"Ласточкино гнездо", Крым: история, описание, интересные факты и отзывы. Где находится архитектурный памятник замок ласточкино гнездо в крыму Где находится ласточкино гнездо


Ласточкино гнездо - готический крымский замок с непростой и драматичной историей.

Ласточкино гнездо - это достопримечательность и символ Южного берега Крыма, его украшение, место, которое притягивает туристов, где снимают кино, где влюбленные назначают встречи. Таинственный замок, о котором сложено немало историй. А как все было на самом деле?

Ласточкино гнездо возвышается над синим морем./Фото: www.grifon-tur.ru

Строительство дачи «Замок любви» на скале

Активное строительство дворцов на Южном берегу Крыма началось с конца 18 века. Сюда приезжали для того, чтобы поправить здоровье, полюбоваться роскошным видом на море и просто отдохнуть. Особое внимание привлекала Аврорина Скала, которая возвышалась над морской гладью. Несомненно, это не могло остаться без внимания.

Первым возвести дом в этом месте решился ветеран Русско-турецкой войны, генерал, имя которого сегодня, к сожалению, не известно. Он построил дачу и дал ей романтическое название Замок любви. Строительство длилось недолго, генерал сам следил за тем, как проходят работы, и скоро деревянный одноэтажный дачный домик занял свое место на Аврориной скале.


А.Горячев. Картина Ласточкино гнездо.

Замок любви рисовали знаменитые художники, такие как Айвазовский, Боголюбов, Лагорио. Он неизменно привлекал внимание путешественников и местных жителей.

Череда хозяев

После смерти генерала деревянный дом был продан Альберту Тобину, который в то время был членом городской управы Ялты. Тобина не устроил внешний вид деревянного домика, и он начал его реконструкцию. Именно в это время строение и получило название Ласточкино гнездо. Однако довести до конца начатое семья Тобиных по каким-то причинам не смогла, и дача была продана Анне Рахмановой. Она была дама богатая и капризная, руководила несколькими доходными домами в Москве и имела все возможности для того, чтобы воплотить свои фантазии. Деревянный домик был без сожаления снесен, и купчиха приступила к постройке каменного дворца. Но и Рахманову хватило ненадолго - в 1911 году она продала Ласточкино гнездо нефтепромышленнику барону фон Штенгелю.

Замок великолепен на фоне морского заката./Фото: pimg.mycdn.me

В 1912 году на горе появился маленький замок со всеми атрибутами готического стиля.

Изменение проекта, работа зодчего Шервуда

Барон решил полностью изменить внешний вид замка, проект для этого был сделан известным московским архитектором А.В. Шервудом, которому предстояла сложная работа. Фундамент для здания был не слишком велик и имел длину 20 и ширину 10 метров, высота же замка составляла 12 метров. При таких размерах необходимо было и внутреннее устройство дома сделать соответствующим.

Замок, внутреннее убранство./Фото: www.azovskiy.net

Было решено так: расположить прихожую, гостиную и две спаленки последовательно, связав их ступеньками. Барону очень нравилось задумка архитектора, он вкладывал деньги в замок с огромным удовольствием, мечтая о кусочке древней родины на крымской земле. Для строительства готического красавца использовался серый крымский известняк и жёлтый евпаторийский камень. Тем не менее, фон Штенгелю не удалось насладиться дачной романтикой: в июле 1914 года началась Первая мировая война и ему пришлось вернуться на родину. Замок с летящим названием Ласточкино гнездо был продан купцу Шелапутину.

Конструктивные недостатки

Несмотря на потрясающий внешний вид, конструктивно замок имел множество недостатков. Специалисты отмечают неправильные пропорции строения. Все части механически соединены, но с полярной нагрузкой, они не притягивают, а словно подталкивают друг друга. Внешне замок кажется очень неустойчивым, есть ощущение, что в любую секунду он может развалиться и упасть со скалы.

Н.Осипенко. Ласточкино гнездо.

Сегодня сказать, для чего архитектором была выбрана такая странная комбинация - двух кубических элементах и плоского призматического - сложно. Возможно, это было сделано специально. Элементы здания словно наваливаются друг на друга, каждый возвышается над нижним. Оконные и дверные проемы также не слишком выверены, а внутренняя отделка отличается излишней суровостью. В парадном зале большой камин, светильники из бронзы, инкрустация и резной потолок с объемными драконами. Большое количество гербов из прошлых веков. И в то же время всё это разбавляется мрачными деревянными балками с крупными крепежными элементами.

Если отбросить придирки, относящиеся к архитектурному замыслу, то в остальном Ласточкино гнездо выглядит просто потрясающе, возможно, его непродуманность и приводит к такому эффекту - одинокое здание над морской пучиной притягивает взгляд.

Открытие ресторана

Замок был продан Шелапутину. Многие считают, что именно этот человек сделал из него ресторан. Это ошибка, поскольку в 1914 году меценат Шелапутин скончался в Швейцарии. Замок достался его наследникам. По мнению некоторых историков, открыть ресторан в таком живописном месте решил управляющий имением Шелапутина с целью повышения своих доходов.


Излюбленное место отдыхающих./Фото: qrim.org

Несмотря на все старания, замысел не принёс особых результатов, поскольку Россию сотрясали войны. Сначала Первая мировая, потом Гражданская, и новая власть национализировала имение Шелапутиных, закрыв ресторан.

Во время НЭПа замок был дополнен открытой террасой, а ресторан снова начал функционировать, и работал вплоть до 1927 года, пока Крым не потрясло знаменитое Ялтинское землетрясение. Замок устоял, но перешел в разряд аварийных зданий.


Замок после Крымского землетрясения./Фото: 24.ru

Что было в замке в советское время и как его ремонтировали, что сейчас

Несмотря на аварийное состояние строения, в тридцатые годы в нем открылась библиотека от санатория Жемчужина. Власти, махнув рукой на аварийность, решили использовать замок в своих целях. Однако трещины стали увеличиваться, и библиотеку закрыли. Наступила эпоха ожидания.

Спустя много лет, в конце шестидесятых годов, специалисты под руководством архитектора И.Г. Татиева все же смогли провести ремонт Ласточкиного гнезда. Специалисты укрепили фундамент, небольшие изменения претерпел фасад и внутренние помещения. Под постройку была подведена монолитная плита, а сам замок полностью обнесен антисейсмическими поясами. Была сделана огромная работа, сложная, тяжелая, ведь к объекту следовало подгонять специальную строительную технику, подъемные краны, и всё это по узким дорогам для легковушек.

Сегодня у подножия замка работает большой сувенирный рынок. Туристы могут купить здесь различные мелкие поделки из даров моря, картины и фотографии, полотенца и подносы, посуду и магниты для холодильника, и все это с изображением великолепного, таинственного, многострадального Ласточкиного гнезда.

История замка на скале. Ласточкино гнездо. Крым.

Ярко высвечен на фоне моря и неба знаменитый готический замок над обрывом — «Ласточкино гнездо». Неброско, почти затаенно, как все по-настоящему ценное, темнеет за ним юго-западный отрог мыса Ай-Тодор. О Ласточкином гнезде сложено много легенд, но и реальная его история интересна.

Загадочной романтикой средневековья овеян замок из серого камня с изящными готическими башенками, расположенный на самом краю обрывистой скалы. Ежегодно он привлекает к себе сотни тысяч туристов, стремящихся рассмотреть вблизи миниатюрную жемчужину архитектурного гения, являющуюся сегодня символом Южного берега Крыма. Сегодня Ласточкино гнездо служит эффектным украшением и достопримечательностью крымского полуострова.

С конца XVIII века, после присоединения Крыма к России (1783 год), состоятельные люди стали покупать на Южном берегу земли, строить дворцы, закладывать парки. Стало традицией приезжать в Крым на отдых. Приезжие, будь то владельцы имений с их семьями и гостями или люди победнее, которым Крым нужен был для лечения, любовались берегом и в каждое название невольно вкладывали отношение первооткрывателей того, что давно открыто.

Аврора у древних римлян — богиня утренней зари . Назвать скалу ее именем могли, скорее всего, люди, которые приезжали и приходили сюда на рассвете, чтобы встретить восход солнца. Они были мирными гостями на этой земле и продолжили бесконечную, как сама вселенная, традицию поиска красоты. Мы с вами — их наследники.

Первым известным строением на Аврориной скале считается деревянная дача »Генералиф» («Замок любви»). Ее хозяином был неизвестный генерал , участник Русско-турецкой войны 1877-1878 годов, и, как видно, романтик. Ведь, будучи уже в генеральском возрасте, он дал своей даче название «Замок любви» ! Какие причины навеяли такое романтическое название: красота окружающей природы, восторженные мечты или земное чувство любви к женщине, — нам неведомо. Можно только пофантазировать об истории позднего, печального и грешного чувства, ради которого и выстроили на труднодоступной скале это пристанище. Кто был рядом с хозяином звездными ночами, кого будила, кого утешала богиня утренней зари?

Сейчас остается только предполагать, что именно вдохновило генерала-романтика на столь неожиданное решение. Быть может, к строительству небольшой деревянной дачи его побудил не только очаровательный крымский пейзаж, но и рассказы старожилов о некогда располагавшемся на этом месте святилище богини Девы, которой поклонялись местные аборигены - тавры. Возможно также, что на эту мысль его навело особое дерево. По преданию, оно росло на том месте, где сейчас расположен замок, прямо из каменного монолита, пробив для себя отверстие, равное диаметру ствола. Кто знает, а может быть, причиной была одна из забытых ныне крымских легенд о богине утренней зари - Авроре, в честь которой и была названа скала.

Как бы там ни было, а живописная местность впечатлила бывалого воина и вдохновила его на строительство. Каждый день генерал поднимался на скалу, где проводились работы, и следил за тем, чтобы в точности выполнялось каждое его требование. И вскоре скалу увенчала небольшая, но уютная одноэтажная дача, получившая свое первое название - Генералиф.

«Замок любви» на труднодоступной скале привлекал внимание, его изображали на своих полотнах художники-маринисты И.К. Айвазовский (1817-1900), Л.Ф. Лагорио (1827-1905), А.П. Боголюбов (1824-1896). Разве смогли бы они воспеть этот божественный пейзаж, не будоража фантазию, не обращаясь к самим богам?

Старожилы рассказывают полузабытую историю о жестоком и отважном джигите, который на потеху публике завязывал обреченной лошади глаза, садился верхом, разгонялся и прыгал со скалы в море, пролетая по воздуху все сорок метров! Он ухитрялся остаться невредимым, выплыть на берег, поклониться зрителям, небрежно принять награду. Потом покупал новую лошадь и готовился к очередному прыжку.

После смерти таинственного генерала его наследники продали дачу члену городской управы города Ялты Альберту Тобину, который служил придворным врачом в Ливадийском дворце, излюбленном месте отдыха царской семьи. Известно, что чета Тобиных успела несколько видоизменить деревянный домик. В это время возникло и закрепилось за домиком на скале название «Ласточкино гнездо». Но по неизвестным причинам мадам Тобина предпочла продать свое имение влиятельной московской купчихе Анне Рахмановой, владелице нескольких доходных домов в Москве.

Для новой хозяйки Ласточкиного гнезда, богатой и образованной дамы, это приобретение было просто очередным капризом. Рахманова с энтузиазмом приступила к перестройке крымского имения. Она снесла деревянную постройку и возвела каменный дом, который и сегодня можно видеть на открытках начала XX века. Но, видимо, к 1911 году у Рахмановой пропал интерес к своему гнездышку

В 1911 году имение у московской купчихи приобрел крупный немецкий нефтепромышленник барон фон Штенгель . Разрабатывая месторождения бакинской нефти и, очевидно, скучая по родной Германии, барон пожелал оставить в Крыму память о рыцарских замках средневековья. В 1912 году на Аврориной скале для него построили миниатюрный замок в готическом стиле, с башенками и стрельчатыми окнами. Именно благодаря ему мы сегодня восхищаемся красивым замком, напоминающим средневековые крепости в готическом стиле, которые можно часто видеть на родине барона, в Германии.

Как и прежние хозяева, нефтепромышленник решил изменить дизайн своего приобретения. Для этого он пригласил московского архитектора-модерниста Леонида Шервуда, младшего сына знаменитого архитектора Владимира Шервуда, который в свое время проектировал здание Исторического музея на Красной площади в Москве. Леонид Шервуд закончил Императорскую Академию художеств в Петербурге, а затем продолжил обучение в Париже. Он увлекался творчеством талантливого французского скульптора Огюста Родена, был лично с ним знаком и прислушивался к его советам. Обладая хорошим вкусом, Шервуд по достоинству оценил место расположения своего очередного шедевра и вскоре предоставил проект заказчику.

Автором проекта был талантливый потомственный московский зодчий А.В. Шервуд, сын знаменитого архитектора В.О. Шервуда, проектировщика здания Исторического музея в Москве. Задуманная архитектором ступенчатая композиция исходила из малых размеров участка. Здание 12-метровой высоты располагалось на фундаменте шириной 10 и длиной 20 метров. «Птичьим» объёмам отвечало внутреннее устройство: прихожая, гостиная, ступеньки и две спальни последовательно располагались в двухэтажной башне, которая поднималась над скалой. Рядом со зданием был разбит сад. Он в результате землетрясения обрушился в море.

Барон был в восторге от проекта и не жалел денег на строительные работы. Старый дом был полностью снесен, а на его месте в 1914 году вырос настоящий готический замок в миниатюре из серого крымского известняка и желтого евпаторийского камня. Но недолго он радовал своего владельца: 28 июля 1914 года началась Первая Мировая война, и немецкому нефтепромышленнику пришлось покинуть Российскую империю. Ласточкино гнездо было продано богатому купцу и меценату Павлу Шелапутину.

На взгляд специалиста неверные пропорции соединены столь же неудачно; комбинация двух кубов и плоской призмы зрительно давит на цилиндр башни, не уравновешивая композицию, а «пытаясь столкнуть ее в бездну». Вопреки архитектурным нормам, объемы не исходят один из другого и потому не выглядят единым целым. Части здания сопряжены механически, но с полярной нагрузкой, то есть не притягивая, а подталкивая друг друга. Некоторым элементам, например башне с провисшим балконом, явно недостает визуальной тяжести. Со стороны весь дворцовый комплекс кажется шаткой конструкцией, готовой в любой момент рухнуть в морскую бездну.

Возможно, конструктивная неустойчивость задумывалась изначально. Шервуд мог запланировать такую постройку по просьбе заказчика. Однако другим архитектурным несообразностям объяснения найти невозможно. Объемы возрастают в соответствии с высотой унылой лесенки, высоким концом направляющейся к обрыву. Проводя аналогию с арифметической прогрессией, каждый последующий элемент здания высится над предыдущим. Особого внимания не уделено ни одной из частей; все они выглядят в равной степени полновесными, напоминая группу сановников одного ранга, выстроившихся по росту.

В то же время некоторая значительность сообщена деталями. Зубчатый венец увеличивается по мере уменьшения высоты блока. В средней части ансамбля расположена гостиная, выделенная широкими окнами, балконами и высокими остроконечными шпилями конусообразной формы, соединенными с рядом небольших арок. Рустика цоколя выражена в облицовке этой части камнями с грубо отёсанной, выступающей лицевой поверхностью.

К архитектурным недостаткам здания можно прибавить несоответствие размеров оконных и дверных проемов, а также крайний лаконизм внутренней отделки. Украшениями парадного зала служат массивный камин, бронзовые бра, старинная инкрустация, резные детали потолка с выпуклыми изображениями драконов. Атмосферу ушедших эпох создают 11 средневековых гepбов. Все же сказочный образ нарушен темными деревянными балками с излишне выдающимися деталями крепления.

Если в архитектурном отношении Ласточкино гнездо отнюдь не шедевр, то его художественный образ вызывает восхищение. Трогательное одиночество дворца, стойко противостоящего морской стихии, исходит от эффектного расположения. Идея устройства замка на самом краю отвесной скалы, безусловно, не является заслугой архитектора. Живописное место выбрал первый владелец, который невольно увековечил свои грезы и преподнес потомкам сказку в камне.

Сегодня многие приписывают именно Павлу Шелапутину такое деяние, как открытие ресторана в замке Ласточкино гнездо. Однако это не соответствует истине. Дело в том, что Шелапутин к тому времени уже был тяжело болен. Он успел совершить сделку купли-продажи с бароном фон Штейнгелем и после этого сразу же уехал на лечение в швейцарский город Фрибур, где и умер в том же 1914 году. Ласточкино гнездо перешло по наследству его несовершеннолетним внукам.

И все же, как этот замок стал рестораном? Дело в том, что, пока наследники подрастали, управляющий крымскими имениями Шелапутиных решился открыть в этом здании доходное место - ресторан. Но особых доходов он не приносил, поскольку наступили нелегкие времена: сначала грянула Первая мировая война, затем - Гражданская, а после - революция. Имение было отобрано новой властью, а ресторан закрылся, но ненадолго.

В стране наступило время новой экономической политики (НЭП), которое внесло существенные изменения и в жизнь Ласточкиного гнезда. На этот раз оно перешло в ведомство ялтинского кооператива. В замке достроили открытую террасу, где и был восстановлен ресторан. Предприимчивые кооператоры тех лет пировали здесь под шум волн Черного моря ровно до 12 сентября 1927 года…

«Вспыхнула спичка, и, странное дело, стул сам собой скакнул в сторону и вдруг, на глазах изумленных концессионеров, провалился сквозь пол.

- Мама! - крикнул Ипполит Матвеевич, отлетая к стене, хотя не имел ни малейшего желания этого делать.

Со звоном выскочили стекла, и зонтик с надписью «Я хочу Подколесина», подхваченный вихрем, вылетел в окно к морю. Остап лежал на полу, легко придавленный фанерными щитами.

Было двенадцать часов и четырнадцать минут. Это был первый удар большого крымского землетрясения 1927 года. Удар в девять баллов, причинивший неисчислимые бедствия всему полуострову, вырвал сокровище из рук концессионеров».

И. Ильф и Е. Петров,

«12 стульев»

В 1927 году в Крыму произошло сильное землетрясение с эпицентром в море, близ берегов Ялты. Были два толчка среди ночи. Первый — слабый, как бы предупреждающий, заставил людей выйти из домов. Потому и оказалось при многих разрушениях сравнительно мало жертв. Второй толчок ударил в полные девять баллов.

Мощное землетрясение, которое вошло в историю полуострова как Ялтинское, или Крымское, принесло много бед и разрушений. Каменные глыбы срывались со скал и летели вниз, круша все на своем пути. Даже гора Аю-Даг сползла в море от столь мощного толчка. Не обошла беда стороной и замок на Аврориной скале. Вот как описано это событие в книге А. Никонова «Крымское землетрясение 1927 года»: «…На балконе, висевшем над морем, ужинало довольно много посетителей из соседнего дома отдыха «Харакса». Публика разошлась лишь за 10 минут до главного толчка, от которого разрушилась башня этой затейливой дачи. Упавшие на балкон камни разбили столы и стулья, сломали перила и сбросили часть этой мебели в море, куда последовали бы и посетители, если бы они задержались на 10 минут позже. В башне, построенной из желтого евпаторийского камня, образовались 2 бреши, как будто ее прошило огромное ядро». Часть Аврориной скалы обрушилась, смотровая терраса перед зданием нависла над пропастью. И в завершение этой катастрофы глубокой косой прямо под замком прошла в скале трещина.

Ласточкино гнездо устояло, но на долгие годы стало аварийным зданием, и на сорок лет превратилось в романтические развалины. Правда, есть сведения, что в 30-е годы жизнь здесь все же возобновилась на непродолжительное время. Замок переоборудовали в библиотеку для отдыхающих санатория «Жемчужина», который находился поблизости. Видимо, местные власти не приняли всерьез последствий землетрясения. И только когда трещины в здании стали угрожающе расползаться, эксплуатацию Ласточкиного гнезда запретили. Конечно, впоследствии не обошлось и без туристов-экстремалов, которые в поисках приключений искали любую возможность «просочиться» на территорию замка, чтобы полюбоваться дивным видом, открывавшимся со смотровой площадки.

Предложений по технике беспрецедентного и абсолютно необходимого ремонта поступило много. Возникла даже радикальная идея — разобрать замок, пронумеровать камни и плиты и сложить в прежнем порядке на новом, безопасном месте. Нет, это было бы уже не Ласточкино гнездо!

В 1930-е годы в замке находился читальный зал местного Дома отдыха.

Почтовые открытки 1928-33 годов

Только в 1967-1968 годах, через сорок лет после землетрясения, рабочие «Ялтаспецстроя» выполнили этот полуфантастический ремонт, не разбирая стен. Руководил операцией архитектор И.Г. Татиев . Прежде всего, требовалось подвести к объекту подъемный кран и другую достаточно тяжелую строительную технику. И это по дорогам, которые предназначались в основном для легковых автомобилей и редких автофургонов с продуктами! С большим трудом и риском удалось завершить все приготовления. Скала оказалась перегруженной, а работа, между тем, планировалась долгая. Она требовала от строителей сноровки, сообразительности, большого мужества.

Начавшиеся в 1968 году восстановительные работы касались укрепления фундамента, частичного видоизменения фасада и внутренних помещений. Автор проекта реставрации, ялтинский конструктор В.Н. Тимофеев посадил крайний блок здания на консольную железобетонную плиту, заведенную под центральный объём. Таким образом была надежно закреплена крайняя часть дома, оставшаяся висеть над обрушенной скалой. Помимо монолитной плиты, всю постройку обнесли антисейсмическими поясами.

Увеличенная в высоту башня обрела декоративность благодаря четырем шпилям. Правильный архитектурный приём нарушил унылое возрастание объёмов, сделав акцент на крайней части дворца. Сегодня восстановленный замок официально признан памятником архитектуры прошлого столетия.

Если альпинисты привыкли проводить свои «рабочие дни» над пропастью, то для каменщиков «Ялтаспецстроя» это было в новинку. Отыскались и спасли дело добровольцы. Работая в подвешенной люльке, они закладывали трещину камнями, заливали бетоном. Под основание замка подвели железобетонную плиту, швы одели свинцовой оболочкой. Затем, уже без героизма и не торопясь, рабочие провели реставрацию здания. В таком «антисейсмическом поясе» обновленное Ласточкино гнездо обрело, на радость всем, кто любил и любит Крым, вторую жизнь.

В новейшее время возле готических стен разросся стихийный рынок сувениров. Чего только тут не увидишь: тысячи мелких поделок из керамики, можжевельника и всевозможных пластмасс, кораллы и ракушки тропических морей, цветные фотографии, картины. Больше всего видов самого Ласточкина гнезда: на холстах, на ватмане, на металлических и пластмассовых подносах, на «амфорах» из благородной керамики. Ходовой товар для круглосуточной местной торговли!

Скала «Парус»

Скала «Золотые ворота»

И сейчас многих молодых мужчин тянет на подвиги: удивить публику или даму сердца, проверить свои способности, посмотреть сраху в лицо, прыгнув с огромной высоты вниз… в волнующееся Черное море… Да, были отчаянные парни, которые решались на такие прыжки. Не всем, к сожалению, везло. Редкие счастливцы оставались невредимыми, только отлеживались по нескольку дней. Но находились сорвиголовы, готовые повторить прыжок и даже заработать! Правда и то, что на них разрывалась одежда, будто подсеченная бритвой…

На разные лады пересказывают здесь один фантастический случай. Молодой ялтинец, житель одного из старых кварталов Дерекоя, после тяжелой ссоры с женой поехал к Ласточкиному гнезду, поднялся на запретный обрыв, перелез через парапет и в отчаянии, а может быть и с некоторой рисовкой в расчете на зрителей, бросился вниз. Обреченное сердце могло остановиться еще в полете, но сработал многолетний навык: выросший у моря, человек много раз прыгал со скал и соляриев. Не поддался он смертельному ужасу — выпрямился, развел руки крыльями, полетел отвесно вниз, подправляя траекторию в воздушном потоке, который вдруг оказался ему помощником, вошел точно головой, разбив поверхность, как бутафорское перекрытие, выставленными вперед руками. Когда вынырнул и добрался до берега, к нему бросились отдыхающие с фотоаппаратами. «Героя» восхваляли, подзадоривали, просили повторить прыжок, даже собирали деньги. Неудачливый (или, наоборот, слишком везучий?) самоубийца отказался: шаг, смертельный по замыслу, вернул его к жизни…

Со стороны моря у подножия скалы можно отыскать несколько подводных пещер и даже занырнуть в каждую из них, освещая путь водонепроницаемым фонарем. Охотники за неповторимым, вы не разочаруетесь! Только будьте начеку: подводный грот — не лучшее место для встреч, а встреча с теми, кто нырнул туда раньше и уже плывет обратно, вовсе не исключена, особенно днем, в разгар пляжного сезона. Не напугайте друг друга!

Причал в уютной бухте позволяет швартоваться теплоходам местного сообщения даже в четырехбалльный шторм, когда закрыты соседние портопункты «Золотой пляж» и «Мисхор». Со всех концов Крыма собираются морские и сухопутные экскурсии к «оригинальному сооружению» — замку «Ласточкино гнездо». Почти все, кто приезжает в Крым, стремятся хотя бы раз подняться к «Ласточкину гнезду». Правда, на площадке перед замком, где и без того стало тесно от торговцев сувенирами, летом собирается столько любознательных, что невольно приходят мысли о благодатном межсезонье, когда хотя бы рано утром удается побыть здесь одному или вдвоем.

С июля 2011 года «Ласточкино гнездо» больше не является рестораном. Обновленный дворец-замок отныне открыт всем гостям и жителям крымского полуострова. Вход в замок всегда теперь будет бесплатным.

Туристов будут пускать в выставочный зал на территории замка. В замке развернута выставка «Волшебный мир Архипа Ивановича Куинджи», на которой представлены картины из фондов Симферопольского художественного музея, в т.ч. его легендарная картина «Лунная ночь на Днепре».

Уникальность выставки - в том, что она оформлена по тому же принципу, который применял сам художник. Картины представлены в абсолютной темноте, освещенные направленным лучом света. Также во дворце и на прилегающей к нему территории планируется проводить концерты камерной музыки, историко-литературные вечера, театрализованные представления, презентации и т.д.

Предусмотрено создание выставочного павильона, в котором будет открыт художественный салон для организации торговли произведениями живописи, фотоработами, декоративно-прикладными изделиями, сувенирной продукцией, краеведческой литературой. В плане - реконструкция памятника и приведение прилегающей территории в надлежащий вид: в частности, планируется обустроить две смотровые площадки, отремонтировать подъездные пути. «Ласточкино гнездо» — памятник архитектуры и истории, расположенный на отвесной 40-метровой Аврориной скале мыса Ай-Тодор в ялтинском поселке Гаспра.

Министерство культуры Крыма и Республиканский комитет АРК по охране культурного наследия разработали концепцию использования памятника архитектуры: в замке и на прилегающей к нему территории будут проводить концерты камерной музыки, историко-литературные вечера, театрализованные представления, презентации и многое другое. В выставочном павильоне откроют художественный салон. Благодаря этому будет организована торговля произведениями живописи, фотоработами, сувенирной продукцией, краеведческой литературой и т.д.

Архитектурный памятник «Ласточкино гнездо» будет любимым местом туристов и людей, любящих искусство. Выставки и прекрасные концерты, безусловно, найдут своих постоянных зрителей.

В ближайшей перспективе — проведение на территории замка балов для молодежи под сопровождение изысканной живой музыки. Так что, возможно, мы скоро станем свидетелями и участниками первого бала для девушек Ялты.

"Ласточкино гнездо" – тот самый игрушечный замок на отвесной скале, который украшает почти все обложки туристических изданий о Южном береге Крыма. Шутка ли, даже на обложке National Geographic этот замок успел побывать. И это при том, что и замком настоящим это сооружение назвать нельзя.

"Ласточкино гнездо" чисто декоративно, да ещё и рассыпается, всё время реставрируется… У меня эта крымская достопримечательность всегда вызывала спорные чувства. Какая-то смесь чуда и разочарования.

Но быть возле Ялты и не посетить всем известную «жемчужину» – тоже не дело. Только надо это сделать правильно…

История

Так откуда появился замок "Ласточкино гнездо"? К сожалению, никаких романтических историй не расскажу. Место на скале с прекрасным видом на море сначала облюбовал какой-то генерал и построил себе дачу. Это произошло году в 1880, здание было деревянным. Потом участок с домом переходил от одного владельца к другому, попутно оно получило своё красивое имя – Ласточкино гнездо. А в 1901 году участок купил барон Штейнгель и решил построить романтический замок, как в его родной Германии. Так и появился замок в таком виде, каком мы его узнаём сейчас.

Но смена хозяев на этом не прекратилась. "Ласточкино гнездо" переходило из рук в руки, а одно время и вовсе было заброшено – пережило крупнейшее землетрясение в Крыму. И вот, после установления советской власти на полуострове замок стал доступным для всех. Кстати, уже в 1968 году пришлось укреплять основание замка, чтобы он… не упал в море.

Замок "Ласточкино гнездо" в Крыму: сегодня

И немного неинтересной современной истории. "Ласточкино гнездо" постоянно используют под разные цели. Довольно долго тут был итальянский ресторан с сомнительной кухней и непомерно высокими ценами. Потом проводились выставки художников, а теперь нам показывают внутренний интерьер замка . Одно время вход на территорию делали платным, но это было незаконно.



Сейчас опять реконструкция и надо быть готовым к тому, что на «балкончик» над морем выходить запрещено. Придётся довольствоваться видами на заднюю часть замка. Но! Всё равно дух захватывает, когда смотришь на эту 40-метровую скалу, увенчанную каменным дворцом с башенками. Да и вообще, этот сказочный замок носит статус объекта культурного наследия федерального значения. Так что ехать смотреть надо, а лучше идти или плыть к этой хрупкой красоте.

"Ласточкино гнездо": где находится и как лучше добраться

Адрес замка: Россия, Крым, Большая , посёлок Гаспра, Алупкинское шоссе 9а. Точные координаты для онлайн карт: 44.430662 N, 34.128532 E. Для GPS-навигаторов: 44°25.839", 34°7.119.

А теперь понятным туристическим языком. "Ласточкино гнездо" находится в 20 км от Ялты и основной поток туристов приезжает именно из Ялты. Возле самого "Ласточкиного гнезда" есть посёлки, входящие в состав Большой Ялты: Гаспра и Курпаты. Добраться до замка можно аж тремя способами. И вот будьте уверены, что от вашего выбора зависит восприятие самой достопримечательности. Итак, добраться можно:


Если вы добирались до замка от Ливадийского дворца или на маршрутке/машине, то вы окажетесь на остановке "Ласточкино гнездо". Здесь можно начинать делать первые кадры с обзорных площадок, но до дворца ещё надо пройти 800 метров по лесенкам мимо санаториев.

И вот он – сказочный замок – возвышается на скале и так и просится под прицел камеры. Можно насладиться его эстетическими преимуществами и сделать хорошие фотографии.

"Ласточкино гнездо": лучшие локации для фото

Поделюсь своими любимыми и самыми выигрышными площадками для фотографирования "Ласточкиного гнезда" и себя на его фоне:


Что делать на "Ласточкином гнезде"

Кстати, немного важной практической информации: с ноября по май дворец-замок работает с 10:00 до 16:00 (понедельник – выходной), а с июня по октябрь – с 10:00 до 19:00 (без выходных). Вход бесплатный. На самом входе есть бесплатный туалет. С фотографиями всё понятно, – это одно из главных развлечений тут. Есть ещё несколько опций для времяпрепровождения, на любителя.


Где покушать возле "Ласточкиного гнезда"

Вероятно, что никто не станет оспаривать тот факт, что Ласточкино гнездо является визитной карточкой Большой Ялты , да и всего Крымского полуострова. Даже те, кто никогда не был в Крыму, его узнают на фотографиях и картинах – настолько известное это место! А находится Ласточкино гнездо в курортном посёлке Гаспра, на краю отвесной сорокаметровой Аврориной скалы, которая является крайней точкой мыса Ай-Тодор. Название мыса Ай-тодор переводиться как "святой Федор" с греческого языка.

Географические координаты Ласточкиного гнезда на карте Крыма GPS N 44.430722 E 34.12825

Опыт подобного строительства на горных обрывах Крыма уже был. За двадцать лет до возникновения Ласточкиного гнезда, в Форосе на краю Красной скалы был построен Храм Воскресения Христова на высоте 412 метров над уровнем моря. Этот храм стал, своего рода, вдохновителем на строительство нового замка. Но, к сожалению, судьба этой постройки складывалась менее удачно, чем Форосской церкви.


Высота замка - Ласточкино гнездо составляет 12 метров, длина 20 метров, ширина 10 метров. Замок находится на отвесной скале Аврора. Замок сделан в нео-готическом стиле - с виду кажется декорацией к мультфильму с волшебниками и сказочными замками. Как только Крымский полуостров завоевала Российская Империя, земли южного побережья стали застраиваться замками и парками. Богатые люди активно покупали земельные участки, которые впоследствии обустраивали для проведения летнего отдыха. Первый домик на Аврориной скале был деревянным, а его владельцем являлся отставной генерал. Этот домик очень романтично назывался «Замком любви».

К сожалению, точно неизвестно в честь кого (или чего) была возведена данная постройка, но очевидно, что только тёплые чувства могли послужить стимулом для создания такой красоты. Кстати, «Замок любви» можно увидеть на картинах Айвазовского, Боголюбова и Лагорио. Позже Ласточкино гнездо стало принадлежать придворному врачу Ливадийского дворца А.К. Тобину, а после смерти его жене. Позднее его купила московская купчиха Рахманина, которая и дала название этому домику – «Ласточкино гнездо». А уже в 1911 году эти места были выкуплены немецким нефтепромышленником бароном фон Штенгелем, который и занялся строительством нового Ласточкиного гнезда, которое сохранилось по сей день.


Строительство проходило под руководством А.В. Шервуда – сына московского архитектора, самой известной работой которого является Исторический музей на Красной площади. Шервуд видел этот замок небольшим, со стрельчатыми окнами и шпилями. В целом, замок соответствовал готическому архитектурному направлению. Внутри Ласточкино гнездо также выглядело миниатюрно: двухэтажная башня вмещала в себя гостиную, прихожую и две спальни. Во дворе располагался небольшой сад. В 1914 году в здании Ласточкиного гнезда работал ресторан, владельцем которого был купец Шелапутин, выкупивший его у предыдущего владельца. Но военные действия вынудили Шелапутина покинуть страну. Он эмигрировал в Германию, где и умер. После его смерти ресторан «Ласточкино гнездо» пришлось закрыть.


Некоторое время Ласточкино гнездо пустовал, а в 1927 году он подвергся частичному разрушению. Причиной послужило землетрясение 1927 года, в результате которого сад обвалился в море, а в скале под замком образовалась огромная трещина. Сам же замок остался практически нетронутым, но аварийно опасным. В тридцатых годах 20 столетия Ласточкино гнездо стало залом для чтения, который принадлежал одному из местных домов отдыха. А позже туда и вовсе перестали пускать посетителей, так как в любой момент замок мог обрушиться. Но всегда находились отважные туристы, которые вопреки всем запретам пробирались к замку, чтобы сделать фотографию на память.

Нуждалось в сложнейшем ремонте. Выдвигались различные предложения по поводу его проекта и организации. Одним из предложенных решений был полный демонтаж здания с целью его воссоздания в более безопасном месте. Предполагалось, что каждый кирпич и деталь будут пронумерованы, чтобы новый замок был идентичен оригинальному. Но эта идея не нашла поддержки в верхах советской власти. Сорок лет после землетрясения никто не решался на восстановление Ласточкиного гнезда, и только в конце 60-х нашёлся архитектор - И.Г Татиев, который взял на себя ответственность за проведение ремонта. Колоссальная и опасная работа была проведена по устранению трещины. А для усиления всей конструкции под скалой установили железобетонную плиту.


В самом начале 2000-годов Ласточкино гнездо снова становится доступным для посетителей. В его стенах снова был организован ресторан итальянской кухни, а вокруг замка расположились торговцы крымскими сувенирами. В 2011 году ресторан был закрыт, а Ласточкино гнездо получило статус архитектурного и исторического памятника национального значения и стало называться дворцом-замком. Множество выставок проходило в его залах, а экспозиции менялись каждые два месяца.


Так продолжалось до 2013 года, пока в подпорной плите не были обнаружены трещины. Ласточкино гнездо снова закрыли для проведения ремонтных работ. Но несмотря на все преграды, этот памятник архитектуры по-прежнему является самой известной и посещаемой На южном берегу Крыма, Ласточкино гнездо узнаваемо на ровне с и и является негласным символом Крыма.

Ласточкино гнездо на карте Крыма

Замок Ласточкино гнездо – визитная карточка, эмблема и символ Крымского полуострова. Внешне он очень напоминает рыцарские замки Средневековья, некогда распространенные в странах Европы, и является самым миниатюрным дворцом. В Ласточкином гнезде знаменитые режиссеры неоднократно снимали кино. Наиболее известный фильм – «10 негритят» Говорухина, поставленный по роману А. Кристи.

Где находится замок Ласточкино гнездо. Ставший важной архитектурно-исторической памяткой, находится в Крыму (Украина), в пос. Гаспра, относящемся к Ялтинскому горсовету. Он стоит на скале Аврора, которая входит в состав мыса Ай-Тодор (татарское название – в переводе на русский оно означает «Св. Федор»). Это – живописнейшее место черноморского побережья несколько десятков лет балансирует над морской пучиной, грозя сбросить с себя грандиозное сооружение, возведенное руками талантливого архитектора: высота скалы составляет 40 метров.

Замок Ласточкино гнездо действительно поражает своими «птичьими», то есть достаточно компактными размерами и является самым маленьким дворцом в мире. Высота замка Ласточкино гнездо достигает порядка 12 метров, а общая площадь равна всего лишь 10 м х 20 м. Кроме того, к высоте замка также стоит приплюсовать высоту скалы, на которой он высится – а это 40 метров дополнительно. Благодаря такому раскладу дворец стал невероятно знаменитым и архитектурно приобрел компактную ступенчатую композицию. Внутреннее устройство здания включает в себя 2 спальных комнаты, последовательно расположенных одна над другой, лестницу, гостиную и прихожую. Башня – двухэтажная, гордо возвышающаяся над пропастью. Ранее рядом со строением находился еще сад, однако из-за сильного землетрясения он обрушился в море.

История замка Ласточкино гнездо

Первая постройка на указанном месте была из дерева. Ее соорудили после войны с турками 1877-1878 годов для одного из отставных русских генералов. Далее она отошла во владение А. К. Тобина, бывшего на то время придворным лекарем. Хотя информации о нем дошло до наших дней невероятно мало, однако известно, что это приобретение стало его данью моде иметь «дачку на берегу моря», которая получила невероятно большое распространение на то время среди дворцовой – и не только – знати.

После кончины придворного врача причерноморской дачей завладела его вдова, которая впоследствии продала участок вместе с домом Рахманиной, купчихе из Москвы. Именно она приложила немало сил для придания дому благородного вида, разрушив его до основания и выстроив замок (на тот момент деревянный), именованный ею Ласточкиным гнездом.

Облик, более близкий к современному, замок получил благодаря стараниям барона Штейнгеля, бакинского нефтяного магната, любившего выезжать на отдых в Крым. Он, купив дачный участок, размещенный на Аврориной скале, решил превратить это строение в романтический дворец, напоминающий средневековые замки с рейнских берегов. План нового здания он доверил сделать Л. Шервуду, потомственному архитектору, сыну В. Шервуда, которому принадлежит авторство музея на Красной площади столицы. Так, в 1912-ом на теснейшем клочке скалистой земли отрога Монастыр-Бурун уже возвышался уникальный готический дворец.

Далее он перешел в руки П. Шелапутина, московского купца, который приобрел имение в начале Первой мировой. Он основал в Ласточкином гнезде ресторацию, которая вскоре была закрыта по причине смерти владельца. В 30-х годах 20 столетия там расположился читальный зал, принадлежавший одному из местных домов отдыха. После того, как здание признали аварийным, его тоже закрыли. Причина была более чем объективной: землетрясение 1927-го причинило замку немалый ущерб, пустив глубокий разлом от центра к верхней площадке, поэтому здание могло в любой момент обрушиться (кусок опорной башни упал-таки вниз, а площадка угрожающе завила над пучиной).

Лишь спустя 40 лет поле того стихийного бедствия Ласточкино гнездо смогли восстановить, причем не разбирая самих стен. Было это в 1967-1968 гг. Возглавил работы архитектор Г. Татиев, автором проекта выступил конструктор Н. Тимофеев. После этого дворец стал сейсмоустойчивым и приобрел дополнительно 4 шпиля. Затем архитектурный памятник был заново открыт для посещения. Сейчас опять готовится реконструирование и укрепление его внешних конструкций.

Кроме того, очаровательный замок, словно застывший в невесомости, во все времена привлекал к себе внимание достойных представителей творческих профессий. Так, в 1901-ом году, когда у барона Штейнгеля отдыхал его близкий друг Лагорио (художник), он не мог не запечатлеть на своем холсте это уникальное сооружение – и написал пейзаж, в качестве центральной композиции которого был взят полуразрушенный особняк. А картина так и была названа – «Ласточкино гнездо». Замок также присутствует на картинах, созданных известными маринистами – Айвазовским и Боголюбовым.

Легенда замка Ласточкино гнездо

Безусловно, оригинальный замок Ласточкино гнездо, расположенный между небом и землей (точнее – водой), не может не иметь собственной легенды. А она гласит, что некогда в тех местах любила встречать рассветную зарю богиня Аврора. И была она настолько прекрасна, что очаровала Посейдона, бога морей. Но девушка не могла жить без солнечной зари и отвергла его любовь.

Посейдон, зная, что его чувство к красавице безответно, губил у побережья сильными штормами один корабль за другим, пока не вспомнил о чудесной диадеме: только с помощью ее он сможет заворожить богиню Аврору. Тогда Посейдон решил применить хитрость и подговорил повелителя ветров Эола затянуть рассветное небо свинцовыми тучами, сквозь которые не пробивался бы ни один луч.

И вот, когда Аврора задремала, ожидая восхода солнца, великий бог морей подкрался к девушке, чтобы зачаровать ее. Но диадема выскользнула из рук Посейдона и упала. Один из алмазных осколков, отскочивших от нее, застрял в расщелине между скал и, озаренный лучами яркого светила, превратился в изумительный замок, навсегда оставшись символом неразделенной любви.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook