Самые безопасные авиакомпании россии и мира. Список российских авиакомпаний. Крупные российские авиакомпании: рейтинг Первая авиационная компания

Авиаперелеты для многих стали неотъемлемой частью повседневности. Командировки в разные части страны и заграницу всегда связаны с покупкой авиабилетов, в процессе которой каждый старается не только найти выгодное ценовое предложение, но и лететь с надежным авиаперевозчиком.

Специально для вас мы составили список авиакомпаний России 2020 года, распределив их в рейтинге по степени надежности и безаварийности в соответствии с исследованиями немецкого агентства Jacdec, европейской организации EASA и международных организаций IOSA и ICAO.

При расчетах индекса авиационной безопасности учитываются данные о катастрофах за последние 30 лет, а также пассажирооборот, количество жертв и потерянных авиалайнеров.

При составлении списка мы также приняли во внимание уровень сервиса на борту и средний возраст лайнеров российских авиакомпаний. Статистика рейтинга по количеству лайнеров и их среднему возрасту составлена по данным на март 2016 года.

Рейтинг авиакомпаний России по надежности и безопасности полетов 2020

  1. Аэрофлот
  2. Россия
  3. Уральские авиалинии
  4. UTair
  5. Оренбургские авиалинии
  6. Red Wings

Аэрофлот

Первое место в рейтинге по всем показателям по праву занимает крупнейший в РФ авиаперевозчик «Аэрофлот», обладающий самым большим авиапарком на территории Европы. Это единственная отечественная компания, которая фигурирует в престижном рейтинге Jacdec – а значит она считается зарубежными экспертами надежнее остальных в России. Кроме того, «Аэрофлот» не раз получал почетное звание лучшей авиакомпании Восточной Европы.

Преимуществами компании являются разные модели самолетов на любой вкус, вышколенный персонал, продуманные бонусные программы и собственный Ситуационный центр, созданный для оперативного решения проблемных ситуаций. В состав «Аэрофлота» входят авиакомпании «Россия», «Трансаэро», «Победа».

  • Год основания – 1923.
  • Самолетов в парке: 170 единиц.
  • Средний возраст авиалайнеров: 4,5 лет.

До ребрендинга компания носила имя «Сибирь». Если рассматривать надежность, то S7 входит в тройку признанных лидеров по этому показателю. В 2015 году этот известный авиаперевозчик удостоился премии от National Geographic как лучшая российская авиакомпания, а в мировом рейтинге S7 занимает 95-ое место.


Весомым преимуществом компании является выгодная бонусная программа, благодаря которой постоянные пассажиры могут накапливать бонусы и впоследствии тратить их на оплату части стоимости билетов. Особенность S7 – удобные прямые рейсы в Азию.

  • Год основания – 1957.
  • Самолетов в парке: 58 единиц.
  • Средний возраст авиалайнеров: 10 лет.

В 2015 году авиакомпания «Россия» вошла в ТОП-10 авиаперевозчиков нашей страны по показателям безопасности полетов. В 2014 году «Россия» была признана лучшей в области региональных маршрутов, а в 2014 стала пятой в списке крупнейших отечественных авиакомпаний. По пунктуальности «Россия» вошла в рейтинг топовых европейских компаний.

Основным преимуществом компании «Россия» является демократичная ценовая политика и безупречная чистота на борту самолетов. Недовольство пассажиров вызывают лишь авиалайнеры, возраст которых в большинстве случаев превышает 10 лет.

  • Год основания – 1992.
  • Самолетов в парке: 23 единиц.
  • Средний возраст авиалайнеров: 13.6 лет.

Уральские авиалинии

Самолеты одного из крупнейших отечественных компаний по авиаперевозкам в 2014 году были признаны наиболее надежными, а сам авиаперевозчик получил сразу три премии, в том числе как лучший на внутренних маршрутах.

Если рассматривать объем пассажирских перевозок по России, «Уральские авиалинии» занимают почетное третье место. Отличительной особенностью авиакомпании является наличие специального тренажерного зала для летчиков, аналоги которого есть только за рубежом.

  • Год основания – 1993.
  • Самолетов в парке: 35 единиц.
  • Средний возраст авиалайнеров: 12,7 лет.

Эта компания входит в ТОП-5 в России по объему пассажирских перевозок. В 2014 году «ЮТэйр» получила престижную награду как лучший перевозчик пассажиров на региональных маршрутах.

  • Год основания – 1991.
  • Самолетов в парке: 66 единиц.
  • Средний возраст авиалайнеров: 14,5 лет.

Основной сферой присутствия этого авиаперевозчика является Тюменская область и Ямало-Ненецкий АО. Тот факт, что используемые компанией самолеты признаны безопасными и надежными, отражает сертификат Международной Ассоциации воздушного транспорта, который «Ямал» получил в 2013 году. Через год после этого перевозчик был признан лучшей авиакомпанией в области пассажирских перевозок и лучшим оператором вертолетов.

Преимуществами компании «Ямал» являются рейсы в труднодоступные населенные пункты и регулярное расширение маршрутной сетки. Недовольство у пассажиров вызывает недостаточная пунктуальность пилотов.

  • Год основания – 1997.
  • Самолетов в парке: 24 единиц.
  • Средний возраст авиалайнеров: 14,1 лет.

Оренбургские авиалинии

Этот авиаперевозчик является дочерней компанией российского «Аэрофлота». В 2013 году «Оренбургские авиалинии» получил народное признание, удостоившись премии «Авиакомпания года» по версии пассажиров.

  • Год основания – 1992.
  • Самолетов в парке: 19 единиц.
  • Средний возраст авиалайнеров: 11 лет.

Единственная авиационная компания РФ, которая эксплуатирует отечественные авиалайнеры Ту-204 и Sukhoi Superjet 100.

  • Год основания – 1999.
  • Самолетов в парке: 13 единиц.
  • Средний возраст авиалайнеров: 6.6 лет.

Итак, теперь вы знаете лучшие авиакомпании России 2020, попавшие в наш список благодаря отличному уровню сервиса, внушительному объему пассажирских авиаперевозок, большому количеству безопасных технически исправных современных самолетов, пунктуальности и выгодным ценовым предложениям. В поисках надежного авиаперевозчика старайтесь выбирать из этих компаний, чтобы быть уверенным в безопасности и комфортности предстоящего полета.

Постоянно растущий уровень безопасности полетов каждый год приносит плоды в отрасли авиации. Еще в период с 1982 по 1991 год по отчету Межгосударственного авиационного комитета (МАК) индекс безопасности полетов Советского Союза составлял 0,08. В странах СНГ он доходил до 0,1 и чуть получше в США – 0,02. За показатель бралось отношение числа происшествий на 100 тыс. часов полета.

Внимательный анализ причин трагедий и управление безопасностью полетов вывели авиаперелеты на уровень доверия со стороны пассажиров. Опубликованные компанией IATA в 2014 г. цифры показали, что на 4,4 млн. полетов приходится 1 происшествие.

По данным Всемирного Фонда, с января 2019 года по декабрь 2020 года зафиксировано более 20 воздушных происшествий, в результате которых погибло более 700 человек. Указано что в расчет брались только гражданские самолеты с вместительностью более 14 мест.

Чтобы постоянно держать пассажиров в курсе событий авиаперевозок, ИКАО представил свой проект – Электронную библиотеку итоговых отчетов. Портал был разработан в целях проведения уроков безопасности. С помощью него можно выполнить поиск по датам происшествий и ознакомиться с отчетом комиссии.

За все время существования воздушных путей только две авиакомпании могут похвастаться нулевым процентом несчастных случаев за последние 50 лет. Это австралийская компания Quantas — работает с 1922 года, и финская Finnair – с 1923 года. По данным JACDEC в целом зарегистрировано 22 мировые авиакомпании, за время существования которых не случалось серьезных катастроф.

Ежегодно немецкая компания JACDEC публикует собственный рейтинг уровня безопасности авиакомпаний. Ее результаты исходят из тщательного анализа несчастных случаев на бортах самолетов. Мерой, по которой происходит выстраивание рейтинга, принят индекс безопасности полетов. Новым авиакомпаниям по умолчанию присваивается значение 0. Хорошим показателем без смертельных исходов считается индекс 0,001.

Важно заметить, что база данных JACDEC по авариям ограничена 30 годами. Происшествия, которые случались во время учений, перевозки грузов, тестирований в расчет не берутся. Учитываются только рейсы с пассажирами на борту. В анализе безопасности принимают участие 60 крупнейших компаний мира.

Итак, представляем 20 лидеров авиакомпаний по безопасности перелетов 2019-2020 года.

Место в списке Авиакомпания Страна Индекс безопасности
1 Cathay Pacific Airway Китай, Гонконг 0,006
2 Emirates ОАЭ 0,007
3 Eva Air Тайвань 0,008
4 Qatar Airways Катара 0,009
5 Hainan Airlines Китай 0,01
6 КLM Нидерланды 0,01
7 Air New Zealand Новая Зеландия 0,011
8 Etihad Airways ОАЭ 0,013
9 Japan Airlines Япония 0,015
10 TAP Portugal Португалия 0,015
11 Jetblue Airways США 0,016
12 Lufthansa Германия 0,016
13 Qantas Австралия 0,016
14 Virgin Atlantic Airways Великобритания 0,017
15 All Nippon Airways Япония 0,018
16 Air Canada Канада 0,018
17 Delta Air Lines США 0,018
18 British Airways Великобритания 0,024
19 Sichuan Airlines Китай 0,025
20 Air Berlin Германия 0,025

В 2019 году австралийский Qantas не вошел в десятку, и оказался на 13 позиции. А японская компания Japan Airlines улучшила результаты прошлого года и поднялась с 44 места на 9.

Российские авиакомпании опять не вошли в 20 лучших по безопасности. Aeroflot-Russian сместился всего на одну позицию вверх (35 место). А Transaero Airlines вообще не принимала участия в анализе JACDEC.

Экспертный взгляд Швейцарии

По мнению экспертов швейцарского агентства ATRA опираться на историческую сводку аварийности самолетов не совсем верно. По сути любой воздушный транспорт подвержен внешним факторам и случается, что шансы на выживание пассажиров в большей степени зависят от квалификации пилота. Поэтому одним из критериев расчета коэффициента безопасности рейтинга ATRA считается уровень подготовки пилотов и диспетчеров.

После длительного анализа воздушных инцидентов и несчастных случаев, ATRA вывело 15 основных критериев безопасности полета:

  • Финансовое положение компании;
  • Коэффициент занятости пассажирских кресел;
  • Количество сотрудников на борту и пилотов;
  • Общее количество километража воздушного судна;
  • Количество судов в эксплуатации и вне производства;
  • Средний возраст действующих самолетов;
  • Составляющий воздушный парк (Airbus или Boing);
  • Число самолетов под угрозой;
  • Число несчастных случаев за последние 10 лет.

Данные для расчета основываются на информации Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) и авиакосмического журнала Flight Global.

На свое рассмотрение ATRA выбрала 94 крупнейших по финансовым доходам авиакомпании. Из них первыми в рейтинге и самыми надежными оказались азиатские Air China, China Southern Airlines Group, американские – AMR Corporation, Delta Air Line, Southwest Airlines, United Continental Holdings, US Airways Group, европейские – Air France KLM Group и International Airlines Group (статистика 2014 года).

Европейская программа SAFA

В 2004 году Европейское агентство авиационной безопасности (EASA) представило свой критерий оценки надежности – коэффициент SAFA. В отличие от растиражированных публичных рейтингов, на данный момент SAFA считается самым достоверным показателем надежности. Его признали все эксперты мирового авиасообщения. SAFA является своего рода итоговой оценкой Международного аудита эксплуатационной безопасности (IOSA)

Стоит заметить, для того чтобы получить сертификат IOSA, компании необходимо выдержать проверку более чем по 1000 пунктов требований безопасности полетов.

Суть присвоения коэффициента состоит в выборочной проверке иностранных самолетов, приземляющихся в ЕС, инспекторами Еврокомиссии. Предугадать, когда состоится проверка невозможно. Борт самолета подвергается тщательному осмотру по 54 пунктам на предмет технического состояние, возраста судов и документации. Из недочетов судна как раз выводится коэффициент SAFA.

Впоследствии, если проверенные самолеты одной авиакомпании набирают определенное количество штрафных баллов, то сама компания вносится в черный список ЕС. Таким образом, проводится постоянное управление и повышение безопасности полетов над территорией ЕС.

К сожалению, специалисты SAFA держат свои заключения в закрытом доступе. Известно одно, чем выше коэффициент компании, тем ниже ее надежность. Критическим порогом считается коэффициент 1.95. Авиакомпании получившие такую отметку входят в красную зону и попадают под прицел внимательного и регулярного наблюдения Еврокомиссией.

Российские компании, прошедшие проверку после сертификации EASA, предоставили свои оценки по коэффициенту безопасности.

Безопасность полетов. Документальный фильм

Значения ниже 0,4 получили самолеты авиаперевозчиков «Уральские авиалинии», «Авиакомпания Сибирь», «Аэрофлот».

0,4-0,5 – «ЮТейр», «Глобус»;
0,5-0,8 – «Ямал», «Ред Вингс», «Оренбургские авиалинии», «Аэрофлот-Норд», «Северный ветер»;
0,8 – 0,9 – «Донавиа», «ГТК Россия»;
1,08 – «Трансаэро»;
1,25 – «Скай Экспресс».

К порогу «красной зоны» приблизились компании «Владивосток-Авиа», «Башкортостан», «Авиалинии Дагестана».

ТОП бюджетных компании по безопасности полетов от авиационного портала Airline Ratings

Оценивание портала ведется по семи звёздочной системе. Каждая звезда присваивается за определенные показатели, такие как число и характер происшествий, качество работы персонала и сервиса.

Участие в рейтинге берут 449 авиакомпаний. После того как звезды выставлены, Airline Ratings составляет топ лучших и худших авиаперевозчиков. Полученный список самых безопасных компаний мира мало чем отличается от мнения немецкого JACDEC и других экспертов.

А вот топ бюджетных компаний (лоукостов) точно порадует будущих пассажиров. Итак, представляем вам победителей номинации:

В топ небезопасных перевозчиков 2020 г. попали компании из Индонезии, Непала и Суринам. Они получили 1 или 0 звезд:

Batik Air SrivijayaAir
Bluewing Airlines Trans Nusa
Citilink Trigana Air Service
Kal-Star Aviation Wings Air
Lion Air Xpres Air

История Российской авиации насчитывает вот уже более чем сотню лет. За это время было создано множество авиакомпаний, как государственных, так и частных. В России действуют как бюджетные авиакомпании, так называемые лоукостеры, так и перевозчики, совершающие регулярные и грузовые перевозки.

Первооткрывателем в гражданских перевозках является авиаперевозчик «Дерулюфт», это была аэрокомпания для перевозок пассажиров, грузов, почты. Создано предприятие было в 1921 году. Компания осуществило первый полет в Кенигсберг, а позже в Берлин. Это самый первый официальный гражданский авиационный перевозчик в России. Далее появлялось еще множество новых авиакомпаний. Перечень их был велик. Позже, в СССР появился первый крупный государственный авиаперевозчик «Аэрофлот», который и сегодня совершает множество международных рейсов.

В нынешнее время уже сложно себе представить более хороший, быстрый и надежный способ перевозок, чем авиационный. Это не самый дешевый, но зато самый популярный способ для путешествий, деловых поездок и грузоперевозок.

На сегодняшний день в РФ реестр авиакомпаний насчитывает более 100 перевозчиков. Возраст некоторых составляет более 50 лет. Однозначно ответить, какая авиакомпания лучше в России сложно, у каждого любителя путешествий она своя. Однако не ошибиться в выборе могут помочь рейтинги, составляемые среди российских перевозчиков.

«Аэрофлот» — лидер по перевозкам.

Крупнейшие российские авиакомпании

Список авиакомпаний по количеству перевезенных пассажиров

За 2017 год количество перевезенных пассажиров российскими перевозчиками перевалило за 100 миллионов человек в год. Это количество почти на 20% превысило показатели прошлого года.

Рейтинг российских авиакомпаний возглавляет «Аэрофлот». Если учитывать все авиакомпании дочерние, такие как «Победа», «Россия», «Аврора», то вместе они перевезли немногим более 50 миллионов человек. Это почти половина всех пассажирских авиационных перевозок страны.

Авиакомпании «России» список которых обширен, представлены по количеству перевезенных пассажиров по данным Росавиации.

  • «Аэрофлот». Перевезено 33 миллиона пассажиров за год.

Прирост пассажиропотока составил 13,3 %.

Авиакомпания базируется в московском аэропорту Шереметьево. Была основана в 1923 году, и является одной из старейших не только в РФ, но и в мире. Имеет награду в 4 звезды от известной компании Skytrax. Входит в альянс SkyTeam. Имеет в распоряжении флот из 233 самолетов, из которых большая часть - Аэробусы А320 и А321.

  • «Россия». 11,1 миллионов человек за год.

Прирост количества перевезенных пассажиров составил более 37 % по сравнению с предыдущим годом.

Является дочерним перевозчиком группы компаний «Аэрофлот». Начала свою деятельность в 1992 году. Базируется в Санкт-Петербургском аэропорту Пулково и московском Внуково. Размер флота составляет 64 судна, большинство составляют Аэробусы А319. Средний возраст флота равен 13 годам. Авиабилет по стоимости находится в среднем ценовом сегменте.

  • S7 Airlines. Перевезено 9,9 млн. чел.

Количество перевезенных пассажиров за 12 месяцев выросло на 4,6 %.

Частное российское предприятие-перевозчик, первый полет самолет авиакомпании совершил в 1992 году. База расположены в Новосибирске, совершает рейсы из аэропорта Толмачево. Всего в распоряжении имеет 89 воздушных судов, наиболее распространенными являются Боинг 737 и Embraer E 170. Средний возраст авиапарка составляет 10 лет. С 2010 года входит в альянс Oneworld.

  • «Уральские авиалинии». 8 млн. чел. за 12 месяцев.

Прирост пассажиропотока составил 24 %.

С 1993 г. производит регулярные, чартерные перевозки. Представительство находится в Екатеринбурге, основным узлом является аэропорт Кольцово. Владеет количеством в 45 самолетов, из которых половина состоит из Аэробусов А320. Не состоит ни в одном из альянсов, однако имеет большое количество соглашений с различными мировыми авиакомпаниями.

  • «ЮТэйр». 7,3 миллионов человек за год.

Компания увеличила количество перевезенных человек на 10 %.

Входит в группу UTair, имеет в распоряжении флот самолетов и вертолетов для перевозки пассажиров и грузов. Начала деятельность в 1991 году. Офис в Сургуте, основной узел находится в аэропорту Внуково, Москва. Флот состоит из 65 самолетов и 151 вертолета. Выполняет рейсы в 64 пункта назначения. Основу парка составляют судна «Боинг 737» и вертолеты Ми различных модификаций.

  • «Победа». 4,6 млн. чел. за год.

Количество перевезенных человек увеличилось на 7 %.

Основанная в 2014 году, российская авиакомпания базируется в московском аэропорту Внуково. Была создана взамен «Добролета», попавшего под санкции из-за совершенных полетов в Симферополь. Владеет 18 суднами, выполняющими рейсы в 25 пунктов назначения. Весь парк составляют «Боинги» 737, в модификации 800. Не входит в альянсы.

Авиаперевозчик «Победа». Самолет Боинг 737-800.

  • «Глобус». 4,3 млн. пасс. за 12 месяцев.

Пассажиропоток возрос на 18,5 %.

Компания принадлежит группе S7. Дата начала работы - 2008 г. Штаб-квартира расположена в городе Объ, основным хабом является аэропорт Домодедово. Имеет в своем распоряжении 19 воздушных судов Boeing 737. Совершает рейсы в более чем 20 пунктов назначения.

  • Azur Air. Перевезено 3,7 миллионов пассажиров в течении последних 12 месяцев.

Рост количества клиентов составил 59,9 %.

Авиакомпания сотрудничает с туроператором Анекс и перевозит пассажиров в туристических целях. Впервые самолет перевозчика поднялся в небо в 2014 году. Владеет парком в 21 единицу. Большинство из них модели «Боинг 757». В 2015 году компания откололась от «ЮТэйр» и сейчас работает самостоятельно.

  • «Норд Винд Эйр». 3,5 млн. чел.

Рост пассажирских перевозок равен 98 %.

Наиболее прогрессирующая в плане перевозки наибольшего количества людей авиакомпания, рост составил почти 100 %, по сравнению с предыдущим годом. Создана была в 2008 г. Парк авиационных судов составляет 24 единицы. Базируется в аэропорту Шереметьево. Средний возраст флота - 9 лет.

  • «ВИМ-Авиа». Перевезено 2,1 миллионов пассажиров за год.

Увеличение количества клиентов на 3 %.

Начало работы перевозчика произошло в 2003 году. Базируется в аэропорту Домодедово. Имеет в распоряжении 20 судов, большинство из которых «Боинг 777».

«Аэробус А319» компании «ВИМ-Авиа».

  • «Ямал». 1,7 млн. чел.

Увеличение количества пассажиров на 23 %.

Основанная в 1997 г. авиакомпания находится в Салехарде. Имеет в распоряжении 32 судна, выполняющих полеты в 42 пункта назначения. Парк состоит в основном из Sukhoi Superjet 100 и Bombardier CRJ200. Возраст самолетов в среднем составляет 11 лет.

  • Red Wings . 1,6 млн. пасс.

Приток перевозок на 75 %.

Основана авиакомпания была в 1999 году. Расположена в аэропорту Домодедово. Авиационный парк включает в себя 14 судов. Основные - «Аэробус» А319 и А320. Средний возраст флота - 11,5 лет. Также владеет самолетами российского производства Ту-204.

  • «Аврора». 1,5 млн. чел.

Увеличение количества человек на 12 %.

Входит в группу «Аэрофлот». Создана в 2013 г. Базируется во Владивостоке и Южно-Сахалинске, выполняет рейсы преимущественно в азиатские страны. Парк включает в себя 24 единицы техники, в основном «Аэробус» А319. Средний возраст самолетов - 12 лет.

  • Royal Flight. 1,5 млн. чел.

Приток количества человек равен 50 %.

Находится в Москве, создана в 1992 году. Компания выполняет в основном чартерные рейсы в популярные туристические города. Парк состоит из 11 самолетов.

  • Nordstar. Перевез 1,4 миллиона пассажиров.

Рост авиаперевозок вырос на 9 %.

Дочерняя структура группы «Норильский никель» основана была в 2008 году. Находится в Москве, выполняет рейсы из аэропорта Домодедово. Владеет 15 самолетами, из которых большинство Боинг 737.

Лучшие авиакомпании России по качеству обслуживания

На высшей позиции в списке по большому числу показателей, в том числе и качеству обслуживания, среди российских авиакомпаний, находится Аэрофлот. Компании принадлежит четыре звезды из пяти возможных. Далее в списке следуют S7 Airlines, Россия и «ЮТэйр». Особенных претензий к качеству этих перевозчиков нет, оно находится на хорошем уровне.

Самые безопасные авиакомпании России 2018

По результатам исследований, был составлен рейтинг безопасности авиакомпаний.

Главными признаками, по которым оценивались были количество аварий и катастроф, общее состояние авиационного парка и соответствие нормам европейской безопасности. Исследования проводились среди крупнейших мировых перевозчиков. По результатам присуждались баллы, чем ближе к нулю - тем безопаснее полеты выбранным перевозчиком. В перечень вошли четыре российские авиакомпании.

  • Наивысшее место среди представленных в РФ заняли Уральские авиалинии. Они удостоились рейтинга в 0,24 балла;
  • S7 занял вторую позицию в связи с высоким возрастом авиационного парка, в основе своей самолеты уже подбираются к 20 годам;
  • «Аэрофлот» набрал 0,38 балла и занял третью позицию среди российских перевозчиков. Немного испортила репутацию компании несколько катастроф в 90-е годы;
  • «ЮТэйр» занял четвертую позицию в списке.

Рейтинг государственных авиаперевозчиков в России

В список государственных авиационных компаний Российской Федерации входит «Аэрофлот» и его дочерние предприятия: «Победа», «Россия», «Аврора». Группа компаний занимает первые места в общем рейтинге по количеству перевозимых пассажиров. «Аэрофлот» удостоился награды в четыре звезды от Skytrax за качество обслуживания, сервис на борту и в аэропортах.

Офис «Аэрофлота» в Лондоне на улице Пикадилли.

Список лучших чартерных авиакомпаний

  • Лучше всего путешественники отзываются о чартерном перевозчике под названием I-Fly. Хоть он и имеет парк всего из четырех самолетов, однако особо отмечены качество обслуживания и пунктуальность;
  • Royal Flight также был отмечен клиентами как подходящая для выбора во время путешествия. Особенно радует широкая география полетов, это почти 40 пунктов назначения по всему миру. Тесно сотрудничает с туроператором Coral Travel;
  • Azur Air работающая с туроператором Anex. Имеет более 20 воздушных судов и широкую географию полетов по всему миру.

Обширное количество авиакомпаний в России позволяет совершать поездки почти в любую точку земного шара в любых целях, начиная от бизнес-поездок и заканчивая туристическими рейсами в самые известные места. На рынке присутствуют предложения на любой кошелек. Большую популярность набирают лоукост-перевозчики, позволяющие путешествовать, имея при этом невысокий бюджет. Пассажиропоток ежегодно растет, что дает стимул развиваться перевозчикам как в плане расширения флота и географии полетов, так и в улучшении качества обслуживания. Российские авиационные компании находятся на высоких позициях в списках безопасности и рейтингах качества обслуживания.

Большинство летающих в России самолетов не старше аналогов, используемых за границей. Однако 17,7% авиапарка - старые машины, многие из которых исчерпали свой ресурс и имеют проблемы с деталями. Другой минус отечественного рынка - проблемы с сервисом и надзором, из-за чего почти весь российский флот зарегистрирован в третьих странах

Фото: Transport-Photo Images

Стало крупнейшей катастрофой в истории российской авиации. На следующий день после трагедии принадлежащего «Когалымавиа» (Metrojet) Airbus 321, в результате чего погибли 224 человека, российское следствие возбудило два уголовных дела по статьям «оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности» и «нарушение правил безопасности полетов или подготовки к ним». Обыски прошли в офисе перевозчика, Домодедово, самарском аэропорту, где заправлялся борт. Депутаты Госдумы немедленно выступили за запрет эксплуатации самолетов старше 15 лет (Airbus «Когалымавиа» было 18 лет) и лишение лицензии компаний-перевозчиков с небольшим количеством самолетов. Руководитель комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков заявил, что к авиакатастрофам приводит . Аналогичные инициативы депутаты выдвигали и после катастрофы 23-летнего Boeing 737 в Казани 17 октября 2013 года. Тогда, как и сейчас, общественность игнорировала заявления авиакомпаний и отраслевых экспертов, доказывавших, что самолет не машина и 20 лет эксплуатации для него — не такой большой срок.

Оба самолета — Boeing в Казани и Airbus над Синаем — по последним данным, были исправны. Казанская катастрофа, как решила комиссия по расследованию, египетская — спустя три недели признана терактом. Подозрения в плохом состоянии летающих в России самолетов, однако, не испарились. РБК проанализировал авиапарк российских компаний, выполняющих регулярные и чартерные пассажирские перевозки, и выяснил, насколько обоснованы подозрения в его износе.

Как мы считали

За основу был взят список действующих сертификатов летной годности Росавиации на 22 октября 2015 года (то есть самолетов, которым разрешено летать на территории России), данных официальных сайтов перевозчиков и интернет-ресурсов airfleets.com, russianplanes.net и flightradar24.com. Мы исключили из полного списка малую авиацию (частные самолеты), самолеты местных авиалиний (практическая дальность менее 1000 км, главным образом Ан-2), вертолеты, бизнес-джеты, а также все самолеты, не использующиеся для перевозок пассажиров — например, грузовые и сельскохозяйственные. В выборку не попали и самолеты, которые не используются для перевозки пассажиров в коммерческих целях: например, авиапарк ВВС, МЧС и спецотряда для перевозок первых лиц (СЛО «Россия»), а также самолеты, принадлежащие авиастроительным заводам. Полученные нами списки с детальной информацией о каждом борте были разосланы всем авиакомпаниям-эксплуатантам с просьбой подтвердить правильность собранных нами данных. Все ответы были учтены в результатах анализа.

В нашу статистику попали и самолеты второй по размеру российской авиакомпании «Трансаэро». было принято 1 октября, а 26 октября компания лишилась сертификата эксплуатанта и прекратила операционную деятельность. Парк «Трансаэро» находится в процессе возвращения лизингодателям: несколько десятков машин может получить «Аэрофлот», которому досталась часть маршрутов авиакомпании, остальные будут проданы на рынке или списаны. Учитывая в выборке весь парк «Трансаэро» (по открытым данным на октябрь, это 122 самолета), мы руководствовались тем, что большая его часть может перейти другим российским эксплуатантам, а состав парка отражает экономическую модель крупнейшего частного российского перевозчика.


Что будет с огромным флотом «Трансаэро», второго после «Аэрофлота» перевозчика по количеству самолетов (один из них — на фото), пока неясно (Фото: ТАСС)

Какие модели выбирают

Самое популярное в России семейство — среднемагистральные Airbus 320 (A320, A319 и А321): в стране разрешено летать 249 таким самолетам. На втором месте с 203 бортами семейство среднемагистральных Boeing 737, полеты которых недавно просил приостановить Межгосударственный авиационный комитет (МАК).

Дальнемагистральных самолетов, согласно нашим данным, в России всего 130 штук, из них 76,6% — модели Boeing 747, 767 и 777.

Определения среднемагистрального самолета в российском законодательстве нет. В мире к этой категории принято относить машины с дальностью полета свыше 2,5 тыс. км. Дальнемагистральными в России считаются машины с дальностью полета больше 8 тыс. км.

Лидером среди самолетов, летающих по маршрутам средней протяженности, в России Airbus стал не так давно. Компании «большой четверки» — «Аэрофлот», S7, UTair, «Трансаэро» — в 2013 году поделились надвое в своих предпочтениях, объясняет научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Андрей Крамаренко. Первые две выбрали Airbus, вторые — Boeing. Теперь «Трансаэро» прекратила полеты, а UTair значительно сократила парк.

Два конкурирующих авиастроителя обеспечивают большую часть самолетных парков мира. По данным международной организации Centre for Aviation (CAPA, Австралия) за апрель 2013 года, из всех эксплуатируемых в мире судов 39,7% — это самолеты Boeing и 28,7% — Airbus. Россия не исключение. Самолеты двух компаний занимают 61,7% российского парка,14,3% — другие зарубежные самолеты (Embraer, Bombardier, De Havilland Canada, Let, ATR).

На самолеты отечественного производства приходится всего 24% совокупного парка российских перевозчиков. Причем на современные образцы — Ан-148, Ту-204, Ту-214 и Sukhoi Superjet — только 6,3%. Остальные 17,7% — старые модификации «Ан», «Ту» и «Як», большинство которых летали еще в СССР. «Но в объеме пассажирских перевозок доля этих машин менее 5%», — добавляет профессор Московского государственного технического университета гражданской авиации Александр Фридлянд.

По количеству среди современных российских моделей лидирует Sukhoi Superjet: таких бортов у отечественных авиакомпаний 39. «У Sukhoi Superjet есть ниша, но она очень узкая из-за его размеров (вместимость — до 100 мест. — РБК )», — говорит Фридлянд. По его словам, для местных и региональных маршрутов он велик, а на магистральных с хорошим пассажиропотоком уступает экономным машинам на 150-200 мест. «Его ниша — магистральные, но слабые по потокам направления», — считает собеседник.


Ан-24 не выпускается с 1979 года, но в авиапарке российских компаний еще 67 таких машин (Фото: Transport-Photo Images)

Из советских самолетов больше всего в парке авиакомпаний Ан-24 — 67 машин. Турбовинтовой пассажирский самолет для линий малой и средней протяженности был разработан Конструкторским бюро (КБ) Антонова в конце 1950-х годов. Максимальная вместимость — до 52 пассажиров. Эксплуатируется в основном российскими региональными компаниями (РБК считает такими не совершающие дальнемагистральные полеты, полеты через столичный авиаузел и базирующиеся не в Москве и Санкт-Петербурге). «Ан-24 — единственный самолет в мире такого класса, который садится на грунт, на укатанный снег или на лед, — напоминает заслуженный пилот СССР, президент Фонда развития инфраструктуры воздушного транспорта Олег Смирнов. — Он летал по всему воздушному пространству СССР и в нынешних условиях на Крайнем Севере практически незаменим».

Сейчас Ан-24 продолжают пользоваться базирующиеся на севере компании: «Полярные авиалинии», «Якутия», «Чукотавиа». Пока заменить его массово на иностранные модели невозможно. Во-первых, в самолетах иностранных марок, которые могли бы приземляться на аэродромах этих регионов, помещается меньше пассажиров, объясняет Крамаренко. Кроме того, техническая документация к ним — на английском языке, которым владеют не все пилоты и персонал Ан-24. Впрочем, «Якутия» в течение 2012-2013 годов взяла в лизинг пять самолетов Bombardier Dash 8 вместимостью от 70 до 80 мест. В «дочке» «Аэрофлота» дальневосточной авиакомпании «Аврора» кроме Bombardier летают канадские De Havilland Canada 6 Twin Otter. Скорее всего, в ближайшие годы все Ан-24 будут заменены иностранными машинами, «поскольку выработают свой ресурс и станет чрезвычайно сложно и дорого поддерживать их летную годность», прогнозирует партнер консультационной компании Concuros, бывший вице-президент «Гражданских самолетов Сухого» Дмитрий Миргородский. Замены их отечественными аналогами нет.

Второй по популярности среди советских машин — Як-42: в парке российских авиакомпаний 33 таких самолета. Впрочем, несколько из них стоят на хранении: какие-то ждут замены деталей, какие-то в воздух уже не поднимутся. Машины входят в парки «Газпромавиа», «Грозный Авиа», «Ижавиа», «Саратовских авиалиний». Последняя компания два года назад стала летать и на бразильских Embraer 190.

Сколько лет самолетам в России​

Как показало исследование, в среднем в России возраст зарубежных моделей меньше их ресурса, наших самолетов — нередко больше. По словам Андрея Шарыпова, начальника отдела сертификации судов гражданской авиации ГосНИИ ГА, для зарубежных машин он составляет около 40-60 тыс. часов, то есть 30 лет. Для советских был меньше — порядка 20 лет. Производитель может продлить ресурс индивидуально для каждого судна.

Например, средний возраст поколения Boeing 737 Classic (модификации 300, 400, 500) в России — 20,2 года. Поколения Boeing 737 Next Generation (модификации 600, 700, 800, 900) — 9,1 года. Модификации Airbus 320 — 7,5 года, A319 — 11,9 года (см. инфографику). Эти цифры несильно отличаются от среднемирового показателя. У голландской авиакомпании KLM, согласно данным planespotters.net, Boeing New Generation в среднем летают в возрасте 9,3 года. У американского лоукостера Southwest Airlines, по данным USA Today и портала airfleets.net, в возрасте 9,7 года. Машинам Boeing 737 Classic (модификации 300, 400 и 500) этой авиакомпании в среднем больше 22 лет.

Что касается Airbus, то флоту А320 у немецкой Germanwings 23 года. У американской Delta, летающей вместе с «Аэрофлотом» в альянсе Skyteam, — 20,7 года. Самолетам А319 у Delta — 13,8 года.

Самая возрастная модель самолетов, летающих в России, — Ан-24. В среднем им 42,1 года. Средний возраст другого советского, еще эксплуатирующегося самолета Як-42 — 24,7 года.

У советских самолетов и современных российских (за исключением Sukhoi Superjet) в отличие от зарубежных есть проблемы с деталями. Массовое производство таких машин остановлено, поэтому приходится заказывать комплектующие поштучно, что стоит в разы дороже, говорит Сергей Коваль, замначальника отдела мониторинга и проверки аутентичности НИИ гражданской авиации. В итоге на советские машины иногда ставят детали с подделанными документами. По оценкам Коваля, на рынке сейчас до 8% нелегальных деталей, а с 2001 по 2015 год из-за проблем с деталями произошло 50 серьезных инцидентов (учтены инциденты с самолетами и вертолетами).

Что стало с советскими конструкторскими бюро

Саратовский авиационный завод, на котором производились самолеты «Як», обанкрочен и полностью ликвидирован. Конструкторские бюро, разрабатывавшие советские самолеты — КБ Туполева и КБ Яковлева (сейчас находящиеся в составе Объединенной авиастроительной корпорации,) — продолжают существовать в основном за счет сопровождения оставшихся в эксплуатации судов, говорит Коваль. КБ Антонова (теперь государственное предприятие «Антонов») находится на Украине.

Возраст самолета, по мнению профессионалов, не отражается на его техническом состоянии и летной годности. «Я как командир корабля не спрашиваю: вы мне дадите старый самолет или я полечу на новом, — это абсолютно меня не интересует», — поясняет Смирнов. Главное, проходил ли вовремя на протяжении жизни самолет техническое обслуживание и ремонты. Кроме того, свои ресурсы имеет и каждая деталь самолета. К тому времени, говорит Смирнов, «как самолету исполняется 17 лет, эти детали могут быть заменены по несколько раз».

Исследование показало, что у 58,7% самолетов российского парка был всего один или два эксплуатанта. А более десяти сменивших друг друга авиаперевозчиков — в багаже только 3% бортов. Причем во многих случаях две одни и те же компании использовали самолеты по очереди. Так, например, было у самолета авиакомпании «Ижавиа» Як-42: согласно данным airfleets.net, если учитывать чередующихся одних и тех же перевозчиков, за 28 с половиной лет он сменил 20 эксплуатантов. По словам Смирнова, профессионалы с недоверием относятся к самолету, летавшему ранее «в странах с высокой влажностью, например в Африке». Впрочем, и такую машину лизингодатель и собственник обязаны привести в порядок. В этом плане для технического состояния самолета важен его лизингодатель, а не предыдущий эксплуатант, считает эксперт.

Как правило, перевозчики отказываются от самолетов по экономическим причинам, а не из-за конца его ресурса, говорится в исследовании лизинговой компании Avalon (офисы в США, Ирландии, Дубае, Сингапуре и Китае). В России зарубежные и новые отечественные модели самолетов перестают эксплуатироваться в 20-23 года, говорит научный сотрудник ВШЭ Крамаренко. Мировые показатели, согласно исследованию Avalon, аналогичны.

Возрастные предпочтения авиакомпаний

Российские авиакомпании с самым возрастным парком используют как раз советские самолеты. Среди перевозчиков с десятью и более бортами самый возрастной парк — 41,2 года — у компании «Турухан», входящей в группу UTair. В основном она выполняет заказные рейсы, в том числе для добывающих компаний. Но у «Турухана» есть и регулярные перевозки, поэтому его самолеты были включены в наше исследование.

Всего в России 16 компаний, эксплуатирующих для регулярных и чартерных перевозок самолеты старше 25 лет (см. таблицу).

Самый молодой парк — у «Победы», начавшей недавно работать «дочки» «Аэрофлота». Ее бортам всего год. У «Аэрофлота» же средний возраст парка, по расчетам РБК, — 4,6 года. Самолетам прекратившей полеты «Трансаэро» в среднем было 18,6 года (флоту S7 — 9,2 года, а UTair — 14 лет). В 2005-2008 годах многие российские авиакомпании, включая перевозчиков «большой четверки», когда цены на топливо пошли вверх, массово обновили парк, предпочтя самолеты с меньшим расходом горючего. В частности, и этим объясняется довольно молодой флот зарубежных самолетов в России, отмечает Фридлянд.

С 1 апреля 2001 года вступили в силу нормы Международной организации гражданской авиации (ICAO), установившие пониженные уровни шума двигателей самолетов, летающих в Европе. Под новые критерии не попали почти все советские и российские самолеты того времени: Ту-134, Ту-154Б, Ту-154М, Ил-62, Ил-86. Таким образом, авиакомпании, активно летавшие в Европу и следовавшие транзитом над европейскими странами, были вынуждены сменить старые шумные машины на новые импортные.


Лоукостер «Победа» — самый молодой российский авиаперевозчик с самым молодым парком. Их Boeing в среднем всего год (Фото: ТАСС)

Существенная вилка между средним возрастом самолетов разных компаний есть и за рубежом. Согласно рейтингу агентства Bloomberg , составленному в январе 2013 года, у американской Delta средний возраст — 15,8 года, Southwest Airlines — 14,7, Aeromexico — 15,2, Lufthansa — 12,4, Air France — 11,5, Ryanair — пять лет.

Каждая компания сама выбирает, что для нее экономически более эффективно: новый или возрастной самолет, подчеркивает Миргородский. Например, покупка нового Boeing 737-800 обойдется примерно в $48-55 млн. Такая же десятилетняя модель уже будет стоить $16-18 млн, говорит глава лизинговой компании Gold"nsky Leasing Александр Кочетков. Но старые самолеты требуют и затрат на техобслуживание. Не все компании могут позволить себе заплатить такие суммы единовременно — приходится брать машины в лизинг. В России, по оценкам компании «Ильюшин Финанс Ко.», в лизинге не менее 80% эксплуатирующихся самолетов.

Именно так поступает и крупнейший игрок рынка — «Аэрофлот», собравшийся к 2025 году войти в топ-20 глобальных авиаперевозчиков по выручке и пассажиропотоку. Ради этой цели авиакомпания вот уже несколько лет не только увеличивает, но и освежает свой парк, неоднократно говорил в своих интервью гендиректор Виталий Савельев. «На старом самолете сложно конкурировать на мировом рынке», — поясняет стратегию Миргородский. Более старые модели «Аэрофлот» отдает и своим «дочкам» — авиакомпаниям «Аврора», «Оренбургские авиалинии», «Донавиа», «Россия».

Но у многих компаний даже на лизинг новых самолетов денег не хватает. «Трансаэро», например, мечтавшая потеснить государственного конкурента, из-за дорогого заемного финансирования, как сама признавалась в своей финансовой отчетности, наращивала флот дешевыми зарубежными и неновыми машинами, писали «Ведомости» . После девальвации рубля в конце прошлого года лизинг для российских компаний существенно подорожал даже на старые самолеты (лизинговые платежи осуществляются в валюте. — РБК ), добавляет Миргородский. По оценкам Кочеткова, лизинг нового Boeing 737-800 в год обходится в среднем в $4,2 млн, десятилетнего — в сумму около $2 млн.

Подведя итоги 2017 года Федеральное агентство воздушного транспорта опубликовало краткую статистику работы гражданской авиации РФ. В целом картина для участников рейтинга авиакомпаний России 2018 года выглядит благоприятно. Рынок авиаперевозок продолжает развиваться, и практически все надежные авиакомпании России, вошедшие в список, продемонстрировали рост числа пассажиров и налетанных километров в среднем на 15%. При этом вес первой пятерки авиакомпаний продолжает расти. Если в 2017 году они занимали 67,4% от общего объема, то на 2018 уже 85%.

Путешествуйте с надежным туроператором: .

Читайте также: , лучшие авиаперевозчики года по версии Skytrax.

Открывает рейтинг самых крупных авиакомпаний России Nordwind Airlines, она же «Северный ветер». За истекший год число пассажиров составило 3,5 миллионов человек и по сравнению с 2016 годом выросло на 95%. Показатель пассажирооборота тоже продемонстрировал рост, увеличившись на 44%.

Один из крупнейших чартерных перевозчиков России, перевезший в 2017 году более 2,2 миллиона пассажиров, летом 2016 года был вызван на ковер в Федеральное агентство воздушного транспорта в связи с постоянными длительными задержками рейсов вплоть до нескольких десятков часов. Перевозчик обещал принять меры. В случае неумения наладить регулярные вылеты в точное время компании грозит ограничение на перевозки.

Azur Air была дочерней компанией ЮТэйр, но два года назад пустилась в самостоятельное плавание. За 2017 год число пассажиров компании составило 3,6 миллионов человек, практически на 2/3 больше по сравнению с 2016 годом.

«Глобус» входит в группу «S7 Group», являясь дочерней компанией авиагиганта «Сибири», занявшей второе место в рейтинге лучших авиакомпаний. 2017 год выдался для компании благоприятным – число пассажиров увеличилось на 20,2%, составив 4,1 миллионов человек.

Дочерняя компания «Аэрофлота», перенявшая эстафету от скончавшегося в результате санкций ЕЭС «Добролета», позиционируется как бюджетная. Хотя первые билеты на рейсы новой авиакомпании были проданы всего два года назад, она уверенно вошла в топ-10 авиакомпаний России.

Число пассажиров за 2017 год составило 4,3 млн человек, увеличившись по сравнению с 2016 годом на 5%. Несмотря на молодость, перелеты «Победы» уже успели обрасти скандалами. Недовольство пользователей вызывает политика умалчивания настоящей цены за перелет, требования заплатить за возможность сидеть вместе семьям, задержки рейсов и случаи, когда билетов на рейс продается больше, чем число посадочных мест.

На пятом месте в рейтинге российских авиакомпаний 2018 года находятся «Уральские авиалинии», перевезшие в 2017 году 7,5 миллионов человек, продемонстрировав рост в 25%. А пока компания требует от Росавиации оплаты произведенной перевозки ветеранов ВОВ для празднования годовщины Победы в 2015 году. Заявку на оплату Росавиация отклонила, придравшись к тому, что в ней отсутствуют слова «включая НДС» и прочие моменты такой же степени важности.

Обладательница крупнейшего в мире действующего вертолетного флота, похоже, оправилась от кризиса конца 2014 года. В 2017 году число пассажиров, перевезенных этой компанией, составило 6,8 миллионов человек, увеличившись по сравнению с 2016 годом на 9,1%.

Вторая дочерняя авиакомпания гиганта «Аэрофлота», вошедшая в первую десятку рейтинга российских авиакомпаний 2018 года, перевезла в прошлом году более 10,6 миллионов человек, продемонстрировав впечатляющий рост количества пассажиров на 41,5% — самый высокий из участвующих в рейтинге авиакомпаний. При этом показатель пассажирооборота увеличился на 55,3%.

На втором месте в рейтинге самых крупных авиакомпаний России находится «Сибирь», она же «S7 Airlines», осуществляющая перевозки по 83 направлениям как в России, так и за рубежом. Большая часть последних, впрочем, обслуживается авиакомпаниями-партнерами. Всего за 2017 год было перевезено 9,3 миллионов пассажиров.

Россияне продолжают летать самолетами Аэрофлота. За 2017 год компания перевезла более чем 30,5 миллионов человек, опередив по этому показателю занявшую второе место в рейтинге «Сибирь» более чем в 3 раза. Неудивительно, ведь «Аэрофлот» — крупнейшая и старейшая российская авиакомпания, которая перевозит пассажиров начиная с 1923 года. Хотя компания и была занесена в черный санкционный список Украины, увеличению числа перевозок это не препятствует.

По таким критериям как число пассажиров и пассажирооборот у компании за истекший год зафиксирован рост на 12%. Кстати, «Аэрофлот» можно назвать еще и одной из самых безопасных авиакомпаний 2018 года в России – на ее линиях не произошло ни одной крупной авиакатастрофы, на считая, разумеется, дочерних компаний и несчастий, вызванных действиями третьих сторон. В рейтинге безопасности авиакомпаний, опубликованном в 2017 году аудиторской компанией JACDEC, «Аэрофлот» находится на 37 месте.

Рейтинг безопасности авиакомпаний мира 2017 (JACDEC)

Ранг Авиакомпания Страна Код перевозчика Индекс безопасности
1 Cathay Pacific Airways China,Hong-Kong CX, CPA 0,005
2 Air New Zealand New Zealand NZ, ANZ 0,007
3 Hainan Airlines China HU, CHH 0,009
4 Qatar Airways Qatar QR, QTR 0,009
5 K L M Netherlands KL, KLM 0,011
6 EVA Air Taiwan BR, EVA 0,012
7 Emirates United Arab Emirates EK, UAE 0,013
8 Etihad Airways United Arab Emirates EY, ETD 0,014
9 QANTAS Australia QF, QFA 0,015
10 Japan Airlines Japan JL, JAL 0,015
11 All Nippon Airways Japan NH, ANA 0,016
12 Lufthansa Germany LH, DLH 0,016
13 TAP Portugal Portugal TP, TAP 0,017
14 Virgin Atlantic Airways United Kingdom VS, VIR 0,017
15 Delta Air Lines USA DL, DAL 0,018
16 Air Canada Canada AC, ACA 0,02
17 jetBlue Airways USA B6, JBU 0,02
18 Virgin Australia Australia VA, VOZ 0,02
19 British Airways United Kingdom BA, BAW 0,023
20 Air Berlin Germany AB, BER 0,023
21 WestJet Airlines Canada WS, WJA 0,023
22 Sichuan Airlines China 3U, CSC 0,028
23 Norwegian Air Shuttle Norway DY, NAX 0,032
24 Shenzhen Airlines China ZH, CSZ 0,032
25 Iberia Spain IB, IBE 0,034
26 Jetstar Airways Australia JQ, JST 0,036
27 Southwest Airlines USA WN, SWA 0,037
28 EasyJet United Kingdom U2, EZY 0,037
29 AirAsia Malaysia AK, AXM 0,043
30 Thomson Airways United Kingdom BY, TOM 0,047
31 United Airlines USA UA, UAL 0,051
32 Singapore Airlines Singapore SQ, SIA 0,051
33 China Eastern Airlines China MU, CES 0,061
34 Ryanair Ireland FR, RYR 0,064
35 Swiss Switzerland LX, SWR 0,064
36 LATAM Chile Chile LA, LAN 0,095
37 Aeroflot Russia SU, AFL 0,101
38 Jet Airways India 9W, JAI 0,109
39 Alitalia Italy AZ, AZA 0,113
40 Air India India AI, AIC 0,115
58 Garuda Indonesia Indonesia GA, GIA 0,77
59 Avianca Colombia Colombia AV, AVA 0,914
60 China Airlines Taiwan CI, CAL 0,977

Понравилось? Лайкни нас на Facebook