Эдуард толь что сделал. Танкер-газовоз «Эдуард Толль. Надежды и разочарования

ЭДУАРД ВАСИЛЬЕВИЧ ТОЛЛЬ

С именем этого человека самым тесным образом связано исследование знаменитой Земли Санникова. Эдуард Васильевич Толль - геолог Геологического музея Академии наук и член Российского географического общества всю свою жизнь посвятил изучению неизвестных в XIX веке полярных областей.

Он родился 14 марта 1858 года в Ревеле в обедневшей дворянской семье. В 1872 году после смерти отца мать переехала в город Юрьев (Тарту), где Толль поступил на естественно-исторический факультет университета. Здесь Толль занимался минералогией, медициной, зоологией и биологией.

Практику Толль прошел в научном плавании по Средиземному морю под руководством своего бывшего учителя зоологии профессора М. Брауна. Вместе с ним Толль посетил Алжир и Балеарские острова. Сами исследования велись на острове Менорка. После возвращения из путешествия Толль защитил кандидатскую диссертацию и был оставлен в Юрьевском университете на должности лаборанта зоологического института.

Одной из проблем, которая заинтересовала Толля, стало изучение фауны силурийских отложений на побережье Балтийского моря. Работы Толля по этому вопросу привлекли внимание известного исследователя Сибири, директора Геологического музея Академии наук академика Р.Б. Шмидта.

Он дал им высокую оценку, что в свою очередь побудило Толля к более серьезным научным исследованиям.

В числе других исследователей Шмидт внес в Академию наук проект организации двухлетней полярной экспедиции для исследования прибрежья Ледовитого моря в Восточной Сибири, преимущественно от Лены по Яне, Индигирке, Алазее и Колыме и пр., в особенности больших островов, лежащих на небольшом расстоянии от этого берега и получивших название Новой Сибири.

Проект ученых был принят, и на экспедицию были отпущены средства. Весной 1884 года Толль получил предложение Академии наук принять участие в этой экспедиции под руководством А.А. Бунге. Для подготовки к экспедиции он в августе был зачислен на должность ученого хранителя Геологического музея.

В декабре 1884 года Толль выехал из Петербурга в Иркутск, а оттуда уже вместе с Бунге в Якутск. Дальнейший их путь проходил через Тукуханский перевал Верхоянского хребта. 30 апреля Бунге и Толль прибыли в начальный пункт путешествия - Верхоянск.

Перед Толлем была поставлена задача исследовать геологическое строение берегов верхнего течения реки Яны, триасовые отложения и склоны Верхоянского хребта.

За 38 дней трудного пути Толль прошел более 1500 км. На протяжении всего маршрута он собирал большую коллекцию геологических материалов и триасовой фауны.

Установленное Толлем последовательное развитие отложений Триасового моря в будущем послужило основанием для более широких палеографических концепций академика В.О. Обручева.

30 июня 1885 года Толль присоединился к Бунге и вместе с ним спустился на лодке до села Казачьего, где экспедиция провела свою первую зимовку.

Дальнейший маршрут экспедиции вел на Новосибирские острова. 21 апреля 1886 года экспедиция Бунге прибыла в Аджертайзах. Проведя подготовительные работы, Толль на двух нартах отправился из Аджертайзаха к Чай-Поварне, там на протяжении долгих лет было место отдыха для путешественников, отправляющихся с материка на остров Большой Ляховский и обратно.

По льду пролива Дмитрия Лаптева Толль со своими спутниками прибыл в Малое Зимовье на Большом Ляховском острове. Здесь Толль сделал свое первое большое открытие.

Ознакомившись с обнажениями льда, он понял, что ледяной покров Большого Ляховского острова является древнейшим мощным оледенением. «Происхождение таких мощных ледяных масс, - впоследствии писал он, - я не могу иначе объяснить, как представлением о бывшем здесь снежном покрове, вроде современного материкового льда Гренландии, хотя в гораздо меньшем размере».

С Большого Ляховского острова Толль отправился на остров Котельный, а с него на остров Фадцеевский, представлявший из себя своеобразную песчаную область, которая даже на старых картах обозначалась как «песок». Эту область Толль назвал «землей Бунге» в честь ее первого исследователя.

В середине мая он переправился на нартах через Благовещенский пролив на остров Новая Сибирь для знакомства с разрезом Деревянных гор и профилем мыса Высокого. С окончанием исследований на этом острове заканчивалось изучение Новой Сибири. Дальнейший его путь лежал к легендарной Земле Санникова.

Он считал, что если оправдаются все предположения о существовании суши севернее Новосибирских островов, то это может оказаться значительный по размерам архипелаг. А если провести исследования на этом архипелаге, то они окажутся полезными не только для познания геологии севера Азии, но и для познания истории Земли.

После того как Толль увидел с острова Котельного контуры Земли Санникова, она навсегда стала его путеводной звездой во всех исследовательских работах.

В середине августа Толль вернулся к себе на базу в Урассалах. Полтора месяца было потрачено на изучение берегов, вдоль которых Толль ездил на шлюпке или на нартах.

В ноябре он через пролив Санникова переправился на Малый Ляховский остров, а с него на материк.

В конце января 1887 года Толль прибыл в Петербург. Вскоре после возвращения всех участников путешествия на заседании Академии наук состоялся отчет руководителей экспедиции. И здесь Толль никак не мог обойти вопрос о Земле Санникова. «Неужели мы отдадим последнее из полей действия для открытия нашего севера опять другим народам? - говорил он. - Ведь одна из виденных Санниковым земель уже открыта американцами… Мы, русские, пользуясь опытом наших предков, уже по географическому положению лучше всех других наций в состоянии организовать экспедиции для открытия архипелага, лежащего на север от наших Новосибирских островов, и исполнить их так, чтобы результаты были и счастливы и плодотворны».

После окончания экспедиции Толль был зачислен сверхштатным хранителем Минералогического музея Академии наук и занялся обработкой собранных во время экспедиции материалов.

Для сравнения палеонтологических данных Толль в ноябре 1887 года командируется за границу сроком на 9 месяцев.

По возвращении из командировки Толль назначается штатным хранителем Минералогического музея, а год спустя зачисляется геологом Геологического комитета с поручением произвести геологическую съемку Петербургской губернии и Курляндии.

В 1889 году выходит его первая часть «Научных результатов экспедиции 1885–1886 гг.». Однако в конце февраля 1890 года он заболевает тяжелым нервным расстройством и уезжает лечиться на курорт в Вену.

К этому времени относится его знакомство с известным норвежским полярным исследователем Ф. Нансеном, который в это время обдумывал план дрейфа через Северный полюс. Толль посоветовал Нансену двигаться к северу от Новосибирских островов, воспользовавшись ленским течением.

После возвращения Толля из Вены Академия наук вторично предложила ему возглавить руководство экспедицией в Восточную Сибирь. Толль ответил на это согласием.

Главной целью экспедиции было нахождение останков мамонта в тундре к востоку от устья реки Яны и доставки его в Академию наук. Однако по прибытии экспедиции на место выяснилось, что от мамонта почти ничего не сохранилось. И Толль решил предпринять новое путешествие на Новосибирские острова. Одновременно он выполнил и просьбу Нансена, закупил для его экспедиции партию восточноевропейских собак. Впоследствии знаменитый полярный исследователь с большой теплотой говорил о помощи, оказанной ему Толлем. Следует отметить, что, оказывая помощь Нансену, Толль вышел за узкие рамки служебной инструкции и тем самым придал своему походу на Новосибирские острова международный характер.

В июле Толль проделал на оленях и легком челноке из целого ствола («ветки») огромный путь в 1200 км - от Святого носа до Лены. Он преодолел самые топкие места и убедился, что пройти через тундру возможно в любое время года.

В начале августа 1893 года экспедиция стала спускаться вниз по Лене и через дельту этой великой сибирской реки прошла по Оленекской протоке к устью Оленека.

В конце месяца караван экспедиции, состоящий из полсотни вьючных и верховых оленей, тронулся на запад. Олени преодолевали в сутки 70–80 км пути, и даже не сменяя их Толль проехал 700 км верхом с реки Буолкалах до урочища Дороха.

В октябре Толль вновь вернулся в Буолкалах.

26 ноября экспедиция достигла села Дудинки на Енисее, 4 декабря - Туруханска, 16 декабря - Енисейска. 8 января 1894 года ее участники прибыли в Петербург.

В ходе второй арктической экспедиции, продолжавшейся целый год, ее участники преодолели расстояние от верховьев реки Яны до северного берега острова Котельного и расстояние между Новосибирскими островами и Хатангской губой.

Толль впервые описал плоскогорье между реками Анабар и Попичай, а также сделал описание хребта Прончищева, протянувшегося вдоль побережья моря Лаптевых, между устьем Оленека и Анабарской губой. Толль сам предложил дать наименование этому хребту, он же предложил назвать и другой хребет, находящийся между низовьями Лены и Оленека именем А.Л. Чекановского, впервые описавшего его в 1875 году.

В ходе экспедиции были собраны богатые зоологические, ботанические и этнографические коллекции. Материалы по палеонтологии впервые дали возможность изучить подробно историю района Анабара и Хатанги.

За образцовое выполнение заданий Русское Географическое общество наградило Толля большой серебряной медалью имени Н.М. Пржевальского, а Академия наук - большой денежной премией. За заслуги в оказании помощи экспедиции Нансена Толль был награжден норвежским орденом.

Впоследствии Русское Географическое общество командировало Толля в Норвегию для приветствия норвежского путешественника от имени России. В ответ Нансен еще раз поблагодарил Толля за содействие своей экспедиции и провозгласил тост за доблестный русский народ, внесший огромный вклад в освоение Арктики.

Вскоре после окончания своей второй арктической экспедиции Толль оставил службу в Академии наук и переехал в Юрьев. Здесь он занялся обработкой материалов экспедиции и одновременно стал писать очерк по геологии Новосибирских островов.

После возвращения Толля из второй арктической экспедиции состоялось его знакомство с С.О. Макаровым. Сам Макаров считал, что льды Ледовитого океана - это вполне преодолимое препятствие, если в распоряжении экспедиции имеется ледокол, способный пробиваться через льды к полюсу.

И когда ледокол «Ермак» был построен, Макаров добился откомандирования Толля для участия в экспедиции в качестве геолога. На Толля были возложены обязанности приобрести в Швеции и Норвегии приборы для географических и гидробиологических исследований. С этой задачей он блестяще справился.

20 мая 1899 года «Ермак» вышел из Кронштадта и взял курс на северо-восток к берегам Норвегии. Ледокол стал на якорь в бухте Локвик близ Тромса, в которой «Ермак» уже ожидал Толль.

16 июня ледокол направился к кромке льдов севернее Шпицбергена. В это же время на ледоколе полным ходом шли гидробиологические работы. Толль вместе с судовым врачом разбирали принесенные тралом организмы, помещали их в формалин и спирт. При подходе к ледяным заторам Толль стал заниматься орнитологией, охотился на чаек и собирал со льда каменный материал для своей коллекции.

Экспедиция шла полным ходом, когда Толль неожиданно получил телеграмму из Петербурга, извещавшую, что Академия наук вызывает его для организации самостоятельной экспедиции к Земле Санникова.

Толль получил телеграмму Академии наук в Ньюкасле, куда, по приказу Макарова, он отправился закупать необходимые материалы для укрепления ледокола. Он известил об этом Макарова и попросил освободить его от занимаемой должности геолога экспедиции. Макаров дал свое согласие, и Толль отбыл в Петербург.

Экспедиция Толля была необходима прежде всего по стратегическим соображениям: требовалось перебросить эскадру Балтийского флота на Дальний Восток к берегам Тихого океана. Кратчайший путь лежал вдоль северных берегов Азии. Кроме того, американские промышленные и торговые компании уже пытались использовать природные богатства Анадырского края. Американцами уже разрабатывались планы экспедиции вдоль побережья Сибири до устья реки Индигирки, куда их манил промысел морского зверя, мамонтовой кости и ценные российские недра. Канадские промышленники также стали разрабатывать планы экспедиции к Земле Санникова. Через сибирский сектор Арктики к северному полюсу рвались и германские научные экспедиции, за которыми стояли крупные немецкие торговые и финансовые круги.

Сбывалось предсказание Толля, высказанное им когда-то на заседании Академии наук - если русские не будут осваивать этих земель, туда придут другие.

Все это заставило русское правительство выделить на экспедицию значительные средства (около 150 тыс. рублей золотом).

Сам Толль долго обдумывал план экспедиции и понял, что в высоких широтах Арктики придется провести не одну, а две зимовки. Первая зимовка должна была быть проведена у восточного побережья Таймырского полуострова, севернее Хатангского залива, а вторая - на островах, расположенных севернее Новосибирского архипелага. Выбор места для первой зимовки объяснялся тем, что восточная часть Таймырского полуострова была совершенно не изучена, а исследования должны были дать необходимые сведения.

Весенние воды рек Хатанги, Анабары, Оленека и Лены способствовали более раннему освобождению от льдов моря между восточным побережьем Таймырского полуострова и Новосибирскими островами. Толль не исключал возможности остаться в Арктике и на третий год, если вторичная зимовка расширит район исследования и повысит производительность работ экспедиции. После зимовки севернее Новосибирских островов, Толль рассчитывал через Берингов пролив и северную часть Тихого океана достигнуть Владивостока, где он намеревался завершить экспедицию.

План Толля был принят комиссией Академии наук и утвержден ее президентом. В июле 1899 года Толль был командирован в Норвегию с целью подыскания подходящего судна для предстоящей экспедиции. По рекомендации Нансена выбор Толля остановился на китобойном барке «Гаральд Харфатер». По предложению президента Академии наук после покупки барк был переименован в яхту «Заря».

24 марта 1900 года Толль прочитал в Кронштадтском морском собрании лекцию о своих прошедших и о планирующейся экспедициях, рассказал о задачах, поставленных перед ее участниками.

После окончания лекции на кафедру поднялся Макаров, который назвал Толля преемником великих русских моряков прошлого, руководствовавшихся девизом: «Сила не в силе - сила в любви», так как только беззаветная любовь к науке дает исследователю силы претерпевать все трудности и лишения на своем пути. «Направляясь на поиски неведомой Земли Санникова, - закончил свое выступление Макаров, - пусть смелый исследователь Э.В. Толль знает, что моряки ему вполне сочувствуют, глубоко ценят его труды и от души желают полного успеха и благополучия в предстоящей экспедиции».

В конце мая 1900 года «Заря» прибыла из Бергена в Петербург. Опираясь на широкую поддержку научной общественности России, Толль энергично готовил экспедицию. Множество ценных советов он получил из Норвегии от Нансена.

В состав экспедиции вошли не только моряки, но и ученые: зоолог А.А. Белыницкий-Бируля, физик Ф.Г. Зееберг, назначенный в экспедиции астрономом и магнитологом, доктор медицины Г.Э. Вальтер, назначенный врачом-бактериологом и вторым зоологом.

21 июня 1900 года «Заря» вышла из Петербурга и к началу августа уже была в Карском море. В районе шхер Минина и полуострова Михайлова судно трижды садилось на подводные камни, но благодаря энергии экипажа благополучно снималось с рифов. Толль вел свое судно к полуострову Таймыр и 20 сентября подошел к нему.

Здесь «Заря» оказалась окруженной со всех сторон плавучими льдами и была вынуждена остаться на свою первую зимовку. Таким образом, не оправдались надежды Толля, что экспедиция в 1900 году успеет обогнуть Таймырский полуостров.

В ходе зимовки на небольшом гранитном острове, находящемся в одной мили от стоянки «Зари» и названном островом Наблюдений, были установлены специальные приборы для метеорологических и гидрологических наблюдений, изучения полярного сияния, развития и движения морского льда.

Одновременно было решено организовать несколько экспедиций по берегам моря и в глубь Таймырского полуострова. Ввиду того, что самому Толлю необходимо было оставаться на «Заре», эти экспедиции возглавил его помощник лейтенант флота Н.Н. Коломийцев.

Одним из главных дел Толля во время первой зимовки стало районирование Таймырского полуострова. Земли тундры, мыса Таймыра стали носить имена людей, некогда исследовавших полуостров: Минина, Мидзендорфа, Харитона Лаптева, Прончищева, Челюскина. Большая часть этих названий навсегда вошла в географическую науку.

Несмотря на то что вначале Толль не собирался покидать «Зарю», он все же не смог удержаться, чтобы самому не исследовать эту землю.

23 октября 1900 года он выступил к Гафнер-фьорду, куда прибыл спустя четыре дня. Здесь было устроено своеобразное депо для складирования продовольствия, рассчитанного на четырех человек на один месяц. Депо было сделано на случай дальнейших походов в глубь территории.

В апреле-мае 1901 года была устроена новая экскурсия к Гафнер-фьорду в целях изучения устья реки Таймыр, которое не удалось найти посланному сюда лейтенанту Коло-м цеву из-за несоответствия имеющихся карт действительному его расположению. Однако и на этот раз устье Таймыра найти не удалось.

Дальнейшие поиски Толль продолжил уже в июле, и лишь тогда они увенчались успехом - устье Таймыра было найдено.

На следующий день после возвращения Толля из экспедиции сильнейший шестибалльный ветер привел в движение всю массу льда, окружавшую «Зарю», и она вместе со льдом пришла в движение после 11-месячной зимовки.

1 сентября Толль вместе с другими участниками экспедиции высадился на берег вблизи мыса Челюскин для исследования крайней северной оконечности Азии. От мыса Челюскин экспедиция отправилась на поиски Земли Санникова. Вместе с тем Толля не оставляла мысль о месте для вторичной зимовки, поскольку часто встречавшийся лед все более затруднял плавание «Зари».

Перед ним все более возникал вопрос - уходить или ждать подходящего момента для высадки на берег? Наконец Толль принял решение идти к Земле Санникова, а если зимовка там окажется неудобной, спуститься на юг в Нерпичью губу, на остров Котельный. Однако спустя сутки обстановка изменилась и «Заря» оказалась со всех сторон окруженной льдами. Открытая вода оставалась только на юго-западе, и Толль принял окончательное решение идти на остров Котельный.

На острове Котельном Толль стал готовиться к экспедициям к Земле Санникова и на остров Беннета. Его особенно заботил вопрос того, что быстро расходовался угольный запас, а это могло отрицательно отразиться на всем ходе экспедиции.

При подготовке экспедиции к Земле Санникова сначала к острову Беннета направлялась группа во главе с лейтенантом флота Ф.А. Матисеном. В случае, если они найдут Землю Санникова, Толль предполагал лично отправиться на остров Беннета.

Матисен побывал у северных берегов островов Котельного и Фаддеевского и сообщил Толлю о том, что никаких следов Земли Санникова на горизонте не обнаружено. Это заставило Толля лично взять на себя руководство дальнейшей экспедицией к неизведанной земле и для этого самому отправиться на остров Беннета.

Вечером 5 июня 1902 года Толль вместе с астрономом Зеебертом и двумя каюрами покинули «Зарю» и отправились, прокладывая путь по сильно разрушенному льду, в неизвестность.

В своей последней инструкции лейтенанту Матисену Толль приказывал «остаток угля в 15 т использовать на отвод «Зари» в бухту Тикси к устью Лены». Однако проходили месяцы, а от Толля экипаж «Зари» не получал никаких известий.

Положение осложнилось и тем, что само судно вновь попало в окружение льдов и не могло подойти к острову Бен-нета, и никакие усилия Матисена не принесли своих результатов.

Наконец, Матисен решил вскрыть пакет, который был дан ему Толлем перед выходом в экспедицию. В нем Толль поручал ему все дальнейшее руководство личным составом, учеными в случае, если его самого не удастся снять с острова Беннета. 12 сентября «Заря» пришла в бухту Тикси, где стала на свою вечную стоянку. Через три дня пришел пароход «Лена», на который был погружен весь материал, собранный за два года экспедиции.

Вернувшиеся в Петербург участники экспедиции рассказали на заседании специальной комиссии о печальной судьбе Толля и его спутников. Встревоженные члены Академии наук стали изучать возможные пути спасения экспедиции.

Свои услуги по спасению предложил и Макаров, убеждавший членов Академии, что он в состоянии форсировать льды Арктики на ледоколе «Ермак». Однако комиссия заявила, что ледокол не подходит для выполнения такой задачи.

Многие участники экспедиции во главе с Матисеном предлагали вернуться к месту стоянки «Зари» и на простом вельботе добраться до острова Беннета.

28 апреля 1903 года участники спасательной экспедиции прибыли в бухту Тикси и, дождавшись, когда лед отойдет от берегов, 15 августа вышли в открытое море.

17 августа экспедиция высадилась на мысе Преображения и сразу же обнаружила следы экспедиции Толля. Здесь лежали и бутылки, в которых хранились записки Толля и Зееберга об увиденном на острове. Однако в них не говорилось ничего о бедствиях, постигших участников экспедиции.

По этим запискам участники спасательной экспедиции вышли к главной базе Толля. Здесь среди кучи льда и камней был обнаружен ящик, в котором находился своеобразный отчет Толля о ходе экспедиции. Единственное, из чего можно было сделать вывод о дальнейшем их маршруте, это указание на то, что Толль со своими спутниками собрался отправиться на юг. Этот отчет был датирован 26.X - 8.XI.

Участники спасательной экспедиции были потрясены этими сведениями. Что могло толкнуть на это Толля? Видимо, голод. Птицы улетели, олени ушли на лед, а медведей не удалось встретить. Оставалось либо умереть от голода и цинги во время зимовки, либо решиться на 150-километровый переход по льду в полярную ночь при тридцатиградусном морозе на Новосибирские острова.

25 августа участники спасательной экспедиции покинули остров Беннета, захватив с собой все, что осталось от экспедиции Толля.

Знавшие Толля, никак не могли поверить, что такой опытный и энергичный исследователь не смог найти выход из положения. Предполагали, что он мог высадиться на материк к востоку от реки Яны или на восточный берег Таймырского полуострова. Даже Нансен считал, что Толля и его спутников отнесло дрейфующим льдом на Землю Франца-Иосифа. Однако эти версии не разделили в комиссии Академии наук. Но узнав о снаряжении партии Толля и об условиях, в которых она находилась на острове Беннета, Нансен и сам отказался от своего предположения.

24 ноября 1904 года комиссия Академии наук на заседании, в котором приняли участие и некоторые из членов экспедиции после изучения всех обстоятельств происшедшего, постановила, «что всех членов партии нужно считать погибшими».

Именем Толля назван залив на северо-западном берегу Таймырского полуострова и на том же полуострове находится река Толлиевая. На острове Котельном его имя носят пролив и среднее плато. Центральный купол острова Беннета назван горою Толля.

Из книги 100 великих футболистов автора Малов Владимир Игоревич

Из книги Временщики и фаворитки XVI, XVII и XVIII столетий. Книга I автора Биркин Кондратий

ЭДУАРД VI ИОАННА ГРЕЙ ЭДУАРД СЕЙМУР, ГЕРЦОГ СОММЕРСЕТ. ИОАНН ДОДЛЕЙ, ГЕРЦОГ НОРФСОМБЕРЛЕНД /1547-1554/ По непреложному закону судеб преемниками тиранов и деспотов были почти всегда либо женщины, либо люди бесхарактерные, тупоумные, либо, наконец, дети. Другими словами, после

Из книги Беседы в изгнании - Русское литературное зарубежье автора Глэд Джон

Из книги Как уходили кумиры. Последние дни и часы народных любимцев автора Раззаков Федор

СТРЕЛЬЦОВ ЭДУАРД СТРЕЛЬЦОВ ЭДУАРД (футболист столичного «Торпедо» (1954–1958, 1965–1970), сборной СССР (1955–1958, 1966–1968), чемпион СССР (1965); скончался 22 июля 1990 года на 54-м году жизни).В последние годы своей жизни Стрельцов вел в основном домашний образ жизни: большую часть времени

Из книги Сияние негаснущих звезд автора Раззаков Федор

АСАДОВ Эдуард АСАДОВ Эдуард (поэт; скончался 21 апреля 2004 года на 82-м году жизни). Асадов умер внезапно. На протяжении многих десятилетий он вставал в 4 утра, делал зарядку, а потом сразу садился работать. А за несколько недель до смерти поэт встречался с журналистом

Из книги Память, согревающая сердца автора Раззаков Федор

ИЗОТОВ Эдуард ИЗОТОВ Эдуард (актер театра, кино: «Сильнее урагана» (1961; Евгений Морозенко), «Увольнение на берег» (1962; однокурсник Жени студент Борис), «И в шутку, и всерьез» (1964; Леша), «Морозко» (1965; главная роль – Иванушка), «26 бакинских комиссаров»(1966; зампредседателя ВРК

Из книги Курчатов автора Асташенков Петр Тимофеевич

ПАВУЛС Эдуард ПАВУЛС Эдуард (актер театра, кино: «После шторма» (1956; Юрис), «Сын рыбака» (1957; главная роль – Оскар Кляве), «Красные листья» (1958; главная роль – подпольщик Андрей Метельский), «Повесть о латышском стрелке» (1959; главная роль – Янка Пипар), «Укротители

Из книги Красные фонари автора Гафт Валентин Иосифович

СТРЕЛЬЦОВ Эдуард СТРЕЛЬЦОВ Эдуард (футболист столичного «Торпедо» (1954–1958, 1965–1970), сборной СССР (1955–1958, 1966–1968), чемпион СССР (1965); скончался 22 июля 1990 года на 54-м году жизни). В последние годы своей жизни Стрельцов вел в основном домашний образ жизни: большую часть времени

Из книги Рожденная в гетто автора Сеф Ариела

Игорь Васильевич и Борис Васильевич Курчатовы, 1953

Из книги Угрешская лира. Выпуск 3 автора Егорова Елена Николаевна

Эдуард Лимонов Раздвинув ноги у культуры, Он эпатирует народ… Он снял штаны с литературы, А сам политику

Из книги Круг общения автора Агамов-Тупицын Виктор

Эдуард Лоб С Эдуардом я познакомилась в его квартире-студии, на веселом приеме-вернисаже мексиканского художника Камаччо. Народу было много, вся латиноамериканская богема, друзья, знаменитые коллекционеры, художники Макс Эрнст, Дора Мар, Арп. В галерее такой грандиозный

Из книги автора

ЭДУАРД ВОЛОДАРСКИЙ...Мама Владимира Высоцкого Нина Максимовна вспоминает такой разговор с сыном:«- Мамочка, вот дачу строю...- И где же ты ее строишь?- У Едика Володарского...Володя так его называл - Едик...»Едик, а точнее- Эдуард Яковлевич Володарский в 2011 году отметил

Из книги автора

Эдуард Тополь Разоблачение маститого писателя Популярность Тополь снискал как автор романов «Красная площадь», «Журналист для Брежнева», сценария к фильму «Юнга Северного флота»… А недавно 66-летний автор политических детективов выпустил новую книгу – сборник

"100 великих путешественников". Составитель: И.А.Муромов. "Вече" Москва 2000
Оцифровка и корректура: И.В.Капустин

TOЛЛЬ Эдуард Васильевич

Российский полярный исследователь. Участник экспедиции А. А. Бунге на Новосибирские острова в 1885-1886 годах. Руководитель экспедиции в северные районы Якутии, исследовал район между нижним течением рек Лена и Хатанга (1893), возглавил экспедицию на шхуне "Заря" (1900-1902). Пропал без вести в 1902 году в районе острова Беннета.
В начале XIX века русский промышленник и путешественник Яков Санников увидел к юго-западу от острова Котельного - одного из Новосибирских островов - большую землю. Однако сам он не дошел до нее - путь Санникову преградили огромные полыньи, остававшиеся открытыми в течение почти всего ода. Уроженец Таллина, геолог Эдуард Васильевич Толль поставил себе цель ыскать эту землю...
Толль окончил один из старейших российских университетов - Юрьевский Тартуский). Первое свое путешествие совершил по Средиземному морю: сопро-ождал в научной экспедиции своего бывшего учителя зоологии профессора 1. Брауна. Во время этого путешествия Толль изучал фауну Средиземного моря, накомился с геологическим строением некоторых островов.
В 1885- 1886 годах Толль был помощником Александра Александровича Бунге в академической экспедиции, организованной Российской Академией наук для "исследования прибрежья Ледовитого моря в Восточной Сибири, преимущественно от Лены по Яне, Индигирке, Алазее и Колыме и пр., в особенности больших островов, лежащих в не слишком большом расстоянии от этого берега и получивших название Новой Сибири..." Эдуард Васильевич проводил самые разнообразные исследования - геологические, метеорологические, ботанические, географические.
Весной 1886 года Толль во глане отдельною отряда обследовал острова Большой Ляхоиский, Землю Бунге, Фаддеепский (косу на северо-западе острова Фад-деевского Толль назвал Стрелкой Анжу) и западный берег Новой Сибири. Летом Толль в течение полутора месяцев объехал на нартах по берегу весь остров Котельный и при совершенно ясной погоде 13 августа видел вместе со своим спутником на севере "контуры четырех гор, которые на востоке соединялись с низменной землей". Он решил, что перед ним Земля Санникова.
Толль предположил, что эта земля сложена из базальтов, точно так же, как и некоторые другие острова Новосибирского архипелага, напри мер остров Беннет-та. Она отстояла, по его мнению, от уже исследованных островов на 150- 200 километров к северу.
Через семь лет состоялась вторая экспедиция Толля. На этот раз он был ее руководителем. Основной целью были раскопки мамонта, обнаруженного на побережье Восточно-Сибирского моря. Сам же Эдуард Васильевич считал, что экспедиция могла принести более разнообразные и важные результаты, чем только раскопки мамонта, и оказался прав, добившись более широких полномочий. Раскопки останков мамонта оказались не столь интересными: были обнаружены лишь небольшие фрагменты кожи ископаемого животного, покрытые шерстью, части ног да нижняя челюсть. Другие же результаты экспедиции, продолжавшейся год и два дня, были значительно важнее.
Весной 1893 года Толль, продолжая в Северной Сибири геологические исследования Черского, посетил острова Котельный и опять видел Землю Санникова. Вернувшись на материк, Толль вместе с военным моряком-гидрографом Евгением Николаевичем Шилейко в июне проехал на оленях через хребет Хараулах на Лену и исследовал ее дельту. Перевалив кряж Чекановского, они прошли на запад берегом от Оленёка к Анабару, причем проследили и нанесли на карту невысокий (до 315 метров) кряж Прончищева (длина 180 километров), поднимающийся над Северосибирской низменностью. Они выполнили также первую съемку нижнего Анабара (более 400 километров) и уточнили положение Анабар-ской губы - на прежних картах она показывалась на 100 километров восточнее ее истинного положения. Затем путешественники разделились: Шилейко направился на запад к Хатангской губе, а Толль - на Лену для отправки коллекций. Вновь вернувшись на Анабар, он прошел до поселка Хатанги и между реками Анабаром и Хатангой впервые исследовал северный выступ Среднесибирского плоскогорья (кряж Хара-Тас), а в междуречье Анабара и Попитая - короткий кряж Сюрях-Джангы. Экспедиция.собрала обширные ботанические, зоологические, этнографические коллекции.
Русское географическое общество высоко оценило результаты путешествия Толля, наградив его большой серебряной медалью имени Н. М. Пржевальского. Академия наук наградила Эдуарда Васильевича денежной премией. Имя исследователя стало известным; он участвует в работе Международного геологического конгресса в Цюрихе, Русское географическое общество командирует его в Норвегию для приветствия от имени Общества знаменитого путешественника и мореплавателя Фритьофа Нансена на устраиваемых в его честь торжествах.
В Норвегии Толль изучал ледники покровного типа, характерные для Скандинавии. Вернувшись в Россию, ученый оставил службу в Академии наук и переехал в Юрьев, где начал писать большой научный очерк о геологии Новосибирских островов и работу о важнейших задачах исследования полярных стран.
В эти же годы ученый проводил и разнообразные исследования в Прибалтике. Позже плавал на первом русском ледоколе "Ермак". И все это время Толль мечтал об экспедиции к Земле Санникова.
В 1900 году Толль был назначен начальником академической экспедиции, организованной по его инициативе для открытия Земли Санникова на китобойной яхте "Заря". В путь отправились исследователи-энтузиасты. 21 июня маленькое судно отошло от Васильевского острова.
Толль был уверен, что Земля Санникова действительно существует. Это косвенно подтверждалось исследованиями американского капитана Де-Лонга и норвежца Нансена.
Летом "Заря" прошла к полуострову Таймыр. Во время зимовки участники экспедиции обследовали очень большой участок прилегающего берега Таймырского полуострова и архипелаг Норденшельда; при этом Федор Андреевич Мати-сен прошел на север через пролив Матисен и открыл в архипелаге Норденшельда несколько островов Пахтусопа.
Капитан, "ЗарИ" Николай Николаевич Коломейцев из-за разногласий с Тол-лем оставил судно и в апреле 1901 года вместе со Степаном Расторгуевым прошел около 800 километров к Гольчихе (Енисейская губа) за 40 дней. По дороге он открыл впадающую в Таймырский залив реку Коломейцева, а его спутник в Пясинском заливе - остров Расторгуева. Новым капитаном "Зари" стал Ф. Матисен.
Осенью 1901 года Толль прошел на "Заре", обогнув мыс Челюскин, от Таймыра к острову Беннета почти по чистой воде, причем напрасно искал Землю Санникова к северу от Новосибирского архипелага. На вторую зимовку он остался у западного берега острова Котельного, в проливе Заря. Подойти к Земле Санникова из-за льдов было невозможно.
Вечером 5 июня 1902 года Толль, астроном Фридрих Георгиевич Зееберг и два якута-промышленника Николай Дьяконов и Василий Горохов вышли на нартах с собачьими упряжками, тащившими две байдары, к мысу Высокому Новой Сибири. Оттуда сначала на льдине, дрейфующей в северном направлении, а за-oтем на байдарах они перешли к острову Беннета для его исследования. Осенью снять оттуда отряд должна была "Заря". Толль дал капитану следующую инструкцию: "...Если летом нынешнего года лед около Новосибирских островов и между ними и островом Беннета совсем не исчезнет и не дает, таким образом, плавать "Заре", то предлагаю Вам оставить судно в этой гавани и вернуться со всем экипажем судна зимним путем на материк, следуя известному маршруту с острова Котельного на Ляховские острова. В таком случае Вы возьмете с собой только все документы экспедиции и важнейшие инструменты, оставив здесь остальной инвентарь судна и все коллекции. В этом же случае я постараюсь вернуться до наступления морозов к Новосибирским островам, а затем зимним путем на материк. Во всяком случае твердо верю в счастливое и благополучное окончание экспедиции..."
"Заря" не смогла подойти к острову Беннета в назначенное время из-за ледовых условий. Капитан сделал все возможное, но вынужден был отказаться от дальнейших попыток. К тому же истек назначенный самим Толлем срок - судно должно было подойти к острову до 3 сентября.
Осенью, после неудачных попыток пробиться к острову Беннета, "Заря" пришла в совершенно безлюдную тогда бухту Тикси, к юго-востоку от дельты Лены. Через несколько дней к острову подошел пароход "Лена", на который был перегружен обширный научный материал, собранный за два года экспедицией Толля.
На "Заре" боцманом был военный моряк Никифор Алексеевич Бегичев, служивший на флоте с 1895 года. 15 августа 1903 года он и несколько спасателей на вельботе с яхты "Заря" вышли в открытое море и взяли курс на мыс Эмма острова Беннета. Как считали в ту пору, Толль и его спутники вынуждены были зазимовать на острове Беннета и спасти их не так уж и трудно...
Переход оказался сравнительно легким и быстрым. Море было открытым. Льда не было. Уже через день, 17 августа, вельбот подошел у южному берегу острова Беннета. Следы экспедиции Толля нашлись почти сразу: один из участников экспедиции багром поднял лежащий на прибрежной отмели крышку от алюминиевого котелка. Согласно договоренности, Толль должен был оставить сведения об экспедиции на мысе Эмма. И на следующий день, после первой ночевки на острове, несколько человек отправилось к этому условленному месту...
Еще не дойдя до мыса, члены спасательной экспедиции нашли две стоянки Толля. На них были обнаружены следы костров, рубленые ветки плавника, служившего топливом. А на мысе Эмма сразу же были найдены документы: в груде камней, сложенной рукой человека, лежала бутылка с тремя записками.
"21 июля благополучно доплыли на байдарах. Отправимся сегодня по восточному берегу к северу. Одна партия из нас постарается к 7 августа быть на этом месте. 25 июля 1902 г., остров Беннета, мыс Эмма. Толль*.
Вторая записка была озаглавлена "Для ищущих нас" и содержала подробный план острова Беннета. Наконец, третья записка, подписанная Зеебергом, содержала такой текст: "Нам оказалось более удобным выстроить дом на месте, указанном на этом листке. Там находятся документы. 23 октября 1902 года".
Весной на собаках, тащивших на нартах вельбот, Бегичев перешел из устья Яны к острову Котельному, летом на вельботе отправился к острову Беннета, где поисковая экспедиция нашла покинутое зимовье Толля. Спасатели нашли на берегу два песцовых капкана и четыре ящика, в которых лежали собранные Толлем геологические коллекции. Неподалеку находился небольшой домик; до половины он был заполнен снегом, который смерзся, превратившись в ледяную глыбу. На грубых дощатых полах были найдены анемометр, ящик с мелкими геологическими образцами, жестянка с патронами, морской альманах, чистые записные книжки, банки из-под пороха и консервов, отвертка, несколько пустых склянок. Наконец из-под груды камней был извлечен обшитый парусиной ящик, в котором лежал краткий отчет Толля, адресованный на имя президента Российской Академии наук. Из этого документа явствовало: Толль не утратил веры в существование Земли Санникова, однако так и не сумел из-за туманов разглядеть ее с острова Беннета.
Когда уже кончались запасы продовольствия, Толль и три его спутника приняли решение пробиваться на юг... В ноябре 1902 года они начали обратный переход по молодому льду к Новой Сибири и пропали без вести. Что заставило путешественников пойти на такой рискованный шаг, как переход по морскому льду в полярную ночь с запасом продовольствия всего на 14-20 дней? Очевидно, Толль был уверен в том, что яхта "Заря" обязательно придет на остров, а потом, когда выяснилось, что надежды на это больше нет, заниматься промыслом было уже поздно: птицы улетели, олени ушли от преследования на лед...
22 ноября 1904 года на заседании Комиссий Российской Академии наук было, в частности, определено, "что в 1902 г. температура к 9 сентября упала до -2 Г и до времени ухода Э. В. Толля с острова Беннета (8 ноября) неизменно колебалась между -18° и -25°. При таких низких температурах на пространстве между островом Беннета и Новосибирским архипелагом нагромождаются высокие труднопреодолимые торосы. Затянутые льдом и предательски запорошенные снегом промежутки между торосами во мраке полярной ночи становятся еще опаснее, чем при путешествии в светлое время года. Обширные полыньи, покрытые тонким слоем ледяных кристаллов, совершенно не видны в густом тумане. При движении по полынье байдарка покрывается толстым слоем льда, а двухлопастные весла, обмерзая, превращаются в тяжелые ледяные глыбы. Кроме того, ледяное "сало" спрессовывается перед носовой частью байдарки и еще более затрудняет движение, и обмерзшая байдарка легко переворачивается. При таких обстоятельствах трещина во льду шириной всего лишь в 40 м представляла непреодолимое препятствие для перехода партии".
Комиссия пришла к выводу, что "всех членов партии нужно считать погибшими". И все же, несмотря на этот вердикт, комиссия назначила премию "за отыскание всей партии или части ее" и другую премию, меньших размеров, "за первое указание несомненных следов ее". Увы, эти премии так и не были никому присуждены...
По мнению ряда исследователей, Земля Санникова все же существовала, но в конце XIX или начале XX века была разрушена морем и исчезла подобно островам Пасильевскому и Семгиовскому, сложенным ископаемым льдом.

Барон Эдуа́рд Васи́льевич Толль (нем. Eduard Gustav von Toll ; 2 марта , Ревель - после 3 августа , пропал без вести) - русский геолог, арктический исследователь.

Биография

В 1872 году семья (после смерти отца) перебралась в город Дерпт (современный Тарту). Он поступил в Императорский Дерптский университет на естественно-исторический факультет. Изучал минералогию , геогнозию , ботанику , зоологию и медицину .

Первая экспедиция проходила у берегов Северной Африки . В Алжире и на Балеарских островах он изучал фауну , флору , геологию . Вернувшись в Дерпт, защитил кандидатскую диссертацию по зоологии , был оставлен при университете.

Труды Э. Толля привлекли внимание знаменитого учёного-полярника А. А. Бунге . Он пригласил Э. Толля в экспедицию на Новосибирские острова . В марте - апреле 1885 года, проделав по реке Яна около 400 километров, прибыл в Верхоянск . Собрав много ценных материалов, вернулся в с. Казачье в Усть-Янском улусе и через пролив Лаптева перебрался на Новосибирские острова .

В 1889-1896 годах - учёный хранитель Минералогического музея Императорской Санкт-Петербургской Академии наук .

В 1893 год возглавил новую экспедицию. На берегу Восточно-Сибирского моря в районе мыса Святой Нос производил раскопки мамонта , на Восточно-Сибирских островах, выполняя просьбу Ф. Нансена, устраивал продовольственные склады на случай зимовки готовившегося к трёхлетнему плаванию нансеновского «Фрама ». На севере Сибири описывал Хараулахский хребет , Чекановского и Прончищева кряжы , нанёс на карту Анабарскую губу , изучил Хатангскую губу и низовья реки Анабар . Производя маршрутные съёмки, исправлял и уточнял географические карты того времени. Основной же задачей экспедиции было найти останки мамонтов на реке Анабар, произвести там геологическое исследование.

В 1899 году участвовал под руководством С. О. Ма­ка­ро­ва в пла­ва­нии на ле­до­ко­ле «Ер­мак » к бе­ре­гам Шпицбергена .

Экспедиция на шхуне «Заря»

«Заря» на зимовке 1902 г.

Видео по теме

Поиски Э. Толля

В 1959 году в сокращённом виде дневники были опубликованы в переводе с немецкого под названием Плавание на яхте «Заря» .

Память

Эдуард Толль

В честь Э. В. Толля в 1893 году назван залив в Карском море . В его честь было названо научно-исследовательское гидрографическое судно «Эдуард Толль», оно было построено в 1972 году и списано в 2010 году.

На полярной станции острова Котельный имеется мемориальная доска:

Эдуард Васильевич Толль вступил впервые на Ново-Сибирские острова 2 мая 1886 г., погиб во время работ Русской полярной экспедиции в 1902 г. вместе со своими доблестными спутниками Ф. Г. Зеебергом, Н. Дьяконовым и В. Гороховым.

Академия наук СССР. Якутская АССР, Лето 1928 г.

В 21 января 2017 года на воду было спущено судно перевозящее СПГ «Eduard Toll», используется для доставки газа из порта Сабетта .

В честь Э. В. Толля были названы ископаемые организмы :

  • Tollicyathus S.Tchemyscheva, 1960 - тип археоциат, нижний кембрий Восточного Саяна.
  • Labirinthomorpha tolli
  • Loculicyathus tolli Vologdin, 1931 - тип археоциат, нижний кембрий Восточного Саяна.
  • Tollina Sokolov, 1949 - класс коралловых полипов, верхний ордовик Таймыра.
  • Paratollaspis Kobayashi, 1943 - трилобит, средний кембрий севера Сибири.
  • Tollaspis Kobayashi, 1943 - трилобит, нижний кембрий севера Сибири.
  • Esseigania tolli Kobayashi, 1943 - трилобит, верхний кембрий севера Сибири.
  • Pagetiellus tolli Lermontova, 1940 - трилобит, нижний кембрий бас. р. Лена.
  • Proetus tolli Weber, 1951 - трилобит, нижний силур севера Сибири.
  • Tollitia Abushik, 1970 - подкласс остракод, нижний силур о-ва Вайгач.
  • Lesuewilla tolli Koken, 1925 - класс брюхоногих моллюсков, средний ордовик Прибалтики.
  • Worthenia tolli Koken, 1925 - класс брюхоногих моллюсков, верхний ордовик Прибалтики.
  • Buchia tolli Sokolov, 1908 - класс двустворчатых моллюсков, нижний мел Северной Сибири.
  • Totlia tolli Pavlow, 1914 - головоногий моллюск, нижний мел Северной Сибири.
  • Cardioceras tolli Pavlow, 1914 - головоногий моллюск, верхняя юра Северной Сибири.
  • Cladiscites tolli Diner, 1916 - головоногий моллюск, верхний триас о-ва Котельный.
  • Olenekites tolli Mojsisovics, 1888 - головоногий моллюск, нижний триас Северной Сибири.
  • Passaloteuthis tolli Pavlow, 1914 - головоногий моллюск, нижняя юра Северной Сибири.

Сочинения

  • Toll E. Die paläozoischen Versteinerungen der Neusibirischen Insel Kotelny. St.-Ptp.: Verl. Akad. Wis., 1890. 56 S.
  • Толль Э. В. Экспедиция Академии наук 1893 г. на Ново-Сибирские острова и побережье Ледовитого океана. СПб.: А. С. Суворин, 1894. 17 с.
  • Толль Э. В. Ископаемые ледники Ново-Сибирских островов, их отношение к трупам мамонтов и к ледниковому периоду: На основании работ двух экспедиций, снаряженных Акад. наук в 1885-1886 и в 1893 годах. СПб.: ИАН, 1897. 137 с.
  • Толль Э. В. Очерк геологии Ново-Сибирских островов и важнейшие задачи исследования полярных стран. СПб.: ИАН, 1899. 24 с.
  • Toll E. Beiträge zur Kenntniss des Sibirischen Cambriums. I. 1899. IV, 57 S.
  • Toll E. Die russische Polarfahrt der Sarja 1900/02. Aus den hinterlassenen Tagebuchern / Hrsg. v. Emmy von Toll. Berlin, 1909. 635 s.; Плавание на яхте «Заря» / Перевод с нем. М.: Географгиз, 1959. 340 с.

Примечания

Литература

  • Виттенбург П. В. Жизнь и научная деятельность Э. В. Толля / Шведе Е. Е.. - М.; Л.: Издательство АН СССР, 1960. - 246 с. - 1700 экз.
  • Русские мореплаватели / Под ред. В. С. Лупача. - М.: Воениздат, 1953. - 672 с.
  • Ципоруха М. И. Первопроходцы. Русские имена на карте Евразии. - М.: Энас-Книга, 2012. - 352 с. - Серия «О чем умолчали учебники». - ISBN 978-5-91921-130-3
  • Бурлак В. Н. Сквозь «дым Млечного Пути» // Бурлак В. Н. Хождение к морям студеным. - М. : АиФ Принт, 2004. - ISBN 5-94736-053-5 .
  • Врангель Ф. Ф. Русская полярная экспедиция // Записки по гидрографии . - 1900. - Вып. XXII . - С. 111 .
  • Катин-Ярцев В. Н. На Крайний Север. В Русской полярной экспедиции барона Э. В. Толля // Мир Божий. - 1904. - № 2 Ч. 2 . - С. 93 .
  • Колчак А. В. Последняя экспедиция на остров Беннетта, снаряженная Императорской Академией Наук для поисков барона Толля // Известия Императорского Русского Географического Общества. - СПб. : Тип. М. Стасюлевича, 1906. - Т. 42 , вып. 2 .
  • Коломейцев Н. Н. Русская полярная экспедиция под начальством барона Толля // Известия Императорского Русского географического общества. - Т. XXXVIII , вып. 3 .
  • Матисен Ф. А. Краткий обзор плавания яхты Русской полярной экспедиции «Заря» в навигацию 1901 г. // Известия Императорской Академии наук. - 1902. - Т. 16 , № 5 .
  • Непомнящий Н. Н., Низовский А. Ю. Загадки пропавших экспедиций. - М.: Вече, 2003. - 384 с.: ил. - Серия «Великие тайны». - ISBN 5-7838-1308-7
  • Оноприенко В. И. Его звала Земля Санникова. К 150-летию со дня рождения Э.В. Толля // Вестник РАН. 2007. № 11. С. 1026-1032.

Танкер-газовоз «Эдуард Толль» («Eduard Toll») ледового класса является вторым танкером типа , серия из 15 которых строится в рамках реализации масштабного российского проекта по производству сжиженного природного газа Ямал СПГ. Строительство ведется в Республике Корея на верфи Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering.

Газовозы данной серии способны круглогодично работать при температурах до -50 градусов по Цельсию. Ледовые усиления высокой арктической категории (Arc7) позволят им самостоятельно преодолевать льды толщиной до 2,1 метра при движении кормой вперед. Суда оснащены тремя пропульсивными комплексами типа «Азипод» общей мощностью 45 МВт, что сопоставимо с мощностью атомного ледокола. Новая система хранения газа мембранного типа GT NO 96 GW, используемая в грузовых танках суммарным объемом 172,600 куб. м, обеспечивает безопасную транспортировку СПГ по Северному морскому пути.

По данным DSME в распоряжение судоходных компаний Mitsui OSK Lines и Teekay поступят в общей сложности девять танкеров данной серии, а судоходной компании Dynagas – пять.

Головным судном данной серии является газовоз («Christophe de Margerie»), который был построен в ноябре 2016 года.

Танкер-газовоз «Эдуард Толль» был построен для судоходной компании Teekay. Назван в честь знаменитого российского путешественника барона Эдуарда Толля, погибшего во время полярной экспедиции. В 1900-1902 годах полярники изучали морские течения Карского и Восточно-Сибирских морей и искали легендарную Землю Санникова. Шхуна «Заря» получила повреждения, а Толль и еще несколько полярников, высадившиеся на остров Беннетта, бесследно пропали во льдах по пути к материку.

Танкер-газовоз «Эдуард Толль» («Eduard Toll») IMO: 9750696, флаг Багамские острова, порт приписки Нассау, церемония резки первой стали для судна прошла в апреле 2016 года, спущен на воду в январе 2017 года, в декабре 2017 года передан заказчику. Судостроитель: Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering, Южная Корея. Владелец и оператор: Teekay LNG Partners.

Основные характеристики: Валовая вместимость 127000 тонн, дедвейт 97000 тонн. Длина 299,0 метра, ширина 50 метров, осадка 12 метров. Скорость в открытой воде - 19,5 узла; скорость при ходе во льдах толщиной до полутора метров - 5,5 узла.

Символ класса РС: KM(*) Arc7 AUT1-ICS OMBO EPP ANTI-ICE LI CCO ECO-S BWM(S) BWM(T) WINTERIZATION(-50) gas carrier type 2G (methane) (Arc7 at d<=12.0 m).

Новый танкер предназначен для перевозки сжиженного природного газа со строящегося завода «Ямал СПГ», будет ходить из арктического порта Сабетта на берегу Обской губы в Карском море до терминала в Зебрюгге (Бельгия, Северное море), где расположен крупнейший хаб по хранению и перегрузке СПГ.

10 января 2018 года самостоятельный 16-дневный переход в акватории Северного морского пути от мыса Дежнева до входа в Обскую губу. По сообщению от 06 июля в Чукотское море и следует по открытой воде. Танкер вышел из порта Сабетта с партией СПГ и следует к китайскому порту Цзянсу Жудун. Ледовая часть Северного морского пути была преодолена судном самостоятельно без ледокольной проводки всего за 9 дней. 19 июля состоялась торжественная разгрузки СПГ в порту Цзянсу Жудун, Китай. Чистое время в пути СПГ-танкера из порта Сабетта до места назначения составило 19 дней,

История барона Толля началась задолго до его рождения. В начале XIX века, точнее, в 1810 году, путешественник и зверобой Яков Санников отправил в Императорское Русское географическое общество донесение об очередном открытии новой земли. В один из ясных солнечных дней, добывая песца на северной оконечности острова Котельный, он ясно видел на горизонте землю. К тому моменту Яков слыл уже известным путешественником, на его счету были три открытых острова, поэтому в словах Санникова не усомнились. Тем более, что открытие подтверждалось свидетельством его спутника.


Новосибирские острова. Где-то на севере от острова Котельный и видели Землю Санникова. Источник: wikimedia.org

Легенды и мечтатели

Вообще, Санников давно предполагал, что севернее Котельного лежит неизведанная земля. О ней издревле ходили легенды. У северных якутов существовали предания о народе онкилонов, который однажды снялся со своих стоянок и вместе с оленями и собаками ушел на Север, якобы в теплые плодородные земли. Об этом рассказывали вернувшиеся с промысла охотники. Да и перелетные птицы, вместо того чтобы лететь на юг, тянулись косяками к северу, возвращаясь потом оттуда с потомством.

Как бы там ни было, но экспедицию на поиски новой земли государство организовывать не спешило. За него это сделал барон Толль. На свои деньги он с такими же энтузиастами добрался до Котельного. Ему, как и Санникову, удалось рассмотреть таинственную землю: четыре горы, переходящие в низину.

Из-за сложностей в погодных условиях, что не редкость в тех краях, добраться до увиденной суши экспедиция не сумела. Толль вернулся ни с чем. Но со дня, когда на горизонте показались пока еще недостижимые горы, поиск загадочной страны онкилонов стал для барона делом всей его последующей жизни.


«Заря» в лагуне Нерпалах, 14 декабря 1901 года, скан из книги Кузнецова «В поисках земли Санникова». Источник: wikimedia.org

Директива сверху

Сообщение Эдуарда Васильевича в Российской академии наук об обнаруженной им земле дало толчок амбициям Морского ведомства России. Докладом заинтересовались на самом верху: сам император дал приказ организовать первую официальную полярную экспедицию. Долго не могли найти требуемых для снаряжения экспедиции денег: тогда бюджет России трещал по швам.

Неизвестно, сколько бы еще правительство переливало из пустого в порожнее, возможно, экспедиция вообще бы не состоялась. Но Николай II в последний день 1899 года своим указом направил на организацию похода 200 тысяч рублей, изъяв их из кармана Академии наук.

Это было все, что смог сделать царь для первопроходцев. У них не было главного: судна, которое способно выдержать морское путешествие в жесточайших условиях Крайнего Севера.

И снова Толль вложил в рискованное предприятие собственные сбережения. Он выкупил у норвежцев тюленебойную парусно-паровую шхуну «Харальд прекрасноволосый», которое было переименовано в «Зарю». Покупка и переоборудование судна в шхуну-барк обошлись в 60 000 рублей – сумму, по тем временам неподъемную даже для барона. Поэтому пришлось привлекать благотворителей. Интерес к новым для России землям был настолько велик, что собрали сумму, примерно равную той, что была выделена Академией. Прекрасно продуманная и полностью укомплектованная экспедиция тронулась в путь из Кронштадта 21 июня 1900 года.


Экипаж экспедиции Эдуарда Толля. Третий слева в верхнем ряду будущий адмирал Колчак. Источник: wikimedia.org

Тот, кого нельзя называть

В экспедиции участвовали два десятка человек. Но в советское время об одном из них предпочитали не упоминать. Этот человек занимался тем, что промерял глубины: он был специалистом по гидрогеологическим и магнитным изысканиям. Звали его Александр Колчак . Впоследствии он станет противостоящим целой стране адмиралом. А в тот год в греческом порту Пирея Толль практически сманил зеленого лейтенанта в экспедицию с броненосца «Петропавловск», который шел с Балтики на Дальний Восток. Колчак разделил с бароном все тяготы экстремального путешествия по Арктике. Они вместе пережили зимовку на Таймыре, дважды добрались до Котельного. Только через год с небольшим (в сентябре) им удалось дойти до места, где вроде бы должна быть увиденная Толлем земля.

Хоть малые глубины и говорили о том, что суша где-то рядом, увидеть ее путешественники так и не смогли. Появились плотные туманы, и поиск в очередной раз был отложен. Команде пришлось еще раз зимовать на Котельном.

Таинственное исчезновение

В следующую весну Толль предпринял еще попытку добраться до таинственной земли. Но к моменту его возвращения шхуна не пришла к месту встречи: ледяные глыбы повредили «Зарю». Лейтенант Колчак обратился к Академии наук с просьбой доверить ему спасательную миссию. И с начала мая по начало декабря 1903 года в районе, где пропал барон, проходили активные поиски.

Но все старания найти команду Толля пропали даром: найдены были только геологическая коллекция и записка, написанная его рукой. Из записки узнали, что команда отправилась на юг острова Беннетта в октябре 1902 года. Добрался ли он до земли Санникова или так и погиб, не достигнув мечты, неизвестно.

Стоянку Толля в тридцатых годах нашли советские исследователи. А в семидесятых, по указаниям барона Толля, которые он оставил в своем дневнике, нашли схрон с прекрасно сохранившимися продуктами. Тушенка оказалась совершенно съедобной, что еще на месте проверили исследователи.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook