Япония моря и океаны омывающие страну. Япония. География, описание и характеристики страны. Природные условия и ресурсы Японии

14.11.2015

Урок географии в 11 классе по УМК В.П.Максаковского

Тема урока-путешествия: Япония: территория, границы, население

Цели:

Образовательные: создать условия для формирования системы знаний:

Об особенностях государственного строя страны,

О факторах, определяющих важнейшие экономико-географические особенности современной Японии ,

Об особенностях японской нации и ее вкладе в мировую культуру.

Развивающие: создать условия для развития:

Умения работы с текстом, географическими картами,

Умения анализировать, сравнивать, проводить аналогии,

Коммуникативных умений,

Внимания, мышления, культуры речи, умения делать выводы.

Воспитательные: способствовать демонстрации навыков самоорганизации и взаимопомощи, осуществления сотрудничества в ходе работы по изучению Японии; проявлению интереса к учебному материалу.

Планируемые результаты:

Предметные:

Научиться использовать различные источники географической информации для поиска информации, необходимой для решения учебных задач;

Анализировать и обобщать географическую информацию;

Создавать устные сообщения на основе источников информации;

Составлять по картам комплексную характеристику Японии, делать выводы на основе полученных знаний.

Метапредметные:

познавательные – находить достоверную информацию, необходимую для решения задач;

регулятивные – работать по плану индивидуально и в группе;

Оценивать свою работу, исправлять ошибки;

коммуникативные – излагать свое мнение, подтверждать фактами;

Использовать ИКТ для достижения целей;

личностные – развитие познавательной мотивации на основе работы с различными источниками географической информации;

Осознание целостности мира.

Оборудование: политическая карта мира, физическая карта Азии, экономическая и физическая карта Японии, карточки-планы, презентация к уроку, атласы.

Ход урока.

I. Организационно-мотивационный этап. Слайд1

Я жалею о том, что не видел лица всей Земли,

Всех ее океанов, вершин ледяных и закатов.

Только парус мечты вел по свету мои корабли,

Только в стеклах витрин я встречал альбатросов и скатов.

Я не слышал, как в Лондоне час отбивает Биг Бен,

Я не видел, как звезды сползают к фьордам все ниже,

Как кипит за кормой горький снег атлантических пен

И в начале весны голубеют фиалки в Париже.

Р. Рождественский

( фиорд ( fjord ) - узкий, извилистый и глубоко врезавшийся в сушу морской со скалистыми берегами. Длина фьорда в несколько (чаще всего, в десятки) раз превосходит ширину. Берега фьорда в большинстве случаев образованы скалами высотой до 1000 метров.)

Каждый человек рожден мечтателем и путешественником. Еще в детстве, мы мысленно устремляемся к неизвестным, но манящим берегам, странам и материкам. Однако в реальной жизни не каждому удается стать участником путешествий и географических открытий. Мы не редко испытываем чувства, подобные тем, о которых сказал, поэт Р. Рождественский

Однако я знаю: у нас с вами такая возможность есть. (Звучит японская музыка).

II. Сообщение темы и целей урока.

Говорят, есть прекрасная страна, окруженная со всех сторон голубыми горами. Там все непривычно для нас, ее называют очень странно - «страна-наоборот». И для этого есть все основания. В этой удивительной стране пальто подает женщина, руль в машине с правой стороны, кошки бесхвостые, здесь пишут сверху вниз, едят палочками, спят на полу, а белый цвет является траурным. - О какой стране идет речь? Вы догадались. Почему бы не пойти туда? – обратился Иваро к своему брату Исуцэ .

Пойдем туда.

Так, согласно легенде, произошло переселение людей с острова Кюсю на остров Хонсю. Созданное там государство Ямато явилось центром становления японского народа.

Я предлагаю вам вслед за героями старинного предания совершить путешествие в страну, которую с давних времен называют Страной восходящего солнца.

Итак, тема нашего урока: «Япония».

Какие ассоциации у вас возникают при слове «Япония»?

Что бы вы хотели узнать о Японии???

Давайте определим цель нашего урока?

Сегодня на уроке мы выясним, какое влияние оказывает ГП на развитие страны, познакомимся с природными условиями и ресурсами, поговорим об особенностях населения Японии. И в конце нашего путешествия вы мне ответите на вопрос: «Почему японскую нацию сравнивают с монолитом»

Настоящие путешественники всегда ведут дневники исследования. И мы тоже будем вести записи в процессе путешествия. Запись числа и темы урока

Итак, в путь!

III. Изучение нового материала.

Древнее название страны - Ямато, что означает «путь гор»

Сами японцы с древних времен называют страну Ниппон (или Нихон). Это название состоит из двух иероглифических знаков, первый из которых означает «солнце», а второй - «основа». Отсюда и происходит иносказательное наименование Японии как страны восходящего солнца. Красный солнечный круг на белом фоне на Японском флаге символизирует восходящее солнце.

Рассказ учителя и учащихся сопровождается показом географических объектов на больших настенных картах.

Давайте совершим путешествие вокруг Японии.

Учащиеся работают с физической картой Евразии и планом (на партах) .

Япония – островное государство, расположено на четырёх крупных островах: Хоккайдо, Хонсю, Сикоку и Кюсю, а также островах архипелага Рюкю и более чем тысяче мелких островов. Столица - Токио.

Определите по карте, какой остров самый большой?

Какими морями и океанами омывается Япония? ( На севере омывается Охотским морем, на востоке – Тихим океаном, на юге – Тихим океаном и Восточно-Китайским морем, на западе – Корейским проливом и Японским морем).

С какими государствами граничит Япония? (На севере граничит с Россией – Сахалин, Курилы, на юге – с Филиппинами, на западе и северо-западе – с Китаем и Южной Кореей).

Работа с контурной картой

Индивидуальные карточки

    Сравните географическое положение Японии и Китая.

В Японии много различных традиций и обычаев. И один из них связан с географическим положением страны. Видимо потому, что Япония является островным государством, здесь сложился такой красивый обычай провожать корабли: трепещут на ветру длиннющие ленты из цветной бумаги, одни концы в руках отплывающих, другие – в руках остающихся на берегу. Всё дальше и дальше отходит от пристани корабль, и начинают рваться одна за другой яркие ленты…

    По форзацу учебника определите площадь, гос. устройство и форму правления Японии

Площадь страны почти 378 тыс. км². По государственному устройству Япония - унитарное государство, здесь 47 префектур. По форме правления - конституционная монархия

(По ходу сообщений заполняются дневники исследователей).

    Дайте характеристику природных условий Японии.

    Дайте характеристику природных ресурсов Японии.

Основную информацию фиксируете в своих дневниках.

Природа на Японских островах жестока, скупа. Часто случаются землетрясения. Большой вред стране приносят тайфуны. Страна бедна полезными ископаемыми, поэтому особое значение приобретают другие природные ресурсы.

А после этого ответите на вопрос: «Как природно-ресурсный потенциал влияет на развитие хозяйства страны?»

(- привязка к внешним источникам сырья и рынкам сбыта готовых товаров, стала важнейшей причиной проведения страной активной внешней политики;

Благодаря климатическим условиям в южных субтропических и тропических областях можно собирать по два урожая в год;

Леса - база для деревообрабатывающей промышленности;

Реки - источники гидроэнергии и вода для ирригации;

Фауна моря - богата и разнообразна. По улову рыбы Япония занимает одно из первых мест в мире)

Учитель: не имея достаточного количества природных ресурсов, страна стала одним из экономических лидеров современного мира.

И в этом не малую роль сыграли национальные особенности этого государства и люди

Франсуа Ксавье так писал о жителях этой страны: « Честностью и добродетелью они превосходят все другие народы, открытые по сей день. У них приятный характер. Нет коварства, и превыше всего они ставят честь».

Мы продолжаем свое путешествие.

Используя статистический материал на партах и карты атласа, дайте по плану характеристику населения Японии.

план характеристики населения Японии.

1 Численность населения

Основные данные занесите в свои дневники. Время на выполнение этой работы - 3 минуты.

К какому типу воспроизводства населения относится государство? (II тип)

Каково ваше мнение, на что была направлена демографическая политика государства в середине 20 века?

Основные направления: снижение рождаемости и повышение уровня жизни.

Методы достижения: - занятия со школьниками по планированию семьи

Повышение брачного возраста В Японии жениться можно в 18 лет, а выходить замуж в 16. В Китае не разрешается стать мужем раньше 22 лет, а девушки могут стать законными женами в 20 лет.

Увеличение затрат на воспитание и образование детей

Общее образование в Японии имеет свою весьма четкую структуру: начальная школа с шестилетним обучением, трехлетняя средняя школа первой ступени и трехлетняя средняя школа второй ступени. Таким образом, общее образование в стране представлено тремя школами, через которые, начиная с шестилетнего возраста, проходит теперь большинство японцев. Закончив школу в возрасте 18 лет, японская молодежь устремляется в университеты (четыре года обучения) или в колледжи (двухгодичное обучение). Часть школьников после окончания средней школы первой ступени (в возрасте 15 лет) на пять лет поступает в технические колледжи. Следует также отметить, что большая часть японских детей с трех и до шести лет воспитывается в детских садах.

Японский учебный год начинается 1 апреля, а заканчивается в марте . Он разделен на три семестра с каникулами в августе и с зимними каникулами в конце декабря. Японские дети посещают школу 240 дней в году, включая занятия по субботам (в США учебный год длится 180 учебных дней). Классы в японских школах по установленной норме могут доходить до 45 человек

Японская школа культивирует национальный дух японцев, формирует у своих воспитанников соответствующие нормы морали, закладывает и развивает у них черты национального характера. В японской школе, особенно в начальной, всегда воспитывались уважение к родителям и старшим, вера в друзей. Такое воспитание оставляло на психике японца неизгладимый след. Применительно к общеобразовательной школе - это моральное воспитание, интенсивное обучение и беспрерывные экзамены .

Японская начальная школа шаг за шагом переносит добродетели семейного воспитания в школьную атмосферу. Однако действует и система обратных связей: самодисциплина, которую воспитывают в школе, внедряется в семейную почву. Тем самым семейная педагогика получает подкрепление. Происходит взаимодействие семейного и школьного воспитания учащихся. И там и тут школьники сталкиваются с культом авторитетов. Дома это - авторитет родителей, в школе - авторитет учителя. Оба авторитета непререкаемы. Учащихся начальной школы настойчиво приучают к тому, чтобы безгранично уважать эти авторитеты..

В школе воспитывается также и вежливое отношение к товарищам. Наиболее эффективно оно культивируется на тех ступенях школьной жизни, когда учащиеся вступают в подростковый или юношеский возраст.

Японские подростки и юноши обучаются в школе групповому поведению. Именно в школе у них формируются ростки группизма, которые потом перерастают в устойчивые стереотипы поведения. Для этого учащихся вовлекают в групповые беседы, где каждый обязан открываться перед другими и объясняться по поводу допущенных проступков.

Обычно конфликты, возникающие вследствие ребячьих шалостей, улаживаются между самими сверстниками..

Японские педагоги считают, что все школьники могут успешно осваивать предлагаемую в школах программу. И если кто-либо отстает, то ему советуют быть внимательнее в школе и больше времени проводить за книгами дома. Общепризнанно, что учащиеся старших классов в Японии на выполнение домашних заданий тратят не менее пяти часов. Японская школа функционирует под девизом: «Успеха добиваются упорным трудом», «Если ты отстаешь, упорнее работай над собой».

В Японии действуют как государственные, так и частные школы. Расходы на образование в частных школах значительно превышают расходы на образование в государственных. Так, посещение двумя детьми государственной средней школы второй ступени обходится семье в 13,7% ее месячного бюджета, а частной - в 29,6% . Тем не менее родители во многих случаях, не считаясь с расходами, отдают своих детей в частные школы. Помимо всего прочего частные школы более престижны, а престиж в Японии расценивается весьма высоко. Нередко вопрос о том, поступит или не поступит выпускник в высшее учебное заведение, зависит от того, какую школу он закончил. Поступление в университет для многих японцев - одна из главных жизненных целей. Тяга к университетскому образованию в Японии год от года увеличивается. В современных условиях, как справедливо отмечает советский ученый И. А. Латышев, «помыслы, направленные на предоставление детям максимально высокого образования, образуют в большинстве семей страны ту духовную ось, вокруг которой вращается практически вся их будничная жизнь

В целом же японская система общего образования выполняет социальный заказ правящих классов Японии. Она успешно справляется с двумя главными задачами, которые стоят перед ней. Это, во-первых, подготовка молодежи для овладения сложными профессиями современного производства и, во-вторых, воспитание у молодых людей навыков безоговорочного подчинения авторитету. Профессор Токийского университета Т. Хэмми заметил, что японские школы «не заботятся о том, чтобы учащийся умел вести полемику. Для них важно, чтобы он всегда отвечал: „Я вас понял"» .

Дорогие свадебные церемонии. (в Японии-5 млн. йен, т.е.2,5 млн. рублей. В Москве- 700 тыс рублей)

С какими демографическими проблемами столкнулась Япония:

Процессом постарения населения и угрозой депопуляции

Продолжительность жизни – одна из самых больших в мире. Ваше мнение, почему?

Здоровый образ жизни; лозунг «10000 шагов в день!»

Малое употребление спиртных напитков;

Высокая образованность населения

Любят природу и заботливо её охраняют

Важнейшая черта характера: трудолюбие и прилежание, доброжелательность

Употребление в пищу морепродуктов;

Закрепление

    Почему «Японию называют «демографическим пионером» Азии. (С 1 типа воспроизводства во 2 тип)

    Почему японскую нацию сравнивают с монолитом? «Нация – монолит»

Блиц-опрос

Рефлексия

Какие эмоции вызвал у вас урок? (на выбор 3 вида – в конвертах)

Домашнее задание: стр.254-257 , подготовить сообщение об одной из отраслей промышленности Японии , разгадать головоломку: вписать в клеточки названия семи японских городов, которые оканчиваются на - ЯМА (атлас)

Самые населенные страны мира на 2015 год Приложение

Место

Страна

Население

Дата

Китай

1,367,510,000

18.9%

Индия

1,264,990,000

17.5%

США

320,132,000

4.44%

Индонезия

252,164,800

3.49%

Бразилия

203,692,000

2.82%

Пакистан

188,611,000

2.61%

Нигерия

178,517,000

2.47%

Бангладеш

157,609,000

2.18%

Россия

146,270,033

2.02%

10

Япония

127,130,000

1.76%

График изменения рождаемости в Японии

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении среди мужчин и женщин

Мужчины

Женщины

Место

Страна

Продолжительность жизни

Место

Страна

Продолжительность жизни

Исландия

81.2

Япония

Швейцария

80.7

Испания

85.1

Австралия

80.5

Швейцария

85.1

Израиль

80.2

Сингапур

85.1

Сингапур

80.2

Италия

Новая Зеландия

80.2

Франция

84.9

Италия

80.2

Австралия

84.6

8

Япония

Республика Корея

84.6

Швеция

Люксембург

84.1

Люксембург

79.7

Португалия

План характеристики населения страны

    Численность населения

    Тип воспроизводства населения

    Состав населения

    1. Половой

      Возрастной

      Национальный

      Религиозный

    Размещение населения

    Соотношение городского и сельского населения, уровень урбанизации, крупные города

    Особенности демографической политики

ПЛАН ЭГП

    Оценка границ сухопутных и морских, уровень развития стран-соседей первого порядка

(высокий уровень развития или низкий уровень развития соседей)

    Оценка транспортных путей международного значения, что соединяют страну с другими государствами

(наличие транзитных путей)

    Оценка природных условий морей, которые омывают территорию страны

(приморское положение или континентальное, какие моря)

    Оценка ЭГП страны в целом (выгодное или невыгодное)

Характеристика природно-ресурсного потенциала страны

    Какие особенности рельефа способствуют развитию хозяйства?

    Какие особенности климата способствуют развитию хозяйства?

    Какие особенности рек и озер способствуют развитию хозяйства?

    Дать оценку минеральных ресурсов для развития хозяйства?

    Дать оценку земельных ресурсов для развития хозяйства?

    Дать оценку лесных ресурсов страны?

Япония - островное государство, которое находится в западной части Тихого океана. Более 3 тысяч островов, входящих в состав Японии, образуют дугу, имеющую длину около 3, 5 тысяч км. Самые крупные острова - Хоккайдо, Хонсю, Сикоку и Кюсю. Япония граничит по морю с Россией, КНДР, Китаем, Республикой Корея и Филиппинами. Северная граница Японии омывается Охотским морем, восточная - Тихим океаном, западная - Восточно-Китайским и Японским морями.

Около трех четвертей территории страны заняты горными массивами, поэтому пригодные для жизни участки население вынуждено отвоевывать у океана. На созданных человеком искусственных полуостровах и островах размещаются не только жилые дома, но и аэродромы и предприятия. Большая часть гор Японии - это вулканы, их около 150, из них действующие - каждый десятый. В среднем за год в Японии происходит до полутора тысяч землетрясений. Наивысшая точка Японии - гора Фудзи, высота которой 3776 метров над уровнем моря. Эта гора, имеющая идеальную форму конуса, считается символом Японии.

Япония находится в нескольких климатических поясах. Северные земли Японии имеют такую же широту, как и Крымский полуостров, а юг страны находится на широте Египта. Японский климат также зависит от сезонных ветров, дующих летом в сторону материка, а зимой - в сторону островов. Наиболее благоприятным для проживания является территория средней полосы страны с относительно мягким островным климатом.

Большинство рек Японии - горные, они имеют небольшую протяженность. Исключение составляют две самые крупные реки - Томэ и Синано - их длина превышает 300 километров. Реки Японии непригодны для судоходства, но используются как источники энергии. Озера на территории страны есть двух типов: глубоководные горные, возникшие в горловинах недействующих вулканов, и мелководные лагунные. Озера Японии - основной источник пресной воды.

Япония - страна с очень богатой и разнообразной флорой, которая сконцентрирована на относительно небольшой территории. Все Японские острова лежат в зоне лесов умеренного и субтропического пояса, леса и кустарники занимают почти больше половины площади страны, а количество видов превышает 700, в их числе много реликтовых и эндемичных.

Фауна Японии небогата, это объясняется фактором островной изоляции. Здесь встречаются бурый и черный медведь, горностай, соболь, японская макака, антилопа. На побережье проживает много видов пресмыкающихся и около 800 видов птиц. Есть пресноводные и морские рыбы, крабы, креветки и устрицы, налажена их промысловая добыча и искусственное разведение особо ценных пород.

Положение страны:
Восточная Азия, островная цепь между Северным Тихим океаном и Японским морем, к востоку от Корейского полуострова

Занимаемая площадь:
377 915 кв. км

Суша:
364 485 кв. км

Вода:
13 430 кв. км

Протяженность сухопутных границ:
0 км

Протяженность береговой линии:
29 751 км

Особая экономическая зона:
200 нм

Континентальный шельф:
-
Климат страны:
Типичный сезонный, изменяется от тропического на юге, до умеренного на севере

Рельеф местности:
главным образом гористый

Самая высокая/низкая точка на территории:
Самая низкая точка:
Hachiro-gata-4 м.

Самая высокая точка:
Фудзияма 3 776 м.

Полезные ископаемые:
незначительные

Примечание:
с фактически никакими энергетическими природными ресурсами Япония является самым большим в мире импортером каменноугольного и сжиженного газа, так же как вторым по величине импортером нефти

Использование земель:

Доля пахотных земель:
11.64 %

Многолетние культуры:
0.9 %

Другое:
87.46 % (2005)

Орошаемая суша:
25 920 кв. км (2003)

Суммарный объем восполняемых ресурсов пресной воды:
430 куб. км (1999)

Использование пресной воды (домашними хозяйствами/промышленностью/с/х):

Занимаемая площадь:
88.43 куб. км/год (20 %/18 %/62 %)

На душу населения:
690 куб. м/год (2000)

Типичные природные катаклизмы и стихийные бедствия:
многие бездействующие и некоторые действующие вулканы; приблизительно 1 500 сейсмических возникновений (главным образом сотрясения) каждый год; цунами; тайфуны

Вулканизм:
Из 150 вулканов Японии 40 действовали в историческое время, а 15 относятся к действующим.

Япония - государство, расположенное на островах Тихого океана, вблизи побережья Восточной Азии. В составе территории Японии около 4 тыс. островов, протянувшихся с северо-востока на юго-запад почти на 3,5 тыс. км 2 , главные острова - Хоккайдо, Хонсю, Сикоку и Кюсю. Крупные инженерные сооружения (подводные тоннели, мосты) способствуют связям между главными островами страны.
Япония омывается на востоке и юге Тихим океаном, на западе - Восточно-Китайским и Японским морями, на севере - Охотским морем. Площадь 372,2 тыс. км 2 . Население 114 млн. человек (1977, оценка). Столица - г. Токио.

Япония - один из ближайших и значительнейших соседей России. Несмотря на это, наши знания об Японии и ее народе содержат часто больше необоснованных мифов и легенд, чем правды. Попытаться развеять некоторые из этих мифов и приблизить нас к Японии как она есть, а не как мы привыкли ее себе представлять.

Японцы узкоглазы и косоглазы. Иллюзия меньшего размера возникает потому, что у представителей монголоидных расы есть так называемая "монголоидная складка верхнего века", заполняющее "пустое" пространство глазницы. Однако при этом сама глазница у монголоидов больше, чем у европеоидов, так что, поскольку европеоиды привыкли к другому соотношению размеров глаза и глазницы, а размер последней мы (европеоиды) привыкли считать постоянным, то у нас и возникает ощущение, что глаза у монголоидов уже, чем у европеоидов. Но это не более чем оптический обман, кстати, характерный только для ощущений европеоидов. Сами японцы не воспринимают европейские глаза как более широкие. Аналогичный оптический обман происходит и с "косоглазием". Это тоже оптический обман, связанный с тем, что у монголоидов менее выдающийся нос, а европеоиды привыкли мысленно "привязывать" глаза к носу. Поскольку у монголоидов нос "начинается" ниже, то нам и кажется, что глаза несколько скошены.

Япония - маленькая страна. Все относительно. Территория Японии - 377 тыс. кв. км. Это больше, чем, скажем, территория объединенной Германии, и почти эквивалентно территории Италии. Население Японии (125 млн. человек) лишь немногим меньше населения России. С политической точки зрения Япония всегда была сильнейшим государством Дальнего Востока, даже более сильным, чем погрязший во внутренних конфликтах Китай. Природа Японии также весьма разнообразна - это далеко не только мегаполисы вроде Токио, но и леса, поля, реки и горы.

В Японских городах самая большая в мире плотность населения. В тройку самых плотно населенных городов мира входят Манила, Шанхай и Каир. Четвертое место - Париж, пятое - Бомбей. Токио - седьмое место, Осака - девятое, Москва - тринадцатое, Нью-Йорк - четырнадцатое. Из 105 таких городов семь - японские и тринадцать - американские.

Многие японцы хорошо владеют боевыми искусствами. Да, в японских школах на уроках физкультуры преподаются некоторые виды боевых искусств, но обычно это кэндо - искусство владения мечом, бесполезное в поединке, поскольку ношение холодного оружия в Японии запрещено. Никаких реальных боевых приемов в школе не изучают, а на внешкольные занятия такими вещами мало у кого есть время. По статистике, человека, могущего хорошо драться из-за владения специальными познаниями в этой области, куда проще встретить в России, чем в Японии, поскольку многие служили в спецназе.

У Японии нет армии. Действительно, согласно Конституции, армии у Японии нет. Но зато есть "Силы Самообороны", представляющие собой небольшую, но хорошо вооруженную, подготовленную и боеспособную профессиональную армию. В основном, в ее состав входят ВМФ и ВВС. Это армия предназначена только для обороны страны, а не для проведения агрессивной военной политики.

Курилы - исконно русская земля. Это верно лишь частично. Не следует путать две разные группы территорий: северные и центральные Курилы, действительно до 1871 года входившие в состав Российской империи и затем переданные Японии, и Южные Курилы (острова Шикотан, Кунашир, Итуруп и гряда Хабомаи), которые никогда до 1947 года не входили в состав какого-либо другого государства, кроме Японии. Именно эти четыре территории и являются камнем преткновения российско-японских отношений. Кстати говоря, именно на острове Итуруп находилась база ВМС, с которой в 1941 году эскадра адмирала Нагумо отправилась бомбить Пёрл-Харбор.

Япония - ужасно дорогая страна. Это не совсем верно. Действительно, цены в Японии существенно выше, чем в США. Однако они близки к ценам в Европе, скажем, во Франции. Во многом это результат не столько взвинченных цен, сколько не совсем адекватному курса йены по отношению к доллару. А если сравнивать не цены, а соотношение зарплат и цен, то японцы окажутся ничуть не беднее, чем жители того же США.

У японцев, как и у русских, фамилия идет после имени. Все наоборот: по традиции у японцев имя идет после фамилии. Тем не менее, и в России, и во многих других странах есть традиция "европеизировать" японские имена. Надо отметить, что это практика не распространяется, скажем, на Китай. В имени "Мао Цзедун" "Мао" - это фамилия.

В Японии часты самоубийства. Да, в Японии есть культура самоубийства. Но реальный уровень самоубийств ниже германского и шведского, не говоря уже о России.

Японцы - работящий и непьющий народ, не очень умеющий и любящий развлекаться. Как ни странно, к Японии это относится точно в той же степени, что и к России. Да, японцы много работают, и иногда "зарабатываются" до смерти, но выражение "сгореть на работе" придумано именно в России. Количество людей, умерших от переработки в современной Японии и России начала 1980-х, примерно одинаково. Японцы также не дураки выпить, причем часто больше, чем нужно, и потребление спиртных напитков в Японии постоянно растет. Представления японцев о развлечении во многом тоже похожи на российские. Большой популярностью пользуется, скажем, отдых на природе или в компании друзей. Кроме того, Япония - массово читающая страна. Другое дело, что там чаще читают мангу, чем собственно книги, но это показатель только культурных особенностей, а не уровня культуры.

Японцев очень трудно понять. Японцев понять ничуть не труднее, чем американцев. Они практичны и рациональны, совсем не склонны к философским аллюзиям и глубокомысленным размышлениям. Другое дело, что японцы вежливы и очень редко прямо отказывают или резко выражают негативное мнение, за что часто обвиняются в двуличности. Однако это характерная черта многих вежливых людей любого народа, и вежливого русского в этом смысле понять не проще, чем вежливого японца.

Японскую культуру очень трудно понять, а японский язык очень трудно изучить. Не более, чем любую другую культуру и любой другой язык. Ничего особенно трудного в японской культуре нет. А японский язык сложен только китайскими иероглифами, с которыми, кстати, проблемы и у многих японцев.

Японские дети очень много учатся в школе. В среднем не больше, чем российские дети. Правда, они еще ходят в дзюку - репетиторские курсы для поступления в институт или в старшую школу. Но такие курсы существуют и в России. В общем и целом, объем требований к японским школьникам не превышает объема советских школьных требований 1960-х годов. Как и в СССР того времени, большое внимание уделяется заучиванию наизусть и зубрежке, потому что в Японии считается, что школа - это то место, где ребенок должен научиться трудолюбию и прилежанию.

Японцы неизобретательны. Япония держит второе место в мире (после США) по количеству ежегодно регистрируемых патентов на изобретения, а уж раскованности мышления их писателей и художников можно только позавидовать. Например, гибкие магнитные диски были изобретены в конце 1940-х годов именно в Японии.

Японцы - сексуальные маньяки. И близко нет ничего подобного. По количеству изнасилований Япония во много раз отстает от США. В Японии никогда не было эпидемий венерических заболеваний, бывших бичом Европы Нового времени. Вообще, никакого особенного внимания сексу в японской традиции никогда не отдавалось - он был обычной частью повседневной жизни и источником множества шуток, но не предметом комплексов и терзаний. Именно поэтому большая часть видов развлечений сексуального характера в Японии с сексом самим по себе не связана - обычно это "игры в извращения", известные и в царской России, весьма провокационные, но достаточно невинные. Большая часть современных японцев, как женщин, так и мужчин, теряет невинность только после бракосочетания.

Японская мафия - это круто. Ничего особенного в японской мафии нет. Во многом поведение японских якудза смахивает на поведение наших "братков". Похожие машины, способ одеваться, манера речи... Только японцы обычно несколько культурнее и менее агрессивны. Как и в России, они контролируют теневую экономику и нелегальный бизнес, но менее безопасно на улицах Японии от их наличия не становится. А вот неорганизованной преступности, наиболее опасной для простых граждан, в Японии существенно меньше.

Японцы - садисты. Ничего более страшного, чем то, что творили друг с другом участники Гражданской войны в России, никогда в истории человечества не было. Но это не повод считать жителей России садистами. А за все то, что японцы творили в Китае и Корее во время Второй мировой, японское правительство извинилось и признало свою вину. Ни о об одной другой стране в мире этого сказать нельзя.

Японцы плохо знают языки. Не хуже, чем жители России или американцы. Большей части японцев знание других языков, кроме японского, в жизни не нужно, а прочим хватает и английского. При этом те, кто им часто пользуется, знают его обычно очень неплохо.

Современная японская массовая культура вторична по отношению к американской. Это не совсем верно. Да, общая структура массовой культуры была позаимствована японцами в США. Но в эту структуру японцы заложили свое, достаточно самобытное содержание, и потому современная японская музыка и массовая литература начинают завоевывать не только азиатские, но и американские и европейские рынки, чего никогда не происходило бы, если бы они были только дешевым повторением уже существующей западной культуры.

Японцам нравится, когда иностранцы могут сказать несколько слов по-японски. Не более, чем жителям России нравится, когда с ними пытаются говорить на ломаном русском. Кому-то это кажется лестным, кого-то - сильно раздражает. В общем случае, не стоит пытаться выглядеть глупо и говорить фразы, в произношении или смысле которых вы не уверены.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook