Что такое жемчужина мусульманского искусства. История тадж махала

Тадж-Махал – одна из самых узнаваемых достопримечательностей Индии. Грандиозный мавзолей, воздвигнутый в первой половине XVII столетия, входит в число лучших образцов зодчества Империи Моголов и сочетает в себе элементы нескольких выдающихся азиатских стилей.


В 1983 году здание было внесено в Список объектов ЮНЕСКО как истинная жемчужина исламского искусства и шедевр архитектурного наследия, вызывающий восхищение во всем мире.

В каком городе находится Тадж-Махал?

Тадж-Махал был возведен в городе Агра, на побережье речки Джамна. Существует легенда, что на другом берегу планировалось воздвигнуть подобное строение, но в черном цвете, а между двумя комплексами должен был находиться мостик из мрамора. Однако вторая мечеть так и не была построена.

Участок, на котором высится Тадж-Махал, простирается к югу от крепостной стены Агры и занимает площадь около 1,2 га. До строительства мавзолея эти земли принадлежали индийскому махарадже Джай Сингху и были куплены у него падишахом Шах-Джахана.

Что такое Тадж-Махал?

Тадж-Махал является неофициальном символом Индии. Роскошное сооружение представляет собой комплексную постройку с пятью куполами, четырьмя минаретами на каждом углу и примыкающим живописным парком с бассейном и фонтанами. Строивший его Шах-Джахана преследовал цель сохранить память о своей супруге Мумтаз-Махал, которая скончалась при родах 14-го ребенка.


После строительства здания тело женщины поместили в гробницу, обустроенную на подземном уровне Тадж-Махала, а после своей смерти рядом с Мумтаз-Махал упокоился и сам Шах-Джахана.

Тадж-Махал – это одновременно мавзолей, хранящий останки великого индийского правителя с супругой, и мечеть, куда приходят помолиться сторонники индуистской религии. Ежедневно строение посещают десятки тысяч туристов, стремящихся полюбоваться его выдающейся архитектурой.

В среднем каждый год мавзолей осматривают до 5 миллионов человек, в том числе из-за рубежа. Чтобы удовлетворить потребности такого числа посетителей, в соседнем городке Мумтазабад были открыты продуктовые рынки и караван-сараи.

Когда был построен Тадж-Махал?

Возведение комплекса началось в 1630 году. В работах принимали участие свыше 22 тысяч строителей, которые были приглашены со всех уголков Империи. Материалы для постройки свозились из разных регионов Азии, а для транспортировки использовали тысячи слонов. Из Китая везли жадеит и нефрит, из индийского штата Пенджам – разноцветную яшму, из города Макрана – изящный белый мрамор.


Возведение гробницы заняло немногим более 20 лет и было завершено в 1653 году, однако еще около десятилетия вокруг Тадж-Махала велись дополнительные работы, такие как постройка минаретов и центральных ворот.

Чем знаменит Тадж-Махал?

Несмотря на свою грандиозность, Тадж-Махал поражает посетителей удивительной воздушностью, достигаемой за счет необычных пропорций и оригинального фасада с полукруглыми нишами. Главный купол высотой 74 метра будто уносит ввысь остальную часть комплекса, богато украшенную полированным мрамором с инкрустацией самоцветами. Всего в украшении здания было использовано 28 видов камней, в том числе агат, бирюза, малахит. Благодаря особенностям мрамора при ярком солнечном свете мавзолей кажется белым, а на закате приобретает розоватый оттенок.

В архитектуре и планировочных решениях комплекса сокрыто множество знаков и символов. В частности, на Больших воротах можно заметить надписи из Корана. Особую привлекательность сооружению придает большой мраморный бассейн перед входом, в водах которого видно отражение всей мечети.


Высокие минареты, расположенные по углам основной платформы, слегка наклонены относительно здания, что было сделано из соображений безопасности – если во время землетрясений они рухнут, то не повредят основную постройку.

Из-за своей масштабности и удивительной красоты в 2007 году Тадж-Махал попал в перечень семи новых чудес света и встал в один ряд с такими значимыми строениями, как итальянский Колизей и Великая китайская стена.

Мавзолей Тадж-Махал, расположенный в городе Агра, - это одна из самых известных достопримечательностей всего мира. Сооружение было возведено Шахом Джаханом в память о своей жене Мумтаз-Махал, умершей при родах. Эта печальная и невероятно трогательная история придает мавзолею ореол романтики. Тадж-Махал — красивейшее здание мира, ставшее символом вечной любви.

При взгляде на это белоснежное, огромное, но вместе с тем кажущееся воздушным здание непременно возникает необъяснимое чувство грусти. Из истории известно, что этот мавзолей построен для Мумтаз-Махал – любимой третьей жены Шаха Джахана, которая в 1631 году умерла при родах их четырнадцатого ребенка. Скорбь Шаха бала так велика, что ее не могли заглушить ни огромный гарем, ни золото и драгоценности. Создание этого невероятного по масштабу и красоте здания как будто служит выражением глубокой скорби и признанием в вечной любви.

Мавзолей Тадж-Махал – это еще и уникальный образец архитектуры, сочетающий в себе элементы индийских, персидских и исламских стилей. Это строение представляет собой комплекс структур, центральным и основным элементом которого является мавзолей из белого мрамора.

Строительство этого чуда длилось годы (началось в 1632 году, закончилось в 1653 году), были задействованы тысячи мастеров и ремесленников, работал целый совет архитекторов во главе с Устадом Ахмадом Лахаури. К 1648 году основной мавзолей был завершен, а прилегающие строения и сад были закончены лишь через пять лет.

Мавзолей Тадж-Махал

Архитектурным центром комплекса Тадж-Махал является усыпальница. Она просто огромна по размерам, выполнена из белого мрамора, располагается на постаменте квадратной формы и представляет собой симметричное здание с арочным проемом, увенчанное большим куполом. Основные архитектурные элементы персидского происхождения.

Внутри мавзолея две усыпальницы — Мумтаз-Махал и самого Шаха. В высоту сооружение достигает 74 метра, по его углам располагаются 4 минарета, слегка наклоненных в сторону от здания. Это было сделано специально, чтобы в случае падения они не могли повредить его.

Мраморный купол мавзолея имеет своеобразную форму, благодаря которой его называют «луковым куполом» и имеет высоту 35 метров. Его форма подчеркнута четырьмя меньшими по размеру куполами, расположенными по углам гробницы и имеющими ту же «луковую» форму.

Главный купол был украшен венцом с полумесяцем из чистого золота, который в 19 веке был заменен на бронзовую копию.

Минареты созданы как действующие части мечетей, с которых звучит призыв мусульман к молитве. Каждый минарет имеет высоту 40 метров и разделен на три равные части опоясывающими балконами. Декоративные элементы, которыми украшены минареты, также позолочены.

Экстерьер Тадж-Махала

Экстерьер Тадж-Махала по праву признан одним из лучших в мире. Декоративное оформление выполнено с применением различных видов штукатурки, красок, инкрустаций и резных элементов. В исламе запрещено использовать антропоморфических форм, поэтому элементы представляют собой символы, абстракции и растительные мотивы.

Весь комплекс украшен отрывками из Корана в качестве декоративных элементов. У входа в парк Тадж-Махала на воротах начертаны четыре аята 89-й суры Корана «Аль-Фаджр» (Заря):

«О душа, обретшая спокойствие в истине!

Вернись к своему Господу довольной блаженствами милостями Аллаха, снискавшей благосклонность Аллаха своими добрыми деяниями, совершенными в земной жизни!

Войди в число Моих благочестивых рабов!

Войди в Мой рай – жилище вечного блаженства!»

Абстрактные формы украшают многие части комплекса. Они встречаются на постаменте, минаретах, воротах, мечети и на поверхностях могилы. По низу гробницы расположены мраморные фигурки цветов и виноградных лоз. Все изображения тщательно отполированы и инкрустированы желтым мрамором, яшмой и нефритом.

Интерьер Тадж-Махала

Интерьер Тадж-Махала не совсем традиционен. Внутренняя отделка богата элементами с драгоценными и полудрагоценными камнями и инкрустациями, а зал представляет собой восьмиугольник идеально правильно формы, в который можно войти с любой из сторон. Но используется лишь одна дверь с юга со стороны сада.

Потолок зала выполнен в виде внутреннего купола, и украшен в виде солнца. Внутреннее пространство зала разделено на части восьмью большими арками. Балконы и смотровые площадки сформированы четырьмя центральными арками. Освещение зала обеспечено обзорным окном и специальными отверстиями в углах крыши.

В центре зала располагаются гробницы Мумтаз-Махал и шаха Джахана. Они щедро украшены драгоценными камнями. На надгробии Мумтаз-Махал нанесены надписи, восхваляющие ее, а так же располагается прямоугольник, по одной из версий предназначенный для написания. Единственным ассиметричным элементом во всем комплексе Мавзолея является гробница шаха Джахана, причиной этого является то, что она бала достроена позже. Она украшена теми же декоративными элементами, но больше по размерам.

Сады Тадж-Махала

Сад, располагающийся перед мавзолеем Тадж-Махал, просто прекрасен. Он имеет длину 300 метров, четыре части, которые разделены оригинальными приподнятыми дорожками на шестнадцать клумб. Канал расположенный в центре сада облицован мрамором и отражает как в зеркале образ мавзолея. Ранее описание парка содержит упоминание об изобилии растительности – разнообразные плодовые деревья, изысканные розы, нарциссы. Однако во времена правления Британии сад был измене почти до неузнаваемости – все растительность свелась к обычной зеленой лужайке.

Примыкающие строения

Кроме основных элементов Мавзолея, комплекс имеет несколько небольших мавзолеев, где покоятся остальные жены шаха, а в большем по размеру строении – любимый слуга Мумтаз-Махал. Главные ворота представляют собой монументальную структуру, сделанную из мрамора. Проход ворот повторяет по форме сводчатые проходы мавзолея, а арки украшают те же декоративные элементы. Все элементы комплекса удивительно точно спланированы геометрически и симметричны по отношению к основному зданию.

История строительства Тадж-Махала

Участок земли, на котором был воздвигнут Тадж-Махал, был приобретен шахом Джаханом у махараджи Джай-Сингха в обмен на большой дворец в центре Агры. Бля проведения строительных работ был вырыт гигантский котлован, затем он был заполнен грязью для укрепления почвы, а само место строительство было поднято выше уровня реки на 50 метров. Кроме этого для отвода воды были вырыты глубокие колодцы и заполнены щебнем. Были возведены крепкие кирпичные леса, значительно облегчившие строительство.

Для того чтобы транспортировать к месту строительства материалы была вырыта пятнадцатиметровая траншея, по которой упряжи из 20-30 волов тянули огромные блоки. Для подачи к комплексу воды из реки была создана система резервуаров. Общая стоимость строительства составила около 32 миллионов рупий.

А почти сразу после завершения строительства Тадж-Махала Аурангзеб сверг своего отца шаха Джахана и заточил его в Форте Дели.

К концу 19 века величественное сооружение пришло в запустение и было разграблено британцами. Лорд Керзон провел практически полную реконструкцию Тадж-Махала и сада.

В наши дни над комплексом возникла новая угроза – загрязнение окружающей среды постепенно ведет к разрушению здания мавзолея. Правительство принимает меры, направленные на изменение ситуации, но пока безрезультатно.

Тадж-Махал это главная достопримечательность Индии, привлекающая ежегодно около 3 миллионов туристов. Это значительная статья дохода бюджета страны. Он открыт для посещения ежедневно, кроме пятницы.

По легенде на другом берегу реки Джамны должно бол появиться черное отражение Тадж-Махала – такой мавзолей планировал построить для себя шах Джахан. Однако его планам не суждено было сбыться из-за предательства сына.

Тадж-Махал является памятником архитектуры стиля моголов, который сочетает в себе элементы персидского, индийского и исламского архитектурных стилей. Он был построен императором Великих Моголов Шах-Джаханом в память о своей третьей жене, Мумтаз Махал, умершей при родах четырнадцатого ребёнка (позже здесь был похоронен и сам Шах-Джахан). Тадж-Махал расположен в западной части штата Уттар-Прадеш, Индия, и представлен целым архитектурным комплексом, а не только всем известным мраморным мавзолеем. Здание начали строить примерно в 1632 году и завершили в 1653 году, работали 20 тысяч ремесленников и мастеров. В 1983 году Тадж-Махал стал объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО и назван «жемчужиной мусульманского искусства в Индии, одним из общепризнанных шедевров наследия, которым восхищаются во всём мире».

Тадж-Махал расположен к югу от городских стен города Агра. Шах-Джахан обменял этот участок, принадлежащий махарадже Джай Сингху (англ. Jai Singh I), на большой дворец в центре Агры. Строительство фундаментов и мавзолея длилось около 12 лет, а остальная часть комплекса была завершена еще через 10 лет. Поскольку комплекс был построен в несколько этапов, существует несколько дат завершения строительства. Например, мавзолей был построен в 1643 году, но работы над остальной частью комплекса были завершены в 1653 году. Оценочная стоимость строительства Тадж-Махал варьируется в зависимости от источников и методов расчета. Примерная общая стоимость строительства оценивается на уровне 32 млн. рупий, в сегодняшних деньгах это несколько триллионов долларов.

Строительство началось с земляных работ на участке площадью примерно в три акра (12000 м2), основную часть составили работы по выравниванию и поднятию поверхности местности на 50 метров относительно уровня реки. На участке расположения мавзолея были выкопаны колодцы, которые, заполненные бутовым камнем, образовали фундаменты сооружения. Вместо лесов из перевязанного бамбука были возведены масштабные леса из кирпича, которые окружили гробницу. Они были настолько внушительные по размерам, что мастера, заведующие строительством, опасались, что разборка их может занять годы. Согласно легенде Шах-Джахан озвучил, что любой может взять себе и оставить столько кирпичей, сколько пожелает, и леса были разобраны крестьянами практически за ночь. Рампа из утрамбованной земли длинной 15 км была построена для транспортировки мрамора и других материалов. Группы по 20-30 волов тащили блоки на специально разработанных повозках. Вода для нужд строительства добывалась из реки с помощью канатно-вёдерной системы с использованием животной силы и сливалась в большой резервуар, откуда поднималась в распределительный резервуар. Оттуда она распределялась по трём вспомогательным ёмкостям и по трубам транспортировалась к строительному комплексу.

Стройматериалы закупались во многих районах Индии и Азии. Более 1000 слонов использовались для перевозки строительных материалов при строительстве. Блестящий белый мрамор привезен из Раджастана, яшма из Пенджаба, нефрит и хрусталь из Китая, Бирюза из Тибета, лазурит из Афганистана, сапфиры из Шри-Ланки и сердолик из Аравии. В общей сложности, 28 видов различных драгоценных и полудрагоценных камней встроены в белый мрамор Тадж-Махала.

Название Тадж-Махал может быть переведено, как «Величайший Дворец» (где тадж - венец, и махал - дворец). Имя Шах-Джахан может быть переведено, как «Правитель Мира» (где шах - правитель, джахан - мир, вселенная). Имя Мумтаз-Махал может быть переведено, как «Избранница Дворца» (где мумтаз - лучший, махал - дворец, двор). Подобные значения слов сохранились в арабском, хинди и некоторых других языках.

В строительстве принимали участие более 20000 человек, пришедших со всей Северной Индии. Среди группы из 37 человек, отвечавших за художественный образ комплекса, были скульпторы из Бухары, каллиграфы из Сирии и Персии, мастера инкрустации из южной Индии, каменотёсы из Белуджистана, а также специалист по возведению башен и мастер по резке мраморных орнаментов.

История сохранила очень мало имен мастеров и архитекторов, так как в то время в исламском мире, в основном, превозносили покровителей, а не архитекторов. Из современных источников известно, что строительство контролировалось большой командой архитекторов. Есть упоминания, что и сам Шах-Джахан лично участвовал в строительстве больше, чем любой другой правитель Великих Моголов до него. Он проводил ежедневные встречи с архитекторами и прорабами, и как говорят историки, часто предлагал идеи или корректировал идеи, предложенные ими. Два архитектора упоминаются по имени: Устад Ахмад Лахори (Ustad Ahmad Lahauri) и Мир Абдул Карим (Mir Abdul Karim).

Известными строителями Тадж-Махал являются:

Устад Ахмад Лахори (Ustad Ahmad Lahauri) из Ирана - главный архитектор. Мир Абдул Карим (Mir Abdul Karim) из Шираза (Иран) - один из главных руководителей. Исмаил Афанди (Ismail Afandi) от Османской империи - строитель главного купола мавзолея. Иранцы Устад Иса (Ustad Isa) и Иса Мухаммад Эфенди (Isa Muhamed Efendi) - как считается, сыграли ключевую роль в архитектурном дизайне. Пуру (Puru) из Бенаруса (Иран) - контролирующий архитектор. Газим Хан (Gazim Han) из Лахора - отлил золотой наконечник для мавзолея. Ширанжилал (Chiranjilal) из Дели - главный скульптор и мастер мозаик. Аманат Хан (Amanat Han) из Шираза (Иран) - главный каллиграф. Мохаммед Ханиф (Muhamed Hanif), главный руководитель кладки. Мукаримат Хан (Mukarimat Han) из Шираза (Иран) - главный управляющий.

Основные элементы архитектурного комплекса Тадж-Махала.

Архитектурный стиль Тадж-Махала включает и расширяет строительные традиции ислама, Персии, Индии и Великих Моголов (хотя современные исследования архитектуры этого памятника указывает на французское влияние, особенно в интерьере). Общий дизайн основывается на архитектуре серии зданий Тимуридов и Моголов, среди которых Гур-Эмир (могила Тамерлана), Итимад-Уд-Даула (I’timād-ud-Daulah) и Джама Масджид (Jama Masjid) в Дели. Под покровительством Шах-Джахана, архитектурный стиль Моголов достиг нового уровня. До строительства Тадж-Махала основным строительным материалом был красный песчаник, но император способствовал использованию белого мрамора и полудрагоценных камней.

Гробница Итимад-Уд-Даула (1622-1628), которую ещё называют Мини Тадж (Baby Taj), находится в городе Агра. Архитектура мавзолея напоминает уменьшенный в размерах Тадж Махал.

План Тадж-Махала:

1. Сад Лунный свет 2. Река Ямуна 3. Минареты 4. Мавзолей - мечеть 6. Гостевой дом (Jawab) 7. Сад (Charbagh) 8. Великие ворота (безопасный доступ) 9. Внешние Двор 10. Базар (Тадж Ганжи)

Сад «Лунный свет».

К северу от комплекса Тадж-Махал, через реку Ямуна, есть еще один сад, относящийся к комплексу. Он выполнен в характерном для Агры стиле, и является одним целым вместе с набережной с северной стороны реки. Ширина сада идентична ширине основной части комплекса. Весь дизайн сада ориентирован на его центр, которым является большой восьмиугольный бассейн, служащий своеобразным зеркалом для Тадж-Махала. Со времен великих моголов сад пережил многочисленные наводнения, которые опустошили большую его часть. От четырех башен из песчаника расположенных в пограничных углах сада, сохранилась лишь одна расположенная в юго-восточной части. Есть останки двух зданий, расположенных на северной и южной части сада, и предполагается, что это садовые постройки. На северной стороне, был водопад, который вливается в бассейн. Подача воды происходит от акведуков на западной стороне.

Мавзолей.

В центре внимания и основным элементом комплекса Тадж-Махал является мавзолей из белого мрамора высотой 68 метров. Он расположен на возвышении квадратной формы со стороной 100 метров, в высоту около 7 метров. В четырех углах этой площади размещены четыре минарета. Мавзолей был построен в соответствии со строгими правилами симметрии, и представляет собой квадрат со стороной 56,6 метров, с срезанными углами, в которых размещены арочные ниши. Сооружение является почти идеально симметричным относительно четырех осей, и состоит из нескольких этажей: подвальный этаж с настоящими могилами Шаха-Джахана и Мумтаз, основной этаж, который содержит идентичные кенотафы могил внизу, и террасы на крыше.

Тадж-Махал имеет оптический фокус. Если двигаться спиной к выходу, лицом к Тадж-Махалу, то будет казаться, что этот храм огромный по сравнению с деревьями и окружающей средой.

Шпиль: его высота составляет 10 метров, изначально был построен из золота, но после разграбления британскими колонизаторами, был заменен бронзовой копией. Лотос: резные контуры в верхней части купола, в виде лотоса. Основной купол: так же называемый “amrud”, высота 75 метров. Барабан: цилиндрическое основание купола. Гульдаста: декоративные шпили по краям стен. Дополнительные купола (Chatri): возвышения над балконами в виде небольших куполов. Обрамление: закрытие панели на арках. Каллиграфия: Стилизованные стихи Корана над главной аркой. Ниши: в четырех углах мавзолея имеются шесть ниш, расположенных на двух уровнях. Панели: декоративные панели, обрамляющие основные стены.

Вход в мавзолей выполнен четырьмя огромными арками, в верхней части, представляющими из себя срезанный купол. Верхняя часть каждой арки выходит за пределы крыши с помощью дополнение к фасаду.

В целом здание увенчано пятью куполами, расположенными совершенно симметрично, как и остальные части комплекса. Все купола в их верхней части имеют украшения в виде листьев лотоса. Крупнейший из них (18 метров в диаметре и 24 в высоту) расположен по центру, а остальные четыре поменьше (8 метров в диаметре) размещены вокруг центрального. Высота центрального купола подчеркнута и дополнительно увеличена цилиндрическим элементом (барабан), который выставляется над крышей на высоту 7 метров, и на который опирается купол. Этот элемент, однако, почти не видно, от взгляда его прикрывает выступающая часть входных арок. Таким образом, создается впечатление, что купол намного больше, чем есть на самом деле. В углах внешних стен выстроены высокие декоративные шпили, которые так же обеспечивают визуальный акцент на высоту купола.


Толщина стен мавзолея составляет 4 метра. Основным строительным материалом является красный песчаник и кирпич. Из мрамора же, по сути, выполнен небольшой наружный слой толщиной всего в 15 сантиметров.

Иерархическая последовательность всего комплекса в итоге сходиться в основном зале, содержащей кенотафы Шаха-Джахана и Мумтаз Махал. Кенотаф Мумтаз установлен в геометрическом центре здания. Окружает кенотафы восьмиугольная ширма, состоящая из восьми мраморных панелей с замысловатой резьбой. Внутренняя отделка выполнена полностью из мрамора, и украшена драгоценными камнями, расположенными концентрическими восьмиугольниками. Такое расположение характерно исламской и индийской культуре, которым важна духовная и астрологическая тематика. Стены изнутри обильно украшены цветами растений, письменами и орнаментом, символизирующими воскрешение в Райском саду.

Мусульманские традиции запрещают украшать могилы и тела, поэтому Шах-Джахан и Мумтаз похоронены в более простом помещении, расположенном ниже зала с кенотафами. Размер кенотафа Мумтаз 2,5 на 1,5 м, он украшен письменами, превозносящих ее характер. Кенотаф Шаха-Джахана находится с западной стороны от кенотафа Мумтаз и является единственным асимметричным элементом всего комплекса.

Мечеть и гостевой дом (Jawab).

С западной и восточной стороны от мавзолея, фасадами к нему расположены мечеть и гостевой дом (Jawab - переводиться как «ответ», считается, что это здание было построено для симметрии с мечетью, и использовалось как дом для гостей), размерами 56×23 метра и 20 метров в высоту. В отличие от мавзолея, построенного из белого мрамора, эти сооружения возведены из красного песчаника, но распложены на той же возвышенности что и мавзолей с минаретами. Завершают эти постройки 3 купола, где центральный купол немного больше остальных, и 4 восьмигранных башни по углам. Перед каждым из двух зданий находится резервуар с водой: перед мечетью вода необходима для ритуала омовения.


Правда есть и некоторые различия между этими двумя зданиями. Например в мечети есть ниша, указывающей направление на Мекку (михраб), в гостевом доме ее нет. Еще одним различием является то, как выполнены полы в этих зданиях, если в мечети пол был выложен в виде очертаний 569 молитвенных ковриков, то в гостевом доме на полу находятся письмена цитирующие Коран.

Минареты.

Минареты имеют вид усеченного конуса высотой 41,6 метра, и расположены на той же мраморной террасе, что и мавзолей. Они слегка наклонены наружу таким образом, чтобы в случае сильного землетрясения и обрушения не повредить мавзолей. Минареты немного ниже центрального купола мавзолея, и как бы подчеркивают его грандиозность. Как и мавзолей, они полностью покрыты белым мрамором, но несущая конструкция выполнена из кирпича.


Они были разработаны в качестве действующих минаретов, традиционным элементом мечетей. Каждый минарет фактически делится на три равные части двумя рядами балконов. В верхней части башни проходит еще один ряд балконов, а завершает конструкцию купол, подобный тем, что установлены на мавзолее. На всех куполах одни и те же декоративные элементы в виде лотоса и позолоченного шпиля. Внутри каждого минарета, во всю его длину, проходит большая спиральная лестница.

Сад.

Сад представляет собой квадрат со стороной 300 м, разделенный на 4 равные части двумя каналами, которые пересекаются посередине, и имеет характерный для времени Великих Моголов вид. Внутри есть цветники, тенистые улицы и водные каналы, которые создают поразительный эффект, отражая образ здания за ними. Каждый квадрат, образованный каналами в свою очередь делиться еще на 4 части мощеными дорожками. Говорят, что в каждом из этих малых квадратов были посажены 400 деревьев.

Чтобы исправить тот факт, что мавзолей находится в северной части сада, а не в его центре, на пересечении двух каналов (в центре сада и всего комплекса) был помещен бассейн, который отражает образ мавзолея. На южной стороне бассейна, по центру установлена скамейка: это приглашение посетителю, полюбоваться всем комплексом с идеальной обзорной точки.

Структура сада восходит к самому видению рая в то время: считалось что рай - это идеальный сад обильно орошаемый водой. Представление сада, как символа рая, усиливается надписями на Великих вратах, приглашающих вступить на небеса.

Большинство садов времени Великих Моголов имели прямоугольную форму с могилой или павильоном в центре. Архитектурный комплекс Тадж-Махал необычен тем, что главный элемент (мавзолей) расположен в конце сада. С открытием сада «Лунный свет» на другой стороне реки Ямуны, Археологическое управление Индии стало интерпретировать это так, что сама река Ямуна была включена в дизайн сада и должна была рассматриваться как одна из рек Рая. Сходство в планировке сада и его архитектурных особенностей с Садами Шалимара (Shalimar Gardens) позволяет предположить, что они, возможно, были разработаны тем же архитектором, Али Мардан.

Очень похожа на Тадж-Махал и по могольскому происхождению и по внешнему виду гробница Хумаюна в Дели. Эта усыпальница могольского императора также построена как знак великой любви - только не мужа к жене, а жены к мужу. Несмотря на то, что гробница Хумаюна построена раньше, и Шах-Джахан при строительстве своего шедевра ориентировался на архитектурный опыт усыпальницы Хумаюна, она малоизвестна по сравнению с Тадж-Махалом.

Великие ворота.

Великие врата имеют особое значение в исламской архитектуре: они символизируют собой точку перехода между суетой и шумом внешнего материального мира и мира духовного, где царит спокойствие и духовное умиротворение.

Великие ворота довольно таки большое сооружение (41 на 34 метра и 23 метра в высоту), разделенное на три этажа, построенного из красного песчаника и мрамора. Вход имеет форму остроконечной арки, которая находится в центре сооружения. Ворота, как и все остальные части комплекса, сконструированы таким образом, чтобы быть симметричными. Высота ворот составляет ровно половину высоты мавзолея.

Сверху великие ворота увенчаны 22-я малыми куполами, расположенными в два ряда вдоль внутреннего и внешнего края ворот. В каждом из четырех углов сооружения установлены большие башни, таким образом, повторяя архитектуру мавзолея. Великие ворота украшены цитатами из Корана, нанесенными в тщательно выбранных местах.

Внутренний двор.

Внутренний двор (Dzilauhana) - что буквально означает переднюю часть дома. Он служил в качестве места, где посетители могли оставить своих лошадей или слонов перед входом в главную часть комплекса. Две уменьшенные копии главного мавзолея расположены в южных углах двора. Они расположены на небольшой платформе, подняться на которую можно по лестнице. На сегодняшний день не ясно, кто похоронен в этих могилах, но известно, что это женщины. В северных углах двора построены два небольших здания, они служили жильем для посетителей мавзолея и верующих. Эти сооружения были разрушены в 18 веке, но в начале 20 века их восстановили, после чего (до 2003 года) здание на востоке служило в качестве места для садовника, а западное как сарай.

Базар (Тадж Ганжи).

Базар (рынок) был построен как часть комплекса, изначально использовался для жилья работников, а затем в качестве места для хранения припасов и пространства, которое дополняет весь архитектурный ансамбль. Территория базара была небольшим городом во время строительства Тадж-Махала. Первоначально он был известен под именем Мумтазабад (Mumtazabad - город Мумтаз), а теперь называется Тадж Ганжи.

После строительства, Тадж Ганжи стал частым городом и центром экономической активности города Агра, сюда попадали товары со всех частей империи и мира. Область рынка постоянно изменялась, и после строительства в 19 веке, он перестал соответствовать оригинальному замыслу строителей. Большая часть древних зданий и построек была снесена или перестроена.

Другие постройки.

Комплекс Тадж-Махал с трех сторон окружен стеной из красного песчаника, а с четвертой стороны находиться набережная и река Ямуна. За стенами комплекса были построены дополнительные мавзолеи для других жен Шаха-Джахана, и мавзолей побольше для любимой горничной Мумтаз.


Водоснабжение.

Архитекторы Тадж-Махала снабдили комплекс сложной системой труб. Вода поступает из близлежащей реки Ямуна через систему подземных труб. Для того, чтобы набрать воду из реки использовали канатно-веревочную систему с ведрами, приводимую в движение несколькими волами.

В целях обеспечения необходимого давления в системе труб основной резервуар был поднят на высоту 9,5 метров, а для выравнивания давления по всей площади комплекса были использованы еще 3 дополнительных резервуара, находящихся в разных частях комплекса. Для того чтобы подвести воду ко всем частям памятника были использованы терракотовые трубы диаметром 0,25 метра, которые были закопаны на глубину 1,8 метра.

Оригинальная система труб по-прежнему присутствует и используется, доказывая мастерство строителей которые смогли создать систему, проработавшую почти 500 лет без необходимого технического обслуживания. Правда стоит отметить, что некоторые подземные водопроводные трубы все же были заменены в 1903 году, на новые трубы из чугуна.

Угрозы

В 1942 году для защиты Тадж-Махала от нападения Германии люфтваффе и позже японских ВВС по приказу правительства были возведены защитные леса. Защитные леса строились еще раз во время индийско-пакистанской войны в 1965 и 1971 годах.

Позже угрозы пришли от загрязнения окружающей среды по берегам реки Ямуна, в том числе от деятельности Матхура НПЗ. Из-за загрязнения на куполах и стенах Тадж-Махала образовывался желтый налет. Чтобы контролировать загрязнение памятника, индийское правительство создало зону вокруг него площадью 10 400 квадратных километров, где действуют строгие нормы выбросов.

Самолетам запрещено летать над Тадж-Махалом.

Недавно появилась угроза структурной целостности Тадж-Махала из-за снижения уровня грунтовых вод в бассейне реки Ямуна, который падает со скоростью около 5 футов в год. В 2010 году появились трещины в некоторых частях мавзолея и минаретах, которые окружают памятник. Это происходит из-за начавшегося, при отсутствии воды, процесса гниения деревянных опор основания памятника. По некоторым прогнозам гробница может рухнуть в течение пяти лет.

История Тадж-Махала.

Период правления Моголов (1632 - 1858 год)

Сразу после строительства Тадж-Махала, собственный сын Шаха-Джахана Аурангзеб помещает его под домашний арест. Когда Шах-Джахан умер, Аурангзеб похоронил его рядом с его женой внутри Тадж-Махала. Комплекс чист и за ним хорошо ухаживают почти сто лет, финансируются работы за счет налогов с рынка и богатой королевской казны. В середине 18 века расходы на содержание комплекса значительно снижаются, в результате за комплексом почти не ухаживают.

Во многих туристических путеводителях говорится, что после свержения Шах-Джахан из окон темницы многие годы, до смерти, печально любовался своим творением - Тадж-Махалом. Обычно в этих историях упоминается Красный форт - дворец Шах-Джахана, построенный им в зените правления, часть покоев которого его сын - Аурангзеб превратил в роскошную тюрьму для отца. Однако здесь публикации путают делийский Красный форт (в сотнях километров от Тадж-Махала) и Красный форт в Агре, также построенный Великими Моголами, но раньше, и который действительно находится рядом с Тадж-Махалом. Шах-Джахан, согласно индийским исследователям, содержался в делийском Красном форте и оттуда не мог видеть Тадж-Махала.

Британский период (1858-м-1947th)

Во время индийского восстания 1857 Тадж-Махал был разорен британскими солдатами и офицерами. В конце 19-го века британский вице-король в Индии лорд Керзон организовал работы по восстановлению Тадж-Махала, которые были завершены 1908 году. Кроме того, сады внутри Тадж-Махала были восстановлены в британском стиле, который сохранился и по сей день. 1942 году во время Второй мировой войны правительство приняло решение о создании защитных лесов над мавзолеем, опасаясь возможных атак немецкой люфтваффе, а позже японской императорской авиации.

Современный период (1947th -)

Во время войн между Индией и Пакистаном в 1965 и 1971 годах Тадж-Махал также окружали защитными лесами. Позже появились угрозы от загрязнения окружающей среды по берегам реки Ямуна, и в том числе от деятельности Матхура НПЗ. Из-за загрязнения на куполах и стенах Тадж-Махала образовывался желтый налет. Чтобы контролировать загрязнение памятника, индийское правительство создало зону вокруг него площадью 10 400 квадратных километров, где действуют строгие нормы выбросов. 1983 году Тадж-Махал был включен в список мирового наследия ЮНЕСКО.

Легенды и мифы Тадж-Махала.

Черный Тадж-Махал.

Одина из самых известных легенд гласит, что Шах-Джахан планировал построить свой собственный мавзолей из черного мрамора на другом берегу реки Ямуны, симметричный Тадж-Махалу, и хотел соединить их серебряным мостом. Об этом могут свидетельствовать остатки черного мрамора через реку Ямуна, в саду «Лунный свет». Однако раскопки 1990-х годов показали, что это был белый мрамор, используемый для строительства Тадж-Махала, который с течением времени изменил цвет и стал черным. К подтверждению этой легенды можно отнести тот факт, что 2006 году после реконструкции бассейна в саду «Лунный свет», в его воде можно было увидеть темное отражение белого Тадж-Махала. Эта легенда стала известна из записок Жана-Батиста Тавернье (Jean-Baptiste Taverniera), европейского путешественника, посетившего Агру в 1665 году. В его записях отмечено, что Шах-Джахан был свергнут с престола своим сыном Аурангзеб до начала строительства черного Тадж-Махала.

Убийства и увечья рабочих.

Знаменитый миф рассказывает, что Шах-Джахан после строительства Тадж-Махала убивал или наносил увечья мастерам и архитекторам, чтобы они не смогли построить что-то настолько же великолепное. Некоторые другие истории утверждают, что строители подписали контракт, согласно которого, они обязуются не участвовать в строительстве любого аналогичного сооружения. Однако известно, что строители Тадж-Махала позже построили мечеть Джама Масджид (Jama Masjid) в Дели.

Итальянский архитектор.

В ответ на вопрос о том, кто проектировал Тадж-Махал? Запад создал миф об итальянском архитекторе, так как Италия в 17 веке была центром современного искусства. Основателем этого мифа является миссионер из ордена августинцев, отец Дон Манрике. Он провозгласил архитектором Тадж-Махал, итальянца по имени Джеронимо Веронео (Geronimo Veroneo) потому, что тот, в момент строительства, был в Индии. Утверждение очень спорное в связи с тем, что Джеронимо Веронео не был архитектором, он производил и продавал ювелирные изделия. К тому же, в ранних европейских источниках нет сведений о том, что архитекторы с Запада могли сделать проект в стиле других культур, с которыми ранее не были знакомы.

Снос Тадж-Махала британцами.

Хотя нет никаких конкретных доказательств, упоминается что британский лорд Уильям Бентинк (генерал-губернатор Индии в 1830-х) запланировал снос Тадж-Махал для продажи на аукционе белого мрамора, из которого тот построен. Его биографист Джон Росселли (John Rosselli) говорит, что эта история появилась из-за того, что Уильям Бентинк был связан с продажей мрамора снятого с форта Агры.

Тадж-Махал - храм бога Шивы.

Индийский историк P. N. Oak утверждает, что Тадж-Махал первоначально использовался как индуистский храм бога Шивы, и Шах-Джахан просто стал использовать его по-другому. Эта версия была отклонена как необоснованная и не имеющая доказательств в виде исторических фактов. Верховный суд Индии отказал P. N. Oak в прошении объявить Тадж-Махал памятником индуистской культуры.

Разграбление Тадж-Махала.

Хотя известно, что англичане захватили золото со шпилей Тадж-Махала, и драгоценные камни, которыми были украшены стены мавзолея, есть мифы, из которых следует, что из Тадж-Махала украдены многие другие украшения. История говорит, что кенотафы шаха и его жены были позолоченными и украшены бриллиантами, двери мавзолея были сделаны из резной яшмы, и пространство внутри было украшено богатыми коврами.

Экскурсии по Тадж-Махалу.

Тадж-Махал привлекает большое количество туристов. ЮНЕСКО документально зарегистрировал более 2 миллионов посетителей в 2001 году, в том числе более 200 тысяч из-за рубежа. Стоимость посещения двухуровневая, со значительно более низкой ценой для граждан индии и более высокой для иностранцев. Использовать автомобили с двигателем внутреннего сгорания рядом с комплексом запрещено, и туристы должны добраться до него либо пешком от автостоянки, либо воспользоваться электрическим автобусом.

Режим работы.

Памятник открыт для посетителей с 6 утра до 7 вечера, за исключением пятницы и месяца Рамадан, когда комплекс работает для верующих. Кроме того, комплекс открывается ночью на день полнолуния, за два дня до полнолуния и за два дня после полнолуния. Музей внутри комплекса Тадж-Махал открыт с 10:00 утра до 5:00 вечера, вход свободный.

Каждый год с 18 по 27 февраля в Агре, в том месте, где жили мастера-создатели Тадж Махала, проходит фестиваль Тадж Махотсав. Фестиваль посвящен искусству и ремеслу могольской эры и в целом индийской культуре. На фестивале можно увидеть процессии с участием слонов и верблюдов, шоу барабанщиков и красочность представления.

Стоимость и правила посещения.

Входной билет на территорию комплекса обойдется иностранцу в 750 рупий (435 рублей). Такая высокая стоимость объясняется тем, что она состоит из налога на вход Археологического общества Индии (250 рупий или 145 рублей) и пошлины Департамента по развитию Агры (500 рупий или 290 рублей). Детям до 15 лет вход бесплатный.

Билеты на ночные сеансы посещения культурного памятника стоят 750 рупий для иностранцев и 500 рупий для граждан Индии: они должны быть куплены за 24 часа до посещения в кассе Археологического общества исследования Индии на Mall Road. В стоимость билета входить пол-литровая бутылка воды, бахилы, карта-путеводитель по Агре, проезд на электротранспорте.

При входе в Тадж-Махал посетителям придется пройти процедуру досмотра: рамка, ручной досмотр, вещи просвечивают и в обязательном порядке досматривают вручную. Камеру и другие ненужные вещи необходимо сдать в камеру хранения. Снять мавзолей на видеокамеру можно только издалека. Вблизи только фотографировать. Внутри самого мавзолея фотографировать нельзя, за этим строго следят сотрудники комплекса.

На территорию комплекса запрещено проносить: еду, спички, зажигалки, табачные изделия, спиртные напитки, съестные припасы, ножи, электронные приборы, штативы.

Как добраться.

Город Агра хорошо связан с крупными городами страны и находится на Золотом треугольнике туристической цепи (Дели-Агра-Джайпур). можно несколькими способами.

1. Самолетом из Дели 2. Железной дорогой из любого крупного города 3. На автомобиле Расстояние до крупных городов:

Бхаратпур (Bharatpur) - 57 км, Дели (Delhi) - 204 км, Джайпур (Jaipur) - 232 км, Кхаджурахо (Khajuraho) - 400 км, Лакхнау (Lucknow) - 369 км

Лучшее время года для посещения Тадж Махала: с ноября по февраль. В другое время здесь обычно или слишком жарко, или слишком сыро.

Свойства камня, из которого построен Тадж Махал, таковы, что он меняет свой цвет в зависимости от угла падающего на него света. Таким образом, имеет смысл приехать сюда на рассвете и, проведя целый день, уехать на закате, чтобы вобрать в себя все многообразие красок. Чтобы увидеть шедевр в божественных золотистых оттенках, Вы можете заранее вечером приехать в один из отелей, расположенных неподалеку от Южных ворот (район Тадж Ганж) Тадж Махала и рано утром с открытием комплекса прийти сюда. В шестом часу утра у Вас есть шанс увидеть Тадж Махал в безмолвном одиночестве и во всем величии: днем территорию комплекса заполняют толпы туристов.

Сам город – Агра – довольно грязный и неприветливый, поэтому не стоит тратить много времени на поездку сюда. Одного дня вполне достаточно, чтобы прикоснуться к прекрасному и познать «легенду из камня».

Если вы обнаружили ошибку, выделите ее и нажмите Shift + Enter , чтобы сообщить нам.

Тадж-Махал, мавзолей султана Шах Джахана и его жены Мумтаз-Махал. Архитектор Устад Иса. 1630-1652 гг.

Тадж-Махал

Мавзолей Тадж-Махал расположен в городе Агра на севере Индии, в штате Уттар-Прадеш. Он создан в стиле, позже названном «мугал», соединившем традиции индийской, персидской и арабской архитектуры. Собственно, мавзолей и явился первым зданием, построенным в новом духе. Тадж-Махал возвели по воле Шах-Джахана (1592-1666). пятого правителя из династии Великих Моголов, как место захоронения его жены Арджуманд и памятник их любви. Арджуманд была дочерью министра Джангира и более известна под титулами Мумтаз-Махал (Избранница Дворца) или Тадж-Махал (Венец Дворца).
Первоначально усыпальница именовалось Раоза Мумтаз-Махал либо Тадж Бибиха-Раоза, что на арабском означает «гробница владычицы моего сердца». Лишь позднее, во времена английской колонизации Индии, за сооружением закрепилось современное название -Тадж-Махал.

Споры об архитекторе

После завое вания Индии англичанами ряд учёных выдвигал гипотезы, что подлинном творцом проекта усыпальницы был европейский зодчий. Возможно, итальянец Джерони мо Веронео, работавший при дворе Шах-Джахана. Или французский ювелир А вгустин де Бордо, один из создателей Золотого трона Великих Моголов. Оппоненты им возражают: в архитектуре сооружения и строительных приёмах нет следов евро пейских технических достижений того времени, зато соединено всё лучшее, чем владело индийское, персидское и арабское зодчество. Специфические способы обработки камня, применённые при строительстве, были известны только восточным мастерам. А купола, подобные куполу Тадж-Махала, возводились в тот период л ишь в Самарканде и Бухаре.

ЛЮБОВЬ В КАМНЕ
Любимая супруга Шах-Джахана скончалась при родах в 1631 г. в возрасте 38 лет. Опечаленный император решил увековечить её память в ранее невиданной гробнице. Повелитель одной из могущественнейших и богатейших стран того времени сполна использовал возможности
своего положения. Он послал гонцов во все центры архитектуры исламского мира: Стамбул, Багдад, Самарканд, Дамаск и Шираз, созывая известнейших зодчих Востока. Одновременно но его заказу в Агру свозили чертежи и планы всех знаменитых сооружений Азии. Владыка хотел воздвигнуть здание, равного и даже подобного которому в мире не существовало.

Рассматривалось множество проектов. Возможно, то был первый в истории архитектурный конкурс. В итоге Шах-Джахан остановился на варианте молодого ширазского архитектора Устад Исы.
Затем началась непосредственная подготовка к строительству. В Агру приехали каменщики из Дели и Кандагара, считавшиеся лучшими в Индии. Художников и каллиграфов наняли в Персии и Багдаде, отделкой ведали бухарцы и делийцы, а для создания садово-паркового ансамбля пригласили искусных садовников из Бенгалии. Руководство работами было возложено на Устад Ису, а его ближайшими помощниками стали видный ту рецкий зодчий Ханруми и самаркандец Шариф, создавший великолепные ку пола мавзолея. Таким образом, мавзолей Мумтаз-Махал соединил в себе всё лучшее, чего достигли на тот момент архитектурра и декоративно-прикладное искусство Востока.

МУЗЕЙ ТАДЖ-МАХАЛА

Кроме собственно архитектурного комплекса мавзолея на территории Тадж- Махала есть и музейная экспозиция, посвящённая истории династии Великих Моголов. В ней представлены уникальная нумизматическая коллекция, предметы искусства и быта XVI-XVII вв. У стен музея разбиты сады в знаменитом могольском стиле — копии сада, окружающего мавзолей.

За основу Устад Иса взял позднюю индийскую архитектуру, в частности мавзолей Хумаюна - место погребения первых Великих Моголов и членов их семей. Но при этом внёс немалые изменения, отказавшись, например, от пристрастия к многочисленным колоннам (их и Тадж-Махале вообще нет). По данным придворного историка Абдул Хамида Лахори. строительство началось через полгода после смерти Мум- таз-Махал и длилось 12 лет. В 1643 г. было закончено центральное здание усыпальницы.

Полностью строительство завершилось в 1648 г., но, судя по всему, пос-
ле этого отделка продолжалась ещё несколько лет. В общей сложности возведение и отделка заняли 22 года. В работах одновременно участвовали более 20 тыс. человек, для которых вблизи Агры был выстроен специальный городок Мумтазабад.
Основным материалом стал белый мрамор, доставлявшийся на слонах из каменоломен Джохапура - за триста с лишним километров. В отделке широко применялись инкрустации драгоценными и полудрагоценными камнями. Здесь были лазурит Гиндукуша, китайский нефрит всех цветов, лунный камень Декана, персидские аметисты и бирюза, тибетский сердолик, привозимый из России малахит. Золота и серебра на инкрустации пошло, по преданиям, «много больше, чем может увезти слон». Для основных линий в орнаментах использовались красный песчаник и чёрный мрамор.
Чтобы поднимать на большую высоту материалы для возведения главного ку пола, по проекту турецкого инженера Исмаил Хана построили покату ю земляную насыпь длиной 3,5 км и высотой почти 50 м. По ней слоны могли без помех доставлять к месте работ мраморные блоки. Когда Шах-Джахан увидел законченный мавзолей, он заплакал от восхищения.

Несмотря на огромные размеры, мавзолей выглядит невесомым. Во многом такой эффект достигается благодаря четырём минаретам, имеющим тщательно спланированное отклонение от вертикальной оси. Это должно было спасти усыпальницу от разрушения обломками минаретов в случае землетрясения.

Вскоре Шах-Джахан пожелал рядом с Тадж-Махалом построить аналогичный мавзолей, но уже чёрного цвета - для него самого.
Однако этому сбыться было не суждено. Император заболел, в стране вспыхнула война между его сыновьями. Благодаря поддержке мусульманского духовенства победил младший - исламский фанатик Аурангзеб, казнивший всех своих братьев и не пощадивший даже родного отца.
Остаток жизни Шах-Джахан провёл в каземате знаменитого Красного форта Агры, построенного ещё его прадедом Акбаром, основателем династии. Оттуда ему открывался вид на Тадж-Махал - последнее утешение пленника. Как сообщает летописец Абдул Хамид Лахори, чувствуя приближение смерти, узник попросил тюремщиков поднести его к окну и, глядя на гробницу любимой жены, «погрузился в глубокий, вечный сон». По завещанию его погребли рядом с Арджуманд.

Пропорции Тадж-Махала были столь совершенны, что даже родилось предание, будто при его создании прибегали к магии и помощи потусторонних сил. Другая легенда гласит, что по окончании работ архитекторам выкололи глаза, а мастерам отрубили руки, дабы они не могли сотворить больше ничего подобного. Разумеется, это миф. Напротив, и зодчие, и строители были щедро вознаграждены, а кроме того, их труд во всё время возведения мавзолея неплохо оплачивался. Что, кстати, дало повод врагам Шах-Джахана утверждать, будто постройка Тадж-Махала разорила казну империи. Но и это не так: в тот момент держава Великих Моголов была весьма богата и занимала почти весь Индостан. Одновременно с сооружением усыпальницы проводились обширные ирригационные работы в Пенджабе и велись успешные войны с соседями.

КРАСОТА И ВРЕМЯ
Время и люди не пощадили памятник. Первым начал его разорять Аурангзеб, изъявший золотую решётку, которая окружала кенотаф Мумтаз-Махал. Осуждая отца за бессмысленное расточительство, он сам построил подобие Тадж-Махала к югу от Агры — для себя и своей старшей жены. Но копия оказалась весьма неудачной и почти неизвестна широкой публике.
После Аурангзеба мавзолей подвергся разграблению при Надир-шахе в 1739 г. Тогда были увезены серебряные двери главного зала, позже заменённые бронзовыми, существующими и поныне. Когда в 1803 г. британская армия заняла Агру, солдаты вынесли из Тадж-Махала порядка 200 кг золота и выковыряли из его стен немало драгоценных камней. Большинство этих сокровищ досталось Ост-Индской компании.
Лишь в конце XIX в. по приказу вице-короля Индии лорда Керзона памятник был взят под охрану. С тех пор его безопасность является заботой властей Индии — сначала колониальных, а после провозглашения независимости — национального правительства. Руководство Департамента археологических изысканий Индии даже добилось постановления Верховного суда страны о введении запрета на производственную деятельность в окрестностях Тадж-Махала. Над мавзолеем запрещены полёты самолётов, чтобы вибрация от работы двигателей не повредила уникальный монумент.
К сожалению, нормальному функционированию музея уже не первый год мешает политика. В связи с активизацией в Индии террористических организаций охрану Тадж-Махала пришлось поручить вооружённым силам и спецслужбам. Центральный павильон мавзолея был закрыт для посетителей ещё в 1984 г. — после того, как там произошло столкновение охранников с боевиками. С тех пор правительство Индии опасается повторения нападения и тщательно контролирует окружающую территорию. По иронии судьбы, теракты против Тадж-Махала, построенного одним из величайших мусульманских государей Индии, планировались и осуществлялись именно исламскими радикалами.
С недавнего времени мавзолею угрожают и силы природы. Из-за оседания почвы, изменения гидрологического режима и нескольких землетрясений фундаменты минаретов сместились, и только срочно принятые меры по укреплению грунта спасли чудо архитектуры от разрушений.

Мозаичное панно на стенах Тадж-Махала.
Внутри стены Тадж-Махала украшены мозаичными изображениями сказочных деревьев и цветов. Продуманное расположение окон делает мавзолей буквально прозрачным для солнечного и лунного света, и он почти не нуждается в искусственном освещении. В центре главного зала размещается восьмиугольная погребальная камера, увенчанная невысоким куполом. Здесь за ажурной каменной оградой инкрустированной драгоценными камнями, находятся ложные гробницы - кенотафы. Настоящие саркофаги императрицы Мумтаз-Махал и Шах-Джахана располагаются в подземелье точно под кенотафами. Эти гробницы покрыты фантастически растительным орнаментом из полудрагоценных камней.

Тадж-Махал является жемчужиной мировой архитектуры. Он признан одним из самых красивых сооружений на Земле, а его силуэт считается неофициальным символом Индии. В 1983 г. Тадж- Махал внесён в список объектов, находящихся под охраной ЮНЕСКО.

ИДЕАЛЬНЫЕ ПРОПОРЦИИ
В плане Тадж-Махал отчасти похож на классическое исламское культовое сооружение. В комплекс зданий кроме собственно мавзолея входят мечеть и крытая галерея, сложенные из красного песчаника, ворота в виде арки, а также обширный сад с фонтанами и бассейнами, распланированный так, что усыпальница хорошо просматривается со всех сторон.
Мавзолей воздвигнут на обширной платформе из красного песчаника семиметровой высоты, на которой, в свою очередь, сооружён трёхметровый Луже на нём и покоится непосредственно Тадж-Махал. Это абсолютно симметричное восьмиугольное здание высотой 57 м увенчано 24-метровым куполом, по форме напоминающим бутон лотоса. Фасады украшены стрельчатыми арками и нишами, создающими тонкую игру света и тени.
Мавзолей особенно прекрасен на фоне синего неба, и всё это великолепие отражается в прямоугольном бассейне, находящемся прямо перед зданием. Это первый в мире подобный опыт. В Европе спустя два года после завершения строительства Тадж-Махала французский архитектор Андре Ленотр использовал водоём, спроектированный так, чтобы отражать фасад дворца.
Белый мрамор в сочетании с тщательно подобранным оттенком изразцов купола - под цвет неба - создаёт впечатление невероятной лёгкости монументального ансамбля. Красота Тадж-Махала подчёркивается игрой света, особенно в вечерних сумерках, когда мрамор окрашивается в различные оттенки фиолетового, розового, золотистого цвефв. Ранним утром здание, словно сотканное из кружева. кажется парящим в воздухе.

Тадж-Махал - мавзолей, находящийся в на севере Центральной Индии в Агре, на берегу реки Джамна.

Построен по приказу императора Великих Моголов Шах-Джахана в память о жене Мумтаз-Махал , умершей при родах. Внутри мавзолея расположены две гробницы — шаха и его жены. На самом деле, место их захоронения находится под землей.

Шах-Джахан

Могольский правитель Шах-Джахан (1592-1666, правил в 1627-1658) воздвиг этот памятник как гробницу своей любимой жены Арджуманд Бану , более известной по ее титулу Мумтаз-Махал или Тадж-Махал (Корона дворца), умершей в 1631 году.

В ширину всей речной стороны поднята платформа с высокими (41 м) минаретами по четырем углам. На западной стороне платформы находится мечеть, на восточной - приемный зал (дом для посетителей). В центре платформы помещена гробница, имеющая в плане квадрат со скошенными углами. Проекты для гробницы были подготовлены лучшими архитекторами Могольской империи. Мавзолей расположен в центре обширной прямоугольной площадки (длина 600 м, ширина 300 м).

Величайшее произведение архитектурного зодчества, современное чудо света - индийский мавзолей Тадж-Махал. Каждый гость Индии обязательно любуется на это замечательное сооружение. Никого Тадж-Махал не оставляет равнодушным ни своим великолепием, ни своей легендой.

К Тадж-Махалу ведет искусственный канал, вокруг которого расположены изумительные кипарисы. Рядом с Мавзолеем расположены две мечети из красного песчаника. Величественное строение вместе с зелеными лужайками и яркими цветами создают впечатление, что ты попадаешь в сказку. Лучше всего рассматривать прекрасный дворец ранним утром. Создается впечатление, что Тадж-Махал парит в воздухе.

История строительства мавзолея Тадж-Махал

Это изумительное сооружение было построено по приказу падишаха Шах-Джахана в память о своей красавице жене, безвременно ушедшей при родах, в память об их беззаветной любви друг к другу. Падишах хотел построить напротив Тадж-Махала дворец из черного мрамора. Два дворца он мечтал соединить мостом. Но его планам не удалось сбыться. Он умер в заточении, любуясь на прекрасный дворец и мечтая о встречи со своей женой в ином мире. После смерти падишаха захоронили в этом же Мавзолее.

Строили мавзолей около 22-х лет. Все элементы Мавзолея симметричны, пропорции соблюдены и кратны четырем. Высота Мавзолея 74 метра. Все вымерено до миллиметра, учтены возможности разрушений на случай землетрясения или урагана.
Для строительства здания использовали белый мрамор. В зависимости от времени суток, цвет мрамора меняется. Украшен Мавзолей изящной резьбой, решетками с драгоценными камнями, на потолке расписаны суры из Корана на арабском языке.

В центре Мавзолея - ложные гробницы, настоящие же находятся под полом.

В строительстве за весь период участвовало 20 тысяч человек. Имя архитектора не известно, но исследователи убеждены, что строительство дворца дело рук жителей Ирана, Индии, Средней Азии.

Скрытые символы и знаки

Мавзолей имеет многочисленные символы, скрытые в его архитектуре и планировке. Так, например, на воротах, через которые заходят посетители Тадж-Махала в парковый комплекс, окружающий мавзолей, высечена цитата из корана, обращенная к праведникам и заканчивающаяся словами «войди в мой рай».

Проходят столетия, но Тадж-Махал только хорошеет и восхищает гостей своей неувядающей красотой. Красотой строения и красотой вечно живой любви.

Экускурсии в Тадж-Махал

Лучшее время для посещения мавзолея - с ноября по февраль, в остальные месяцы тут слишком жарко. Тадж-Махал открыт для посещения с 6:00 до 19:00 в будние дни, за исключением пятницы, когда в мечети проводятся молитвы. Стоимость посещения равна приблизительно $10. Добраться до Тадж-Махала можно из Дели на поезде, автобусе или приобрести экскурсию.

Посещение Тадж Махала осуществляется через Восточные, Западные или Южные ворота.

Правила посещения Тадж-Махала:

  • разрешено проносить воду в прозрачных бутылках, видеокамеры, фотоаппараты, мобильные телефоны и небольшие женские сумочки;
  • при посещении Тадж-Махала необходимо снимать обувь;
  • внутри мавзолея фотографировать запрещено;

Где находится Тадж-Махал?

Город Индии, где находится Тадж-Махал - Агра, на берегу реки Джамна.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook