Стюардесса спасла 359 жизней. Она погибла, спасая от террористов жизни незнакомых ей людей! Достойна уважения…. Экипаж и пассажиры

Это был первый в СССР случай захвата такого масштаба пассажирского самолета (хайджекинг). С него, в сущности, и началась многолетняя серия подобных трагедий, забрызгавших кровью невинных людей небеса всего мира.

А начиналось все так.

Ан-24 поднялся в небо с батумского аэродрома 15 октября 1970 года в 12 часов 30 минут. Курс - на Сухуми. На борту самолета находилось 46 пассажиров и 5 членов экипажа. Время в полете по графику - 25-30 минут.

Но жизнь поломала и график, и расписание.

На 4-й минуте полета самолет резко отклонился от курса. Радиооператоры запросили борт - ответа не последовало. Связь с контрольно-диспетчерским пунктом прервалась. Самолет уходил в сторону близкой Турции.

В море вышли военные и спасательные катера. Их капитаны получили приказ: на полном ходу следовать к месту возможной катастрофы.

Борт не отвечал ни на один из запросов. Еще несколько минут - и Ан-24 покинул воздушное пространство СССР. И в небе над турецким прибрежным аэродромом Трабзон вспыхнули две ракеты - красная, затем - зеленая. Это был сигнал аварийной посадки. Самолет коснулся бетонного пирса чужой воздушной гавани. Телеграфные агентства всего мира немедленно сообщили: угнан советский пассажирский самолет. Бортпроводница убита, есть раненые. Всё.

ЧЕРНЫЙ КОНВЕРТ

Я летел к месту ЧП через несколько часов. Летел, не зная ни обстоятельств драмы, ни фамилии убитой бортпроводницы. Все предстояло узнать на месте.

Сегодня, спустя 45 лет, я намерен вновь - хотя бы вкратце - изложить события тех дней и снова сказать о Наде Курченко, ее мужестве и ее героизме. Сказать об ошеломляющей реакции миллионов людей так называемого застойного времени на жертвенность, отвагу, смелость человека. Сказать об этом, прежде всего, людям нового поколения, нового компьютерного сознания, рассказать, как это было, ибо мое поколение помнит и знает эту историю, а главное - Надю Курченко - и без напоминаний. А молодым людям нелишне бы знать, почему многие улицы, школы, горные вершины и даже самолет носят ее имя.

После взлета, приветствий и наставлений пассажирам бортпроводница вернулась в свое рабочее помещение, узкий отсек. Она открыла бутылку "боржоми" и, дав воде настреляться сверкающими крохотными ядрами, наполнила четыре пластмассовых стаканчика для экипажа. Поставив их на поднос, вошла в кабину.

Экипаж всегда был рад присутствию в кабине красивой, юной, на редкость доброжелательной девушки. Наверное, и она чувствовала это отношение к себе и, конечно, радовалась тоже. Возможно, и в этот предсмертный час она с теплом и благодарностью подумала о каждом из этих ребят, легко принявших ее в свой профессиональный и дружеский круг. Они относились к ней, как к младшей сестре, с заботой и доверием.

Безусловно, у Нади было замечательное настроение - утверждали все, кто видел ее в последние минуты ее чистой, счастливой жизни.

Напоив экипаж, она вернулась в свой отсек. В этот момент и раздался звонок: бортпроводницу вызывал кто-то из пассажиров. Она подошла. Пассажир сказал:

Передай срочно командиру, - и протянул ей какой-то конверт.

"НАПАДЕНИЕ! ОН ВООРУЖЕН!"

Надя взяла конверт. Их взгляды наверняка встретились. Она наверняка удивилась, каким тоном были сказаны эти слова. Но выяснять ничего не стала, а шагнула к дверце багажного отделения - дальше была дверь пилотской кабины. Вероятно, ощущения Нади были написаны на ее лице - скорее всего. А чувствительность волка, увы, превосходит любую другую. И, наверное, как раз благодаря этой чувствительности террорист усмотрел в глазах Нади неприязнь, подсознательное подозрение, тень опасности. Этого оказалось достаточно, чтобы больное воображение объявило тревогу: провал, приговор, разоблачение. Самообладание отказало: он буквально катапультировался из кресла и бросился вслед за Надей.

Она успела сделать лишь шаг к пилотской кабине, когда он распахнул дверцу ее отсека, только что ею закрытую.

Сюда нельзя! - закричала она.

Но он приближался, как тень зверя. Она поняла: перед ней враг. В следующую секунду понял и он: она поломает все планы.

Надя закричала снова:

Вернитесь на свое место. Сюда нельзя!

Но он достал оружие - нервы сгорели дотла. Надя не знала его намерений. Но понимала: он абсолютно опасен. Опасен для экипажа, опасен для пассажиров.

Она ясно увидела револьвер.

Распахнув пилотскую кабину, она крикнула экипажу изо всех сил:

Нападение! Он вооружен!

И в то же мгновение, захлопнув дверь кабины, развернулась лицом к разъяренному таким ходом дел бандиту и приготовилась к нападению. Он, так же как и члены экипажа, услышал ее слова - без сомнения.

Что оставалось делать? Надя приняла решение: не пропускать нападающего в кабину любой ценой. Любой!

СХВАТКА НА ПОСЛЕДНЕМ РУБЕЖЕ

Он мог быть маньяком и перестрелять экипаж. Он мог погубить экипаж и пассажиров. Он мог... Она не знала его действий, его намерений. А он знал: прыгнув к ней, он попытался сбить ее с ног. Упершись руками в стенку, Надя удержалась и продолжала сопротивляться.

Первая пуля попала ей в бедро. Она еще плотнее прижалась к пилотской двери. Террорист попытался сжать ей горло. Надя - выбить из его правой руки оружие. Шальная пуля ушла в потолок. Надя отбивалась ногами, руками, даже головой.

Экипаж оценил ситуацию мгновенно. Командир резко прервал правый разворот, в котором находились в минуту нападения, и тут же завалил ревущую машину влево, а затем - вправо. В следующую секунду самолет пошел круто вверх: пилоты старались сбить с ног напавшего, полагая, что опыт его в этом деле невелик, а Надя удержится.

Пассажиры были еще с ремнями - ведь табло не гасло, самолет только набирал высоту.

Молодчик распахнул серый плащ, и пассажиры увидели гранаты - они были привязаны к поясу. "Это для вас! - закричал он. - Если кто-нибудь еще встанет, расколем самолет!"

В салоне, увидев бросившегося к кабине пассажира и услышав первый выстрел, несколько человек мгновенно расстегнули ремни и вскочили с кресел. Двое из них были ближе всего к месту, где сидел преступник, и первыми почувствовали беду. Галина Кирьяк и Аслан Кайшанба не успели, однако, сделать и шага: их опередил тот, кто сидел рядом с убежавшим в кабину. Молодой бандит - а он был намного моложе первого, ибо они оказались отцом и сыном - выхватил обрез и выстрелил вдоль салона. Пуля просвистела над головами потрясенных пассажиров.

Ни с места! - заорал он. - Не двигаться!

Пилоты с еще большей резкостью стали бросать самолет из одного положения в другое. Молодой выстрелил снова. Пуля пробила обшивку фюзеляжа и вышла навылет. Разгерметизация воздушному судну еще не угрожала - высота была незначительной.

В следующий после второго выстрела миг молодчик распахнул серый плащ и люди увидели гранаты - они были привязаны к поясу.

Это для вас! - закричал он. - Если кто-нибудь еще встанет - расколем самолет!

Было очевидно, что это не пустая угроза - в случае провала им терять было нечего.

Между тем, несмотря на эволюции самолета, старший оставался на ногах и со звериной яростью пытался оторвать Надю от двери пилотской кабины. Ему нужен был командир. Ему нужен был экипаж. Ему нужен был самолет.

Пораженный неимоверным сопротивлением Нади, разъяренный собственным бессилием справиться с раненой, окровавленной хрупкой девушкой, он, не целясь, не думая ни секунды, выстрелил в упор и, отбросив отчаянную защитницу экипажа и пассажиров в угол узкого прохода, ворвался в кабину. За ним - его выродок с обрезом.

В Турцию! В Турцию! Вернетесь к советскому берегу - взорвем самолет!

42 ПУЛИ ПО ЭКИПАЖУ

Очередная пуля пробила спину командира - Григория Чахракия. Чтобы сохранить в организме хотя бы немного крови, чтобы не потерять сознания и не выронить из рук штурвал, Григорий изо всех сил прижался к спинке командирского кресла. Следующий выстрел - пуля парализует правую руку штурмана Валерия Фадеева и попадает в грудь. В руке - микрофон связи, Фадеев теряет сознание, разжать его руку с микрофоном не может никто - каждый из членов экипажа уже ранен, Надя мертва.

Выхода нет: самолет не должен упасть в море - в салоне 46 пассажиров, есть дети. Второй пилот видит: командир все же теряет сознание. Шавидзе берет управление на себя - ведет машину, как в кошмарном сне: в залитой кровью друзей кабине, среди орущих преступников, под угрозой обреза и револьвера, под угрозой гранат.

Когда в сером сне реальности показывается прибрежный турецкий аэродром, он выпускает в небо аварийные ракеты. И самолет, пробитый сорока двумя пулями, припадает к чужой жесткой земле...

ВЗГЛЯД СКВОЗЬ ГОДЫ


ПОКА ЖИВА НАДЕЖДА...

За мужество и героизм Надежда Курченко была награждена боевым орденом Красного Знамени, именем Нади был назван пассажирский самолет, астероид, школы, улицы и так далее. Но следует сказать, видимо, и о другом.

Масштабы государственных, общественных действий, связанных с беспрецедентным событием, были огромны. Члены Государственной комиссии, МИД СССР вели переговоры с турецкими властями несколько суток подряд без единого перерыва.

Следовало: выделить воздушный коридор для возвращения угнанного самолета; воздушный коридор для переправки из больниц Трабзона раненых членов экипажа и тех пассажиров, которые нуждались в срочной медицинской помощи; конечно, и тех, кто не пострадал физически, но оказался на чужбине не по своей воле; требовался воздушный коридор для пролета спецрейса из Трабзона в Сухуми с телом Нади. В Сухуми уже летела из Удмуртии ее мать.

Забот было много. Но все эти драматические действия не могли сгладить острую боль потери - Надя оставалась в центре любых разговоров огромной страны, теле- и радиопередач, газет.

В обсуждении вопроса похорон Нади принимал личное участие маршал авиации, министр гражданской авиации СССР Борис Павлович Бугаев. Я дважды - в силу обстоятельств - разговаривал по телефону с министром, который выслушивал пожелания, советы, просьбы встретить в Сухуми мать Нади, определиться с местом похорон, другими действиями. Могло бы быть нечто подобное в наши суетные дни - забота министра сверхдержавы о судьбе убитой бортпроводницы крошечного заштатного рейса?

Нет. Не могло. Я, во всяком случае, в это не верю.

В "Комсомолку", где я тогда работал (и был первым и единственным журналистом из Москвы на месте трагедии), только в первые две недели после даже искореженных цензурой репортажей пришло свыше 12 тысяч писем и телеграмм от потрясенных читателей, оплакивавших Надю и восхищавшихся ее мужеством!

Была такая страна. И были такие люди. Возможно ли это сегодня?

В день похорон Нади над ее заваленном цветами гробом и над головами тысяч людей, идущих за ее гробом по улицам города, все самолеты, уходившие в рейс, покачивали крыльями, демонстрируя дань уважения своей защитнице, своей юной сослуживице, своей героине. В каждом из этих самолетов бортпроводницы со слезами на глазах говорили своим пассажирам:

Посмотрите вниз, пока виден город. Это люди прощаются с нашей подругой. С нашей Надей.

Вы верите, что мы все те же?

Мать Нади, Генриетта Ивановна, с которой я стоял у гроба Нади и которая сухо и безжизненно повторяла, глядя на поразительно красивое лицо дочери: "Теперь ты у меня не смеешься, ты у меня серьезная", передала мне записки, блокноты, бумаги Нади. Среди них я нашел фразу ученицы 9го класса Надежды Курченко: "Хочу быть достойной дочерью Родины и готова отдать за это жизнь, если это потребуется".

Вот в эти привычные для слуха слова, но написанные рукой и сердцем Нади, я верю абсолютно.

РАСПЛАТА


Бандиты сами наказали себя

Террористами оказались 46-летний литовец Пранас Бразинскас (на фото справа), бывший завмаг из Вильнюса, и его 13-летний сын Альгирдас (слева). Турецкие власти отказались выдать преступников СССР и сами осудили их. Старший получил восемь лет, младший - два. Через некоторое время обоих освободили по амнистии, и бандиты перебрались в Венесуэлу, а оттуда в США: сошли в Нью-Йорке с самолета, направлявшегося в Канаду. Литовская диаспора добилась разрешения оставить их в стране.

Поселились Бразинскасы в калифорнийской Санта-Монике. В феврале 2002 года 77-летний Пранас поссорился с сыном, за что получил несколько смертельных ударов битой. Альгирдас был осужден на 16 лет тюрьмы.

1973 год. Советский Союз голубем облетела баллада "Звездочка моя ясная". Ни у кого не вызывало сомнений: песня посвящена юной стюардессе, навсегда оставшейся в небе. Убитой за три недели до свадьбы. И исполняется от имени ее жениха. Грустная история по сей день тиражируется в Интернете. Однако это всего лишь красивая легенда...

Композитор Владимир Семенов: "Эту песню многие пели и поют. Но мне кажется, самым лучшим ее исполнителем был и остается Саша Лосев..." Солист студенческого самодеятельного ансамбля, победитель районного конкурса, где главный приз - запись собственной пластинки на фирме "Мелодия"...

Трагический ореол, который обрела песня, спустя 22 года черным облаком накрыл и ее первого исполнителя. Незадолго до своего ухода Лосев признавался, что прежде он пел "Звездочка моя ясная" с одним подтекстом, теперь - в память о своем рано умершем сыне. И подводил печальный итог: "Необъяснимым образом главная песня в программе стала главной и в жизни".

Главной песней "Звездочка" стала и в жизни композитора Владимира Семенова. Ему было уже 35 лет. За плечами Астрахань, автомобильно-дорожный техникум, самодельная электрогитара и сотни километров на раздрызганном автобусе, колесившем с концертными бригадами астраханской филармонии...

"Конечно, я помню историю с захватом самолета, тогда очень много писали о подвиге Нади, - рассказывает Семенов. - Но, признаться, ни о чем таком не думал, когда достал с магазинной полки маленький сборничек стихов вологодской поэтессы Ольги Фокиной. Буквально 12-13 страничек, напечатанных на тонкой газетной бумаге. Я начал их листать и вдруг наткнулся на слова "Песни у людей разные, а моя одна на века". Что-то меня зацепило в этих строчках".

Родилась песня, которую Семенов показал своему другу, композитору Сергею Дьячкову. Тот и привел Семенова к Стасу Намину, руководившему вокально-инструментальным ансамблем. Записали маленькую пластинку, сложившуюся из трех композиций - песни Оскара Фельцмана "Есть глаза у цветов", песни Сергея Дьячкова "Не надо" и баллады Владимира Семенова "Звездочка моя ясная". Разлетелась она по стране тиражом почти в 7 миллионов экземпляров!

"После всех нервотрепок - репетиций, записей - я с женой поехал отдохнуть в Сочи, - вспоминает сегодня композитор Владимир Семенов. - Лежу на песочке и вдруг слышу что-то знакомое - где-то вдалеке проплывает теплоход, огромный, интуристовский, и оттуда доносится голос Саши Лосева: "Песни у людей разные, а моя одна на века!"

Вологодская поэтесса Ольга Фокина написала эти строчки за несколько лет до трагедии на борту Ан-24. Строчки о своем, очень личном. Ее знаменитый земляк, писатель Федор Абрамов говорил, что Ольга "очень близка к жизни, у нее всегда в стихах не выдумка, не буквы, не слова - стихи порождены самой жизнью... они пленяют, очаровывают тебя искренностью, чистотой и непосредственностью чувств".

Всем тем, чем запомнилась и навсегда осталась в народной памяти Надя Курченко.

Очень часто работу стюардессы слишком романтизируют: дальние страны, знакомство с людьми, хорошее настроение, идеальная униформа. Но не каждому придет в голову, что эта профессия еще и опасная. И дело не в том, что приходится летать над облаками. Чаще всего опасность исходит от пассажиров. О героических стюардессах, сумевших не растеряться в трудной ситуации – далее в обзоре.

15 октября 1970 года своей жизнью поплатилась 19-летняя стюардесса Надежда Курченко, пытаясь помешать террористам захватить самолет. Самолет Ан-24, в котором находилась Надежда, следовал рейсом Батуми-Сухуми. Весь полет должен был занять всего полчаса. На 5-й минуте после взлета один из пассажиров вызвал стюардессу к себе, сунул ей в руку конверт и потребовал отнести его к командиру. То ли Надя на него неприязненно посмотрела, то ли у мужчины не хватило выдержки, но через пару секунд он ринулся за ней. Девушка поняла, что происходит что-то неладное и тут же захлопнула дверь каюты пилотов, преградив собой путь.

Террорист не ожидал такого отпора и попытался оттолкнуть юную проводницу, но она стала отчаянно сопротивляться. В то же время командир понял, что за дверью происходит драка и стал резко поворачивать самолет влево, вправо, вверх, надеясь сбить преступника с ног (пассажиры тогда еще были пристегнутыми). Террорист устоял и выстрелил Надежде в бедро, но хрупкая девушка продолжала сопротивляться. Тогда он выстрелил в упор.

Когда прогремели выстрелы, с кресел вскочили еще двое террористов. Они, не церемонясь, прошли по телу убитой стюардессы и проникли в кабину, требуя направляться в Турцию и угрожая взорвать самолет. Большая часть экипажа была ранена. Командир сумел посадить самолет на аэродроме Трабзон в Турции, успев передать сигнал SOS. Террористам пришлось сдаться. За мужество и героизм Надежду Курченко посмертно наградили боевым орденом Красного Знамени.

23-летняя стюардесса из Индии Нирья (Нирджа) Бганот пожертвовала своей жизнью, спасая 360 пассажиров. Это случилось в пакистанском городе Карачи. Самолет PAN AM 73 захватили радикально настроенные исламисты. Стюардесса не растерялась и сумела тут же предупредить пилотов. Они эвакуировались через аварийный люк, чтобы самолет нельзя было поднять самолет в воздух.
Сама же Нирья осталась в салоне самолета. Террористы потребовали принести паспорта всех пассажиров, чтобы казнить американцев. Отважная стюардесса спрятала документы людей, имевших гражданство США, в мусоропроводе и под сиденьями. Благодаря этому, они остались живы.

Когда пакистанская полиция приступила к штурму, а террористы начали отстреливаться, Нирья сумела самостоятельно эвакуировать пассажиров из самолета. Она уже хотела сама выбираться, но в последний момент увидела в салоне еще трех детей, спрятавшихся под сиденьями. Пока стюардесса выводила детей, исламисты заметили их и стали стрелять. Девушка закрыла малышей собой и получила смертельные ранения. Из последних сил она вывела детей из самолета, а затем скончалась.

Виктория Зильберштейн, как и многие девушки, мечтала работать стюардессой. Ее манили дальние страны, красивая униформа. Ее желание осуществилось. На момент катастрофы девушка уже два года работала бортпроводницей. В тот день Виктория находилась в самолете, следовавшем в Иркутск. Перед посадкой все происходило как обычно, звучали стандартные фразы: «Уважаемые пассажиры, пожалуйста, пристегните ремни и примите вертикальное положение».

Когда началась рулежка (маневрирование движущегося по аэродрому авиалайнера за счет силы тяги двигателя), Виктория заметила, что самолет долго не останавливается. Вдруг она почувствовала толчок, в салоне погас свет и появился дым. В тот момент у стюардессы промелькнула лишь одна мысль: нужно спасать пассажиров. Виктории тут же вспомнились слова инструктора: «Девочки, при аварии главное – сделать дыру в самолете». Стюардесса дернула за рычаг эвакуационного выхода и открыла люк. Люди вылезали, скатываясь по накренившемуся крылу, Виктория пропускала их вперед, задыхаясь от едкого дыма. Затем она все-таки вышла сама.

Стюардесса была в шоковом состоянии. Только потом в больнице Виктории сказали, что у нее сотрясение мозга, самолет взорвался и, только благодаря бортпроводнице, большинство пассажиров сумело спастись.

49-летняя стюардесса Шейла Фредерик сумела спасти девочку от сексуального рабства. Тот рейс начинался как обычно: пассажиры рассаживались по своим местам, а бортпроводницы выполняли свои обязанности. Но одна пара снова и снова притягивала к себе внимание Шейлы. Казалось, что мужчина летит с дочкой, вот только он выглядел весьма прилично, а одежда девочки была похожа на лохмотья. Да еще и этот испуганный взгляд.

Шейла предложила девочке провести ее в туалет. Там она оставила записку с вопросом, нужна ли пассажирке помощь. Та ответила утвердительно. Когда самолет заходил на посадку, у трапа уже ждала полиция. Оказалось, что девочку действительно везли против ее воли, чтобы отправить в сексуальное рабство.

Стюардессы могут прийти на помощь даже тогда, когда они находятся на земле, а не в воздухе. Израильские бортпроводницы Ницан Рабинович и Мор Леви спасли от смерти 80-летнего мужчину. В тот день девушки находились в аэропорту Пекина. Они уже направлялись к своему рейсу, как вдруг Ницан заметила, что потеряла телефон. Она попросила приятельницу вернуться к станции метро и поискать его.

Когда стюардессы вернулись к станции, то увидели, как женщина кричит над лежащим без сознания мужчиной. Ницан и Мор попытались нащупать пульс, но его не было. Тут же стюардессы начали делать искусственное дыхание лежащему, как их учили на курсах оказания первой помощи. Мор приказала людям сбегать в аэропорт и принести дефибриллятор, а сама позвонила в скорую помощь. Девушки успели вовремя. Они запустили сердце китайца, и к приезду врачей мужчина даже приоткрыл глаза.

Спасение китайца заняло у стюардесс 30 минут. Они бегом помчались на свой рейс, успели и, как ни в чем не бывало, улыбались и рассаживали пассажиров по своим местам. Только после взлета девушки позволили себе расплакаться. Кстати, телефон тоже нашелся.

Прерванный полет Нирджи.

5 сентября 1986 года от рук террористов погибла стюардесса авиакомпании Pan American World Airways Нирджа Бханот. Через два дня ей должно было исполниться 23 года.

Нирджа Бханот родилась 7 сентября 1963 года в Чандигархе. Ее отцом был мумбайский журналист Хариша, матерью- Рама Бханот. Нирджа окончила среднюю школу, училась в Мумбаи. Некоторое время красивая девушка работала моделью и представляла многие известные бренды. В марте 1985 года Нирджу практически насильно выдали замуж по договоренности между родителями, но муж остался недоволен приданым и через два месяца вернул жену обратно. Если бы он ее не вернул, судьба Нирджы сложилась бы иначе. После неудачного замужества Нирджа решила стать стюардессой в Pan American, успешно прошла предварительный отбор и курсы, после чего получила работу. Девушка с детства мечтала о небе, но боялась сказать об этом родителям.

Нирджа на работе

Она была старшим бортпроводником на рейсе "PA 7", когда четверо хорошо вооружённых террористов, переодетых в форму сотрудников аэропорта, ворвались в самолёт и захватили в заложники пассажиров и экипаж. Это произошло в 5 часов утра, самолет приземлился в пакистанском городе Карачи. В кабине находились три члена экипажа: пилот, второй пилот и бортинженер. Нирджа вовремя сообщила им о захвате самолёта, и они все смогли выпрыгнуть и убежать, когда самолёт находился на бетонированной площадке перед ангаром. Нирджа оказалась старшей по званию среди оставшихся на борту членов экипажа и приняла на себя командование самолётом.

Террористы, захватившие самолёт, были членами террористической Организации Абу Нидаля, получавшей поддержку от властей Ливии. Сначала они расстреляли пассажиров, назвавшихся американцами. Затем террористы приказали Нирдже собрать паспорта всех пассажиров, чтобы выявить среди них граждан США. Нирджа незаметно спрятала документы оставшихся в живых пассажиров с американским гражданством. На протяжении еще 17 часов стюардесса откровенно морочила террористам голову, из-за чего они так и не смогли отличить американцев от неамериканцев.

Кадр из фильма "Нирджа"

Когда пакистанская полиция начала штурмовать самолёт, террористы стали стрелять и взрывать гранаты, Нирджа почти без какой-либо помощи эвакуировала всех пассажиров. Девушка сумела открыть аварийную дверь и выбросить трап, благодаря чему очень много заложников сумели сбежать из захваченного самолета. Перед тем, как эвакуироваться последней, она ещё раз осмотрелась и обнаружила троих детей, которые всё ещё прятались за сиденьями. Пока дети выбирались на свободу террористы заметили маленьких беглецов и открыли по ним огонь. Нирджа закрыла детей своим телом и была смертельно ранена. Несмотря на раны она успела эвакуировать детей...Впоследствии, один из спасенных ею мальчиков стал пилотом.

23-летняя Нирджа Бханот стала самым молодым человеком, награждённым орденом "Ашока Чакра" - наивысшей индийской наградой за отвагу, проявленную в мирное время. Посмертно.

В 2004 году Почта Индии выпустила почтовую марку в память о ней.

Родители Нирджи Бханот получили страховые выплаты и компенсации от компании "Pan American", и учредили благотворительный траст имени погибшей дочери - "Neerja Bhanot Pan Am Trust". Этот траст каждый год присуждает две премии по 1,5 млн рупий: одну - члену экипажа самолёта, доблестно выполнявшему свой долг в тяжёлой ситуации, а другую - индийской женщине, которая сама имела серьёзные проблемы из-за приданого, оставления мужем или другой социальной несправедливости, и затем стала помогать другим женщинам, оказавшимся в подобной беде. Кроме денежного вознаграждения, лауреату вручается памятный знак, а его имя вносится в премиальный список.

В 2005 году Нирджа Бханот была посмертно удостоена американской премии "Justice for Crimes Award". Брат Нирджи, Аниш, приехал в Вашингтон, чтобы получить эту премию в офисе Прокурора округа Колумбия, в рамках ежегодно проводимой "Недели уголовного права".

К 30 -летию подвига Нирджы на экраны вышел одноименный фильм. Нирджу сыграла популярная индийская актриса и модель Сонам Капур.

Очень часто работу стюардессы слишком романтизируют: дальние страны, знакомство с людьми, хорошее настроение, идеальная униформа. Но не каждому придет в голову, что эта профессия еще и опасная. И дело не в том, что приходится летать над облаками. Чаще всего опасность исходит от пассажиров.

О героических бортпроводницах, сумевших не растеряться в трудной ситуации и исполнить свой долг до конца, даже ценой собственной жизни, - далее в обзоре.

Нирья Бганот

Нирья (Нирджа) Бганот - индийская стюардесса, спасшая 360 пассажиров.

23-летняя стюардесса из Индии Нирья (Нирджа) Бганот пожертвовала своей жизнью, спасая 360 пассажиров. Это случилось в пакистанском городе Карачи. Самолет PAN AM 73 захватили радикально настроенные исламисты. Стюардесса не растерялась и сумела тут же предупредить пилотов. Они эвакуировались через аварийный люк, чтобы самолет нельзя было поднять в воздух.

Сама же Нирья осталась в салоне самолета. Террористы потребовали принести паспорта всех пассажиров, чтобы казнить американцев. Отважная стюардесса спрятала документы людей, имевших гражданство США, в мусоропроводе и под сиденьями. Благодаря этому они остались живы.

Когда пакистанская полиция приступила к штурму, а террористы начали отстреливаться, Нирья сумела самостоятельно эвакуировать пассажиров из самолета. Она уже хотела сама выбираться, но в последний момент увидела в салоне еще трех детей, спрятавшихся под сиденьями. Пока стюардесса выводила детей, исламисты заметили их и стали стрелять. Девушка закрыла малышей собой и получила смертельные ранения. Из последних сил она вывела детей из самолета, а затем скончалась.

Надежда Курченко

Надежда Курченко - советская бортпроводница, погибшая в схватке с террористами.

15 октября 1970 года своей жизнью поплатилась 19-летняя стюардесса Надежда Курченко, пытаясь помешать террористам захватить самолет. Самолет Ан-24, в котором находилась Надежда, следовал рейсом Батуми - Сухуми. Весь полет должен был занять всего полчаса. На 5-й минуте после взлета один из пассажиров вызвал стюардессу к себе, сунул ей в руку конверт и потребовал отнести его командиру. То ли Надя на него неприязненно посмотрела, то ли у мужчины не хватило выдержки, но через пару секунд он ринулся за ней. Девушка поняла, что происходит что-то неладное, и тут же захлопнула дверь каюты пилотов, преградив собой путь.

Террорист не ожидал такого отпора и попытался оттолкнуть юную проводницу, но она стала отчаянно сопротивляться. В то же время командир понял, что за дверью происходит драка, и стал резко поворачивать самолет влево, вправо, вверх, надеясь сбить преступника с ног (пассажиры тогда еще были пристегнуты). Террорист устоял и выстрелил Надежде в бедро, но хрупкая девушка продолжала сопротивляться. Тогда он выстрелил в упор.

Телеграмма с соболезнованиями, адресованная матери Надежды Курченко Генриетте Ивановне.

Виктория Зильберштейн

Виктория Зильберштейн - стюардесса, спасшая пассажиров во время крушения самолета.

Виктория Зильберштейн, как и многие девушки, мечтала работать стюардессой. Ее манили дальние страны, красивая униформа. Ее желание осуществилось. На момент катастрофы девушка уже два года работала бортпроводницей. В тот день Виктория находилась в самолете, следовавшем в Иркутск. Перед посадкой все происходило как обычно, звучали стандартные фразы: «Уважаемые пассажиры, пожалуйста, пристегните ремни и примите вертикальное положение».

Когда началась рулежка (маневрирование движущегося по аэродрому авиалайнера за счет силы тяги двигателя), Виктория заметила, что самолет долго не останавливается. Вдруг она почувствовала толчок, в салоне погас свет и появился дым. В тот момент у стюардессы промелькнула лишь одна мысль: нужно спасать пассажиров. Виктории тут же вспомнились слова инструктора: «Девочки, при аварии главное - сделать дыру в самолете». Стюардесса дернула за рычаг эвакуационного выхода и открыла люк. Люди вылезали, скатываясь по накренившемуся крылу, Виктория пропускала их вперед, задыхаясь от едкого дыма. Затем она все-таки вышла сама.

Стюардесса была в шоковом состоянии. Только потом в больнице Виктории сказали, что у нее сотрясение мозга, самолет взорвался и только благодаря бортпроводнице большинство пассажиров сумело спастись.

Шейла Фредерик

Шейла Фредерик, сумевшая спасти девочку от сексуального рабства.

Тот рейс начинался как обычно: пассажиры рассаживались по местам, а бортпроводницы выполняли свои обязанности. Но одна пара снова и снова притягивала к себе внимание Шейлы. Казалось, что мужчина летит с дочкой, вот только он выглядел весьма прилично, а одежда девочки была похожа на лохмотья. Да еще и этот испуганный взгляд.

Шейла предложила девочке провести ее в туалет. Там она оставила записку с вопросом, нужна ли пассажирке помощь. Та ответила утвердительно. Когда самолет заходил на посадку, у трапа уже ждала полиция. Оказалось, что девочку действительно везли против ее воли, чтобы отправить в сексуальное рабство.

Мор Леви и Ницан Рабинович

Стюардессы могут прийти на помощь даже тогда, когда они находятся на земле, а не в воздухе. Израильские бортпроводницы Ницан Рабинович и Мор Леви спасли от смерти 80-летнего мужчину. В тот день девушки находились в аэропорту Пекина. Они уже направлялись к своему самолету, как вдруг Ницан заметила, что потеряла телефон. Она попросила приятельницу вернуться к станции метро и поискать его.

Когда стюардессы вернулись к станции, то увидели, как женщина кричит над лежащим без сознания мужчиной. Ницан и Мор попытались нащупать пульс, но его не было. Тут же стюардессы начали делать искусственное дыхание лежащему, как их учили на курсах оказания первой помощи. Мор приказала людям сбегать в аэропорт и принести дефибриллятор, а сама позвонила в скорую помощь. Девушки успели вовремя. Они запустили сердце китайца, и к приезду врачей мужчина даже приоткрыл глаза.

Спасение китайца заняло у стюардесс 30 минут. Они бегом помчались на свой рейс, успели и как ни в чем не бывало улыбались и рассаживали пассажиров по местам. Только после взлета девушки позволили себе расплакаться. Кстати, телефон тоже нашелся.

В самый разгар лета, 12 июля, планета отмечает Всемирный день бортпроводника гражданской авиации.

Именно эти очаровательные девушки обеспечивают комфорт авиаперевозок, а в случае опасности первыми приходят на помощь пассажирам. О героических стюардессах, сумевших не растеряться в тяжелой ситуации, - в сегодняшнем обзоре «МН».

Надежда Курченко: жизнь за пассажиров

История знает немало случаев, когда стюардессы ценой собственной жизни спасали пассажиров от неминуемой гибели. В нашей стране наиболее известным стал подвиг Надежды Курченко, в 1970 году в возрасте 19 лет вступившей в схватку с террористами, стоившую ей жизни.

В тот злополучный день, 15 октября 1970 года, пассажирский самолет «Аэрофлота» с 46 пассажирами и 5 членами экипажа совершал рейс из Батуми в Сухуми. Ничто не предвещало беды.

В воздухе самолет должен был находиться всего около получаса. Однако судьба распорядилась иначе. Едва Ан-24 оторвался от взлетной полосы, один из пассажиров попросил Надежду Курченко незамедлительно передать командиру экипажа черный конверт.

Девушка, почувствовав опасность, направилась в кабину пилотов предупредить командира экипажа о странном пассажире. Но злоумышленник резко поднялся с места и устремился вслед за стюардессой, достав из кармана пальто револьвер. На свою беду Надежда обернулась и увидела, что за ней следует вооруженный преступник.

Девушка мгновенно захлопнула дверь в кабину пилотов, успев крикнуть, что на борту вооруженный человек. Террорист вплотную подошел к стюардессе и безапелляционно потребовал впустить его к пилотам. Надежда ответила категорическим отказом. Завязалась драка.

Пилоты, оценив ситуацию, попытались помочь Надежде, заложив несколько резких виражей, чтобы преступник упал. К сожалению, это не сработало. Во время драки террорист выстрелил Надежде в бедро. Но даже получив серьезное ранение, девушка продолжала сопротивляться.

В сложившейся ситуации два пассажира попытались помочь Надежде. Но сосед террориста, оказавшийся его сыном, вскочил с места и демонстративно распахнул плащ, под которым прятал связку гранат. Подросток пообещал, что если кто-то из пассажиров сдвинется с места, он взорвет самолет.

В этот момент его отец, потеряв терпение, выстрелил стюардессе в живот и ворвался в кабину пилотов. Перестрелка продолжилась. Раненым членам экипажа террорист приказал вести самолет в Турцию. Истекая кровью, командир экипажа Георгий Чахракия чудом сумел дотянуть до турецкого берега, но сажать машину пришлось второму пилоту Шавидзе.

Самое печальное, что турецкие власти, арестовав террористов, которыми оказались 46-летний Пранас Бразинскас и его 13-летний сын Альгирдас, литовцы по происхождению, отказались выдать их СССР. В Советском Союзе старшего Бразинскаса ждал расстрел, а в Турции он получил всего восемь лет тюрьмы, его сына отправили за решетку на два года. После освобождения преступники перебрались в США.

Правда, в 2002 году справедливая кара все же настигла террористов. Во время ссоры младший Бразинскас до смерти избил своего 77-летнего отца битой, за что получил 16 лет тюрьмы.

А Надежду Курченко за проявленный героизм посмертно наградили боевым орденом Красного Знамени.

Олег Космачев: вынес больше двадцати человек

Рассказывая о героизме хрупких стюардесс, было бы несправедливо обойти вниманием мужчин, работающих бортпроводниками на авиарейсах.

Как показала история пассажирских авиаперевозок, мужчины-бортпроводники оказываются незаменимы при аварийных посадках самолетов. Во время подобных ЧП за считаные минуты необходимо помочь пассажирам покинуть поврежденное воздушное судно.

В критической ситуации в аэропорту Самары 17 марта 2007 года, когда во время посадки Ту-134 зацепил взлетную полосу, перевернулся и развалился на части, бортпроводник Олег Космачев не растерялся. Во время инцидента шесть человек погибли, 23 получили ранения, а самолет загорелся.

Олег выдавил аварийный люк и помог пассажирам выбраться наружу. Затем, рискуя жизнью, мужчина вернулся в горящий лайнер, чтобы одного за другим вынести на руках тех пассажиров, кто не мог передвигаться самостоятельно, в том числе нескольких детей.

По данным спасателей, за спасенные жизни Олега Космачева должны благодарить более двадцати человек. Причем, спасая других, бортпроводник совершенно не думал о себе, хотя медики обнаружили у него повреждение позвоночника, а также ожоги дыхательных путей. К счастью, после лечения здоровье бортпроводника-героя полностью восстановилось.

Нирджа Бханот: пуля для модели

Во всем мире работа стюардессой считается одной из самых романтических. Порой, оставив модный подиум, элегантные девушки продолжают свою карьеру в качестве бортпроводниц, даже не подозревая, каким опасностям они могут подвергнуться.

В качестве примера можно привести историю индианки Нирджи Бханот, сменившей работу профессиональной модели на профессию стюардессы в авиакомпании Pan American World Airways на маршруте Мубаи - Нью-Йорк.

Во время одного из рейсов 5 сентября 1986 года во время посадки в Карачи самолет был захвачен четырьмя исламистами.

В заложниках оказались 361 пассажир и 19 членов экипажа. Преступники потребовали, чтобы самолет немедленно поднялся в воздух и взял курс на Кипр. Дальнейшие события разворачивались как в остросюжетном кино.

Стюардесса успела предупредить членов экипажа, которые тут же покинули самолет через люк в кабине пилота. Узнав об этом, преступники пришли в ярость. Они вычислили среди пассажиров американца, подтащили его к входному люку и, расстреляв в упор, выкинули на взлетную полосу. Подобным образом они пообещали поступить со всеми гражданами США, оказавшимися на борту самолета.

Услышав это, 22-летняя Нирджа Бханот приказала остальным бортпроводникам незаметно собрать паспорта у американцев и спрятать их в мусоропроводе самолета. Спустя 17 часов переговоров с террористами силовики начали штурм самолета. В суматохе боя Нирджа Бханот, рискуя быть убитой, открыла аварийный люк и сумела вывести из самолета практически всех захваченных пассажиров.

Когда стюардесса уже сама собиралась покинуть воздушное судно, она неожиданно увидела трех маленьких детей. Невзирая на опасность, девушка вернулась в салон и спасла малышей.

К сожалению, ее заметили террористы. Очередь из автомата прервала жизнь Нирджи. Но даже умирая, стюардесса продолжала выполнять профессиональный долг, закрыв своим телом американского мальчика.

Благодаря подвигу девушки были спасены 359 заложников из 380 человек, находившихся на борту самолета. Посмертно стюардессе была присвоена самая престижная награда в Индии - орден Ашока Чакра.

Шейла Фредерик: против работорговцев

Современная история знает случаи, когда стюардессы оказывали помощь людям в ситуациях, казалось бы, далеких от их прямых обязанностей. Подобная история произошла в 2011 году с Шейлой Фредерик, работавшей стюардессой на рейсе, следующем из Сиэтла в Сан-Франциско авиакомпанией Alaska Airlines.

Стюардесса, как обычно, выполняла свои обязанности, обходя пассажиров и предлагая им помощь. Неожиданно внимание женщины привлек пожилой мужчина, путешествующий вместе с девочкой 14-15 лет.

По непонятной причине он запретил своей спутнице разговаривать со стюардессой, отвечать на ее вопросы и даже поднимать глаза. Резко выделялся контраст в одежде странной парочки. Мужчина был одет дорого и солидно, в то время как девочка выглядела растрепанной и неопрятной.

Улучив момент, когда спутник девочки отвлекся, Шейла наклонилась к ней и предложила пойти в уборную, где ей была оставлена записка. В случае если девочка нуждалась в посторонней помощи, она должна была написать ответ.

Стюардесса не ошиблась: юная пассажирка сообщила ей, что похищена торговцами людьми. В аэропорту работорговец был арестован полицией, а девочка отправлена в колледж.

Дмитрий Соколов.

FOTOLIA,

ТАСС/И. Чохонелидзе,

INDIATIMES.COM,

Понравилось? Лайкни нас на Facebook