Петровский путевой дворец. Петровский Путевой дворец — где находится, что посмотреть Что находится в петровском дворце

Петровский путевой дворец – одна из главных достопримечательностей Ленинградского проспекта, бывшего Петербургского тракта. Он был построен по просьбе Екатерины II в 1776-1789 годах замечательным архитектором Матвеем Федоровичем Казаковым и является, по всеобщему мнению, одним из лучших его творений в национально-романтическом стиле. Но почему же дворец, построенный по воле Екатерины II, носит название Петровского? Причина в том, что расположился он на землях, некогда принадлежавших Высоко-Петровскому монастырю – тому самому, что дал название нашей старинной улице Петровке. Дворец возвели как место отдыха для путешествующей царской семьи.


После переноса столицы из Москвы в Санкт-Петербург туда переехали царская семья, Сенат, правительственные учреждения. Но главные государственные святыни и, прежде всего, Успенский собор, в котором испокон веков проходило венчание на царство, а затем и коронация российских государей, по-прежнему оставались в Москве. А это значит, что хотя бы раз в жизни члены царствующего дома должны были совершать путешествие из Санкт-Петербурга в Москву. Мы с вами привыкли быстро перемещаться в пространстве: самолет, скоростной поезд… Наши предки относились к этому иначе: ехали долго, с чувством, с толком, с расстановкой. И чем выше был ранг путника, тем дольше длилось путешествие.


Во времена Алексея Михайловича один из чиновников к месту своей службы в Сибири добирался в течение трех лет. Императорская семья путешествовала из новой столицы в Первопрестольную в течение двух-трех недель. В пути «царский поезд» останавливался для проведения встреч будущего императора с подданными. Для отдыха членов царствующей семьи и сопровождавших их придворных строились так называемые «путевые» дворцы. Их между Санкт-Петербургом и Москвой было несколько, но, несомненно, самым величественным стал Петровский путевой дворец. Его еще иногда называют подъездным, поскольку здесь была последняя остановка перед въездом будущего императора в Москву.


История строительства Петровского путевого дворца весьма интересна и тесно связана, как ни странно, с событиями Первой русско-турецкой войны (1768-1774 годы). 10 июня 1774 года Российская империя торжествовала. В небольшом местечке Кючук-Кайнарджи между Россией и Турцией был заключен мирный договор, положивший конец Первой русско-турецкой войне. По условиям Кючук-Кайнарджийского договора Российская империя получила контрибуцию в 4,5 миллиона рублей, право держать военные корабли в Черном море и, главное, под протекторат России перешел Крым. Екатерина II решила достойно отметить это событие и повелела устроить большие народные гулянья в Москве.


Однажды императрица позвала к себе придворного архитектора Василия Ивановича Баженова и сказала ему: «Любезный мой Баженов, за три версты от города есть луг (Екатерина Великая имела в виду Ходынское поле); представьте, что этот луг – Черное море и что из города две дороги; ну вот, одна из двух сих дорог будет Танаис (Дон), а другая Борисфен (Днепр); на устье первого Вы построите столовую и назовет ее Азовом; на устье второго – театр и назовете его Кинбурном. Из песку сделаете Крымский полуостров, поместите тут Керчь и Еникале, которые будут служить бальными залами… и, таким образом, у нас выйдет праздник без вычур, но, может статься, гораздо лучше других».

Конечно, императрица, лукавила. Празднества были устроены с невиданным доселе размахом: на Ходынском поле появился сказочный город с деревянными крепостями, декорированными под камень и носившими названия взятых в ходе войны турецких крепостей; на лугу, изображавшем Черное море, были установлены корабли, служившие трибунами для зрителей, а вокруг расположились иллюминированные деревни и мельницы. Во время театрализованных представлений Азов брали штурмом, а в Керчи и Еникале устраивались роскошные балы и фейерверки. Для гуляющей публики фонтаны били вином, на столах были разложены жареные быки, а на деревьях развешаны жареные курицы.

Императрице гуляния очень понравились, и она решила построить здесь же, напротив Ходынского поля, новый путевой дворец. Екатерина II повелела архитектору Казакову, ученику Баженова, работавшему вместе с ним над возведением ходынских павильонов, построить для нее каменную дачу, приписав к указу: «Фантазии своей не жалей…». Строительство Петровского путевого дворца велось очень быстро. Казаков приступил к работам в 1776 году, а уже в 1779 году начались отделочные работы. Все декоративные элементы (больше тысячи) были выполнены известным немецким мастером Иоганном Юстом. Екатерина II впервые посетила дворец в 1785 году по пути из Новгорода.


Перед взором императрицы предстало великолепное здание, по структуре своей напоминавшее классицистическую усадьбу: главный дом с флигелями, парадный двор, проездные ворота на задний двор и там – еще два хозяйственных флигеля. Но внешне дворец казался сказочным замком, в котором причудливо сочетались элементы различных эпох и архитектурных стилей: высокое боярское теремное крыльцо, увенчанное двойной аркой с гирькой и опирающееся на бочкообоазные колонны, соседствовало с барочными окнами-люкарнами, украшенными рогами изобилия; белокаменные древнерусские пояски прекрасно уживались со стрельчатыми готическими окнами.


Башенки-донжоны, придающие дворцу вид крепости, сверху были украшены зубцами-мерлонами, похожими на те, что поместили итальянские мастера на кремлевские стены, а проезды в задний двор фланкировали башенки, напоминавшие миниатюрные минареты. Дополняли это буйство фантазии архитектора многочисленные декоративные детали: пирамидки – «знак славы и памяти добрых государей», каменные шары, остроконечные звезды, винтовые дымоходы. «Праздник праздников», «дневная иллюминация» – так окрестили Петровский путевой дворец восторженные современники. Во дворце видели символическое воплощение так называемого «греческого проекта» императрицы.


Екатерина II, выиграв Первую русско-турецкую войну 1768-1774 годов, не считала борьбу России с Османской империей завершенной. Она планировала полностью вытеснить турок из Европы и возродить Византийскую империю во главе со своим внуком Константином Павловичем – она не случайно назвала его именно так. И тогда выбор места для строительства дворца оказывается не случайным: ходынские постройки – это взятые турецкие крепости, своеобразный отчет о проделанной сложной работе. А расположенный на одной оси с ними Петровский путевой дворец, купол которого напоминает знаменитую константинопольскую Софию, – это то, к чему нужно стремиться, планы на будущее.


Греческому проекту Екатерины не суждено было осуществиться, тем не менее, начиная с Павла I, все будущие императоры останавливались перед коронационными торжествами в Петровском путевом дворце. А в 1812 году дворец посетил император Наполеон Бонапарт. Он явился гостем незваным, сбежав из Московского Кремля, к которому вплотную подобралась огненная стихия. Проплутав целый день в дыму и пламени, Наполеон вечером 16 сентября добрался до дворца и потребовал провести его в покои его «брата Александра» – так он называл императора Александра I. Во дворце уже вовсю хозяйничали французские солдаты, так что первую ночь Наполеон провел на подоконнике, укрывшись шинелью.

Наполеон работал с документами, развлекался и принимал французских подданных, проживавших в Москве. С просьбой компенсировать потери от пожара к императору приезжала модистка Мари-Роз Обер-Шальме. Она держала магазин на Кузнецком мосту и продавала товар втридорога, за что москвичи метко прозвали ее Обер-Шельмой. Именно здесь Наполеона видели ползающим по географическим картам, разложенным на полу: он прокладывал маршрут похода в Индию, намереваясь включить в состав своего войска и покоренную российскую армию. При отступлении из Москвы французы подожгли Петровский путевой дворец: обрушился купол и перекрытия, а то, что уцелело в огне пожара, разграбили окрестные крестьяне.


Дворец простоял в полуразрушенном состоянии до 1827 года, когда император Николай I назначил архитектора Ивана Таманского, ученика Казакова, руководить восстановлением дворца. Таманский воссоздал внешний облик Петровского замка таким, каким его задумал его учитель, а вот интерьеры переделал в модном тогда стиле «ампир». Дворец вновь стал местом последней остановки царской семьи перед въездом в Москву. После строительства в 1851 году железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой высочайшие особы, приехав на Николаевский вокзал, пересаживались в поезд, который по специально проложенной Царской ветке доставлял их на Брестский (Белорусский)вокзал.


На Брестском вокзале все садились в экипажи и двигались в обратную сторону от Москвы, в Петровский путевой дворец, который по-прежнему оставался обязательной частью коронационных торжеств. Здесь проходили встречи с представителями сословий, балы и приемы. Именно отсюда в день коронации торжественная процессия направлялась по Петербургскому тракту в Кремль. Со времен Николая I Петровский путевой дворец стал использоваться и как загородная дача членов императорской семьи, когда они находились в Москве. На первом этаже дворца располагалась приемная государя, комнаты членов императорской семьи, колонный зал, два вестибюля и четыре лестницы.


Одну из этих лестниц архитектор Таманский сохранил такой, какой ее задумал Казаков – с обильной лепниной, имитирующей плоды изобилия и символизирующей процветание России под скипетром императрицы Екатерины Великой. Второй этаж дворца делился на две половины: Императорскую, где находились покои государя, и Запасную, где располагались комнаты наследника престола. Парадные помещения представляют собой большой купольный зал высотой шестнадцать метров и примыкающие к нему четыре гостиные. Главной достопримечательностью Купольного зала является роспись, выполненная братьями Артари. До пожара 1812 года купол был украшен лепниной.


В 1917 году жизнь Петровского путевого дворца резко изменилась – он был национализирован, здесь размещались то пулеметная команда, то стрелковая рота. Новые обитатели топили печи драгоценным паркетом и мебелью красного дерева, а картины и ценности из дворца бесследно исчезли. В 1923 году Анатолий Луначарский предложил передать дворец «для утилизации» Красной авиации, благо неподалеку находился Ходынский аэродром. И дворец действительно ожидала утилизация: военные начали приспосабливать его под свои нужды. В одном из флигелей разместилась типография, в другом – моторная мастерская, купольный зал использовали как столовую. В Петровском путовом дворце пробили новые дверные проемы, поставили перегородки.


Военно-воздушная академия имени Н.Е. Жуковского занимала дворец до 1996 года. После переезда военных здесь начались серьезные реставрационные работы, которые продлились почти десять лет. Восстановленный дворец вернулся к выполнению представительских функций – он стал Домом приемов правительства Москвы. Сюда вновь приезжают высокопоставленные гости, здесь совершаются торжественные приемы и заседания. В Круглом зале дворца проходят концерты органной музыки, романсовая гостиная и концерты инструментальной музыки.

Лариса Скрыпник

Петровский Путевой Дворец расположен по адресу: Москва, Ленинградский проспект, д. 40. Попасть внутрь можно только в составе экскурсии.


01 Записывался я за месяц до посещения. Обязательно нужно выкупить билеты в Музее Москвы, что на Парке Культуры. Время экскурсии довольно не удобное – будни 12 часов дня.

02 Входной билет стоит 400 рублей, фотосъемка 150.

03 Охрана довольно лояльная, только сверили паспорт со списком.

04 Дворец построен по приказу Екатерины II в 1776-1780-х годах в честь успешного завершения Русско-турецкой войны 1768-1774 годов, как резиденция для отдыха знатных особ после долгой дороги из Петербурга на подъездах к Москве, по проекту архитектора Матвея Казакова.

05 Под строительство были выделены пустующие земли, принадлежавшие в те времена Высокопетровскому монастырю.

06 Позади дворца находится сохранившаяся часть Петровского парка, разбитого в начале XIX века.

07 Петровский путевой дворец - один из немногих памятников культурного и исторического наследия, дошедших до нас почти в первозданном виде, образец неоготической архитектуры.

08 Ансамбль дворца состоит из трехэтажного центрального корпуса и одноэтажных боковых сооружений, окружающих внутренний двор.

09 Здания ни разу не перестраивали, а лишь обновляли к очередному приезду титулованной особы.

10 Единственное серьезное отклонение от проекта Михаила Казакова позволил себе архитектор Огюст Монферран, который восстанавливал дворец после пожара 1812 г.

11 Он превратил круглый зал, располагавшийся под куполом, в крытую галерею.

12 Самый южный путевой дворец на дороге, соединяющей две столицы, изначально задумывался в качестве резиденции для важнейших особ, которые могли бы передохнуть в нём после долгого пути из Петербурга и проследовать в Московский кремль с особой пышностью.

13 Екатерина II остановилась во дворце в первый раз только в 1787 году.

14 По сохранившемуся преданию, императрица отослала личную свиту и караул и осталась во дворце «под охраной своего народа», что привело к массовому стечению народа, и чуть было не послужило причиной давки.

15 В 1797 году перед своей коронацией в Путевом дворце гостил император Павел I - сын Екатерины II.

16 С той поры дворец стал постоянным свидетелем официальных церемоний коронования: по дороге из Петербурга здесь останавливались русские государи перед венчанием на царство.

17 Во время войны 1812 года в Петровском путевом дворце располагалась ставка Наполеона Бонапарта.

18 Именно отсюда он наблюдал, как горит не покорившийся ему город.

19 Дворец, разоренный после бегства Наполеона, был восстановлен при императоре Николае I.

20 В обновленных залах Дворца вновь останавливались на отдых члены императорской фамилии, устраивались приемы в честь знатных депутаций и делегаций.

21 Во время Первой мировой войны во дворце располагался госпиталь.

22 Тогда все стены парадных помещений были выкрашены в белый цвет.

23 В годы советской власти комплекс передали Красной авиации - во дворце обосновалась Военно-воздушно-инженерная академия им. Жуковского.

24 После масштабной реставрации, завершившейся в 2008 г., в Петровском дворце разместился Дом приемов Правительства Москвы с функциями гостиницы.

25 На территории дворца появилось новое здание ресторана с подземным гаражом, выполненное в архитектурном стиле исторической застройки.

26 Общая площадь помещений обновленного Петровского дворца - 17 060 кв. м, из них подземная часть - 6 785 кв. м.

27 В главном корпусе организован музей, в котором разместились залы геральдики, императоров, а также зал истории Петровского Путевого Дворца.

28 Реставраторы сделали все, чтобы вернуть этому архитектурному памятнику первоначальный вид, задуманный М. Казаковым 230 лет назад.

29 Во всех помещениях по старинным чертежам с подбором дерева и рисунка восстановлены цветовая гамма стен и художественный паркет.

30 Отреставрированы и не изменены ничуть фасад и интерьеры.

31 Возрождены гризайль на куполе, лепнина, мраморные камины, венецианские зеркала.

32 Дворец обставлен мебелью и предметами интерьера, соответствующими исторической эпохе его возникновения.

33 Сейчас Петровский Путевой Дворец находится под управлением отеля «Ренессанс Москва Олимпик».

35 В Петровском Путевом Дворце есть все для проведения различных мероприятий: пресс-конференций, круглых столов, выставок, конгрессов.

36 За историческими стенами - суперсовременное оснащение: полностью оборудованные конференц-залы, помещения для пресс-центра.

37 Петровский Путевой Дворец - идеальное место для проведения свадьбы, празднования торжественного события.

38 Дворец оборудован комфортабельными номерами, имеется ресторан и СПА-центр.

41 Давно хотел попасть во дворец после реставрации и вот выпал случай. Дворец очень красивый снаружи и простой без всяких изысков внутри. Я бы сравнил его с дворцом в Царицыно. Когда Наполеон жил во дворце, он был очень поражен внутренней простотой. Когда посещал его я, был удивлен не то, чтобы простой, а полным отсутствием старинной мебели и интерьеров. Все очень и очень современное, даже дорогая под старину мебель. Если бы не экскурсия, было бы совсем скучно и не интересно.

Материал взят с сайта

В глубине Петровского пейзажного парка просматривается яркая своеобразная архитектура исторической жемчужины современной Москвы - ансамбль Петровского путевого дворца. Этот великолепный образец русской готики конца XVIII столетия стал памятником победы в одной из ключевых войн между Российской и Османской империями. Мирный договор 1774 года принес на весь следующий год атмосферу непрекращающегося праздника в Москву и заряд созидания в ее архитектуру.

Именно 1775 год стал знаменательным в судьбе : в январе, после строительства Пречистенского дворца, он был официально представлен Ее Императорскому Величеству и в мае утвержден в звании архитектора, что ознаменовало начало его самостоятельной творческой деятельности. Разносторонний талант зодчего не замыкался только на русском классицизме. Казаков и Баженов разрабатывали пути освоения древнерусского зодчего, создавая оригинальные произведения в духе русского архитектурного романтизма. Матвей Федорович создавал новые формы и композиции, используя принципы живописности древнерусского архитектурного ансамбля, приемы и материалы прошлого, в частности сочетание кирпича с белым камнем.

В идейно-художественном содержании его творческих исканий чувствуются элементы , сочетающиеся с господствующими принципами русского классицизма. Этим объясняется, что живописные формы русской готики ужились с ордерными пропорциями и строго классической композицией планов во всех романтических произведениях Казакова.

Созданию Петровского путевого дворца предшествовало строительство выдающимся тандемом Баженова и Казакова огромного комплекса «увеселительных» сооружений на Ходынском поле для празднования Кючук-Кайнарджийского мира, по которому России вернулись земли, некогда принадлежавшие Древней Руси. Естественно, торжество должно было носить национальный характер.

Поэтому зодчие решили возродить в своем проекте древнерусскую архитектуру, средствами которой были созданы изумительные произведения в формах национальной архитектуры и неоготики, обогащенных новыми приемами и мотивами в соответствии с современными условиями. Баженов, отвлеченный провалом строительной утопии Большого Кремлевского дворца и экспертизами по кремлевским строительным работам, переложил основную тяжесть ходынских работ на плечи Казакова. Так, недалеко от Петербургской дороги на обширном пространстве в апреле - июне 1775 года были возведены многочисленные временные павильоны из дерева, раскрашенные под камень, которые связывались архитектурно-композиционно и содержательно.

Основные строения изображали покоренные турецкие крепости на Черном море (его роль отводилась полю), отходившие по мирным соглашениям России: Таганрог, Керчь, Еникале, Кинбурн, Азов и Бердинская линия укреплений. Остальные крупные сооружения были возведены для иллюминаций и фейерверков. Матвей Федорович изобразил все павильоны-крепости на великолепных четырех офортах перспективных видов ходынских строений с разных сторон так, как если бы они были выполнены действительно из камня, что представило собой проект этого архитектурного ансамбля.

Императрица, оставшись довольной прошедшими торжествами и работой зодчего, заказала Казакову проект нового «подъездного» дворца у села ПетровскоеЗыково на въезде в Москву со стороны Твери. Этот проект должен был стать композиционным, стилистическим и символическим продолжением ансамбля ходынских павильонов.

Под строительство были выделены пустующие земли, принадлежавшие Высоко­петровскому монастырю, напротив Ходынского поля, за Петербургским трактом. Самый южный, последний, путевой дворец на дороге, соединяющей две столицы, изначально задумывался в качестве резиденции для отдыха Ее Императорского Величества и важнейших особ, которые могли бы остановиться в нем после долгого пути из Петербурга и проследовать в Московский Кремль с особой пышностью.

Проект Петровского путевого дворца, ставший первым крупным произведением зодчего, был составлен летом - осенью 1775 года, а в сентябре следующего года состоялась его закладка. По композиции ансамбль представляет собой тип усадьбы в духе декоративного феодального замка, окруженного стенами и башнями строго симметричного расположения, типичного для классицизма. Крепкая классическая основа проекта прослеживается в логично задуманном плане, в построении самого объема дворца и во внутреннем его убранстве.

Здание дворца, при сложности общего плана, подчиняло себе все остальные элементы композиции. Передние ворота, фланкируемые живописными башнями, открывали перспективу главной композиционной оси комплекса. Центр ансамбля - кубический трехэтажный объем дворца, увенчанный куполом с довольно высоким световым барабаном, соединялся галереями с боковыми крыльями. Он был окружен двумя обширными дворами. По периметру парадного полукруглого курдонёра со стороны Санкт-Петербургской дороги находились корпуса для приезжающих, помещения военного караула и кухня.

С противоположной стороны дворца был устроен внутренний двор, где располагался небольшой садик, к стенам которого примыкали с северо-запада и юго-востока еще два маленьких хозяйственных двора с конюшнями, казармами для солдат, погребами и сараями. На углах переднего и заднего дворов возвышались большие башни.

Позади дворца предполагалось огромное здание конного двора, но за недостатком средств эта часть проекта осталась невыполненной. Купол был установлен над центральным круглым залом, от которого крестом расходились четыре квадратных зала. Из них два, расположенных по главной оси ансамбля, предназначались для вестибюлей. Отделка парадного зала коринфскими колоннами, фризом, гербами, «государственными портретами» в стиле Людовика XVI, как и остальных помещений, не вносила диссонанса в цельность всей композиции. Все сооружения строились из красного кирпича с применением белокаменных и керамических деталей.

Это оформление, напоминающее узорчатый наряд древнерусских зданий, намного увеличило декоративность и живописность общего вида Петровского дворца. Служебные корпуса и ограда заднего двора были украшены несколькими зубчатыми башенками (10 больших и 11 малых), что придавало всему комплексу в целом необычайный крепостной характер.

Наиболее часто встречающимися декоративными деталями были пирамидки - «знак славы и памяти добрых государей», расставленные вокруг строений, на здании, на крыльце, на куполе. Овальные окна главного фасада дворца были обрамлены пересекающимися «рогами изобилия», символизирующими чрезвычайные богатства, приобретенные победами. С внешней стороны вокруг дворца был вырыт глубокий ров, края которого были обложены дерном.

Через ров были перекинуты каменные мосты. Около выступающих наружу круглых башенок предполагались небольшие бастионы. Над воплощением дворца работало довольно много иностранных мастеров: например, И. Юст выполнял наружные и внутренние декоративные работы, И. Енш и И. Ерке изготавливали скульптуры. Постройка дворца затянулась на семь лет из-за скупого финансирования. Наружные Строительные работы были закончены в 1779 году, а внутренняя отделка дворца продолжалась до 1783 года. После ухода в 1812 году наполеоновской армии из Москвы здание было разорено крестьянами. Многократные реставрационные и ремонтные работы незначительно исказили образ комплекса.

Символическое значение ансамбля дворца в составе ходынского комплекса трактуется двумя версиями. Согласно первой, Петровский дворец обрамлялся, будто крепостной стеной, одноэтажными корпусами с башнями и уподоблялся древней Москве, главенствующей над покоренными крепостями.

Вторая говорит о том, что, воодушевившись победой 1774 года, Екатерина Великая мечтала о дальнейших победоносных походах в Турцию, чтобы освободить греков и взять Константинополь. В связи с этим дворец включался в ансамбль ходынских павильонов - захваченных турецких крепостей - как символический образ недоступного города и воплощение цели гипотетической - Царьграда с собором Святой Софии в центре. Этим легко объясняется крепостной «турецкий» характер окружающих дворец служебных построек, аналогичный архитектуре Азова и Таганрога, и образ главного здания с высоким куполом.

Интерпретация Петровского дворца как Царьграда подтверждается своеобразным симбиозом готических и древнерусских форм, исполненным Казаковым с целью воспроизведения византийского стиля. Такое яркое «цитирование» древнерусских деталей нельзя увидеть больше ни в одном каменном неоготическом произведении второй половины XVIII века, в том числе в творчестве самого Матвея Федоровича. Без сомнения, Петровский путевой дворец - наиболее значительное сооружение Казакова из всех, созданных им в национально-романтических традициях.

Это особенно заметно при сравнении его с неоконченным дворцом в Царицыне, который возводился им в 1787-1793 годах на основании разобранной баженовской постройки, где попытка соединить классицистические и древнерусские элементы не привела к созданию сооружения, органичного и цельного по облику. Строительством Петровского путевого ансамбля Казаков увековечил себя как крупнейшего представителя русской готики, к формам которой он неоднократно возвращался в своей творческой деятельности.

Туристы, да и многие москвичи, гуляющие возле Петровского дворца в Москве, не предполагают, что это не просто красивый дворец и элитная гостиница. Это архитектурный памятник русской славы, напрямую связанный невидимыми нитями судьбы с главной гордостью россиян как в 1774, так и в 2014 году. Но обо всем по порядку.

Триумф императрицы

1774 год, 10 июля – день победы Российской Империи над Турцией. Именно в этот день закончилась долгая и кровопролитная русско-турецкая война, и между странами был заключен мир, открывшей России выход в Черное и Средиземное море и покончивший с набегами ханов на окраинные земли. Поистине, великое завоевание. Не удивительно, что государыня и ее подданные ликовали. И вот императрица задумала на этом месте построить Петровский путевой дворец, в котором можно было бы отдохнуть по пути из Москвы в Петербург. Этот прекрасный путевой замок должен был увековечить все величие победы. А множественные башни, окружающие центральное здание, напоминали архитектуру русских православных храмов. Должны были быть во дворце и некоторые восточные мотивы, напоминающие о победе христиан над османами. Архитектор Матвей Казаков с огромным количеством умельцев, блестяще выполнили свою работу.

Петровский путевой дворец сейчас

Находится Петровский путевой дворец в районе метро Динамо на Ленинградском проспекте. Замок отреставрированный и ухоженный. Правительство Москвы использует его для проведения торжественный мероприятий и приемов.

Но не только официальные лица могут побывать в этом красивом дворце. Самые обычные туристы при желании могут попасть туда на экскурсии. Правда, приобретая билеты туда загодя, люди могут услышать, что иногда экскурсия переносится на другой день из-за приема высокопоставленных лиц. Это ничуть не отпугивает гостей столицы, наоборот, им еще любопытнее побывать там, где бывают такие важные персоны.

Получается, что Петровский путевой дворец дает соприкоснуться не только с былым, но и с современной историей, творящейся прямо у нас на глазах. Это удивительное ощущение, когда идешь по роскошным залам и понимаешь, что вот только вчера тут была почетная делегация, и происходили события, которые в будущем войдут в историю России.

Дорогу молодым

Не так давно столичные власти решили сделать подарок будущим молодоженам, и теперь несколько дней в месяц в Петровском путевом дворце проходят бракосочетания. Несмотря на всю свою старину, замок отреставрирован с использованием ультрасовременных технологий. Задействованы современные материалы, работает система «умный дом», есть подземный паркинг и отличная шумоизоляция. Удивительное переплетение достижений прошлого и настоящего!

«Сердце» дворца – центральный зал. Зайдя в него, дух перехватывает от красоты, обилия света и простора. Удивительно, что в помещении нет окон, кроме нескольких маленьких, находящихся под самым куполом, который реставрирован в своем первозданном виде. Глядя на купол, создается впечатление, что эта красота – лепнина. На самом деле, это роспись в особой технике, дающей иллюзию объема, хотя рисунок совершенно плоский…

Много людей видели стены Петровского дворца: любопытных туристов, счастливых молодоженов, умелых мастеров, сильных мира сего, послов, придворных дам, бравых генералов, царей и цариц. Видели эти стены и чужеземного завоевателя Наполеона, который из окон этого дворца в 1812 году смотрел на горящую столицу и тщетно ждал «Москвы коленопреклонённой с ключами старого Кремля». Вскоре завоеватель бежал из непокоренной России, спасая свою жизнь. А молчаливый свидетель, Петровский путевой дворец, снова и снова напоминает новым поколениям о сотнях тысяч храбрых воинов, обильно оросивших сухую крымскую землю своей горячей кровью.

Видео о Петровском путевом дворце

Адрес: г. Москва, Ленинградский пр-т, 40, ближайшая станция метро «Динамо».

Стоимость экскурсионного билета:

  • 400 руб. – полный;
  • 200 руб. – льготный.

Приобрести билет и узнать дату и время проведения экскурсии можно на сайте http://www.mosmuseum.ru.

Более подробная информация на официальном сайте дворца http://www.ppd.mos.ru.

Дворцовый ансамбль - первая самостоятельная работа Матвея Казакова. Зодчий, впоследствии перестроивший центр Москвы в палладианском стиле, для дворца на окраине города выбрал псевдоготику, объединив мотивы древнерусской, готической и восточной архитектуры. Расположилось величественное здание со стрельчатыми окнами на землях Высоко-Петровского монастыря. За что дворец и стал именоваться Петровским. Второе название - Путевой - объясняется его предназначением: для отдыха по пути из Петербурга в Москву. Дорога неблизкая - 700 километров.

Прообразом здания послужил временный город-театр в турецком стиле, построенный Василием Баженовым на Ходынском поле для торжеств по случаю подписания Кучук-Кайнаджирского мирного договора. Императрице работа понравилась, и она захотела похожий дворец. По задумке архитектора центральный купол символизировал православный храм, возвышаясь над башнями-минаретами, встроенными в боковые флигели. Богатство и величие Российской империи подчеркивали многочисленные лепные украшения, а пейзажный парк с гротами и беседками добавлял резиденции уюта.

Останавливалась Екатерина II в узорчатом замке лишь однажды, в 1787 году. Спустя 10 лет путевую резиденцию посетил перед коронацией Павел I. А впоследствии и Николай II.

В 1812 году императорский замок на время стал ставкой Наполеона. Бонапарт покинул охваченный огнем Кремль и наблюдал из окна дворца за тем, как полыхает Москва.

Вот, окружен своей дубравой,
Петровский замок. Мрачно он
Недавнею гордится славой.
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
Отселе, в думу погружен,
Глядел на грозный пламень он.

Так описывал те события Пушкин в «Евгении Онегине». Но лагерь французской армии размещался здесь недолго, всего четыре дня. Что не помешало солдатам и офицерам разграбить дворец и практически уничтожить парк. Выстояли только стены. После бегства французов в боковых крыльях был устроен временный госпиталь.

Восстановленный ансамбль

Восстанавливать ансамбль начали лишь при Николае I. Император, имея высшее инженерно-техническое образование, лично наблюдал за работой архитектора Огюста Монферрана. Французский зодчий за 10 лет полностью воссоздал творение своего именитого предшественника. Лишь круглый зал, располагавшийся под куполом, превратил в крытую галерею. Художник-декоратор Джузеппе Анжиоло Артари расписал сферический свод.

Одно из драматических событий российской истории происходило в непосредственной близости от Путевого дворца. В 1896 году по случаю коронации Николай II принимал во дворце делегацию от крестьян и варшавских дворян. А на Ходынском поле разместились временные театры для раздачи «царских гостинцев». 400 тысяч подарков. Ранним утром накануне гуляний прибыло уже полмиллиона человек. Закончилось все страшной давкой, в которой погибли почти 1400 человек.

После революции дворец отдали под Военно-воздушную академию имени Жуковского. Новые владельцы провели перепланировку, приспособив историческое здание под свои бытовые нужды: столовая и библиотека, кабинеты и моторная лаборатория. Во флигелях - жилье. Во время Великой Отечественной во дворце размещался штаб авиации дальнего действия.

Петровский путевой дворец сегодня

После передачи московской мэрии историческое здание стало Домом приемов столичного правительства. Окунуться в атмосферу былого величия императорского замка можно, побывав на экскурсиях, которые организует Музей города Москвы.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook