Рейксмузеум амстердам картины. Достопримечательность Амстердама: Государственный музей (Рейксмузеум). Сколько времени нужно для посещения Rijksmuseum

Рейксмузеум (нидерл. — Rijksmuseum) — главный государственный музей Амстердама, один из самых известных в мире художественных музеев, входит в топ-20 самых посещаемых музеев мира. Находится музей на Мюзёмплейн, рядом с музеем Ван Гога и музеем современного искусства Стеделейк .

Здание Рейксмузеума был открыто для публики в 1885 году. Каждый год Рейксмузеум посещают около 2 миллионов человек.

Картины в Рейксмузеуме

Коллекция Рейксмузеума иллюстрирует историю Голландии от Средневековья до современности. Всего в коллекции музея находится около 1 миллиона предметов искусства с 1200 до 2000 годы. На 4 этажах музея, в 80 залах выставлено около 8000 экспонатов.

Произведения в Рейксмузеуме — это многочисленные работы голландских мастеров XV-XIX веков, главными из которых являются Рембрандт, Вермеер и Халс.

Помимо художественной коллекции живописи, в музее представлены скульптуры, археологические находки, старинные артефакты, декоративно-прикладное искусство, искусство восточных стран, рисунки, гравюры и фотографии, работает старейшая библиотека по истории искусств. В экспозиции также представлены коллекции миниатюрных изделий из серебра, музыкальных инструментов, стекла, фарфора, большое количество моделей кораблей. В музее также есть небольшая азиатская коллекция, которая выставлена в азиатском павильоне.

Главными шедеврами, которые в обязательном порядке стоит увидеть каждому посетителю, являются «Доярка» Вермеера, «Автопортрет» Ван Гога и самая известная картина Рембрандта «Ночной Дозор».

«Ночной Дозор» Рембрандта — самая большая и знаменитая картина Рембрандта (379,5 см в высоту и 453,5 см в ширину) — находится в центральной части Галереи Рейксмузеума.

Государственный музей Рейксмузеум предлагает своим посетителям различные экскурсии на английском языке, а также аудиогиды для мобильных устройств на русском языке. Более подробную информацию о заказе экскурсии и стоимости билетов можно посмотреть на официальном сайте музея .

История музея

Музей был основан в 1800 году королем Голландии Луи Бонапартом.

Изначально коллекция размещалась в Королевском дворце. Здание Рейксмузеума начало строиться в 1877 году. Открытие музея для публики состоялось в 1885 году.

Музейная коллекция пополнялась с каждым годом и через 5 лет к зданию музея был пристроен еще один корпус — ныне «крыло Филиппа». Еще одно архитектурное изменение произошло в 1906 году — один из залов музея был перестроен специально для огромной картины Рембрандта «Ночной дозор». В 1920—1950 гг. менялся интерьер музея — большинство стен были закрашены в единый цвет. В 60х годах 20 столетия появляются два внутренних двора. Позже музей подвергался лишь небольшим реставрациям.

Реконструкция музея происходила 10 лет с 2003 по 2013 год: экспозиция музея была закрыта, а его картины в это время выставляли на других площадках. 13 апреля 213 года музей был вновь открыт для посетителей.

Режим работы и стоимость билетов

Государственный музей Рейксмузеум работает каждый день вне зависимости от праздников с 9.00 до 17.00. Магазин при музее и местное кафе открыты на час дольше — до 18.00.

Стоимость билетов в музей:

  • взрослый — 20 евро (онлайн 19 евро)
  • детский (до 18 лет) — бесплатно.

Бесплатное право посещения музея также имеют обладатели музейных карт (Museumkaart) и карт I Amsterdam City Card, музейные сотрудники, а также «Друзья музея».

Билеты можно купить онлайн на официальном сайте музея . Билет действителен в течение 12 месяцев с даты покупки. Приобретая билет онлайн, вы избегаете очереди в кассу. В среднем в самые загруженные месяцы (это апрель, май и август) время ожидания в кассе составляет 20-30 минут. Меньше всего людей приходит до 10 утра и после 3 часов дня.

Обратите внимание, что билеты, купленные на сайте, стоят дешевле.

Купить билеты в Рейксмузеум без очереди

Данные билеты действительны на протяжении всего дня. Можно выйти из музея, а затем вновь вернуться для осмотра выставок. В музее проводятся разнообразные экскурсии и игровые квесты для настоящих ценителей искусства.

Видео о Рейксмузеуме:

Амстердама Рейхмузеум (Rijksmuseum) является крупнейшим в Нидерландах и во всей Европе. На его огромной площади экспонируются картины и предметы различных стран и эпох. 260 залов вмещают 30 000 скульптур, 5 000 картин, гравюры, рисунки, предметы быта и объекты археологических раскопок. План музея вы найдете в прикрепленном файле внизу, в формате pdf.

Самые известные картины государственного музея Амстердама

Самой известной выставленной здесь картиной считается «Ночной дозор» Рембрандта (1642 г.). К тому же, это самое большое из выставленных полотен, хотя оно было частично обрезано в XVIII веке. Все изображенные персонажи очень символичны, и до сих пор хранят в себе множество загадок. Зал экспозиции «Nacht wacht zaal».

Вторым по популярности среди посетителей является Вермеер. Сложно оценить, какая из 4 оставшихся его картин привлекает большее количество зрителей: «Молочница», «Любовное письмо», «Маленькая улочка», «Девушка, читающая письмо ». Их, а также наброски к этим творениям, можно увидеть в зале «Eregalerij»

Одним из первых экспонатов музея стало творение Яна ван Эйка «Готический храм с фигурами ». Сейчас, проходя в крыло «Gothic» можно полюбоваться и этим раритетом.

В залах выставлены несколько произведений Луки Лейденского – известного голландского художника начала XVI века. В частности, его кисти принадлежит «Проповедь в церкви» .

Картины Гойи, например, «Портрет Дона Рамона де Посадо» можно увидеть в зале 1.13. Последние рентгенографические исследования выявили под слоем краски еще одно творение мастера.

Подлинник статуи «Сидящий Амур» (1757 г.), известный также как «L"Amour Menaçant» - «Грозящий Амур» работы Фальконе выставлен именно в Рейхмузеуме в зале 1.9.

Конечно, Государственный музей – это не музей эротики или музей секса. Но и здесь есть близкая к ним по тематике экспозиция «Аморальные женщины». Сюда относится картина «Лот и его дочери» (Хендрик Гольциус, 1616). Увидеть сюжет библейской легенды можно в зале 2.1.

В музее так же представлены изображения азиатских богов, например фигурку Будды , сидящего в нише. Эта композиция вырезана из одного куска черного известняка более 1000 лет назад. Творение неизвестного автора можно оценить в зале «Asia».

Свое место в залах нашли и достаточно современные ювелирные украшения в стиле Art Nouveau. Например, «Расческа в форме двух стрекоз» (1904 г.) находится в зале 0.9 – Z8.04.


Адрес:

Текст: natalya-51

КОММЕНТАРИИ: 26 Написать Ответы

Rijksmuseum

Официальный сайт музея: rijksmuseum.nl
Адрес: Jan Luijkenstraat 1, 1071 CJ Amsterdam

Rijksmuseum (Государственный музей) в Амстердаме существует уже более двухсот лет и на сегодняшний день является одним из самых интересных музеев в мире. Самая первая экспозиция музея была открыта для публики в 1800 году (в то время музей носил имя Nationale Kunstgallerij – Национальная Художественная галерея). С тех пор он несколько раз переезжал, прежде чем в Амстердаме, в 1808 году по указу короля Нидерландов Луи Бонапарта, брата Наполеона, было построено собственное здание музея, в то время называвшегося Королевским музеем. Своё современное название он получил позднее, в 1815 году по специальному указу короля Вильгельма I. В 1885 году Государственный музей переехал в красивое здание, построенное голландским архитектором Петрусом Кейперсом (Petrus Cuypers JH), в модном в то время стиле неоренессанса.

Уникальная коллекция музея, накопленная на протяжении веков, содержит множество шедевров голландского и мирового искусства. Здесь можно увидеть великолепный «Ночной дозор» Рембрандта, несколько картин Вермеера, Ван Дейка и Яна Стена. Музей обладает редкой по своей значимости коллекцией азиатского искусства, обширной коллекцией гравюр, рисунков и классической фотографии.

В настоящее время основное здание музея находится на реконструкции, которая будет завершена весной 2013 года. Все самые важные картины из коллекции музея можно увидеть на экспозиции, открытой в отремонтированном в 1996 году крыле музея, расположенном на углу улиц Jan Luijkenstraat и Hobbemastraat.

Фото и видеосъемка в стенах музея запрещена. Билеты можно приобрести заранее, даже за несколько месяцев, через официальный сайт музея.

Небольшая выставка картин из коллекции Rijksmuseum работает в терминале аэропорта Схипхол (Schiphol), в Амстердаме. Посетить её можно после прохождения паспортного контроля. Вход свободный.

Национальный музей Нидерландов – Рейксмузеум

В знаменитом голландском Рейксмузеуме, в одном зале по соседству находятся работы Скореля и портреты, созданные его учеником Мартеном Ван Хеемскерком. На портрете запечатлен зажиточный купец из Амстердама Питер Биккер вместе со своей 26-летней супругой Анной Кодде.

Это один из наиболее красивых портретов, когда-либо написанных в Голландии. Молодая женщина, одетая по моде тех лет, изображена около прялки и своими нежными пальчиками слегка придерживает тончайшую белую нитку. В первой трети XVI столетия такая прялка, снабженная колесным приводом, была самым последним изобретением и встречалась очень редко и лишь в домах богатых горожан, занимающих довольно высокое общественное положение. Далее запись сообщает, что портрет был выполнен в 1529 г., когда Дирк Якобс и Корнелис Тениссен создавали знаменитые групповые портреты членов стрелковой гильдии. Стоит отметить, что эти портреты были очень характерны в то время.

Между северными и южными провинциями в XVI столетии существовала крепкая культурная связь. Об этом свидетельствует творчество Питера Артсена, родившегося в Амстердаме. Ещё, будучи молодым юношей, он переехал крупный город Фландрии – Антверпен, именно там он получил широкую известность как основоположник бытового жанра в Европе. Позже он вернулся на родину и продолжил работу в реалистическом направлении. В Рейксмузеуме находится фрагмент картины «Поклонение пастухов». В экспозициях музея представлено ещё несколько полотен Артсена, в т.ч. «Танец среди яиц». Это типичная бытовая сценка из сельской жизни. В деревенской корчме перед горящим очагом пустился в пляс худенький паренек. Вокруг разбросана яичная скорлупа, устричные раковины и увядшие полевые цветы. Другой весельчак в одной руке держит бокал с вином, а другую положил на плечо молоденькой служанки. По его виду, можно понять, что он громко поет разудалую песню. Полотно было написано, чтобы прославить радость крестьянской жизни, но скромная обстановка, окружающая посетителей корчмы, скованность в их движениях, не дает нам возможности почувствовать это. В этой веселости присутствует какая-то напряженность. Только девушка, вероятно списанная с натуры, демонстрирует свою непосредственность и естественность.

Работы Артсена были новшеством: в европейских странах ещё никто не пытался написать картину на тему крестьянской жизни и бедных слоев общества, но спустя непродолжительное время у него появились последователи. Одним из них, его ученик Иохим Бейкелар (1543 – 1573) из Антверпена. В Рейксмузеуме есть большое полотно его работы, которое называется «Кухня». В небольшом помещении изображена сценка из Евангелия. Но главной темой является огромный натюрморт, который заполнил почти все полотно. Над столом развешаны колбасы, куры и индейки. Парочка красивых стройных служанок, возможно, написанных с одной модели, напоминают героинь Артсена.

Так, в голландском искусстве XVI столетия зарождались новые, связанные с изображением разнообразных сторон жизни жанры: бытовая сценка, натюрморт, пейзаж. В XVII веке они достигли вершины своего расцвета. И в это время искусство делится на две части. Разное историческое развитие двух частей Нидерландов этой поры приводит к образованию двух разных художественных школ.

В XVII веке было популярно творчество Хендрика Аверкампа, специализирующийся на тонко написанных небольшого размера рисунках зимнего пейзажа с мелкими человеческими фигурками. Тут крестьяне и модные щеголихи. Кто-то отлично держится на голубоватом искрящемся льду, а кто-то упал. Красота зимней природы предстает перед зрителями во всей красе. Полотно сочетает в себе бытовой жанр и пейзаж.

Такие же чувства вызывает и маленькая картинка Эсайаса Ван де Вельде «Общество в парке». Это лишенная каких-то ярких событий обычная жизнь. Радостная, модно одетая молодежь устроила пирушку посреди красивого парка. Вельде уделяет большое внимание воспроизведению посуды, зелени кустарников, все, что делает жизнь красивее. Вельде работал в Гарлеме вместе с самым крупным голландским художником той эпохи Франсом Хальсом.

Для живописи XVII в. характерен своеобразный реализм. Живописцы стремятся опоэтизировать окружающий мир. Они изображают определенные объекты, достигая при этом виртуозности. Одни пишут море, другие просторы полей, третьи домашнюю утварь, здания или сельские посиделки.

Мастера старались постичь своеобразное очарование бытовых предметов. Люди, имеющие представление об истории живописи голландцев, посетив музей, узнают картины.

В основном здесь рисовали море и суда, что вполне естественно для приморского государства, в жизни которого большую роль играют рыбная ловля и путешествия. В начале XVII в. небольшое государство Нидерланды были мощной державой, и его благополучие в огромной степени было основано на торговле с дальними странами.

Родоначальником маринизма был Хендрик Вром. Его большой холст в Рейксмузеуме представляет отправку в Ост-Индию морской эскадры в 1598 г. В центре картины находится «портрет» флагмана эскадры судна «Маврикий», который исполнен с огромной точностью. Возможно, этой точности Вром добился, так как в юности был моряком, а затем принимал многочисленные заказы от моряков и судовладельцев. Художники Голландии не ограничивались точным копированием. Достоверность всегда ценится высоко, но задачи живописи несколько иные. Это не фотография: художник вносит в произведение своё понимание красоты природы, любовь к горам и полям, солоноватому морскому ветерку, к постоянно меняющим своё положением облакам на небосводе.

Ван Гойен известен благодаря небольшой картине «Вид Дордрехта». Над одним из древних городков возвышается собор со строящейся башней и крыльями десятков ветряных мельниц. Сам город словно сдвинут в окутанный туманной дымкой воздух. Это волшебство вечернего освещения на водной глади – просто завораживает. Гайен опускает горизонт, и небосвод занимает около восьмидесяти процентов площади картины, из-за чего представляется бесконечно высоким. На холсте бесподобно передана подвижность облаков. Воздух, который словно окутывает все изображенные объекты – самое замечательное достижение голландских пейзажистов.

Особое место в живописи этого периода занимают изображения животных. Появляются художники-анималисты, которые великолепно писали пейзажи. Самым талантливый из них, ушедший из жизни в 29 лет, Пауль Поттер. В музее представлена его небольшая по размеру картина «Лошади на пастбище», которая вызывает представление о бескрайних просторах полей. В стройном жеребце Поттер увидел совершенство природы.

Ян Асселейн создал большое полотно «Лебедь в опасности». Белоснежный лебедь, защищая свою гнездо и потомство, выгнул свою прекрасную шею и бьет крылами с такой силой, что около него разлетаются перья. Рядом с ним видна голова плывущей собаки. Через несколько лет владелец картины повелел написать на табличке внизу картины пояснение. Многие предполагали, что лебедь олицетворял Яна де Витта, практически стоявшего во главе государства. Так, сценка из жизни птиц, превратилась в злободневную политическую аллегорию. «Лебедь в опасности» – первая картина, приобретенная в 1800 г. для Национальной художественной галереи.

В Рейксмузеуме находится большая коллекция картин великого Рембрандта. В конце XIX в. здесь были такие крупные его произведения, как «Ночной дозор», «Еврейская невеста» и другие. Но общее количество его работ было небольшим. В конце прошлого столетия это собрание было дополнено и расширено. Несколько полотен было приобретено или получено в дар. Некоторые холсты переданы музею для экспонирования. Например, «Слепой Товит и Анна с козленком». Рядом представлены работы учеников Рембрандта.

В Амстердаме недалеко от «Дома Рембрандта» расположен великолепный особняк богача Яна Сикса. Потомки Яна Сикса очень бережно относятся к известному портрету их предка, написанному Рембрандтом в 1654 году. Черная фетровая шляпа великолепно сочетается с рыжеватой шевелюрой, а темный камзол – с ярко-синим плащом. Необыкновенная широта мазка в те времена казалась странной, а произведение незаконченным. Вероятно, у Сикса был широкий взгляд на искусство, чтобы оценить совершенство этого живописного эскиза.

На картине Сикс готовится выйти из дома, он уже накинул плащ. Но все его действия происходят автоматически, так как спокойное лицо выражает задумчивость и некую отрешенность. На этом полотне можно увидеть огромный диапазон разнообразных приемов живописи, которые талантливо использует Рембрандт.

Этот музей часто сравнивают с Лувром, его постоянно перестраивают, здесь собрана самая потрясающая коллекция голландских живописцев Золотого века и только здесь, можно увидеть картину-легенду «Ночной дозор» Рембрандта. Это государственный музей Рейксмузеум в Амстердаме.

История музея началась в 1800 году, именно тогда финансисту Александру Хорелу, пришла идея создать в Амстердаме музей подобный Лувру. В Гааге была создана галерея, которая включала в себя полотна и раритеты, принадлежащие династии Габсбургов. Когда Луи, брат Наполеона Бонапарта, стал королем Нидерландов, он категорично заявил, что национальный музей будет расположен в Амстердаме. Коллекцию первоначально разместили во дворце короля и присоединили к ней ценные экспонаты, принадлежащие королевской династии.

Коллекция расширяется и в 1863 году заходит речь о необходимости отдельного здания под музей. Лучшие архитекторы предлагают свои проекты, но почти шесть лет придирчивая комиссия не может отдать предпочтение тому или иному варианту. Наконец в 1876 году конкурс выигрывает Петрус Куиперс. Архитектор придерживался прогрессивных взглядов, его отличало стремление создать новое направление в архитектуре, Куиперс был одержим идеей нового национального стиля. В результате он строит величественное здание, которое сочетает в себе несколько архитектурных стилей.

Готика, элементы эпохи возрождения, ренессанс… Внутреннюю отделку выполнили лучшие мастера. Стены музея украшены изразцами, расписаны в стиле классического голландского искусства, витражи изображают сцены из истории. В целом здание музея полностью отвечало вкусам католиков. Король Вильям, который в то время занимал нидерландский престол, воспринял новостройку более чем прохладно. И с момента открытия, с 1885 года здание государственного музея не знает покоя. Изменения в его структуру вносили регулярно.

Через пять лет после открытия к зданию музея сделали пристройку. Были собраны обломки старинных зданий, из них сделали целую секцию. По замыслу архитекторов, здание должно было показывать все этапы развития голландской архитектуры. В 1906 году в Рейксмузеуме появился особенный зал. Это крыло Филипс или зал одной картины. Центральное место занимает «Ночной дозор» Рембрандта. Начиная с 1942 года, неоднократно менялся интерьер, само здание уже не тревожили.

В XXI веке музей подвергли масштабной реставрации, удалили перекрытия между дворами, тщательно восстановили внутреннее убранство. Такого собрания живописцев Золотого века нет ни в одном музее страны. Голландия, которой правили в XVII веке протестанты, была олицетворением нравственности и пуританства. Страна процветала, жители богатели. Основные мотивы в изобразительном искусстве: семья, трудолюбивые горожане, пасторальные картины сельского быта, сюжеты из Ветхого завета.

Настоящие шедевры известные всему миру это « Служанка наливающая молоко» Вермеера, «Еврейская невеста» Рембрандта, «Мост в Амстердаме» Брейтнера.Иностранные коллекции музея тоже богаты. Есть художники русской школы авангарда, итальянские, испанские и французские живописцы. В государственном музее Амстердама находиться «Портрет Рамона Сатуэ» Гойи, «Кимон и Перо» Рубенса, «Мадонна с младенцем», принадлежащая кисти Мурильо. Гордость Рейксмузеума в Амстердаме - отделы скульптуры и прикладного искусства.

В музее находится подлинник знаменитой статуи Фальконе « Грозящий Амур». Почти пять тысяч экспонатов, в том числе ювелирные украшения, ткани, оружие, мебель, майсенский фарфор. В музее есть залы, где полностью восстановлена бытовая обстановка времен Средневековья. На весь мир известен кукольный домик Петронеллы Оортман, где в миниатюре и в мельчайших деталях воспроизведен особняк зажиточной голландской семьи. В экспозиции есть даже настоящий боевой корабль, захваченный флибустьерами.

Сегодня Государственный музей в Амстердаме, крупнейший в Нидерландах. Его коллекции бесценны.

На набережной одного из каналов Амстердама на целый квартал протянулось огромное здание. Традиционные в Голландии островерхие крыши, красные кирпичные стены роднят его с окружающей застройкой. Здание не отличается особыми архитектурными достоинствами, но естественно входит в общий облик города. Это Рейксмузеум - один из крупнейших художественных музеев мира .

Уже в середине прошлого века, через пятьдесят лет после создания музея, было ясно, что прекрасный старый Триппенхейс, в котором он находился, не может вместить быстро растущих коллекций. В 1876 – 1885 годах архитектор Кёйперс выстроил гигантское кирпичное здание. Неоднократно подновленное и переделанное внутри, оно продолжает служить до сих пор.

Амстердамский Рейксмузеум (голл. Rijksmuseum) – это музей истории искусства Северных Нидерландов. В его залах можно получить на редкость широкое представление о художественном развитии страны. Как уже было сказано, от средних веков здесь мало что сохранилось. Лишь начиная с XV столетия наши сведения о художественном развитии этих земель становятся более или менее подробными и полными. В музее показаны образцы деревянной и каменной скульптуры, украшавшей некогда алтари церквей, произведения ювелиров и шитые золотом облачения духовенства.

Однако наибольший интерес несомненно представляет живопись. Уже в XV веке станковая живопись была в Северных Нидерландах ведущей областью искусства, а станковые произведения, как известно, значительно лучше подходят для музейной экспозиции, чем настенные росписи или монументальная скульптура, созданные для украшения определенного здания. Последние утрачивают часть художественной выразительности, когда их переносят в музей, вырвав из первоначальной архитектурной среды. Благодаря преобладанию станковых произведений голландское искусство может быть показано в музее полнее, чем искусство многих других стран.

В XV-XVI веках культура и искусство Северных и Южных Нидерландов (то есть современных Голландии и Бельгии) составляет более или менее единое целое, причем местные школы на Севере испытывают мощное влияние крупных художественных центров, процветающих на Юге. Подобно тому как мы называем Северные Нидерланды Голландией, на Южные Нидерланды обычно распространяют название самой значительной, передовой из входивших в них областей - Фландрии. Уже в эту раннюю эпоху голландские живописцы отличаются от их фламандских собратьев большей интимностью, бытовой простотой и непосредственностью своих произведений.

На Севере первым крупным художником, с чьим творчеством мы достаточно хорошо знакомы, был Гертхен тот Синт Яне (то есть «маленький Геррит из монастыря св. Иоанна»). Гертхен работал в 80-е годы XV века в Гарлеме; там до сих пор сохранилась маленькая, потемневшая церковь монастыря, в котором он был послушником.

Среди первых картин, купленных в 1808 году по приказу Людовика-Наполеона , находилась одна любопытная вещь, внесенная в инвентарь музея под следующим названием: «Ян ван Эйк. Готический храм с фигурами ». , великий основатель нидерландской школы живописи, автор Гентского алтаря, был в то время едва ли не единственным нидерландским художником XV века, чье имя было широко известно собирателям; ему приписывали любую вещь, которая казалась достаточно старой. На этот раз его сочли автором «Св. семейства» работы Гертхена.

Написанное на небольшой деревянной доске, произведение Гертхена воспроизводит не канонический текст Евангелия, а апокрифическую легенду. Согласно этой легенде, св. Анна, мать Марии, имела еще двух дочерей, дети которых впоследствии стали апостолами - учениками Христа.

В интерьере готической церкви (церковь - «дом божий») художник помещает престарелую Анну, ее трех дочерей, их мужей и детей. Не только дети, но и взрослые отличаются ясной безмятежностью и наивностью. Женщины нянчат младенцев, старая Анна отдыхает от чтения, положив на раскрытую книгу свои очки. На каменном полу стройного храма, в самой середине картины, расположились трое маленьких мальчиков в длинных теплых рубашечках и шерстяных чулках с красными заплатками на пятках; но будущие апостолы Павел, Иаков и Иоанн играют своими атрибутами - мечом, бочечкой и чашей. Они обладают очарованием забавных живых ребятишек. С восхитительной простодушной непосредственностью Гертхен объединяет в одно целое реальность и фантазию, бытовые детали и величественную архитектуру храма. Для него интересно и привлекательно все - и великое и малое. Рядом висят еще две работы Гертхена: «Корень Иессея» и «Поклонение волхвов» с его замечательным пейзажным фоном.

Иной характер носит творчество крупного голландского художника, работавшего в последней четверти XV века и известного как Мастер Virgo inter Virgines . Условное «имя» анонима происходит от картины, еще в 1801 году находившейся в Национальной художественной галерее и поступившей оттуда в Рейксмузеум. Это «Мария с младенцем и святыми девами», или по латыни «Virgo inter Virgines» («Дева среди дев»).

Подобно свите придворных дам, богоматерь окружают роскошно одетые святые Екатерина, Цецилия, Варвара и Урсула. Их атрибуты (колесо, на котором погибла св. Екатерина; стрела - символ мученичества св. Урсулы) превращены в изящные золотые украшения. Стройные нежные женщины застыли в задумчивости, из которой их не может вывести даже игра с миниатюрным младенцем. Художник повторяет свой излюбленный, очень необычный тип женского лица с непомерно большим выпуклым лбом, тонкими бровями и полуопущенными, чуть припухшими веками. Бледные лица, неяркие, часто сероватые краски, среди которых даже красный цвет теряет свою звучность, - все это вызывает у зрителя странное ощущение чуть печальной, холодноватой отрешенности от всего земного. По своему внутреннему строю картина противостоит произведениям Гертхена, висящим в том же зале.

В творчестве обоих мастеров большую роль играет фантазия. У Мастера Virgo inter Virgines она изысканна и условна, как мадригал придворного поэта того времени, у Гертхена - пропитана реальными впечатлениями и близка к живой, разнообразной фантастике народной сказки. В произведениях многих соотечественников Гертхена сцены из христианских легенд выглядят так, как если бы они происходили в обстановке, окружающей художника и хорошо ему знакомой. Особенно последовательно этого принципа придерживается автор серии картин, изображающих «Семь дел милосердия».

Серия была исполнена в 1504 году для церкви св. Лаврентия в г. Алкмаре , поэтому ее автора условно называют Мастером из Алкмара. Семь картин составляют фриз. На каждой из них благочестивые бюргеры, исполняя завет Христа, то дают одежду нищим, то кормят голодных, то хоронят умерших и т. д. Все это происходит на чистых, вымощенных булыжником улицах голландского города. Каждое из «дел милосердия» благодаря своей бытовой конкретности напоминает жанровую сцену. В толпе уродливых нищих, слепых и калек есть один человек, который не принимает участия в действии, которого не замечают остальные. Это Христос. По мысли художника и его заказчиков, он незримо присутствует здесь, напоминая о религиозном смысле происходящего. Суховатая работа Мастера из Алкмара вводит нас в мир повседневной прозы и сурового морального долга, отдаленно предвосхищая некоторые черты голландского искусства XVII столетия.

Рейксмузеум располагает несколькими произведениями крупнейшего нидерландского художника начала XVI века - Луки Лейденского (возможно, 1489-1533). Среди них особенно интересна «Проповедь в церкви». Ренессансное церковное здание заполняет лишь две трети фона; справа вдали видна улица, где богато одетый дворянин раздает милостыню беднякам. На переднем плане тот же самый дворянин с интеллигентным, тонким лицом изображен стоящим у правого края картины; сняв шляпу он слушает церковную проповедь. Возможно, что художник работал по заказу этого человека, и группа людей вокруг него состоит из портретов его родных и друзей. От них заметно отличаются слушатели, усевшиеся полукругом перед кафедрой: тут и странные уроды и оживленный ребенок; красивая молодая женщина с улыбкой смотрит на зрителя, не обращая внимания на слова проповедника; наконец еще одна женщина спит, и на голове ее сидит маленькая сова – символ плутовства и глупости в нидерландском фольклоре. Эта странная жанровая сцена, полная неясных намеков, написана полупрозрачными жидкими мазками светлых, неопределенных красок; и мазок и цвет передают тревожное настроение, характерное для живописи Луки Лейденского.

Крупнейшим пейзажистом первой половины XVII века был Ян ван Гойен (1596-1656). В 1641 году написал он свой «Дальний вид с двумя дубами». Это ничем не примечательная местность с песчаными дюнами, типичными для голландского побережья. На вершине дюны, у подножья корявых старых дубов остановились отдохнуть двое путников; удаляющаяся фигура третьего прохожего уводит наш взгляд вдаль, к плоскому побережью, где на горизонте, слева, виднеется поблескивающая полоска воды. Облака затягивают просторы неба, сквозь них прорывается солнечный луч на дюну и на мощные полузасохшие стволы. Художник как бы изучает их с близкого расстояния, прослеживая неровности коры, почти по-человечески выразительный, напряженный изгиб сучьев. В то же время широкий простор дали воспринимается как их естественная среда и это «родство» с бесконечным пространством помогает нам ощутить величие и мощь гигантских деревьев.

Наряду со своими основными разделами - старого нидерландского искусства и XVII века - Рейксмузеум располагает значительным собранием голландских картин XVIII, XIX и XX веков. Среди произведений XVIII века представляют интерес работы Корнелиса Троста (1697-1750), автора портретов и жанровых сцен, часто воспроизводящих эпизоды из театральных спектаклей. Следуя традициям предшествующего столетия, Трост пишет огромный групповой портрет попечителей приюта в Амстердаме (1729). Однако значительно интересней и привлекательней небольшой этюд одного из попечителей - Яна Лепелтака, висящий в том же зале. Он написан легко и непринужденно. В нем более, чем в большом портрете, заметно воздействие национальной живописной традиции.

Есть в Рейксмузеуме и произведения иностранных мастеров - итальянцев, испанцев, фламандцев. Их немного, но некоторые из них не могут остаться незамеченными: парные портреты флорентийского архитектора Джулиано да Сангалло и его отца Франческо Джамберти, работы Пьеро ди Коэимо (1462- 1521), «Распятие» Эль Греко (1541-1614), ряд портретов Ван Дейка (1599-1641), «Портрет дона Рамона Сатуэ» (1823), Гойи (1746-1828) и др. Однако, как бы они ни были интересны, они составляют лишь второстепенное, боковое ответвление в коллекции Рейксмузеума .

Понравилось? Лайкни нас на Facebook