской и будущего императора Николая Романова . Фильм выйдет на экраны осенью 2016 года (жду с 2014 года,
















И даже Матильда Феликсовна ожила и заговорила

Зал с флорентийскими росписями.





Зал с "путти". На потолке медальоны с милыми голенькими мальчиками с крылышками. Говорят, что в советское время им были пририсованы трусики и пионерские галстуки.




В этом медальоне сохранился "советский" мячик - игрушка путти.


За занавесом спряталась весьма фривольная нимфа с сатиром.


В этом зале находится голографический театр . Выглядет это примерно так:

Самый красивый и торжественный зал дворца - танцевальный зал с кариатидами. Зал предназначен для проведения балов и концертов.









Музыкальный салон . Основала салон Елена Павловна , супруга Михаила Романова, - большая почитательница искусства. Руководил салоном Антон Рубинштейн , который некоторое время даже жил во дворце. именно, здесь зародилась идея создания Консерватории - первого высшего музыкального заведения России. Он посвятил Елене Павловне цикл из 24-х пьес "Каменный остров".


На стенах - мраморные скульптурные портреты Моцарта, Глюка, Бетховена, Палестрины. Говорят, что голову одной из богинь скульптор изваял с великой княгини Елены Павловны.








Сейчас в зале школьники играют в электронную версию "Что, где, когда?". Столы для команд, волчок и вопросы на экране. Мы тоже поиграли:-)

Атриум с белым роялем.





Теперь надо ждать лета, чтобы оценить парк во всей красе. Он по проекту должен выглядеть так:


А пока вокруг снежное морозное царство. И только странные следы через Неву. Возможно, ночью призрак Павла I переходит на другой берег в усадьбу Лопухиных на свидание к своей фаворитке Анне Петровне Лопухиной.

P.S. Лет пятнадцать назад мне удалось посетить дворец, который был тогда в собственности Министерства обороны и там располагалось лечебное учреждение - Военный санаторий ВВС. У меня сохранилилось несколько снимков, сделанных ещё на пленочном фотике. Выкладываю сканы:




Скульптурные группы располагались тогда в танцевальном зале с кариатидами. За "Дианой на льве" - выставочные щиты, посвященные истории санатория.






А эти росписи были сняты в кабинете функциональной диагностики, в котором располагались всякие электрофарезы и УВЧ. Всё пространство было разделено на отсеки белыми простынями. Но тогда почему-то не хотелось фоткать эти артефакты, хотелось запечатлеть что-то красивое, вечное. И даже в бреду не могла прийти в голову мысль, что дворец восстановят и отдадут юным талантам.



Каменностровский дворе́ц — один из дворцов Санкт-Петербурга, памятник времён Екатерины II, загородная императорская резиденция. Памятник архитектуры классицизма федерального значения. Находится под охраной ЮНЕСКО.


Расположен: Наб. Малой Невки, 1, Наб. Большой Невки, Каменноостровский просп., 77,


Великий князь Павел Петрович

В 1765 году Екатерина II подарила Каменный остров своему сыну Павлу Петровичу. Строительство Каменноостровского дворца началось весной 1776 года по проекту неизвестного автора на месте дворца А.П. Бестужева-Рюмина, бывшего владельца острова. Надзор за работами осуществлял архитектор Ю.М. Фельтен.

Ю.М. Фельтен.

В 1777 г. работы были прерваны из-за наводнения, после чего Фельтена сменил Дж. Кваренги . Возведение корпуса здания было закончено в 1780 году, декоративная отделка интерьеров велась до 1782 года. Но уже 18 января 1780 года в оранжерее дворца был устроен пышный прием в честь императрицы.

Дж.Кваренги

Композиционная основа дворца - план в форме сильно растянутой буквы П, с боковыми ризалитами, ограничивающими парадный двор,- была задана планировкой бестужевского дома. С этим связана и усложненность плана, с множеством разнообразных переходов и маленьких помещений, окружающих парадные залы.

Здание экзерцизгауза у Каменноостровского дворца в Петербурге Так называемый флигель у оранжереи, Этот изящный ампирный домик построен в 1824 г. по проекту Л.И.Шарлеманя 2-го.Жаль только, что при строительстве моста уровень земли на дорогах был поднят и дом как бы врос в землю.





Дворец является выдающимся памятником классицизма и представляет в плане растянутую букву «П» с центральным корпусом и флигелями (Дж. Кваренги), поставленными к нему под прямым углом. Один из фасадов дворца, обращенный на парадный двор и дворцовый сад, украшен 6-колонным портиком с фронтоном тосканского ордера. К парадному входу ведет лестница из финского гранита. В центре фасада, выходящего на Неву, расположен 8-колонный портик, завершенный аттиком. В центральном корпусе дворца находились Аванзал, Большой зал, галерея, Морской салон, Картинный зал и Кабинет. В одном флигеле располагались жилые помещения, в другом - дворцовый театр.

На месте открытой галереи таких залов было создано три - центральный со скругленными углами (в документах его называют Большим залом) и два полукруглых зала по его сторонам. Перед Большим залом располагается обширный аванзал, стены которого украшены монументальными панно с видами памятников древнего Рима, выполненными по гравюрам Пиранези художником Ф. Даниловым летом 1782 года. В левом флигеле дворца - гостиная, столовая, два небольших кабинета с библиотекой. В правом флигеле находился театр со специально устроенным с улицы входом.

Помещения второго этажа предназначались для детских комнат и обслуживающего персонала двора великокняжеской четы. Работы по внутреннему убранству дворца продолжались в 1780-1782 годах. В то время, как Павел (овдовевший в 1776 году) путешествовал по Европе со своей новой женой, вел. кн. Марией Федоровной

Для Каменноостровского дворца отреставрировали люстру XIX века

новая лепнина для дворца

старая лепнина на реставрации

Итак, уже в 1784 году в отношении Павла к убранству Каменноостровского дворца произошла "новая перемена". И связана она была с приглашением для работы в великокняжеских резиденциях - на Каменном острове, в Павловске и Гатчине - художника и архитектора В. Бренны.


Винченцо Бренна

Он писал о своих работах: "Так же и на Каменном острове - другой загородной резиденции его высочества великого князя, находящейся в нескольких верстах от Петербурга, куда ездят зимой и где дают балы, - я построил театр, совершенно новый по расположению и небольшой, в самом дворце


Необходимо только отметить, что дворцовый театр, его архитектура, устройство сцены, зрительного зала принадлежат Кваренги. Бренне же - только убранство интерьера.

В конце 1780-х годов любимой резиденцией Павла и Марии Федоровны становится новый дворец в Павловске. Вскоре после своей коронации, вВ 1797 году дворец стали готовить к пребыванию в нем свергнутого с престола польского короля Станислава-Августа Понятовского. К отделке интерьеров привлекли архитектора В. Бренна. Морской салон был переделан в Малиновую гостиную, Большой зал - в Зеркальный, в Аванзале появились фрески с видами Рима, исполненные самим В. Бренной вместе с Ф. Лабенским по гравюрам Пиранези.

Станислав Август Понятовский

В дневнике Понятовского есть следующая запись: " .этот самый Бренна, которого мы видели в Варшаве несколько лет назад, это в настоящее время тот, кого император использует, главным образом, как архитектора. Он руководит именно всем тем, что делается на Каменном острове. ".

Парк Каменноостровского дворца, осень 2010, вид с воды


Именно в это время на острове появляется парковая композиция с Большим и Малым каналами, тройной липовой аллеей в центральной части и двумя "звездами" дорожек. Несомненна близость пейзажно-регулярных композиций каменноостровского и павловского парков; есть основания предполагать, что автором их был архитектор Г. П. Пильников.

Работа реставраторов

В 1809-1811 годах под руководством архитектора Л. Руска была произведена перепланировка некоторых помещений западного флигеля здания с изменением их декоративного убранства.

Двусветный или Овальный зал — центральное помещение дворца. В его названиях отразились как его форма, так и способ освещения двумя рядами окон, расположенных друг над другом. Барельефы с изображением женских фигур, олицетворяющих «Правосудие и Надежду»

После вступления на престол Александра I в 1801 году, дворец становится одной из любимых его резиденций. В начальный период царствования Александра Павловича во дворце собирается «Негласный комитет». Здесь же 6 августа 1812 года, император поручил командование русской армией М. Кутузову. И здесь же в 1825 году он узнал о заговоре декабристов.. Здесь в августе 1812 года царь принимал Кутузова перед его отъездом в действующую армию.


Александр 1

В 1808—1811 годах по проекту архитектора Л. Руска над вторым этажом жилого флигеля надстраивается третий этаж с кабинетом Александра I, отделанный в 1824 году по проекту В.П. Стасова. В это же время по проекту Тома де Томона садовый мастер Ф. Ф. Лимин произвёл перепланировку сада, превратив сад из пейзажного в регулярный.

Современная реставрация






В 1820-х годах многие помещения Каменноостровского дворца вновь были расписаны; выполнял эти работы по обновлению "живописных плафонов и обоев" художник-декоратор Дж.-Б. Скотти . Росписи на мифологические темы в гостиной, спальне, камердинерской и других помещениях, выполненные в золотисто-желтых тонах, с летящими женскими фигурами в развевающихся одеждах, представляют собой прекрасные образцы ампирной плафонной живописи и хорошо сохранились поныне.

Камин в стиле барокко в Каменноостровском дворце.

Великий Князь Михаил Павлович, портрет И.Крамского.

После Александра I дворцом владели Великий Князь Михаил Павлович и его супруга Елена Павловна. В 1834-1836 годах у них в гостях бывал А.С. Пушкин. В 1852-1854 годах здесь жил А. Рубинштейн. В 1845 году архитектор А.И. Штакеншнейдер пристраивает к невскому фасаду дворца закрытую террасу, устраивает вместо Малиновой гостиной Музыкальный салон, заменяет водопроводную систему дворца.

Дочь Михаила Павловича и Елены Павловны Екатерина Михайловна выходит замуж за состоявшего на русской службе в чине генерала немецкого герцога Георга Мекленбург-Стрелицкого, и дочь последних Елена Георгиевна Саксен-Альтенбургская получает Каменностровский дворец во владение. Она была одарена музыкально, стала последним председателем Императорского русского музыкального общества и устраивала во дворце музыкальные вечера высокого уровня.

Во дворце сохранились два парадных зала павловского времени с фресками, изображающими виды Рима по гравюрам Пиранези, личные комнаты великокняжеской четы, две парадные гостиные сер. 19 в.

Заключительный этап оформления интерьеров Каменноостровского дворца относится к 1830-1850-м годам. В это время появились позднеклассические росписи Верхнего вестибюля во втором этаже (предположительно, по эскизам В. Стасова), а также скульптурное убранство музыкального салона - бюсты композиторов, установленные по заказу тогдашней владелицы дворца вел. кн. Елены Павловны, известной меценатки, покровительницы музыкального искусства.

В.Стасов
Незначительные перестройки и изменения в декоративном убранстве дворца, внесенные на протяжении XIX века, в целом, однако, не повлияли на своеобразие и законченность его облика. Как архитектурное произведение Каменноостровский дворец принадлежит русскому классицизму.

Интерьеры дворца. Фото начала XX в. (из книги «Памятники архитектуры и истории Санкт-Петербурга. Петроградский район»)

С появлением этого здания Острова обрели новый архитектурный образ; дворец на стрелке, открывающийся со стороны города, стал важнейшим исходным элементом архитектурно-паркового ансамбля, с ним должны были соотноситься новые постройки и на Каменном, и на ближайших островах.

Садовников В.С. Вид Каменноостровского дворца.
Следует учитывать также, что на его создание несомненное воздействие оказали вкусы, пристрастия, ценностные ориентации тогдашних владельцев - Павла I и Марии Федоровны и работавших по их заказам мастеров - архитекторов, живописцев, паркостроителей. Многие из архитектурных, живописных, декоративных решений, найденные в свое время на Каменном острове, получили затем новое воплощение в резиденциях тех же владельцев и, прежде всего, в Павловске.

Главные ворота

Неотъемлемой частью ансамбля на Каменном острове был дворцовый сад. Первая перепланировка регулярного сада середины XVIII века произошла в конце 1780-х годов по проекту Ф. Виолье, придворного художника и архитектора вел. кн. Павла Петровича и Марии Федоровны, автора "Собственного садика" при Павловском дворце. В исторически сложившуюся структуру сада при Каменноостровском дворце Виолье вводит новые элементы: постепенно укрупняет квадраты сада по обе стороны от центральной аллеи и осуществляет переход к пейзажной планировке наиболее удаленных от дворца квадратов.


Проект реконструкции

Около дворца был устроен пышный цветочный партер с овальными и восьмигранными клумбами по типу "голландских садов". Далее эти же элементы даются в увеличенном масштабе, с добавлением посадок акации по краям партеров; на удаленном участке сада - обширные лужайки с живописными группами лип и кленов; по обе стороны центральной аллеи и по границе сада были высажены липы.


Садовников В.С. Вид Елагина дворца со стороны средней Невки.

С.Щедрин.Вид на Каменноостровной дворец

Строгость и изящество в решении дворцового сада, геометризм его планировочной структуры позволяют отнести его, как и "Собственный садик" в Павловске, к французско-голландскому типу, обогащенному элементами пейзажной планировки.


Лори, Габриэль Людвиг Старший, с оригинала Бенжамен Патерсена. Вид на Каменноостровский дворец от Аптекарского острова в Санкт-Петербурге

На самом мысу острова, около дворца был разбит, также по рисунку Виолье, "маленький садик". Сохранился его обмерный чертеж, выполненный архитектором Г. Пильниковым накануне переделки сада в 1810 году. Небольшой, покрытый дерном участок включал две композиции дорожек в форме звезды, с окаймляющими их цветочными бордюрами; в центре каждой звезды располагались цветочные клумбы.

Ворота хозяйственного двора

Вероятно, именно Виолье является автором первых парадных ворот Каменноостровского дворца, установленных со стороны набережной Малой Невки, около оранжереи. Выполненные из олонецкого мрамора, они имеют полуовальную в плане композицию, невысокий цоколь и состоят из четырех звеньев с разделяющими их дорическими колоннами.

Ворота парка Каменноостровского дворца в Петербурге (со стороны набережной Малой Невки

В центре - два четырехгранных пилона с полуколоннами, увенчанных шарами. На лицевой стороне пилонов высечены медальоны для монограмм владельцев. Звенья металлической решетки - трельяжного рисунка, в верхней и нижней части ограничены горизонтальными полосами меандра. В двух створках ворот, завершенных монограммой владельцев, вписанной в овал, этот рисунок повторялся.

Жан-Франсуа Тома де Томон — французский архитектор, рисовальщик, представитель зрелого классицизма, работавший в России.

Дальнейшие работы по благоустройству каменноостровского сада были связаны с деятельностью архитектора Тома де Томона, проект и смета которого на "переделку дворцового сада" были утверждены 25 октября 1810 года. Значительное место в этих работах, осуществлявшихся под руководством садового мастера Ф. Лямина, занимали технические проблемы: подсыпка осевших мест в саду, сооружение дренажной и водоотводной системы. В художественном отношении Томон развивал идеи, заложенные в проекте Ф. Виолье, усиливая пейзажный характер удаленных участков сада: они были прорезаны извилистыми дорожками, терявшимися в густых посадках многолетних деревьев.

Набережная Малой Невки в Петербурге, вид со стороны Каменноостровского дворца к проспекту

Каменноостровский дворцовый сад, таким образом, объединял характерные черты регулярного садово-паркового искусства XVIII века с геометрической симметрией ближайших к дворцу цветников и стилистику пейзажного паркостроения, распространение которой началось уже в 1760-х годах и которая стала господствующей в устройстве садов и парков конца XVIII - начала XIX столетия, в эпоху архитектуры классицизма. В целом эта единственная паркостроительная работа, выполненная знаменитым зодчим, занимает в его творчестве весьма скромное место.

Осень в парке

Ж.Б. де ла Траверс. Вид Каменного острова со стороны Невки. 1786. Государственный Эрмитаж

Кроме того, по проекту Л. Руска была построена пристань со сфинксами у Строгановского моста. Несомненно, проектируя этот комплекс "архитектуры малых форм", зодчий учитывал его визуальную взаимосвязь с дачей графа Строганова на Черной речке, на противоположном берегу Большой Невки, построенной по проекту А. Воронихина в 1795 году; воронихинская пристань со сфинксами послужила прообразом для постройки Руска, усиливая ансамблевую соотнесенность Строгановской дачи и Каменноостровского дворца.


Средняя аллея. В 18-ом веке (кажется, при Бестужеве-Рюмине) по бокам этой аллеи были два небольших канала.. .


Каналы расходились лучами при подходе к берегу Малой Невки. (Сейчас о них напоминает лишь расходящиеся песчаные дорожки.) На образовавшемся маленьком островку стоял павильон Эрмитаж.



Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове

Часовня во имя Иконы Божией Матери "Всецарица", Санкт-Петербург. Архитекторы В.С.Васильковский и П.А.Арешев. 1953 - 1954 годы, реконструкция В.С.Васильковский - 2002 год.

В северной части дворцового участка находится церковь Иоанна Предтечи. Она была заложена в 1776 году в честь победы русского флота над турецким в Чесменском сражении и завершена постройкой (по проекту и под руководством Ю. Фельтена ) в апреле 1778 года. Спустя двадцать лет, в 1798 году, когда Павел I стал великим магистром Мальтийского ордена, церковь была превращена в православный храм мальтийских рыцарей. Здесь приносили присягу русские кавалеры ордена, близ церкви было устроено их кладбище. После убийства Павла I Мальтийский орден в России был упразднен, захоронения мальтийцев с Каменного острова перенесли в Царское Село.

Церковь сохранилась в своем первоначальном виде. Это небольшое кирпичное здание на невысоком каменном цоколе, крестообразное в плане, выстроенное в неоготическом стиле. Стрельчатые окна, остроконечный шатер колокольни, сомкнутые своды внутренних перекрытий напоминают средневековые храмы Запада.

Вдоль южного берега Каменного острова, по набережной Малой Невки, ограничивая хозяйственную часть дворцового участка, во второй половине XVIII века располагались деревянные одноэтажные оранжерея и теплицы. Вблизи них в 1780-х годах построили двухэтажный каменный кухонный корпус с высокими полуциркульными окнами в первом этаже и маленькими квадратными - во втором.



С постройкой этих двух прибрежных зданий, подчеркнуто вытянутых, словно стены, ограничивших дворцовый участок на стрелке, определилось новое положение Каменноостровского дворца в композиции парка на Каменном острове.Два сооружения - дворец и церковь - оказались на одной композиционной оси, где связующим звеном стал дворцовый сад. Этот ансамбль, основанный на контрастном звучании архитектурных образов, отличается особой эмоциональной насыщенностью благодаря его естественному включению в окружающее пространство. Боковые липовые аллеи сада также были продолжены и соединялись на прицерковном участке: плавной S-образной линией они обтекали задернованные лужайки с живописно скомпонованными группами из двух-трех кленов, одиноко стоящих дубов, кустов сирени, акации, дерна, причем старые липы с мощными узловатыми стволами были оставлены около церкви в неприкосновенности.

Архитекторы русского классицизма создали центральные здания островного ансамбля. Не все из них сохранились.

Великолепные постройки на Островах образовали удивительное по своей гармоничной завершенности, по единению с зеленым парковым пространством, низменным островным ландшафтом и прозрачным простором вод, исключительное в своем роде ландшафтно-архитектурное целое.

14 дек. 2015 г. была представлена организованная городскими властями для школьников "Академия талантов" Санкт-Петербурга" бюджетное учреждение для дополнительного внешкольного образования, анонсированное в марте того же года.

Теперь во дворце работает 24 зала с оборудованием для телеконференций, постановки спектаклей, занятий по робототехнике, музыке, моделированию костюмов. Программы академии подразумевают углубленное изучение гуманитарных, технических и естественных наук и творческие занятия с профориентационной практикой. Всего образовательная площадка состоит из 12 тематических зон.

Так, в зоне занимательных наук будут проводиться экологические экскурсии и устраиваться проектно-исследовательская деятельность с помощью цифровых образовательных лабораторий, рассказывают в компании "Полимедиа", которая занималась реализацией проекта. В зоне интеллектуальных игр дети смогут пользоваться интерактивным комплексом средств визуализации для проведения игр «Что? Где? Когда?», «Брейн ринг» и «Умники и умницы».
В зоне «Музей» работает виртуальная примерочная, где ребята смогут промерить исторические костюмы, сфотографироваться и получить снимок. В коворкинг-пространстве есть все для творческой коллективной работы.

Также в академии будет работать детская телестудия, а для учеников и их родителей будут проводить интерактивные экскурсии. В пресс-службе администрации губернатора отмечают, что тесное сотрудничество с Академией талантов будет вестись с городскими школами по системе класс-проект.

Губернатор Георгий Полтавченко,на открытии дворца,по его инициативе дворец передали детям.

В добрый час,ребята!!!

Уголки пейзажного парка, тихие аллеи и парадные магистрали, гладь каналов и зеркала прудов - он неотъемлем от Петербурга, этот мир Островов, овеянный поэзией Пушкина и Блока…

Источники

http://www.polymedia.ru/o-kompanii/novosti/47271/

Портреты:Википедия

Витязева В. А. Дворец на острове в излучине Невы // Белые ночи. Л., 1985 г.
Витязева В. А. Каменный остров. — Л.: Лениздат, 1991 г.
Калюжная А. Д. Петербургская сторона. — СПб.: Остров, 2007. — С. 207—209. — 240 с.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook