Исторические города вокруг чешской будеевице. Ческе-Будеёвице. Информация о городе

Как ехать

От автовокзала Флоренц на автобусе до Чески Крумлова или Чески Будеевиц (внимание! Есть еще Моравские Будеевицы, поэтому если наводите справки в кассе или у водителя, следует название города произносить полностью).

Мы ехали по маршруту Прага – Чески Крумлов – Чески Будеевице – Глубока – Прага. Это, как мне кажется, оптимальный маршрут для осмотра этой части Чехии и трех главных туристических жемчужин. Для этого нужно поработать с автобусным расписанием – чтобы все оптимально состыковать по времени.

Чешский историк и летописец Вацлав Бржезан пишет об основании города следующее: «В 1263 году господин Гирзо или Гирш, рыцарь и бургграф на замке Звиков, при жизни Пржемысла, второго короля того имени, по велению короля господина своего в Будеевицах, не бывших еще огороженным городом, он планировал монастырь».

Всю свою историю город оставался верным королевской власти, за что получал королевские привилегии. Например, в 1351 г. Карл IV обязал купцов, следующих из Австрии в Чехию и обратно, делать обязательную трехдневную остановку в Будеевицах и выставлять на продажу свои товары, он же издал указ, согласно которому на расстоянии мили от города всем окрестным селениям было запрещено заниматься теми ремеслами, которыми занимаются горожане. Таким образом, город получал не только импортные товары по более низким ценам, которые потом они перепродавали с выгодой, но и экспортировал сукно, а городская казна получала налоги с иноземцев. Городские же ремесленники были монополистами и также не оставались в убытке, тратя деньги на покупку товаров и вкладывая средства в постройку каменных домов. Как видим, экономика в Будеевицах была весьма развитой, и уже к XIV веку город окружали каменные стены, центр украсили два величественных храма, появились каменные же дома.

Во время гуситских войн горожане в едином порыве встали на сторону короля, и грозный Ян Жижка, зная о мощи городских укреплений и решительности горожан, так и не решился напасть на город. Тем не менее, на город было кому нападать – всего в каком-то дневном переходе находился Чески Крумлов, главная резиденция могущественного рода Рожмбергов. Следует отметить, что по окончании гуситских войн дворянские семейства активно занимались как рыцарскими турнирами, так и разбойными походами (разболтались!). Рожмберги стремились расширить свои владения, и захватили большой кусок страны, но Будеевицы им не достались.

Шестнадцатый век считается временем расцветом города. Купцы торговали местным сукном, солодом, пивом, импортировали соль из России и Австрии, здесь разводили пресноводную рыбу, а в 1569 г. в городе открыли королевский Монетный двор (серебро, правда, добывали на окрестных рудниках). В это период были построены Ратуша, новые крепостные стены и Черная башня.

Особую честь оказали городу во время Тридцатилетней войны, когда здесь (в костеле) хранились чешские королевские регалии и архив. Готические постройки города не сохранились до настоящего времени «благодаря» безответственности – средневековый хронист пишет об этом следующее: «24 июля сего года (1641) готовил фельдшер, живший в доме мещанина Ржегоржа Миллера, лекарство для раненного поручика полка Максимилиана Вадштейна и забыл горючее вещество на огне». За каких-нибудь 7 часов город выгорел полностью, включая церкви и каменные стены. Несколько десятилетий после этого город отстраивался заново, уже в стиле барокко.

В 1824 г. была открыта первая европейская конная железнодорожная линия Ческе Будеевице - Линц (Австрия). В начале XX века Старый город окружили здания в стиле модерн. Сейчас ЧБ (простите уж, уморилась каждый раз писать название города полностью) – развитой промышленный город, в чем вы убедитесь, следуя от автовокзала.

Самыми известными предприятиями являются пивоваренный завод «Будвар» и карандашный завод «Кохинор».

Площадь Пршемысла Отакара II

Старый город имеет форму овала и, как и в Йиглаве, «отакаровский» тип городской планировки: улицы, пересекающиеся под прямым углом, просторная квадратная площадь в центре (133х133 м). Как и в Тельче, дома на площади и на окрестных улицах имеют арочные галереи – итальянцы и тут руку приложили. Однако единого стиля не наблюдается – дома «кто в лес, кто по дрова» как стилем, так и высотой, хотя в целом все смотрится живенько. О готической некогда площади напоминает разве что ширина фасада и притиснутость домов друг к другу – видимо, после пожара над оставшимися погребами попросту возвели новые здания, не утруждая себя переделом земельных участков или увеличением площади дома. Так и представляю, как над пепелищами сначала возникли палаточные городки и хижины, потом – наспех поставленные к зиме деревянные временные жилища, и уже потом, постепенно возводили жители свои новые дома – из камня. Вокруг площади еще несколько милых улочек того же стиля, но меньшей этажности. На пологих крышах домов сидело такое количество голубей, которое не могло не привлечь внимания – как будто им там корм насыпают постоянно. Может, и правда насыпают?

Внимание на площади привлекают костел Святого Микулаша (Николая) с Черной башней – с этой стороны мы вышли на площадь, Ратуша и фонтан «Самсон», немедля опознанный моим мужем как «этикетка» - этот фонтан изображен на этикетке пива «Будвайзер».

Мне еще понравился несколько эклектичный, но в целом аутентичный ансамбль из четырех зданий, образующих отель Zvon напротив Ратуши.

На главном здании сохранились кусочки сграффито – оно нечасто, но все же встречается на барочных домах центра города. Некоторые дома, видимо, уцелели во время пожара – ибо сохранили характерные готические откосы стен (особенно много таких домов оказалось в Таборе).

Если же хотите увидеть ЧБ таким, каким он был до пожара, то вам прямая дорога в Музей Южной Чехии неподалеку от площади, где стоит городской макет.

Городская Ратуша (Radnice), где сейчас расположена мэрия, была построена на месте целых трех средневековых домов (это заметно) в 1727-30 гг. по проекту архитектора Мартинелли. Барочный фасад металлического серого цвета, но скучной она не выглядит – центр украшен пятью гербами (города, страны, провинций), на фасаде висят четыре ярких флага, в верхней части – четыре водостока в виде драконов. Верх украшен четырьмя статуями, символизирующими Справедливость, Благородство, Мудрость и Осторожность (скульптор И. Дитрих, оригиналы XVIII века недавно заменены на копии), а у основания главной башни с часами на фронтоне изображены бледные фигуры Мужества и Верности. В 1995 г. звонница Ратуши получила новые колокола, которые отзванивают каждый час. На одной из четырех колонн двух входов в Ратушу с 1765 г. находится эталонный метр. Внутрь мы не пошли, но если будет время и желание, говорят, что можно попытаться туда проникнуть – в главном зале, который сейчас используется как зал бракосочетаний, находится красивая потолочная фреска (1730, Я.А.Шепф) с изображением суда Соломона, а центральная лестница, по которой эффектно спускаются молодожены, украшена рельефным гербом города (1890, Р.Кристинус).

Один из символов города, Самсонов фонтан (Samsonová kašna), создали по проекту Ф. Баугута автор статуй на крыше Ратуши Иосиф Дитрих и местный каменотес Горн (1721-1727). Есть мнение, что это один из самых красивых и самый большой подобного рода декоративный фонтан-водоем в стиле барокко. С момента постройки фонтан выполнял и чисто практическую функцию: снабжал город водой из Влтавы. В 1990 г. библейская скульптура Самсона на фонтане была заменена его копией.

Чехи могут сложить легенду даже о камне! Самым ярким подтверждением сего факта служит пятигранный камень с крестом (так называемый «Блудный»), расположенный в паре метров от фонтана «Самсон» в направлении отеля Zvon. В средневековых ЧБ мостовые и главная площадь были выложены «кошачьими головами» (не надо вздрагивать, милых зверьков никто не трогал, просто камни по форме напоминали именно головы кошек). Несколько таких камней специально сохранили на улице Панской.

Как любая легенда, местная имеет нестыковки и неточности – я прочитала несколько версий, в результате чего получилось следующее: якобы на этом самом месте в 1470 (или 1478) году были казнены 10 юношей по обвинению в заговоре и убийстве (не поделившие чего-то с местным старостой), то есть причина казни колеблется от попытки переворота до несправедливого приговора), и теперь якобы тот, кто нечаянно перешагнет (или наступит) на камень после девяти (иди десяти, или после наступления темноты) вечера, никогда уже не найдет дорогу домой (или заблудится в улицах города). В общем, если вы хотите еще увидеть Глубоку, фотографируйте этот камень на безопасном расстоянии, а то вдруг есть версия легенды, что и смотреть на него – дурная примета?

Кафедральный собор св. Николая (Микулаша)

Собор был основан одновременно с городом, в конце XIII века, и когда-то здесь высился готический шпиль, окруженный кладбищем. Когда город забогател, собор, как водится, перестроили – не отстать бы от других городов, построить башню повыше, да алтарь побогаче сделать. Честолюбивые помыслы купцов и старейшин перечеркнул пожар 1641 года, когда город выгорел практически дотла, а собор даже обвалился. Делать нечего – городской совет объявил всенародную подписку на новый собор, и всего за год нужная сумма была собрана. Из Италии были выписаны мастера-итальянцы Джованни Чиприани и Франческо Канневалле, которые приступили к строительству, и в 1649 г. собор был построен.

Но то ли оттого, что мастера были недостаточно опытными, а проект законченным, то ли из-за воровства со стройки стройматериалов (горожане-то тоже отстраивали свои дома, материалов и средств катастрофически не хватало), то ли звезды так сложились, то ли еще по какой причине, но уже в 1683 г. по фасаду пошли трещины, и возникла угроза обрушения части собора. Снова за дело принялся мастер-итальянец - Джузеппе ди Маджи, который отчего-то создал в Чески Будеевицах типичную иезуитскую церковь – по образу и подобию римской Иль Джезу.

Она настолько похожа на итальянскую церковь, что когда я во время написания этих строк рассматривала фотографию церкви, муж откуда-то из-за спины сказал: «О, опять итальянские фотки смотришь!» И был чрезвычайно удивлен, когда услышал, что это наша ноябрьская Чехия.

Барочный фасад церкви выполнен, впрочем, без особого декора – почти строго. Лишь в фасадных нишах стоят статуи Святых Николая, Вацлава и Ауратиана (мощи этого святого хранятся в соборе). А Черная башня сбоку собора выглядит как кампанилла у какой-нибудь тосканской церкви. Кафедральным собор стал именоваться с 1785 г., когда в ЧБ появилось свое епископство. Наверное, свежепостроенный собор был отделан внутри в стиле барокко, но после нескольких перестроек стилем стал минимализм. Посмотреть стоит на центральный алтарь Святого Николая, алтари боковых капелл и кафедру в стиле рококо – все XVIII века.

За собором скромно стоит капелла Страстей Христовых – по сравнению с жилыми домами высокая, по сравнению с собором – компактная. Построили ее прямо посреди кладбища (1727-1731), на месте малюсенькой готической капеллы. Долгое время она была закрыта, потом использовалась как склад боеприпасов, и была открыта вновь благодаря стараниям епископа Яна Йирсика, памятник которому стоит перед входом в собор - у подножия Черной башни.

Черная башня

Построенная вместе с собором в XIII веке башня была и колокольней, и сторожевым постом, и пожарной каланчой. В 1549 г. ее перестроил автор перестройки замка Червена Лгота Гонс Влах. По иронии судьбы, высокая башня и внимательные дозорные не уберегли ни город, ни саму башню от разрушительного пожара 1641 года – именно тогда башня получила название «Черная». Разумеется, вместе с новым собором стали строить и новую башню. Мастеру-итальянцу Винченцо Фогарелли горожане обязаны головокружительной высотой башни – 72,25 м! Правда, строили ее не сразу, а целых 28 лет, поэтому и перестройка не понадобилась, как собору.

«С момента постройки на башне находились башенные. Они следили за городом и его окрестностями и периодически мелодичным голосом выкрикивали: "Похвален будь Иисус Христос во веки веков!", так же они сообщали о пожаре, о празднествах, о трагедиях и следили за ходом башенных часов. Последние башенные были на Чёрной Башне ещё в 50 годах ХХ века. Башенные жили в башне со своими семьями и несли службу 24 часа в сутки. Только с 1931 года их рабочий день был сокращён до 12 часов. Вместе с семьёй башенного в ней находились и его домашние животные: гуси, козы, кролики. Постоянная ходьба сверху вниз вытренировала последнего башенного до такой степени, что он поднимался по 225 ступеням башни за 1 минуту и 10 секунд, а вниз сбегал за 47 секунд!» (с) southbohemia.ic.cz

На башне колокольни находятся семь (по другим данным – шесть) колоколов. Самый большой, именуемый «Бумерин», был отлит в 1723 г. и весит 3429 кг (по другим данным – 3,7 т), самый старый – «Серебряный» (названный так не по материалу, а по мелодичному звуку), отлили в 1630 году, а самый младший (средства на который дал пивоваренный завод) был выполнен в 1995 г. и называется «Будвар». Башенные часы до сих пор работают, хоть и XIX века. А еще на башне расположена хорошая смотровая площадка.

Бывший доминиканский монастырь с костелом Жертвоприношения Девы Марии

Если встать лицом к Ратуше, то в правом углу площади будет небольшая улочка, которая приведет к бывшему доминиканскому монастырю. Вход свободный, ворота – условные, справа стоит большое распятие (скульптурная группа «Голгофа» работы мастера Дитриха – того же, кто создал фонтан «Самсон»), слева – колонна Святой Троицы (его же работы).

Монастырь появился здесь даже чуточку раньше, чем город, и был выстроен в готическом стиле, правда, до нашего времени сохранилась некая мешанина стилей: готики, барокко, неоготики. Изначально монастырь принадлежал некогда могущественному ордену доминиканцев, но всего лишь через 300 лет, когда орден пришел в упадок (а город достиг пика расцвета), а монахи кто умер, а кто перебрался в другое место, здания отошли Монетному двору, который как раз открыли в ЧБ. Позже орден вернул себе монастырь, и он функционировал здесь до конца XVIII века.

Монастырский костел был закрыт (мы так и не поняли, работает он вообще или нет), и мы внутрь не попали. Если попадете – посмотрите за нас на отреставрированные недавно готические фрески с изображениями святых, в частности, лик чудотворной Девы Марии Защитницы, по легенде, даже спасшей город от чумы. Смотреть внутри монастырских стен особо нечего – ну разве что садик, где вдоль стены стоят не только заснеженные велосипеды, но и статуи святых Домиана, Анны (с девочкой Марией), Захариаша и Яхима работы все того же мастера Дитриха. Да и «садик» - громкое названия для пятачка земли с несколькими клумбами. Наверное, по старой памяти называют, когда монастырь был велик и значителен, а сады ломились от плодов. Бросив взгляд на монастырскую колокольню, мы обнаруживаем рядом с костелом интересное здание – белый ступенчатый фасад явно средневекового здания.

Это арсенал (1531), используемый потом как склад соли (ружьишки-то, поди, и не выносили оттуда, надо же было чем-то отбиваться от воришек). Говорят, сейчас там музей мотоциклов – более странное место для такой экспозиции трудно себе придумать.

В центре города расположен еще один костел – Святого Прокопа и Святого Иоанна Крестителя (XIII век). Он был закрыт, поэтому мы погуляли по скверу вокруг него, помолчали над древними могильными плитами, что сохранились там от средневекового кладбища, упраздненного в 1889 г. Колокола костела выполнены в XVI веке и носят имена святых, в честь которых назван собор. После осмотра ядра средневекового города можно уделить внимание остаткам городских укреплений с сохранившимися башнями Рабенштейнска, Отакарка и Железна панна.

Как я вскользь упомянула в разделе «История», в ЧБ в 1832 г. была построена самая первая конная железная дорога в Европе. Поскольку нас это вообще не заинтересовало, мы не уделили никакого внимания ни сохранившимся от нее объектам, ни Музею конной железной дороги. Интересующиеся же могут прочитать об этом подробно здесь.

Едем в город Ческе-Будеёвице на несколько часов посмотреть основные достопримечательности и прогуляться по его мостикам через реки Малше и Влтава.

Рассказ будет такой же небольшой, как и моя прогулка по городу. За 4 часа я успела посмотреть самое интересное и теперь поделюсь впечатлениями. Забегу на перед — а вам знакомо название Koh-I-Noor?

Дорога Прага — Ческе-Будеёвице

Как же без инструкции «Как добраться в город Ческе-Будеёвице». Скорее всего вы будете ехать сюда из Праги и здесь весь транспорт полностью совпадает с инструкцией , только просто выходим на одну остановку раньше. Ниже короткая выдержка со ссылками для покупки билетов.

  1. Автобусы отправляются каждые 30-60 минут, билеты от 1,2€, которые можно купить и .
  2. Поезд отправляется каждые 30 минут, а билеты продаются от 7€.

Хотелось бы ещё привести мой вариант, ведь ехала я сюда не из Праги, а возвращалась на автобусе из за 1,2€. Автобусов очень много, а билеты продаются .

После завораживающих видов Чески-Крумлова этот город оказался уже менее интересным, но несмотря на это некоторые места надолго остались в памяти. Так как мы приехали на автобусе, то первое что увидели – это торговый центр и ЖД вокзал.

От этого места по обычным жилым улицам направились в сторону исторического центра. Вот уже видно, начинаются старинные улочки, костёлы. Здесь можно было бы выйти прямо на центральную площадь, но нам хотелось увидеть больше. Поэтому проходим мимо Костёла Святого Семейства и Южночешсого музея и выходим к речке.

В Ческе-Будеёвице протекают две реки Малше и Влтава. На фотографии Малше и перекинутый через неё мостик. За мостом виднеется здание с башенками это суд.

Не смотря на март, день был совсем не весенним, пасмурным, это видно по фотографиям. А замёрзшие руки не давали сделать много снимков.

Канцелярская фабрике Koh-I-Noor

В 150 метрах от предыдущего мостика переходим ещё и выйдем к фабрике канцелярских принадлежностей – Koh-I-Noor. Можно задаться ворсом почему я заострила не этом заводе такое внимание, а все связано с карандашами. Именно эта надпись чаще всего красуется на них и почему-то отложилась у меня в памяти, а после посещения этого города я стала её замечать ещё чаще. Такое ощущение, что все карандаши в мире изготавливают здесь.

Основан завод был не в Чехии, а в Австрии, а сюда его перенесли только спустя 58 лет после основания. Странно, что карандаши в заборе я заметила не сразу, а только сейчас, когда просматривала фотографии.

Водонапорная башня

Если бы я тщательнее подготовилась к поездке узнав заранее, что там будет этот завод и будет такая ностальгия по детским карандашам при написании рассказа, то сделала бы гораздо больше фото. А так мы направились к водонапорной башне 18 века.

Если возникнет необходимость закупаться продуктами, то рядом находятся два бюджетных супермаркета – Lidl и Billa. У нас такая необходимость была, так как впереди ждал , а из-за позднего приезда все магазины будут закрыты. Поэтому мы набили рюкзаки продуктами и отправились обратно в старый город через второй мостик.

Впереди уже вовсю показывается исторический центр, но не спешите, полюбуйтесь видами, которые открываются с обеих сторон моста. Это уже знакомая река Малше и мостик вдали, на котором мы были в самом начале прогулки.

Настало время добавить несколько слов об истории города, о которой напоминает башенка, виднеющаяся с другой стороны моста. Строиться город начал ещё в 13 веке и был обнесён стенами с башенками. Так вот эта башня и есть часть тех стен. Кстати, именно здесь река Малше сливается с Влтавой.

Башне дали название «Железная дева». По легенде здесь находилась камера пыток, это был железный шкаф с иглами в виде женщины. Отсюда и пошло название башни.

Вот ещё одна башня, называется она Рабенштейнская, так же часть крепостной стены.

Исторический центр Ческе-Будеёвице

Но на этой достопримечательности остановлюсь, так как она одна из главных – Костёл Святого Николая. Он снова напоминает нам об истории, ведь первый камень был заложен в том же 13 веке, когда возник город.

Позже построили высокую сторожевую башню-колокольню рядом с собором и прозвали её «Чёрной башней». Сейчас на неё можно забраться по лестнице. Я не поднималась, но на сайте города поинтересовалась ценой 30 CZK.

Цена вполне приемлема и если бы мы не спешили на автобус, то обязательно поднялись бы. Вместо этого пришлось рассматривать карту в туристическом центре. С башни таких видов конечно же не будет, ведь высота её всего 72 метра, но центральную площадь увидеть с высоты было бы интересно.

А мы мысленно спускаемся на землю и идём в сторону главной площади с труднопроизносимым названием – площадь Пржемысла Отакара II, чешского короля и основателя города. В средние века в центре площади стоял позорный столб, проводились смертные казни. Позже это ужасное место занял красивый фонтан.

Как и полагается на площади быть Ратуше.

Это самое красивое место в городе. Уже не раз писала, что такие пряничные города мне очень нравятся, с узкими улочками, цветными сказочными домиками, где тихо и спокойно.

Не забудьте отыскать на этой площади «блудный камень». По легенде если наступить на него, то последствия будут не самыми приятными – можно забыть дорогу домой и искать её всю ночь прям до самого утра. Так звучит легенда. Но я думаю, что этот камень связан с историей города и с более правдоподобными фактами. Я либо забыла о нём, либо не знала о его существовании, причину уже не помню.

Здесь мы уже почти бежали на автобус и чуть не пропустили известную скульптуру «Спешащие менеджеры». Было бы непростительно уехать, не сделав хотя бы одну фотографию с ней.

Здесь начинается шоппинг улица, по которой мы вышли к вокзалу, сели на автобус и уехали в , о котором и будет мой следующий рассказ. Чтобы не пропустить его, подпишитесь на новости блога и следите за нашими бюджетными путешествиями.

Общая информация

Город, основанный в месте слияния рек Влтавы и Мальсе, появился здесь в 1265 г. по приказу короля Пржемысла II Отакара. Повышая политический и духовный статус города, он сумел создать реальный противовес могущественным в то время Рожмберкам и, после 1611 г., - Габсбургам. Ческе-Будеёвице оставался немецкоязычным анклавом до 1890 г. Здесь находится самая большая городская площадь Чешской Республики, напоминающая гигантскую шахматную доску. С возвышающейся на 72 м Черной башни (1550) можно полюбоваться множеством деталей на фоне бледно-голубых, желтых и коричневатых домов, что удивительно гармонично подчеркивает изобилие архитектурных стилей построек в лабиринтах старинных улочек. Современный город Будеёвице хорошо сочетается с историческим центром благодаря разумной планировке и использованию речных берегов и лесистых парков. В аркадах, окружающих площади, или во дворце Вчела поражает изобилие золоченой роскоши стиля бель эпок. Это типичный очаровательный чешский город.

В Ческе-Будеёвице некоторое время располагалась пивоварня императора Священной Римской империи.

Когда приезжать

С апреля по октябрь.

Не пропустите

  • Интересные средневековые фрески доминиканского монастыря XIII в., где в течение 200 лет находился Королевский монетный двор, после чего монастырь был возвращен церкви.
  • Похожее на храм здание Масне Крамы (мясной лавки) в стиле Ренессанса - оно появилось в 1365 г. по приказу Карла IV для продажи хлеба и мяса, и с тех пор магазин не закрывался.
  • Экскурсия по пивоварням Будвар.
  • Изящная ратуша в стиле барокко (1727-1730) с росписями и бронзовыми горгульями.
  • Современный фонтан Самсона посреди площади.
  • Австро-венгерский железнодорожный вокзал в стиле бель эпок.
  • Музей Южной Богемии с экспозицией, посвященной истории создания первой в Европе железной дороги на конной тяге, - в 1825-1832 гг. она соединяла Будеёвице и Линц.

«Богемская Флоренция» с австрийским характером
Чешские Будеёвице были основаны королем Пршемыслом Отакаром в конце XIII века. Выгодное местоположение на пересечении важнейших торговых путей и совсем рядом с австрийской границей обусловило тот факт, что город на протяжении всей своей истории являлся одним из самых крупных в Чехии центров торговли и предпринимательства. Кроме того, окрестные земли были щедры на такие природные богатства, как серебро и соль, а в реках водилось много рыбы. Поэтому не удивительно, что основную прослойку общества в Чешских Будеёвицах составляли купцы, ремесленники, ювелиры и разного рода предприниматели. Возможно, именно благодаря купеческому характеру и развитию здесь ювелирного дела, Будеёвицы часто именуют богемской Флоренцией. Хотя, если честно, больше они напоминают какой-нибудь зажиточный ухоженный город соседней Австрии. Центральная рыночная площадь рядом с тесно притулившимися друг к другу аккуратными бюргерскими домиками, идеально чистые улицы, внушительное здание городской ратуши, огромное количество пабов и баров… Не лишним здесь будет упомянуть, что одно время две трети населения города составляли немцы, которые, безусловно, оказали значительное влияние на его культуру.

Город-праздник
Чешские Будеёвице сегодня — это крупный административный, экономический и культурный центр Южночешской области. И, как и в любом другом крупном городе, здесь никогда не ослабевает пульс жизни. В течение всего года здесь проходят самые разные общественно-культурные мероприятия, причем одно плавно перетекает в другое. С 11 по 19 февраля в Чешских Будеёвицах устраиваются Дни словацкой культуры, включающие в себя всевозможные выставки, театральные представления, показы фильмов, гастрономические мероприятия… Короткий перерыв на один день — 15 февраля — жители города совершают лишь для того, чтобы отпраздновать Масленицу. Затем следует танцевальный чемпионат и бурное чествование пришедшей весны.
Однако особенно богато на всевозможные празднества лето, что и неудивительно — и туристов больше, и теплая погода позволяет веселиться хоть всю ночь напролет. Летние праздники преимущественно связаны с музыкой самых разных стилей и направлений: фолк- и кантри-концерты, выступления духовых оркестров, Международный фестиваль органистов в соборе Св. Николая и многое-многое другое. Особенно весело бывает, когда такого рода мероприятия проходят на центральной площади Чешских Будеёвиц: исторический антураж, пестрая толпа радостных людей, говорящих на разных языках и один язык музыки, общий для всех. Дополнением к всеобщему веселью служит знаменитое будеёвицкое пиво, которое варят здесь же, на всемирно известном заводе «Будвар».
Следом за шумными и яркими летними праздниками наступают более серьезные по своему характеру осенние мероприятия — театральные праздники и арт-шоу, выставки, спортивные соревнования.
И, конечно же, как и в любой другой европейской стране, самым главным праздником года в Чехии считается Рождество. Период с 26 ноября по 6 января называется Адвентом, и за это время каждый верующий человек должен подготовиться — как с духовной, так и с материальной стороны — к предстоящему рождению Спасителя. Среди разного рода красивых и торжественных предрождественских мероприятий, проходящих в Чешских Будеёвицах, особенно интересно посмотреть завораживающее представление под названием «Полет рождественского ангела». С Черной башни, возвышающейся над центральной площадью города, под звуки рождественских гимнов слетает на землю изящная фигурка воздушного гимнаста, одетого в легкие золотистые одеяния.

Достопримечательности Чешских Будеёвиц
Самым красивым местом Чешских Будеёвиц, бесспорно, является центральная площадь Пршемысла Отакара с выделяющимся на фоне других сооружений зданием городской ратуши. Это двухэтажное, богато украшенное здание стоит на своем месте с первой половины XV века. На аттике возвышаются 4 аллегорических скульптуры, изображающих основные человеческие достоинства — Справедливость, Мужество, Осторожность и Мудрость. Неизменный интерес у всех, кто оказывается в Чешских Будеёвицах, вызывает пятиугольный камень с вырезанным крестом, находящийся недалеко от фонтана Самсона. Камень этот указывает на то место, где во времена Средневековья стояла виселица. Говорят, что тот, кто перешагнет через него после девяти часов вечера, никогда не сможет найти дорогу домой.
Другая интересная достопримечательность центральной площади Чешских Будеёвиц — Черная башня. В былые времена она выполняла функции сторожевой вышки с колокольней, в наши дни ее галерея служит смотровой площадкой, с которой открывается прекрасный вид на город и его окрестности.
Совсем рядом с Черной башней находится главный храм города — собор Св. Николая (или на чешский манер Микулаша). Среди статуй, располагающихся в нишах собора, есть та, которая изображает покровителя города Св. Аурациана. Вообще говоря, храмы, соборы, часовни и прочие религиозные сооружения встречаются в Чешских Будеёвицах почти что на каждом шагу.
Одна из интересных городских достопримечательностей — здание соляного склада (вспомним, что одним из основных пунктов дохода города в былые времена была продажа соли). На фасаде этого необычного по виду здания висят три загадочные глиняные маски. Они имеют весьма устрашающий вид и символизируют трех воров, которым удалось проникнуть в здание склада, но выбраться обратно они не смогли и таинственным образом оказались замурованными в стену. Легенда, как и всегда в Чехии, имеет нравоучительный характер.
А еще есть в Чешских Будеёвицах Крайинский бульвар, примечательный тем, что по нему можно гулять абсолютно в любую погоду — даже когда на улице идет дождь или снег — и при этом оставаться сухим! А дело все в аркадах, которые идут стройным рядом вдоль первых этажей зданий.
Не удивляйтесь, если среди прочих достопримечательностей города, вашему вниманию предложат… Мясную лавку. Дело в том, что это — одно из старейших зданий Чешских Будеёвиц. История его такова: в былые времена мясо продавалось на центральной площади города. До тех пор, пока на этот факт не обратил внимание император Карл IV. Он счел, что мясные лавки не слишком-то хорошо смотрятся на фоне изящных зданий площади и повелел выстроить для этого дела специальное здание. Сейчас в нем находится один из самых респектабельных ресторанов, где подают очень вкусные мясные блюда.
И, конечно же, в Чешских Будеёвицах, как и во многих других городах Чехии, есть множество садов и парков с тенистыми аллеями и умиротворяющей атмосферой.

Как добраться из Праги: на поезде с вокзала Hlavní Nádraží дорога займет 2,5 часа. На автобусе с вокзалов Florenc и Roztyly. На машине по трассе E55.
Официальный информационный портал города:

“Точно так же все дороги ведут и в Ческе-Будеёвицы. Бравый солдат Швейк был в этом глубоко убежден, когда вместо будейовицких краев увидел милевскую деревушку. И, не меняя направления, он зашагал дальше, ибо никакое Милевско не может помешать бравому солдату добраться до Ческе-Будеёвице.” И как же после этого не заехать в Ческе-Будеёвице? Особенно, если вы путешествуете по Южной Чехии.

Для начала познакомимся с городом поближе. Для этого перво-наперво посмотрим на карту города. Ческе-Будеёвице расположился там, где Мальше добавляет свои воды во Влтаву. Исторический центр оказался на своеобразном мысу между Мальше и Мельничным ручьём.

Швейк в Ческе-Будеёвице так и не пришёл. Но не будем уподобляться бравому солдату и прогуляемся по городу, насладимся его притягательной средневековой атмосферой.

Почему старые города так притягивают нас? Думаю, что соразмерностью человека и окружающей его архитектуры. Ческе-Будеёвице один из таких городков, где окружающая обстановка отнюдь не подавляет и пугает, а наоборот, привлекает и очаровывает. Да что говорить? Смотрите сами. Вот, например, городская площадь.

Она носит имя основателя города, чешского короля Пршемысла Откара II, его королевской волей в 1265 году Ческе-Будеёвице появились на карте мира.

А это – одна из улочек, которая продолжает квадратную в плане городскую площадь. Стороны квадрата – 133 х 133 метра. Такая планировка города была весьма необычна.

Несомненно, вся древняя история города происходила здесь, на городской площади. Во времена Люксембургов, через столетие после основания города, Ческе-Будеёвице получили особые королевские привилегии. От 1351 года всем купцам, проезжающим в районе Ческе-Будеёвиц под страхом смертной казни велено было останавливаться в городе, платить за аренду места на рынке и предлагать свой товар. Горожане от такого указа просто как сыр в масле катались! Городу шел немалый доход от арендной платы, а товары были недороги – этому способствовала жесткая конкуренция. А как же! Уж лучше в убыток что-то продать, чем головы лишиться, в те времена особо с помилованиями не церемонились! Особые достопримечательности? Сколько угодно! Нам показалось, что каждый объект в Ческе-Будеёвице – отдельная достопримечательность. Но, как ни странно, в путеводителях их обозначено не так и много. Статуя Самсона – это самый большой фонтан в Чехии (автор – Йозеф Дитрих, 1721 год).

Он не только украшает город, в стародавние времена фонтан был единственным источником питьевой воды.

Недалеко от Самсона, между ним и отелем Звон, находится Блудный камень. Он помечен выдавленным крестом. (Фото камня нет, отель-есть.) Говорят, что камень напоминает о средневековых казнях на этом месте. А уж если кто-то наступит на камень после 10 часов вечера, то дорогу домой ему ни за что не найти!

Ратуша выделяется на площади своим репрезентативным видом.

И хорошенько рассмотрите скульптуры на фронтоне городского управления – Справедливость, Мужество, Мудрость, Осторожность. Сии добродетели были у городских властей в особом почёте. Самые внимательные непременно обнаружат средневековую меру длины, укреплённую на одной из колонн при входе. Таким венским “локтем” с 1765 года обычно измерялись ткани.

Доминанта центральной площади – семидесятидвухметровая Чёрная башня – знаменитая городская колокольня. С часами, они к башне с самого начала прилагались. И муха исполинская на окне колокольни сидит. Сама башня появилась в городе ещё в середине XVI века. Колокола на ней помоложе будут. Самый старый, Серебряный, появился в первой четверти XVII века. Самый большой, весом 3,5 тонны, отлит в 1723 году. А самый молодой, Будвар, подняли на башню в 1995 году. Всего колокольная семья состоит из 6 колоколов. На башню ведут 225 ступенек. При ней всегда жили башенные. Время от времени им полагалось мелодичным голосом восклицать: “Похвален будь Иисус Христос во веки веков!”. Также они оповещали жителей о пожарах, праздниках, свадьбах и похоронах. Следили башенные и за механизмом часов. Их рабочий день продолжался… 24 часа! И только в 30-х годах прошлого века, за 20 лет до упразднения должности, было решено вполовину сократить круглосуточный бессменный рабочий график. И семьи, и хозяйство “начальников башни” находилось при них, домочадцы и домашняя скотинка жили здесь же, при башне. Последний из башенных в 50-х годах ХХ века все 225 ступенек преодолевал за 70 секунд, а вниз сбегал за 47!


Совсем рядом с Чёрной Башней находится кафедральный собор Святого Микулаша(Николая). Он ровесник города, первоначально готический, заложен был ещё в XIII веке. Современный барочный храм появился на месте сгоревшего в 1641 году. Если удастся заглянуть внутрь, обратите внимание на кафедру и алтарный образ работы Леопольда Губерта. Да, и в южной часовне не пропустите картину “Успение Девы Марии”.

Вот, пожалуй, и все основные достопримечательности на площади Пршемысла Отакара II. Полюбуемся знаниями, обрамляющими периметр площади.

И прогуляемся по боковым улочкам. Дойдём до доминиканского монастыря Девы Марии Обетованной.

Монастырь – ещё один ровесник города, как и костёл св.Микулаша. Конечно, костёл Девы Марии был перестроен в XIV веке. Самим Петром Парлежем, создателем костёла св. Вита в Праге. Если вам случится зайти внутрь храма, обратите внимание на огромную каменную амфибию у боковой стены храма. Говорят, что чудище охраняло спрятанные на месте монастыря сокровища и пыталось помешать строительству костёла. Рядом с Девой Марией Обетованной стоит ещё одна городская башня. Её называют Железной панной. Своё название она получила потому, что в стенах башни была тюрьма с пыточной камерой в форме железной решетчатой женской фигуры.

Для любителей мотоциклов спешим сообщить, что на той же площади, где расположен монастырь, (Пиаристская площадь) находится музей мотоциклов. Открыт, правда только с марта по октябрь (понедельник – вторник – выходные).

Напоследок задержимся ненадолго у нескольких любопытных домов города. Заодно упомянем о некоторых фактах современной истории Ческих-Будеёвиц.

XIX век принёс городу технический прогресс. Первая в Европе конная железная дорога связала Ческе-Будеёвице с Линцем в 1832 году. В середине века из Вены сюда переехала фабрика по производству карандашей. Все помнят Кох-и-ноор? С 1847 года они производятся в Ческе-Будеёвице. В самом конце века, в 1895 году здесь был построен пивовар “Budweiser Budvar” (Будвайзер Будвар). Если есть желание и время, то прямо на месте можно и экскурсию купить.

Ещё несколько снимков.

Если получится, взгляните на здание Южночешского театра.

Интересно, что театр в Ческе-Будеёвице начался с ….пивовара. Город построил склад для пива городской пивоварни и часть помещения была перестроена в театр. Свои первые 400 зрителей театр принял ещё в 1763 году. И почти пятьдесят лет спектакли шли только на немецком языке! Здание служителей Мельпомены несколько раз перестраивали и сейчас театр в Чески-Будеёвице – один и самых знаменитых во всей Чехии. Там действуют четыре независимые труппы – театральная, оперная, балетная и Малого театра.

Завершим рассказ о городе там, где его начали. Ну, не совсем со Швейка, с его родителя, Ярослава Гашека. Удивительная личность! Жизнь этого человека полна приключений! И он сам не прочь был навлечь их на свою …. голову. И обожал розыгрыши. Однажды он попал в сумасшедший дом за то, что стоял на мосту и смотрел в воду. Прохожий решил, что он собирается сбросится вниз. Подоспевшим стражам поряда Гашек представился святым Яном Непомуцким и сказал, что ему более 500 лет. На вопрос о дате рождения писатель ответил, что и не рождался вовсе, его выловили из реки.

Уже после 1914 года в одной из гостиниц Праги Ярослав Гашек зарегистрировался под именем Льва Николаевича Тургенева. В анкете написал, что родился в Киеве, живёт в Петрограде, православного вероисповедания. Целью приезда указал “ревизия австрийского генерального штаба”. Арест как шпиона не заставил себя ждать. В участке он заявил, что как гражданин своей страны решил проверить, как в военное время работает государственная полиция. За эту “шутку” Гашек получил 5 суток ареста.

С 1918 года Гашек находился в России, где вступил в коммунистическую партию. Он командовал одним из отрядов красноармейцев, которые подавляли мятеж Чехословацкого корпуса. Вернулся он на родину только в 1920 году. И там узнал, что он был “трижды повешен, дважды расстрелян и один раз четвертован дикими повстанцами киргизами у озера Кале-Исых. Наконец меня окончательно закололи в дикой драке с пьяными матросами в одесском кабачке”.

Умер писатель 3 января 1923 года. Очень многие из его друзей на похороны не приехали, посчитав это очередной мистификацией.

Вот такая история. Просим прощения за некачественные снимки – дело было осенним вечером. Если занесёт судьба, то непременно ещё раз заедем в Ческе-Будеёвице и коли повезёт, то вновь всё перефотографируем. К посещению настоятельно рекомендуем.

Понравилось? Лайкни нас на Facebook