Дом кель варвары на лиговке. Семь особняков, которые можно посетить только с экскурсией. Экскурсия в особняк барона кельха: в величественном мире роскоши и богатства


Архитектурно наследие Петербурга:дом барона Кельха

Наследнице сибирских миллионов построил дом её супруг, барон. И блеском интерьеров эталонныx был Петербург державный ослеплён. Там готика соседствует с модерном, а классицизм оправлен в рококо. И белой ночью в сумраке неверном в реальность проникают сны легко. История владельцев позабыта - ни встреч, ни расставаний нет следов,но особняк блистает знаменитый, не замечая грузный xод веков .
Лика Янич

В сложившейся за XVIII-XIX века на ближайших к левому берегу Невы застройке улиц выделяются (особняки) фасады, радующие глаз изысканной отделкой. Стремление архитектора выразить тот или иной ушедший и ставший историческим стиль, часто имеющий локальные признаки - флорентийского возрождения или французского рококо - оживило и обогатило облик Петербурга. На смену наскучившим уже ордерным однообразием классицизму и ампиру приходят историзм и романтизм в архитектуре. Свобода, сложность и разнообразие архитектурных форм сочетается со стилистической точностью воспроизводимых исторических стилей.

Особняк Кельха является ярким представителем этого романтического направления в архитектуре.

Особняк А.Ф. Кельха, располагающийся на ул. Чайковского (бывш. Сергиевской) дом 28, находится в той части городского центра, где сконцентрировано много зданий,построенных для аристократических и деловых кругов петербургской элиты.

Дом, принадлежавшем в середине XVIII века дочери купца Ивана Бротера, занимавшего пост бургомистра.В XVIII веке купец Иван Бротер выкупает для своей любимой дочери участок на улице Чайковского, но ничего не строит... На протяжении целого столетия эта земля переходит из рук в руки: когда в 1858 году его приобрёл греческий консул Кондоянаки, там располагался непримечательный двухэтажный дом. За год архитектор А. К. Кольман превратил его в особняк, выполненный в лучших традициях барокко.



Выходящий на улицу фасад здания выдержан в стиле французского возрождения. Облицовка выполнена из натурально камня - в цоколе розоватого, а в верхних этажах желтого песчаника. Первый этаж оформлен рустом, второй - пилястрами ионического ордера между окон арочного типа. Второй этаж выделятся центральным эркером который симметрично дополняли боковые правый и левый эркеры. Правый эркер был разрушен во время Второй мировой войны и не был впоследствии восстановлен. Богато украшенный декором центральный эркер имеет развернутые боковые грани


Фронтон над эркером развитой сложной формы образует композиционное единство с аттиком, по обеим сторонам которого выстроена балюстрада, и который в свою очередь увенчан своеобразным портиком со скульптурой в нише. Высокая шатровая пирамидальная кровля с мелким чешуйчатым рисунком завершает композицию лицевого фасада



Участок неоднократно менял хозяев. В 1790-х годах он был разделён, до того составлял единое домовладение между Сергиевской (Чайковского) и Захарьевской улицами. До середины XIX века здесь сохранялся двухэтажный дом с каменным первым этажом и деревянным вторым.


Трехэтажные дворовые фасады выполнены уже в стиле неоготики. Служебный флигель замыкает перспективу внутреннего двора. В нем находится готический павильон, украшенный скульптурой. Строительство нового здания велось также при участии архитектора К.К. Шмидта, и было полностью закончено в 1903 году. Особняк А.Ф. Кельха является выдающимся памятником архитектуры поздней эклектики.





А теперь - к Кельхам.
Папа Сашеньки Кельха занимался народным образованием. И баронский титул получил не просто так, по рождению, а исключительно благодаря приложенным усилиям. Кавалер множества орденов - и Владимира, и Анны, и с бантами, и с подвязками - в расцвете карьеры был пожалован баронским титулом и званием «Почетный гражданин Санкт-Петербурга». Так что Александр Кельх был дворянином не так уж и давно - только во втором поколении.

Три брата получили прекрасное образование. Николай (старший) и Александр стали промышленниками, Владимир - художником. А образование они получали в Московском университете, действительными студентами коего и являлись. Вот это-то и наложило заметный отпечаток на семейную жизнь Николая и Александра. Студенчество, в смысле.

Отползем ненадолго в Сибирь. А именно - в Иркутск. Там жила семья богатейших золотопромышленников Базановых. После смерти главы семейства, Ивана Базанова, а позже и зятя его, камергера двора - Петра Сиверса, все состояние, включавшее в себя не только золотые прииски, но и Ленско-Витимское парходство, досталось Юлии Базановой и дочери ее Варваре.

Юлия Базанова - «мать студенчества», дама, славившаяся своей благотворительной деятельностью. Рано овдовев, она занималась постройкой больниц, бибилиотек, курировала учебные заведения в Иркутске, а также следила за судьбой сибирских студентов в Москве. За свою жизнь она, владелица огромного состояния, потратила на благотворительность около 2000000 рублей. Вы только вдумайтесь - более 2 миллионов - это сопоставимо с госбюджетом!

Дочка Варенька пошла по маминым стопам. И, отправившись как-то раз по делам в Московский университет, встретила Николая Кельха. Ну, дело молодое, страстная любовь, почти моментальная свадьба.Все слишком прекрасное быстро кончается - через два года Николай умирает. Причем о том, что стало причиной такой скоропостижной кончины, не знает никто до сих пор.

Сразу после смерти Николая, Варваре делает предложение его младший брат - Александр. И она соглашается. А Александр становится управляющим огромного состояния своей жены.Кстати, говорят, что Варвара Кельх (Базанова) была прелестным созданием. Но при этом никакой не кисейной барышней, а, наоборот, подобием всем известного типажа - Вассы Железновой.

Значит, так - замуж за Николая в 1892 году. Овдовела в 1894. И сразу же выскочила замуж второй раз.

И решила - жить молодая семья будет в самом оригинальном доме в Петербурге. Для этих целей у греческого консула - Ивана Кондоянаки - они покупают в 1896 году дом на Сергиевской улице (двухэтажный особняк в стиле необарокко) и начинают его реконструкцию.Для этих целей нанимают двух архитекторов - Владимира Чагина и Василия Шене и дают им карт-бланш, в том числе и финансовый. Если учесть, что оба архитектора были просто неприлично молоды - до тридцати, то порезвились они всласть. Внутренние интерьеры особняка поражают не только богатством отделки, но и, самое главное, неожиданностью интерьеров. Не только эклектичностью, тем более, что каждое помещение производит очень целостное в стилевом плане ощущение, а вот именно неожиданностью.


Все материалы, которые использовались для работ, были только высшего качества - Александр Фердинандович на счета не смотрел - он их подписывал. И, надо заметить, результат получился поражающий.

За два года архитекторами был построен лицевой корпус. Для этого особняк Кондоянаки был снесён, а на его фундаменте построили новое здание в стиле французского ренессанса. Работа Шене и Чагина не удовлетворила Варвару Петровну Кельх.

По её желанию дальнейшие работы на участке вёл уже другой архитектор - К. К. Шмидт. Им к 1903 году были построены дворовой корпус, конюшни. Дворовому флигелю зодчий придал строго готические черты. Конюшни же выполнены в стиле модерн, что может означать привлечение к работам другого архитектора.


Чрезвычайно богато был оформлен не только фасад дома, но и его интерьеры. Семья Кельх была клиентом фирмы Фаберже, заказывала пасхальные яйца, столовые приборы, драгоценные украшения. Именно в их Жёлтой гостиной выставлялись знаменитые пасхальные яйца, изготовленные фирмой Фаберже.

К 1905 году Варвара Петровна и Александр Фёдорович Кельх развелись. Особняк пришлось заложить, а затем и продать. Варвара Петровна навсегда уехала в Париж, Александр Фёдорович пытался начать новую жизнь. После 1917 года его бывшая жена высылала ему деньги. От такой помощи, несмотря на второй брак, он не отказывался. По всей видимости это сказалось на судьбе Александра Фёдоровича Кельха. В 1930 году он был арестован, сослан в лагеря, далее его судьба неизвестна.


17 марта 1919 года в особняке открылась Школа экранного искусства - первое в мире кинематографическое учебное заведение. Здесь обучали актёрскому мастерству, режиссуре. С 1922 года учебное заведение получило статус института. В 1924 году одним из выпускников института стал Сергей Дмитриевич Васильев - создатель популярного советского фильма "Чапаев". Учащиеся называли особняк Кельха "Ледяным домом". В здании не работало отопление, из-за чего приходилось пользоваться каминами.


В 1936 году в Ленинграде появился Дзержинский район. Его основное руководящее учреждение (ВКП(б) КПСС) расположилось в особняке Кельха. Здесь утверждались руководители большинства предприятий, принимали новых членов партии.

В 1941 году часть здания с левым эркером разрушила фугасная бомба. Восстанавливали здание в 1944-1945 годах, эркер однако не воссоздали. Утрачеными также оказались и интерьеры, находившиеся в левой части особняка.


В декабре 1991 года здание передали двум организациям - петербургскому центру в поддержку ЮНЕСКО и Оргкомитету по подготовке банковского конгресса 1992 года. В последствии эти две организации спорили между собой за владение особняком. До 1998 года особняк Кельха пустовал. В 1998 году здание передали юридическому факультету Петербургского университета в безвозмездное пользование. С тех пор здание получило имя Дома юриста.

В цокольном этаже работает ресторан. Он был открыт для привлечения средств, необходимых для реставрации особняка Кельха. Но впоследствии руководство ресторана не нашло общего языка с юридическим факультетом университета и заведение стало работать самостоятельно.


Парадная лестница и Вестибюль.

Потолок парадной лестницы оформлен живописными арабесками и гипсовой лепниной в ренессансном стиле. По изящной мраморной лестнице с грифонами посетитель попадает в роскошный вестибюль, украшенный скульптурами - копиями работ Кановы - «Пробуждение» и «Венера Италийская». Обратив взор вверх он увидит световой фонарь выполненный в виде витража в той же ренессансной манере. Переход из вестибюля в парадные залы выполнен в в виде ренессансной аркады с арабесками.



В 2010 году дом Кельха был закрыт на реставрацию. В 2011 году было принято решение о его передаче Министерству Юстиции.



Столовая.

Реминисценция в готическом стиле. Стеновые панели, мебель, обрамление проемов и потолок выполнены из орехового дерева. Готические альковы стен, большой камин декорированы тончайшей работы резьбой с характерными для этого стиля скульптурами. Узкие окна украшают витражи с цветным стеклом, проходя через которые свет наполняет помещение сказочной атмосферой. Можно представить какое чудесное впечатление оказывало это помещение на посетителей, когда в его стенах начинал звучать орган, скрытый за антресолями.




А лесенка ведет наверх, где раньше стоял органчик.





Из готической столовой - в дубовую курительную. И опять - резьба на потолке кА-а-а-ак прыгнет! Там и серп, и лопата, и грабли. И еще что-то очень похожее на вантуз. В курительной, конечно, тоже камин, как без него - скопированный по заказу. Увидел Александр Фердинандыч где-то в Италии в замке такой камин - и заказал, потому что - понравился. А ему и сделали.




Да, эта тетка на витраже - это Варенька и есть.






Белый зал.

Дизайн интерьера этого роскошного зала выдержан в стиле барокко. Пилястры, обрамления дверей, и вся нижняя часть стены выполнены из мрамора. Стеновые панели декорированы лепниной из гипса в виде композиций, характерных для французского барокко.
Особую неповторимость интерьеру придает великолепный камин светло-серого итальянского мрамора, выполненный по эскизу Марии Львовны Диллон (1858-1932) в 1899 г. в итальянских камнерезных мастерских. Мария Диллон - первая женщина в России, окончившая Академию художеств по классу скульптуры. Наибольшую известность и славу ей принес памятник В. Ф. Комиссаржевской (находящийся в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры), созданный в 1915 году и признанный одним из самых заметных явлений в художественной жизни России того периода. Камин Белого зала - более раннее произведение М. Л. Диллон, но не менее интересное. Сложный многофигурный барельеф камина «Пробуждение весны» - воплощает нежные чувства и счастливые моменты любви... Свидетельство выдающегося таланта скульптора-женщины.



Рабочий кабинет Александра Фердинандовича. Там все строго. Хозяин дома очень любил карельскую березу, поэтому карельская береза на потолке, соседствует на стенах с персиковыми шелковыми обоями, из нее сделаны книжный шкаф и обрамление камина.

В соседней комнате - алькове - комнате для отдыха - обои темно-зеленые и даже сохранились те, которые натягивали изначально. Потолок красного дерева с золочеными бронзовыми вставками, камин (кстати, правило - подоконники в комнате ровно из того же камня, что и камин. Желательно, из одного монолита). Шкафы для книг тоже из красного дерева.

Экскурсовод, делает легкое движение рукой - и шкаф открывает не только дверцы, но и задверные пространства. Тайники, которых во дворце Кельха немеряно. И вот за этими вторыми дверями - не только сейфы, не только полости для хранения крупных вещей, но и потайной ход. И вообще говорят, что сейчас-то его замуровали, а раньше он вел к 2-й линии метро.
Кстати, за тем книжным шкафчиком, который в кабинете - тоже кое-что есть!

Особняк вообще напичкан тайниками - в спальне тоже хитрый шкафчик. Зайдя в него, можно по винтовой лестнице подняться на второй этаж, по другой спуститься опять на первый, повернуть нужную деталь декора - и вот она, бронированная комната - огромная, около тридцати метров, стены метровой толщины, сейфовые замки (скажу сразу, нас туда не водили, потому что там сейчас живет архив юрфака, которому принадлежит здание, просто рассказали), но я верю.

А хранили Кельхи там что? Правильно, золото-брульянты. Одно колье Варвары Петровны стоило 35000 рублей. И брульянт в нем был тридцатикаратный, для тех, кто понимает. И еще там хранилось то, что вызывало зависть у всего великосветского Петербурга. Пасхальные яйца Фаберже. Несмотря на то, что Карл ваял свои подарочки только для членов царской семьи, были, были исключения. Это были герцогиня Мальборо, Ротшильд, Феликс Юсупов и Альфред Нобель. И Варвара Кельх, для которой ювелир сделал аж семь яиц. Почему государь допустил такой конфуз неизвестно, но вспомнив о суммах, потраченных Базановыми на благотворительность, мы уже не так терзаемся этим вопросом.

Адрес: Чайковского ул., 28
Ближайшие станции метро: Чернышевская

НА ДАННЫЙ МОМЕНТ ЭКСКУРСИЯ НЕ ПРОВОДИТСЯ

Адрес: Чайковского, 28

Особняк Кельха – часть уникального архитектурного наследия Санкт-Петербурга. Это здание, кажется, дышит богатством и роскошью, которые захватывают дух абсолютно каждого посетителя.

Присоединиться к экскурсии в особняк Кельха и собственными глазами увидеть его великолепные интерьеры Вам предлагает «Ленинградская симфония».

ЭКСКУРСИЯ В ОСОБНЯК БАРОНА КЕЛЬХА: В ВЕЛИЧЕСТВЕННОМ МИРЕ РОСКОШИ И БОГАТСТВА

Экскурсия в особняк Кельха – прекрасная возможность увлекательно и познавательно провести время. Опытные экскурсоводы расскажут Вам о нелегких судьбах владельцев здания, об истории создания особняка и его дальнейшего существования.

Переступив порог дома Кельха, Вы сразу же попадаете в иной мир – мир изысканного парадного интерьера. Стоит ли удивляться, ведь обладательница столь роскошного особняка была настоящей богачкой: Варвара Петровна Кельх унаследовала золотые прииски, ежегодный доход от которых составлял 32000 кг золота.

Вы увидите итальянский мрамор, изысканную лепнину, резное дерево, живописные арабески, уникальные скульптуры, бронзовые канделябры, необычные витражи. Настоящие эстеты архитектуры оценят органичное и тонкое переплетение разных стилей в особняке барона Кельха: барокко, модерна, готики, рококо, романтизма.

Благодаря экскурсии Вы узнаете удивительные факты из жизни владельцев этого особняка: на что тратили космические суммы Варвара Петровна и Александр Федорович; почему Варвара Петровна эмигрировала в Париж, а Александр Федорович разорился и был арестован.

Убедиться в том, что особняк Кельха по праву носит имя «жемчужины Санкт-Петербурга», Вы можете, только увидев его наяву. «Ленинградская симфония» гарантирует: день Вы проведете незабываемо!

Несколько лет, проходя мимо дома №28 по улице Чайковского, любовался интересными решениями оформления фасадов.

Но все мои попытки попасть вовнутрь были обречены на провал.

Я уже знал, чей это был дом, кто архитекторы, когда был построен и ковырял информационные поля в интернете. На каком-то сайте увидел, что, оказывается, есть люди, которые предлагают экскурсии за определенную сумму в определенное время. Даже однажды пытался дозвониться по указанным телефонам. Контакта не получилось, и я успокоился. И вот перед праздником «День КГИОП» вижу информацию о возможности свободно попасть на экскурсию в приглянувшийся мне домик «особняк барона А.Ф. Кельха». Для этого нужно в пятницу подойти к КГИОП с 10:00 до 16:00 и записаться, чтобы в субботу, а праздник именно в субботу, подойти в назначенное время и проникнуть с экскурсией в те самые облюбованные, желанные помещения.

Волей случая, мне по заданию моего руководства, необходимо было попасть на беседу к специалистам КГИОП и встреча была назначена на пятницу в 9:30. Поразмыслив о возможности опоздания и возможных длинных «советских» очередях (а люди туда пришли в основном очень преклонного возраста), я решил подойти пораньше. В 8:40 я завернул с улицы Росси за угол и увидел небольшую очередь у парадной. Занял очередь и обнаружил, что эти 30 человек – только частица очереди. Основная часть (бабушки) надавив на кнопки жалости охраны, проникли внутрь здания. Погода была очень ветреная и холодная. Очередь постепенно росла и ширилась, сетуя о забытых дома теплых свитерочках и кофточках. Появились люди, заходящие в двери минуя очередь. Бабушки насторожились и выставили свой пропускной пункт у дверей. Работникам КГИОП пришлось доказывать свою причастность к аппарату охраны памятников и только после этого дверь освобождали для входа на рабочее место. Время посещения специалиста я решил сдвинуть до момента получения записи на экскурсию. В 10:00 толпа постепенно переместилась на третий этаж, в огромный кабинет, где стояло 5 столов с работниками КГИОП. На каждом столе производили запись на конкретную экскурсию. Где куда записывали – неизвестно. Те кто первый попал к столам, начинал шуметь, что он хотел не сюда, но выбраться было ОЧЕНЬ сложно… Постепенно всё успокоилось и я попал именно к тому столу, где записывали «на Кельха». Выйдя на улицу покурить в 10:20 услышал за собой громкий голос сотрудника, информирующий толпу на улице, что «на Кельха» запись окончилась. Мест – нет! Шум толпы. Я покурил и пошел на прием внутрь под испепеляющими взглядами озябших любителей архитектуры, стоящих на улице.

Те, кто хорошо знает этот объект и его историю, думаю, не обидится, если я буду некоторые предложения заимствовать из интернетных повествований. Я не буду рассказывать историю самого участка застройки, хотя она тоже интересна, а сразу начну говорить о том, что молодая семья Кельхов в 1896 году решила заказать строительство нового дома у популярных архитекторов Санкт-Петербурга – В.И. Шене и В.И. Чагина. За два года ими был построен лицевой корпус в стиле французского ренессанса. Он облицован розовым и светло-желтым песчаником. Фасад акцентирован аттиком, увенчанным высоким шатром.

Наверное, нужно сказать о самой семье… Варвара Петровна Базанова происходила из очень богатой семьи московских купцов. Ее дед, Иван Базанов, основал несколько предприятий в Сибири, включая золотые прииски, компанию по строительству железных дорог и пароходство, в которых он был главным акционером вместе с партнерами Яковым Немчиновым и Михаилом Сибиряковым. После смерти отца Варвара и ее мать Юлия унаследовали семейные богатства и основали новую компанию совместно с Константином Сибиряковым. Варвара в 1892 году вышла замуж за Николая Фердинандовича Кельха, сына петербургского потомственного почетного гражданина. Двумя годами позже он скончался.

Как часто случается в России, брат Николая Александр в том же году женился на богатой молодой вдове, что, возможно, произошло из соображений пользы дела, так как, в соответствии с добрачным контрактом, практически все богатства оставались в руках Варвары. С 1900 года супруги стали жить под одной крышей, но их совместная жизнь не задалась и в 1905 году они оформляют раздельное проживание.

В 1912 году Варвара Петровна уехала в Париж. В 1915 году Кельхи официально развелись. А. Ф. Остался в России, пытался заново начать жизнь, второй раз женился. После 1917 года он работал рабочим на одном из своих заводов в Сибири, бедствовал. В двадцатые годы А. Ф. Кельх вернулся в Петербург, но не смог найти работу, нищенствовал, торговал на улице сигаретами. В. П. Отправляла ему деньги, звала уехать в Париж. В 1930 году А. Ф. Был арестован, был сослан в лагеря, дальнейшая его судьба неизвестна.

Суббота! Мы с женой открываем заветную дверь и входим в вестибюль. Всё ожидаемо и знакомо (виртуально) но всё равно празднично и красиво. По требованию охраны подошли к столику со списками и, предъявив паспорта, получили разрешение пройти в следующую дверь для ожидания времени экскурсии. Экскурсоводов было несколько. Восемь групп из 20 человек водили по особняку по 30 минут. Всего записано было 160 человек. Теперь историю о мытарствах я прекращаю и начну рассказывать о самом особняке.

Поражает, прежде всего, отделка итальянским мрамором разных цветов - белого, розового, серого, коричневого. Затем взгляд приковывает прихотливый, характерный для модерна изгиб беломраморной лестницы. Стены вестибюля оформляют четыре живописных полотна конца XIX века с романтическими пейзажами. Между ними - лепной декор.

Не получилось резкой фотографии, а так хочется показать причудливое чудовище у основания лестницы...

В верней части пилястр изображение мужской головы. Считается, что это изображение братьев Александра и Николая Кельхов.

Часть входной двери и часть потолка вестибюля. Уже при входе поражает работа резчиков по дереву.

Потолок оформлен живописными арабесками, в его средней части - лепнина, ее главный элемент - лавровый венок, обрамляющий живописное полотно.

За поворотом поднимаемся на верхнюю площадку. Второй этаж. В левой части снимка видно аркаду. Арки опираются на пилястры и колонны из мрамора.

В нишах расположены мраморные копии скульптур А. Кановы - "Пробуждение" и "Венера Италийская".

Третья ниша тоже предназначалась для скульптуры, но потом в ней установили зеркало. По сторонам зеркала бронзовые канделябры с фигуркой крылатой Ники стоящей на шаре.

Потолок со световым фонарем украшен полихромным витражом. Под потолком помещены десять живописных полотен. Огромная люстра золоченой бронзы довершает необычайно пышное оформление парадной лестницы.

Переходим в Малую гостинную.

В Малой гостиной сохранилась скульптура, живопись, карнизы красного дерева с золочеными деталями, паркет, подоконники белого мрамора. Выход на уцелевший эркер оформлен по сторонам скульптурой - кариатидами египетского облика с лепными факелами над ними. Над проемом, ведущим в эркер - десюдепорт с изображением жертвенника с головой ягненка на нем, опрокинутой корзиной роз, голубей. Над дверью в Белый зал - изображение Амфитриты в окружении морских обитателей. Над дверью, ведущей на лестницу - изображение полуобнаженной женщины с павлином и ягненком. Слева от нее - бюст мужчины. Стены оформлены продольными лепными барельефами. Пространства между ними были закрыты штофными панно в виде букетов цветов.

Огромный живописный плафон занимает весь потолок, рамой для него служит позолоченный карниз гостиной.

Первый и третий этаж занимали жилые помещения. Интерьеры отличало свойственное модерну разнообразие используемых материалов, тщательность их обработки, единство оформления каждого помещения.

Верхний кабинет.

Интерьер выполнен в стиле барокко, отделка из орехового дерева. В оформлении дверей и центрального окна использованы колонны коринфского ордера. Монументальный камин сделан из лабродорита по образцу камина, находящегося в одном из залов Ратуши в Брюгге, выполненный в XVI в. Ланселотом Блонделем. В первом ярусе обрамления камина использованы колонны, на которых находится второй ярус антаблемента и сложная многофигурная композиция третьего яруса. В центре композиции ниша, в глубине которой изображение ворот, перед которыми стоит рыцарь, держащий в руке поднятый меч. По сторонам ниши пилоны с изображением гениев в венках, с двух сторон центральной части - консоли, на которых размещены женские фигурки в средневековых одеждах. В центре навершия - щит с буквами «КА» - Александр Кельх. Освещено помещение двумя люстрами из шпиатра. Стены украшали гобелены.

В декоре потолка наряду с резными композициями из дерева в виде цветов, листьев, гирлянд в крестообразных филенках потолка помещены изображения грабель, молота, косы, лопаты, мастерка, композиции со щитом, перегороженным косой перевязью на две части, в правой части помещена шестиконечная звезда.

Дверь в столовую.

Дверь в бильярдную.

Рядом с Верхним кабинетом располагалась бильярдная, решенная в форме ренессанса. Для оформления использован дуб. Камин выполнен в виде арки из белого мрамора. По сторонам камина расположены два угловых дивана, приподнятых на ступень. Обивка выполнена из тисненой кожи. Из предметов мебели сохранился шкаф-подставка для киев. В филенках потолка помещены панно с арабесковой росписью. Сохранилась люстра темного металла.

Помещение не готовилось для экскурсии и было закрыто. Удалось сфотографировать только потолок.

Белый зал занимает среднюю часть корпуса с окнами на юг (ул. Чайковского). Белый мрамор использован для облицовки нижней части стен, обрамлений дверей и для стенных пилястр ионического ордера. Интерьер решен в стиле «второго рококо». Стены украшены лепными композициями в виде букетов цветов, листьев аканта, букетов с включением музыкальных инструментов, лука со стрелами. В полуциркульных композициях под потолком помещены скульптуры играющих путти. Между окнами помещены огромные зеркала. Беломраморные обрамления дверных проемов дополнены вставками из розового мрамора. Над дверьми скульптурные композиции с крылатыми грифонами и живописные десюдепорты с цветами. Паркет из разных пород дерева выполнен в виде ковра с букетами по углам и сетчатым декором по остальному полю. Освещается зал люстрой из золоченой бронзы, изготовленной на Санкт-Петербургской фабрике Штанге Лука в 1848 г.

Камин из светло-серого итальянского мрамора, с авторской подписью «M. Dillon, 1899». Камин состоит из трех частей: собственно камина, надкаминной полки со скульптурной группой и надкаминного панно с многофигурным барельефом. Топка камина выполнена в виде мраморной раковины, внутри которой на держателе в виде скрученных листьев аканта закреплена раковина из полированной латуни. Нижний ярус камина оформлен волютами. На каминной полке - скульптура «Пробуждение весны». Рельеф надкаминного панно состоит из взлетающей вверх женской фигуры в развевающемся одеянии, играющей на лютне, увитой розами.

Ну и теперь самое интересное помещение. Готическая столовая.

Столовая выдержана в формах готики. Стенные панели, потолок, мебель , обрамление дверных проемов и выхода на эркер выполнены из орехового дерева. В окна, разделенных переплетами на узкие вытянутые части, помещены витражи. Потолок представляет собой композицию из пяти килевидных арок. Распор свода сдерживается горизонтальными аркбутанами, опирающимися на консоли восточной и западной стен. Консоли декорированы гирьками и фигурами химер, в основании консолей изображения пляшущих человечков. Стены украшены фризом, где помещены щиты с гербами.

В столовой находится огромный камин. Топка облицована желтым отделочным кирпичом. Обрамление трехъярусное резное, первый ярус оформлен колоннами, средний представляет собой сложный антаблемент с геральдической композицией в виде щита с монограммой хозяев под рыцарской маской. Щит поддерживают олень и конь. По сторонам средней части две консоли, оформленные резными гирьками, на которых установлены фигуры мужчины и женщины в средневековых одеждах под резными балдахинами. Верхний шатровый ярус оформлен резьбой, в виде стилизованного орла.

На антресолях был установлен концертный орган.

Хорошо видны ниши для расположения клавиатуры ног и двух мануальных.

С северной стороны расположена винтовая лестница, ведущая на антресоли.

Освещается зал двумя люстрами, выполненными в виде ажурных ободов из сплава шпиатра, и небольшим светильником из того же материала, расположенным в эркере. Восемь витражей выполнены в 1898 г. в мастерской Эрнста Тоде в Риге.

Ну вот и всё, что удалось мне увидеть при этой экскурсии. Еще хочу добавить, что работа Шене и Чагина не удовлетворила Варвару Петровну Кельх. По её желанию дальнейшие работы на участке вёл уже другой архитектор - К. К. Шмидт. Им к 1903 году были построены дворовой корпус, конюшни. Дворовому флигелю зодчий придал строго готические черты. Конюшни же выполнены в стиле модерн, что может означать привлечение к работам другого архитектора.

Это вид из окна. Во двор, пока, не удалось попасть.

Реакции на статью

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Особняк статского советника и предпринимателя Александра Кельха считается достоянием русской культуры, одной из архитектурных жемчужин Петербурга и прекрасным образцом поздней эклектики.

Здание представляет собой уникальную композицию, сочетающую стили готического замка, рококо, французского ренессанса, барокко и ар-деко. Это касается и внешнего облика, и интерьерных решений.

История особняка

Первоначальное строение меняло владельцев и несколько раз реконструировалось. В 1896 г. его приобретает Варвара Петровна Кельх (в девичестве Базанова) - наследница династии золотопромышленников, владевших Сибирским и Ленско-Витимским пароходством, и делает заказ на перестройку дома. Возведенная к 1897 г. архитекторами Василием Шене и Владимиром Чагином усадьба городского типа не понравилась хозяйке, и она поручает разработку нового проекта Карлу Шмидту, известному архитектору, благодаря которому к 1903 г. особняк Кельха получил свой неординарный внешний вид и внутреннее оформление, став образцом поздней эклектики.

В годы становления советского государства в особняке Кельха было учреждено первое в мире учебное заведение искусства кинематографии, которое в 1922 г. приобрело статус Института, в котором преподавали актерское мастерство и режиссуру. Одним из выпускников 1924 г. был Сергей Васильев – создатель прекрасной кинокартины «Чапаев».

В 1930 годы в здании был организован дом престарелых, затем здесь работал Комитет КППС Дзержинского района Ленинграда. В годы блокады фугасный снаряд разрушил часть здания и внутренние помещения в левом крыле, но уже к середине 1945 г. реставраторам удалось устранить основные повреждения, кроме эркера и некоторых элементов интерьера.

В 1991 г. в особняке Кельха разместился центр поддержки ЮНЕСКО и Комитет по организации банковского конгресса, которые вели долгие споры за владение прекрасным зданием.

В 1998 г. дом перешел в безвозмездное владение Государственного Университета, в здании разместился юридический факультет. С тех пор особняк Кельха стал официально именоваться Домом юриста.

Архитектура и интерьер

Высокая шатровая кровля, объемные пилоны, лицевой фасад из розового и бежевого песчаника придает зданию необычную и притягательную ауру. Дворовый фасад особняка удивляет сказочностью средневекового флигеля в стиле «пламенеющей готики», а внутреннее оформление дома просто ошеломляет сложностью, богатством и причудливой «фантазийностью» декора.

За старинными дубовыми дверями особняка взгляд гостя замирает от великолепия оформления, цвета и роскоши интерьеров: бело-розовый, золотистый, коричневый мрамор, сложнейшие резные орнаменты на камне и дереве, изысканный лепной декор, старая бронза, сияющие густыми красками витражи, уникальные скульптурные композиции, украшающие ниши, камины, старинная мебель. Каждый коридор, лестница, помещение уникальны и отличаются разнообразием стилей оформления.

Рельефы и узоры лестничных ограждений, колонн, оконных обрамлений невероятно сложны, причудливы и обильны. Стены оформлены живописными полотнами, фресками, тиснеными обоями из натуральной кожи. Поражает работа мастеров краснодеревщиков и резчиков, витражные кассетные потолки, карнизы с золочеными элементами, штофные панно.

На фоне цельности декорирования каждой комнаты внутреннее убранство отличается разнообразием материалов и «ювелирной» проработкой деталей. Потрясающей красоты многоярусные камины из мрамора и лабрадорита насыщены многофигурными скульптурными композициями и барельефами.

Декор филенчатых потолков богат выразительной резьбой по темному дереву в виде листвы, цветов, гирлянд, среди которых радуют глаз красивейшие панно с арабесковой росписью и пейзажами.

Особой красотой отличаются Белый зал в стиле рококо с огромными зеркалами между окнами, драгоценным паркетом из разных пород дерева и дивным камином, бильярдная в стиле французского ренессанса и потрясающая готическая столовая с огромным камином, украшенным фигурами рыцаря и геральдическими щитами. Здесь, под арочным потолком темного дерева, среди удлиненных оконных проемов с мелким переплетом и многоцветными витражами, царит атмосфера изысканного таинственного средневековья.

Особняк Кельха в XXI столетии

В 2010 г. здание закрыли на реставрацию, а через год его передали Министерству Юстиции. В 2017 г. частные экскурсионные компании организовывали «туры» по особняку Кельха. К сожалению, сегодня попасть в здание можно только с редкими групповыми экскурсиями по записи на определенные дни посещения в КГИОП Петербурга.

Добраться до чудесного дома №28 на улице Чайковского можно за 5 минут прогулки от станции метро Чернышевская.

В XVIII веке купец Иван Бротер выкупает для своей любимой дочери участок на улице Чайковского, но так ничего на нём и не строит. На протяжении целого столетия эта земля переходит из рук в руки: когда в 1858 году его приобрёл греческий консул Кондоянаки, там располагался непримечательный двухэтажный дом. За год архитектор А. К. Кольман превратил его в особняк, выполненный в лучших традициях барокко. В 1896 году Варвара Петровна Кельх – наследница зажиточных сибирских золотопромышленников, выкупает этот дом. Она приглашает архитекторов В. И. Шене и В. И. Чагина для создания нового проекта усадьбы: старый особняк снесли и за пару лет на руинах возвели дом в духе французского ренессанса.

Варвара Кельх была не вполне довольна результатом и обратилась к архитектору Карлу Шмидту. И к 1903 году во внутреннем дворике особняка он построил готический флигель. В итоге особняк Кельха приобрёл весьма оригинальный вид и стал образцом поздней эклектики.

Если заглянуть внутрь, то можно обнаружить интерьер с более сложной структурой, сочетающей в себе различные стили. Готику и ренессанс здесь разбавляет изящный стиль рококо. Достоянием семьи Кельх была коллекция Фаберже: драгоценности, столовые приборы и, конечно, знаменитые на весь мир пасхальные яйца. Во времена империи пасхальную коллекцию Фаберже могли позволить себе только Александр Кельх и нефтяной магнат Людвиг Нобель.

В 1905 году супруги Кельх расстались, и их великолепный особняк был продан. После революции в нём разместилась Школа экранного искусства. На тот момент в мире ещё не было ни одного учебного заведения, которое специализировалось бы на обучении искусству кинематографа. Создатель кинокартины «Чапаев» С. Д. Васильев – самый знаменитый выпускник этой школы. В последующие годы особняк Кельха был домом престарелых, местом собраний РК КПСС Дзержинского района и отделением ЮНЕСКО. Здесь заседал первый мэр Санкт-Петербурга – Анатолий Собчак.

Во время Великой отечественной войны часть здания была разрушена фугасной бомбой. Здание удалось восстановить, но некоторые элементы архитектуры и детали интерьера бесследно канули в лету.

В конце 90-х особняк стал Домом юриста – его передали СПБГУ под юридический факультет. Четыре года назад дом закрыли на реставрацию, а с 2011 года передали в ведение Министерства Юстиций. В своё время на цокольном этаже особняка даже открыли ресторан, в том числе ради возможности собрать нужную сумму для реставрации, которая до сих пор не закончена. Особняк Кельха по-прежнему реставрируют, но некоторые помещения уже открыты для проведения различных мероприятий.

Это уникальное сооружение на улице Чайковского – достояние петербургской культуры. Вы не встретите здесь сумасшедшего скопления туристов, это один из немногих домов с богатой историей, который остаётся в тени и ловит изумленные взгляды случайных прохожих.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook