Георгиевский дворец в кремле. Кремль. Большой кремлевский дворец. Даты наборных групп

Сегодня здесь проводятся торжественные государственные мероприятия - награждения орденами, вручение премий, присвоение воинских и гражданских званий, подписание важных государственных договоров.

Прежде, чем мы расскажем об известных залах Большого Кремлевского дворца , вкратце напомним историю последнего.

Построили дворец в период с 1838 по 1849 годы. Указ о начале строительства издал император Николай I. К работе были привлечены лучшие зодчие страны, а главное руководство возложили на архитектора Константина Андреевича Тона .

Внушительное здание Большого Кремлевского дворца выходит главным фасадом на протекающую за стенами Кремля, ниже по склону, Москву-реку. Здание строили как временную резиденцию русских императоров во время их посещения Первопрестольной столицы.

Хотя снаружи здание смотрится 3-уровневым, на самом деле здесь всего два этажа. Нижний уровень несколько выступает за плоскость верхних этажей, что позволило устроить над ним открытую террасу для прогулок.

Всего во дворце 5 главных залов, о которых и пойдет речь в этой статье:

Андреевский зал Большого Кремлевского дворца называют еще и тронным. Свое название получил по ордену в честь Святого апостола Андрея Первозванного. В первоначальном виде сохранялся с 1849 по 1932 годы, после чего, в Советское время, был объединен с соседним Александровским для создания Зала заседаний ВС СССР. Восстановили его в период с 1994 по 1998 годы по проекту С.В. Демидова.

Десять позолоченных пилонов Андреевского зала, как и также оформленные двери, украшают цепи и кресты из атрибутики российского ордена Андрея Первозванного. Поверх оконных проемов размещены гербы губернских образований, которые существовали в Российской империи.

В торце Андреевского зала Кремля размещается престол, исполненный с оборудованием мест под три стилизованных трона для царствующих особ - Николая II, его супруги Александры Федоровны и матери Марии Федоровны, а также импровизированные сени с подлогом из горностая. Настоящие троны и сени сегодня можно увидеть в залах Оружейной палаты Кремля.

Поверх престола размещено лучезарное Всевидящее око, выполненное из золота.


Фото 1. Андреевский зал Кремля и орден Андрея Первозванного

Александровский зал Большого Кремлевского дворца назван в честь ордена во имя Святого Александра Невского, который был учрежден в Российской империи в 1725 году по указу императрицы Екатерины Первой.

Его стеновые плоскости декорированы мрамором розоватого оттенка, свод купола и примыкающие парусные своды украшены орденскими гербами и звездами.

Вид последних повторен на обшивке спинок стульев, которая выполнена из бархата под цвет орденской ленты.

На стенах Александровского зала Кремля расположены живописные полотна, изображающие эпизоды жизни князя Александра Невского.

Как говорилось выше, вместе с Андреевским залом во времена СССР был уничтожен и восстановлен также в 1990-х годах.

В наши дни в Александровском зале периодически проводят заседания Госсовета РФ.


Фото 2. Александровский зал Кремля и орден Александра Невского

Владимирский зал Большого Кремлевского дворца необычен по своей планировке. В принципе, это квадрат со сторонами порядка 16 метров, но из-за устройства угловых ниш смотрится как восьмигранник.

В декоративном оформлении задействованы цвета, присущие российскому ордену в честь Святого Владимира.

Шатровый свод в виде 16-гранника выполнен с использованием керамических горшочков, что позволило и облегчить саму конструкцию, и придать помещению прекрасные акустические свойства. Освещение Владимирского зала Кремля осуществляется через специально устроенный вверху проем.

Лестничный марш выводит посетителей в помещения Теремного дворца .


Фото 3. Владимирский зал Кремля и орден Святого Владимира

Георгиевский зал Большого Кремлевского дворца является парадным залом. Свое название получил по российскому ордену в честь Святого Георгия Победоносца, который был учрежден императрицей Екатериной II в 1769 году, после чего он стал высшим военным орденом тогдашней России.

Помещение Георгиевского зала Кремля выполнено в бело-голубых с золотом тонах. Зал по-праву является своеобразным храмом воинской доблести.

На стеновых плоскостях установлены золотые звезды, а также орденские повязки с надписями «За службу и храбрость».

Общая длина Георгиевского зала порядка 61 метра, при ширине 20,5 и высоте под 17,5 метра. На стенах установлены панели с названиями войсковых частей и списки георгиевских кавалеров. Верх колон, расположенных у стен, украшают скульптурные изваяния работы Витали, символизирующие территории, входившие в состав Российской территории.

Под потолком установлены шесть позолоченных бронзовых люстр, а напольное покрытие выполнено из 20 пород ценных деревьев, выложенных оригинальным узором.

В годы советской власти в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца проходили правительственные приемы, награждения и встречи высшего руководства с народом. Сегодня эта традиция продолжает существовать.

Стоит отметить, что именно в Георгиевском зале Кремля прошла церемония подписания договора о принятии Республики Крым и города Севастополя в состав Российской Федерации. Случилось это 18 марта 2014 года.


Фото 4. Георгиевский зал Кремля и орден Святого Георгия Победоносца

Екатерининский зал Большого Кремлевского дворца также является одним из парадных залов. В момент своего создания был тронным залом для российских императриц.

Назван зал в честь Ордена во имя Святой Екатерины, который был учрежден еще Петром I в далеком 1713-м году и, по сути, являлся единственным женским орденом в Российской империи.

Паркетный пол выполнен с нанесением стилизованного изображения Ордена Святой Екатерины в виде золоченого рисунка. Изображение ордена в обрамлении искусственных алмазов и надписью «За любовь и Отечество» присутствует и на стеновых плоскостях и парадных дверях помещения.

Общая длина Екатерининского зала Кремля около 21 метра. Главным приметным элементом помещения являются пилястры, украшенные малахитовыми вставками, и закрепленные на мощных столбах у дверных проемов.

Стены и своды украшены муаром сероватого оттенка с обрамлением из материала, под стать рисунку орденской ленты. Также в качестве декора используется позолоченная лепнина, выполненная российскими мастеровыми.

Геометрический рисунок паркета Екатерининского зала Кремля был спроектирован академиком Федором Григорьевичем Солнцевым.

В качестве освещения используются позолоченные люстры, отлитые из бронзы, с канделябрами из тончайшего хрусталя, изготовленного по специальному заказу на одном из императорских заводов по производству стекла в городе Санкт-Петербурге.


Фото 5. Екатерининский зал Кремля и орден Святой Екатерины

Мы завершили наш краткий обзор залов Большого Кремлевского дворца. Надеемся, что эта информация вам понравилась и вы нашли в ней что-то новое для себя.

Его Величество Московский Кремль.Часть 7.Большой Кремлевский дворец

Это величественное желтое здание с белым декором, увенчанное куполом по центру фасада, запечатлено на тысячах открыток, на страницах художественных альбомов, во всех путеводителях по Московскому Кремлю. Большой Кремлевский дворец — жемчужина архитектуры, памятник истории и то же время «живое сердце» современной России, ведь здесь расположена официальная резиденция Президента страны.



Вид Кремля в конце XVII века

Первые дворцовые здания в Кремле, по всей вероятности, существовали уже в первой половине XII века. Они располагались напротив Грановитой палаты - на самом высоком в Кремле месте. Эти дворцовые здания представляли собой небольшие деревянные хоромы, служившие для князей временным пристанищем летними покоями, а зимой московские князья жили в отапливаемых избах.


В XIII веке, когда князья поселились в Москве постоянно, старое место на кремлевском холме оказалось тесным, и великокняжеский дворец пришлось переместить к востоку. В XIV веке великийкнязь Иван Данилович Калита значительно расширил свой двор, а вместдеревянной церкви <Спаса на Бору> выстроил каменный храм.
Принимая во внимание почти монашеский образ жизни князя, можно предположить, что его дворец был небольших размеров и отличался простотой убранства.


M. Махаев. «Вид Кремля из Замоскворечья». 1763 г.

При Дмитрии Донском и его сыне Василии Дмитриевиче великокняжеский дворец стал уже гораздо обширнее и отличался некоторым великолепием. Крыша набережного терема была вызолочена,а на дворе поставлены часы.

Как отмечается в летописи под 1404 годом, <на всякий час ударяет молотом в колокол, размеряя и расчитывая часы нощные и дневные; не бо человек ударяше, но человековидно, самозвонно и самодвижно, страннолепно некако сотворено есть человеческой хитростью, преизмечтано и преухищрено>.

Что же касается устройства самого дворца, то он, как и все великокняжеские и боярские хоромы того времени, состоял из маленьких особняков, соединенных между собой переходами. Во втором ярусе дворца находились приемные палаты, а сам князь с семейством жил в верхних надстройках - теремах; нижний ярус предназначался для лиц, составлявших княжеский двор, и слуг.


Несмотря на красоту и относительную роскошь Кремлевского дворца XV века, характер его, как и всего Кремля, был деревенским. Ибо все постройки, кроме кремлевских стен и нескольких церквей, были деревянные, больших и величественных строений совсем не было.



Таким дворец оставался до конца XV века, когда князь Иван III приступил к созданию такой столицы, которая соответствовала бы величию и славе Русского государства. Для исполнения этой задачи он пригласил опытных зодчих из Италии, которые начали свою работу с полного разрушения кремлевской деревянной старины и замену ее новыми величественными постройками.


Строительство Ивана III совершенно изменило облик Кремля. Укрепленный двойным, а местами и тройным рядом стен с бойницами, башнями, подъемными мостами и опускными решетками в воротах, украшенный золотоглавыми соборами и великолепным дворцом, Кремль с тех пор сделался красой и гордостью России, достойным воплощением ее силы и величия.



Сам же княжеский дворец стал образцом для всех последующих дворцовых построек, черты его видны и в нынешнем Большом Кремлевском дворце. Так, полукруглые окна нижнего яруса в нынешнем дворце соответствуют аркам Алевиза Фрязина, сломанным лишь при перестройке дворца К. Тоном; наружная галерея соответствует наружным переходам, Грановитая палата и нижний ярус существуют и поныне.


Константин Андреевич Тон



Основные черты первоначальной постройки Ивана III Кремлевский дворец сохранял до конца века, хотя он постоянно украшался и расширялся соответственно росту богатства и силы государства. За это время в нем было произведено множество переделок, пристроены новые части и отдельные здания. Не раз вместе с Кремлем ивсем гор одом дворец горел, но всегда вставал из пепла еще более обширным и прекрасным.

В Смутное время, когда в Кремле сидели поляки, царский дворец подвергся страшному опустошению: все драгоценности из него были похищены, все деревянные части сожжены. Дворцовые палаты стояли без кровель, полов, дверей и окон, так что новоизбранному царю Михаилу Федоровичу Романову негде было даже поселиться.



Лопяло К.К. - Вид Большого Кремлевского дворца В.И. Баженова. Реконструкция.


Михаил Фёдорович Романов

В течение всего времени своего царствования он восстанавливал дворец, приводил его в порядок, расширял и украшал, так что царю Алексею Михайловичу дворец достался в полном благоустройстве.



Временем наивысшего процветания Кремлевского дворца стал XVII век. Великолепие дворца было несказанно: весь он был расписан яркими красками и золотом, украшен художественной резьбой, драгоценными коврами и тканями, наполнен прекрасной золотой и серебряной утварью.

Но в XVIII веке, когда российскую столицу перенесли в Санкт-Петербург, вся эта роскошь, царственный простор и величие Кремлевского дворца пришли в запустение.


Анна Иоанновна

Оставленные без должного ухода дворцовые палаты ветшали и приходили в упадок. Постепенно царский дворец пришел в такое состояние, что жить в нем стало невозможно. Поэтому в 1730 году правительница Анна Иоанновна повелела архитектору Растрелли выстроить новый деревянный дворец - неподалеку от здания нынешнего Арсенала.


Растрелли

Однако этот дворец не был достаточно обширным и уступал прежним в роскоши убранства, поэтому впоследствии его решили перестроить. Императрица Елизавета Петровна поручила опять же Растрелли возвести новое каменное здание на месте обветшавших приемных палат старого дворца.





Зимний Кремлёвский дворец

Это здание,названное Кремлевским Зимним дворцом, пленило Екатерину II, и она повелела <Кремлевский дворец со всеми принадлежностями, а паче старинного строения не переменяя ни в чем, содержать всегда в надлежащей исправности


Вассилий Баженов

Следующий этап в истории Большого Кремлевского дворца связан с именем русского архитектора В. И. Баженова. В 1770-е годы он начал думать о создании нового плана Москвы, достойного этого великого города.





Большой дворец в Московском Кремле (проект В. И. Баженова).

Он усердно изучал Москву, особый архитектурный строй <первопрестольной столицы>, сложившийся веками ансамбль Кремля. Сам зодчий так объяснял свой замысел.


Модель Кремлевского дворца. Портик фасада, обращенного к Москве-реке.





Решил я все древности кремлевские в единый ансамбль объединить. Центром его замыслил я площадь с амфитеатром для народных собраний. Здесь же - обелиски и триумфальная колонна, а по сторонам сего венца конные фигуры трубящих слав.




Отсюда - дороги к воротам Кремля, во глубину России, дороги на Петербург, Ярославль и Владимир. Не крепостью неприступной мыслю я себе Кремль, в коем от врагов когда-то удобно было скрываться, а местом добродетели, просвещения и славы народной. Посему намерен красоту его обернуть к первопрестольной столице.



Таким образом, грандиозный дворец, расположившись на Кремлевском холме, объединил бы в своем дворе прославленные кремлевские соборы и исторические здания. По замыслу В. И. Баженова площадь, как гигантская зала, перекрытая небесным куполом, должна была вмещать множество людей и иметь то же значение, что и площади древних русских городов, на которых собиралось народное вече.


Свои первые наброски архитектор показал графу Г. Г. Орлову, и тот, пораженный титаническим замыслом В. И. Баженова, рассказал о нем Екатерине II, которая тоже пришла в восхищение от колоссальности и грандиозности дворца. Кроме того, императрица рассчитала, что о дворце, выстроенном во время войны с турками, заговорит вся Европа и императрицу-строительницу будут сравнивать с римскими императорами.

В. И. Баженову заказали проект исполинского дворца и немедленно освободили от всех других обязанностей. Зодчий создает проект колоссального дворца, который должен был покрыть всю кремлевскую гору так, чтобы все соборы и храмы, все древние кремлевские сооружения поместились бы на его внутреннем дворе.



Проект Баженова





Это грандиозное сооружение по своим размерам и архитектурным достоинствам должно было превзойти дворцы всех европейских государств.
В бурном и пылком воображении В. И. Баженова возникали смелые и величественные архитектурные образы.

Конечно, В. И. Баженов не мог один осилить столь грандиозный проект, ему потребовались преданные помощники, разделявшие его замыслы. Поэтому была создана специальная <экспедиция по строительству Большого Кремлевского дворца> во главе с генерал-поручиком М.М. Измайловым.



В Кремле, около колокольни Ивана Великого, устроили <модельный дом>, в котором искусные резчик исполнили модель Большого Кремлевского дворца, стоившую 30 000 рублей. Они делали ее из липы, специально отобранной приразборке царского дворца в селе Коломенском.


Одновременно началась подготовка и к строительству. Рабочие начали разбирать старые и ветхие кремлевские здания, было снесено здание <приказов>, стоявшее перед Архангельским собором, снесли ряд небольших церквей, Тайницкую и еще две башни, а также крепостные стены между ними.



Сегодня наиболее сохранившиеся фрагменты модели вновь представлены посетителям Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева в режиме постоянной экспозиции. Она напоминает нам о времени блестящих и смелых проектов, которые составляют славу российского государства.



Проект Кремлевского дворца. Архитектор М. Казаков.
Столь решительный снос кремлевских древностей взволновал многих: одни упрекали В. И. Баженова в неуважении к историческим сооружениям, другие поддерживали его смелое начинание.


Большой Кремлевский дворец был задуман архитектором как храм славы русского народа. Лес колонн, обрамлявших площадь, был подобен венку победы, венчавшему русского человека за подвиги во славу отечества. Эту мысль В. И. Баженов стремился провести во всем своем проекте - и в общем замысле всего сооружения, и в отдельных его частях и деталях.


Основное здание дворца В. И. Баженов спроектировал четырехэтажным. Два нижних этажа представляли собой грандиозный цоколь, опиравшийся на массивное ступенчатое основание - стилобат. На него опиралась более легкая верхняя часть, в которой располагались парадные помещения дворца. Помимо колонн, эта часть богато украшалась лепниной, фигурами летящих <побед>, вазами, скульптурами и вензелями. В нижних цокольных этажах предполагалось разместить служебные помещения.


Вся роскошь внутреннего убранства дворца сосредотачивалась в его парадном этаже. Особой красотой отделки выделялся зал с коринфскими колоннами в два ряда, к которому подходили галереи с колоннадами и вестибюль с ротондой в центре. Вестибюль дворца являлся своего рода беседкой из двенадцати колонн розового мрамора, за которыми шел другой пояс колонн.


сейчас сохранившаяся модель дворца экспонируется в Музее Архитектуры им. Щусева.

О модели Большого Кремлевского дворца и невиданном проекте действительно заговорили, с восторгом и завистью, во всех европей- ских столицах. Однако на пути к осуществлению замысла неожи- данно возникли преграды. Сначала в Москве вспыхнула эпидемия чумы, а потом при начале работ у Тайницких ворот Архангельским собор дал трещины и грозил сползти вниз, вследствие этого все работы были приостановлены.


А потом последовал официальный приказ Екатерины II о прекращении всех строительных работ на территории Кремля. Указывалось также, что необходимо засыпать все рвы, разобрать фундамент, в прежнем виде восстановить стены и башни. Это стало страшным ударом для В. И. Баженова.


Николай I

Исторически сложилось так, что после переноса столицы из Москвы в Санкт-Петербург, дворцы Кремля утратили свое былое значение. Некоторые из них использовались различные московские правительственные департаменты, остальная часть постепенно приходила в упадок или погибала от пожаров.


Вплоть до 1812 года не возникало новых попыток обновить дворец, но начало строительства храма Христа Спасителя вновь поставило вопрос о строительстве нового кремлевского дворца, который бы символизировал обновление Москвы. Новая резиденция строилась по инициативе Николая I. В 1837 году архитектору Константину Тону, автору проекта храма Христа Спасителя, было поручено разработать проект нового дворца в Кремле


С главного фасада здание кажется трехэтажным, но на самом деле в нем всего два этажа. Первый этаж выдается вперед и образует открытую террасу. Благодаря арочным окнам, разделяемым тонкими простенками, этот уровень дворца выглядит как закрытая галерея. Цоколь облицован натуральным камнем. Двухъярусный фасад второго этажа разделен пилястрами и украшен резными белокаменными оконными наличниками, выполненными в стиле 17 века. Комнаты второго этажа двусветные.



По центру дворца над крышей располагается трибун, завершенный золоченой балюстрадой. Трибун перекрыт фигурной кровлей, а на ее скатах с двух сторон помещены часы, а с двух других - часовые колокола. Сейчас действуют только часы.
Дальше устроена открытая площадка с флагштоком. До 1917 года кокошники трибуна украшали двуглавые орлы, над которыми располагались гербы Москвы, Петербурга, Казани, Астрахани, Польши и Тавриды. Рядом с парадным входом во Дворец находится мраморный вестибюль с полированными гранитными колоннами. Длина Кремлевского дворца составляет 125 метров, высота - 47 метров, а общая площадь - 25 000 квадратных метров.



Вид Средней Золотой палаты во второй половине ХVII в. Миниатюра 1673 г. из "Книги об избрании на царство Михаила Федоровича…

Дворцовый комплекс, известный как Большой Кремлевский дворец, помимо здания самого дворца включал в себя и некоторые сооружения периода 15-17 веков, которые в прошлом были частью великокняжеской, а потом царской резиденции (Грановитая палата, Золотая Царицына палата, Теремной дворец, дворцовые церкви).



Окончательно ансамбль Большого кремлевского дворца сформировался, когда в 1851 году была построена Оружейная палата и Апартаменты, соединяющиеся с дворцовым комплексом воздушным переходом. Общее число комнат в дворцовом комплексе достигает 700. Во дворце насчитывается пять парадных орденских залов (Георгиевский, Владимирский, Александровский, Андреевский и Екатерининский). Названия залам даны по имени орденов Российской империи.



Сейчас помещения дворца используются для проведения государственных и дипломатических приемов, различных официальных церемоний, кроме того, дворец служит парадной резиденцией Президента Российской Федерации.


Возводя дворцовый комплекс, Константин Тон в некоторой мере повторял планировку предыдущего дворца, а архитектурное оформление перекликается с легендарными архитектурными сооружениями древности. Например, аркада первого этажа напоминает о подклете зодчего Алевиза, а терраса над ней похожа на старинное гульбище. Зимний сад, устроенный над переходом можно сравнить с висячими садами. Декор фасадов второго этажа несколько схож с оформлением Теремного дворца, расположенного по соседству.



При строительстве Большого Кремлевского дворца Тон применил новый прием - это было первое в русской архитектуре сооружение с большепролетными облегченными кирпичными сводами, металлическими стропильными конструкциями кровель. Также при возведении здания использовался новый строительный материал - цемент.



Великолепная внутренняя отделка помещений дворца выполнена в разных стилях, начиная ренессансом и заканчивая византийско-русским. Каждый дворцовый зал заслуживает отдельного описания. Пожалуй, самый красивый - Георгиевский, названный в честь Ордена св. Георгия Победоносца - самого высокого и почитаемого ордена в русской армии, учрежденного в 1769 году для награждения офицеров и генералов.

Девизом ордена было выражение "За службу и храбрость". В зале расположены мраморные доски с высеченными названиями 545 полков, флотских экипажей и батарей и более 10 000 фамилий офицеров и генералов, награжденных этим орденом. Среди кавалеров Георгиевского ордена такие люди как Александр Суворов, Михаил Кутузов, Петр Багратион, Федор Ушаков, Павел Нахимов.



1 июня 1773 г. произошла торжественная закладка нового дворца. Однако вскоре стало ясно, что столь масштабное строительство нецелесообразно и работы были прекращены в 1774 г. Позднее была восстановлена крепостная стена и разобранные ранее башни вдоль Москва-реки (до 1778 г., по проекту М. Ф. Казакова). Отголоском столь масштабного строительства можно считать возведение здания для московского отделения Сената (современный Сенатский дворец), или, как он назван в проекте, «дома присутственных мест» (1776-88, архит.М. Ф. Казаков)


Работы на существующем здании дворца ограничились обновлением интерьеров и фасадов, устройством мезонина и портика в центре главного фасада жилого этажа, обращённого к реке (около 1800 г., по проекту архит. Н. А. Львова).
После войны 1812 г. здание было восстановлено в формах классицизма (1816—1817 гг, архитекторы А. Н. Бакарев иИ. Т. Таманский, по проекту В. П. Стасова) и позднее надстроено еще одним этажом (1823 г., архитектор В. П. Стасов). Здание приобрело достаточно однообразный облик, характерный для того времени (см. губернаторский дворец в Казанском Кремле)- некоторое оживление в облик главного фасада вносила массивная аркада первого этажа, оставшаяся почти без изменений еще от дворца Ф.-Б.Растрелли.


В дворцовый комплекс, помимо вновь построенного здания, были также включены сооружения XVI—XVII веков: Грановитая палата, Теремной дворец, Золотая царицына палата и дворцовые церкви, включая древнейшее из сохранившихся до настоящего времени здание Москвы —церковь Рождества Богородицы на Сенях (1393 г.). Во внутреннем пространстве находился один из древнейших храмов столицы — собор Спаса на Бору, снесённый советской властью в 1933 году.


Своим главным фасадом дворец выходит на Кремлёвскую набережную. В наружной отделке здания использованы мотивы Теремного дворца: так, окна выполнены в традиции русского зодчества и украшены резными наличниками с двойными арками и гирькой посередине. Согласно задумке Николая I, дворец должен был стать памятником славы русского воинства. Так, его пять парадных залов — Георгиевский,Андреевский, Александровский, Владимирский и Екатерининский — названы в честь пяти орденов Российской империи, а их оформление выдержано в соответствующей стилистике.


Изначально дворец служил московской резиденцией российских императоров и их семей. После прихода к власти большевиков не функционировал. С 1934 года в нём проходили сессии Верховного Совета СССР, для чего Андреевский и Александровский залы были сломаны и по проекту архитектора И. А. Иванова-Шица в 1933—1934 годах перестроены в один большой зал заседаний.


По решению Президента России в 1994—98 гг. Андреевский и Александровский залы были восстановлены в изначальных формах.


По состоянию на 2012 год Большой Кремлёвский дворец выполняет роль парадной резиденции Президента России. В его залах проходят важные общегосударственные церемониалы, такие, как вручение государственных наград или верительных грамот, и пр.
Залы дворца




















мы попадаем в Грановитую палату

её только недавно реставрировали

по лестнице поднимаемся на второй этаж

слева за кадром лестница в Теремной дворец




поднявшись по лестнице попадаем в царские палаты













Андреевский зал


Императорский трон в Андреевском зале










По личному повелению Николая I ещё при строительстве дворца зал был посвящён Ордену святого апостола Андрея Первозванного. Андреевский зал стал тронным залом большого дворца и главным императорским залом Московского Кремля. В 1932 году был превращён в зал заседаний, где проходили партийные съезды. Восстановление зала в первоначальных формах осуществлено в 1994—1998 годах







. Александровский зал












Примыкающий к Андреевскому Александровский зал получил своё имя в честь Ордена Святого Александра Невского, учреждённого Екатериной I в 1725 году. Также, как и Андреевский зал, в 1930-е годы был разрушен и превращён в зал заседаний Верховного совета СССР. В 1994—1998 годах восстановлен.

Владимирский зал










Зал назван в честь Ордена святого Владимира. Владимирский зал находится в своеобразном центре дворца и ведёт в Грановитую палату, Георгиевский зал, Теремной дворец и другие помещения Кремлёвского дворца. Так получилось, что этот зал как бы связует постройки XV и XIX веков. А сам зал небольшой, с единственным окном на потолке, и освещается верхним светом через купол. Стены и пилястры Владимирского зала облицованы розовым мрамором.
Георгиевский зал



Самым большим из всех залов Кремлевского дворца является Георгиевский (61х20,5х17,5 метров). Весь белый с золотым <чертог Георгия Победоносца предназначен быть храмом славы победоносного русского воинства






Георгий Победоносец, как олицетворение воинской доблести, почитался на Руси с древнейших времен. Наградой за доблесть и ратныйподвиг сначала была монета с изображением Святого Георгия, которая была введена в конце XVI века. В 1769 году Екатерина II учредиласпециальный воинский орден, которым награждали за подвиги, храбрость и смелость в бою. Девиз ордена - <За службу и храбрость>.



Убранство Георгиевского зала полностью соответствует своему назначению. Его отделка и замечательные лепные украшения посвящены победам русской армии в веках, знаки Георгиевского ордена I степени размещены на сводах и в простенках между колонн.



Этот зал был свидетелем многих исторических событий. В 1945 году здесь проходил торжественный прием участников Парада Победы. В 1961 году в Георгиевском зале чествовали первого космонавта планеты Ю.А.Гагарина.
Это самый большой зал дворца после Андреевского зала. Он перекрыт цилиндрическим сводом и обильно украшен лепниной. Продольные стены зала прорезаны глубокими нишами. В нишах и на стенах помещены мраморные доски, на которых золотыми буквами написаны названия прославленных воинских частей и имена георгиевских кавалеров. Среди них имена известных русских полководцев и флотоводцев - А. В. Суворова, М. И. Кутузова, Ф. Ф. Ушакова, П. С. Нахимова и других. Имена героев написаны также и на мраморном пояске, обрамляющем двусветные окна

В простенках между нишами поставлено 18 витых колонн, отлитых из цинка и покрытых спиралеобразным орнаментом. Каждая колонна несет аллегорическую статую побед с лавровым венком и памятной датой. Одна из статуй олицетворяет воссоединение Украины с Россией, ряд других связан с вхождением в состав России других народов. Все статуи выполнены скульптором И. П. Витали. Отделка и лепные украшения зала посвящены победам русской армии в XV-XIX вв.






Георгиевский зал освещается 3 тыс. электрических лампочек, размещенных в шести золоченых ажурных люстрах, настенных бра и карнизах. Паркет пола Георгиевского зала набран из нескольких десятков ценных пород дерева по рисункам академика Ф. Г. Солнцева. Мебель состоит из позолоченных банкеток, обтянутых шелковым муаром расцветки Георгиевской ленты. В этом зале русской славы в 1945 г. происходил прием участников парада Победы над гитлеровскими захватчиками.


Екатерининский зал
Екатерининский зал расположен в парадной половине Большого Кремлёвского дворца, несколько в стороне от анфилады парадных орденских залов второго этажа Большого Кремлёвского дворца. В прошлые века он являлся тронным залом императоров России. Архитектор —Константин Тон.

Зал получил своё название в честь единственного женского ордена в России — Ордена Святой Екатерины, учреждённого Пётром I в 1713 году. Позолоченными изображениями этого ордена украшен паркетный пол зала. Также знаки ордена с девизом «За любовь и отечество», осыпанные крупными искусственными алмазами, расположены на стенах и дверях зала. В современную историю России Екатерининский зал вошёл как место заседания руководителей стран «большой восьмёрки» в ходе проведения встречи в Москве 19-20 апреля 1996 года по вопросам ядерной безопасности и борьбы с незаконной торговлей ядерными материалами. В наши дни в Екатерининском зале проходят официальные и торжественные мероприятия с участием Президента России, в частности, церемонии вручения государственных наград и премий

Огромная благодарность за чудесные фото-ancov,автор на фотографии.
Литература

Либсон В. Я., Домшлак М. И., Аренкова Ю. И. и др. Кремль. Китай-город. Центральные площади // Памятники архитектуры Москвы. — М.: Искусство, 1983. — С. 339

Среди прочих сооружений и построек Московского Кремля Большой Кремлевский дворец выделяется особо. Его архитектурный ансамбль включает в себя не только основное здание дворца, но и Оружейную палату, храмы, Теремной дворец и апартаменты великих князей. Большой Кремлевский дворец в Москве был построен в первой половине XIX века архитектором Константином Тоном.

История кремлевских дворцов

Дворцовый комплекс Московского Кремля впервые начал строиться в конце XV столетия. Тогда зодчий Алевиз Фрязин руководил работами по возведению нескольких палат, включая Грановитую, и Теремного дворца. По его проекту были также отстроены Дворец царицы Натальи Кирилловны и хоромы для царевен, разбит Набережный сад.

В начале XVIII в. столицу перенесли в Петербург, и первоначальное значение дворцового комплекса в Московском Кремле было утрачено. В некоторых зданиях разместились работники различных правительственных учреждений , оставшихся в Москве, другие постройки постепенно ветшали и разрушались без присмотра и ухода.

Анна Иоанновна бывала в Москве часто и ее двор останавливался в кремлевских постройках. Сменившая ее на престоле Елизавета Петровна занялась реконструкцией императорской резиденции. Было принято решение о строительстве Зимнего дворца, где императрица и ее свита могли бы останавливаться во время московских вояжей. Для успешной реализации проекта пришлось снести несколько построек, и, в том числе, Набережную и Среднюю Золотую палаты. Их цокольные этажи послужили в дальнейшем основанием для нового дворца. Его проект создал известный придворный архитектор Растрелли .

Екатерина II не оценила красоты барочного дворца Растрелли, насчитывающего почти тысячу комнат, залов и кабинетов, и сочла его «не соответствующим имперскому величию». Несмотря на изданный ею указ о сохранении кремлевских стен и башен, часть построек, включая дворец Елизаветы Петровны, разобрали. Архитектор Василий Бажено в придумал новый проект застройки территории Московского Кремля, который предполагал строительство новых сооружений и объединения их с уже имеющимися в единый ансамбль.

Строительство Большого Кремлевского дворца

Летом 1773 г. был заложен первый камень в фундамент новой императорской резиденции. Однако, автор проекта архитектор Баженов не учел всех особенностей грунта и местности, и вскоре после начала работ возникла опасность обрушения Архангельского собора. Стена соседствующего со стройкой храма покрылась трещинами, а его фундамент начал уходить в землю. Работы были остановлены. Вплоть до 1838 г. в Кремле лишь обновляли и восстанавливали старые постройки, восстанавливали их после пожаров 1812 г . и надстраивали дополнительные этажи к уже имеющимся резиденциям и дворцам.

И все же новое время требовало свежих идей, а обновление Москвы после победы над Наполеоном было не просто технической необходимостью. Обществу требовался современный символ статуса императорской власти, и Николай I принял решение построить в Кремле коронационный дворец .

С поручением Константин Тон справился на отлично. В 1837 г. рабочие под руководством зодчего разобрали старый дворец Елизаветы Петровны вместе с Конюшенным двором. Проект предполагал композиционное единство новой постройки с древними кремлевскими сооружениями. В комплекс новой императорской резиденции предполагалось включить Потешный дворец с Грановитой палатой, домовые храмы и новое здание Оружейной палаты. В марте 1838 г. вышел царский указ о немедленном начале строительства. 30 июня в фундамент дворца был заложен первый камень, а под цоколь угловой части – медная табличка со сведениями о заказчике – императоре Николае I и подрядчике – архитекторе Константине Тоне.

Особые технологии и оформление

Константин Тон учел основные требования императора – соответствие противопожарным стандартам и использование современных передовых технологий при строительстве:

Большой Кремлевский дворец стал первым сооружением в империи, в котором кровля имела металлические конструкции в виде стропил, а большепролетные своды были сложены из кирпича и оказались облегченными.

Применение современных строительных материалов – бетона и цемента – позволило архитектору спроектировать и осуществить грандиозную идею строительства подвесного потолка в Георгиевском зале .

Во дворцовом куполе, снабженном четырьмя слуховыми окнами, установили колокола часов с боем , перенесенных во дворец с Троицкой башни. На вершине купола разместили флагшток, а шпиль обнесли круговой смотровой галереей. В целях противопожарной безопасности купол и кровлю связали металлическими громоотводами.

Дворец отапливался при помощи системы калориферов , которые установили в подвалах. Тепло от более полусотни устройств равномерно поступало во все дворцовые помещения по тепловым каналам.

Интерьеры Большого Кремлевского дворца оформляли на широкую ногу. Основными материалами, которые использовали руководивший практическим строительством Федор Рихтер и его команда, стали ценные породы дерева, коломенский мрамор, ревельский камень, ткани и драпировки с золотыми и серебряными нитями. Мебель была изготовлена на знаменитых московских фабриках, где трудились опытные краснодеревщики. Ими же были искусно вырезаны двери парадных и жилых апартаментов.

Государь высоко оценил усилия архитекторов и строителей и наградил многих из них медалями и премиями. Освятили Большой Кремлевский дворец 3 апреля 1849 г. в день Светлой Пасхи в присутствии императорской семьи и митрополита Филарета . Строительство полностью завершили в 1851 г ., когда сдали Оружейную палату и здание апартаментов Великих князей.

До и после революции

В XIX столетии Большой Кремлевский дворец продолжали перестраивать и обустраивать. Работы затронули и древние постройки, входившие в ансамбль. Так для помещений Теремного дворца изготовили новую мебель и оконные переплеты из дубового массива, а его стены и своды заново расписали.

В самом Большом дворце ежегодно грунтовали крышу и подновляли штукатурку, следили за сохранностью тронных пологов, сшитых из меха горностаев. В 1883 г. во дворец провели временное электрическое освещение, и коронационные торжества проходили при полной иллюминации. Собственную систему электроснабжения дворец получил в 1895 г. Это позволило обеспечить сигнализацией помещения, где хранились особенно ценные предметы, и установить во дворце лифты . В начале ХХ столетия императорская резиденция в Кремле была присоединена к системе городской канализации, а ее водоснабжение и водоотводные коммуникации были основательно реконструированы.

Год 1917-й принес глобальные изменения. В помещениях дворца, несмотря на обращение наркома просвещения Луначарского , устроили не только резиденцию правительства, но и жилые квартиры для членов семей представителей новой власти и их обслуги. Нарком Луначарский, а также ученые, историки, художники безуспешно пытались привлечь внимание к ценностям и раритетам, хранившимся во дворце. Старинные гобелены XVIII века пропитывались паром кипящих самоваров, а на деревянных баварских столах ручной работы домохозяйки сушили и гладили белье. В 30-х гг. основная масса жильцов все же получила квартиры в городе и съехала, хотя самые упорные долгожители продолжали оставаться в Большом Кремлевском дворце до 1962 г.

В 1934 г. дворец было решено перестроить. Новая власть разобрала Красное крыльцо Грановитой палаты и устроила на его месте столовую для делегатов съездов и пленумов. Собор Спаса на Бору демонтировали, чтобы возвести гостиницу , а Андреевский и Александровский залы дворца превратили в пролетарский зал заседаний . Демонтаж фундаментальной стены между залами привел к образованию многочисленных трещин на фасаде дворца. Чтобы избежать разрушения, строители вынуждены были укрепить конструкцию массивным балконом, который выступал до середины образовавшегося зала заседаний. На месте трона императора установили скульптуру Ильича .

Во время Великой Отечественной войны крышу дворца замаскировали краской, чтобы сделать сооружение не слишком заметным с воздуха – опасались бомбежек. И все же, несмотря на все усилия, дворец сильно пострадал . Одна из бомб пробила своды Георгиевского зала, повредив паркет и потолок. Другой снаряд разорвался у подъезда, а взрывной волной были выбиты стекла и сломана входная дверь. Служившие в кремлевском гарнизоне солдаты за время войны обезвредили сотни зажигательных бомб и фактически спасли дворец от значительных разрушений.

Большой Кремлевский дворец в наше время

В 90-х годах прошлого века по сохранившимся чертежам удалось восстановить первоначальный облик Андреевского и Александровского залов . Реставраторы воссоздали царское место и троны , вернули старинные барельефы на дворцовый фасад, отремонтировали мраморные стены и ступени парадной лестницы.

Сегодня во дворце располагается резиденция президента России . Во время экскурсии посетителям дворца удается увидеть большую часть помещений и залов:

Крупнейшим парадным залом дворца является Георгиевский . Его назвали в часть ордена Святого Георгия Победоносца. В этом зале проходят торжественные церемонии вручения наград и премий.

- Александровский зал назван в часть ордена Святого Александра Невского. Особого внимания в нем достойны двери, покрытые серебром и декорированные золотыми орнаментами, и эллиптический купол, содержащий изображения орденских звезд и гербов. Паркет Александровского зала набран из древесины тридцати пород деревьев.

- Владимирский зал освещается в дневное время через отверстие в шатровом куполе. Вечером в нем зажигают люстру, изготовленную на фабрике Ф. Шопена в Петербурге. Паркет сложен из ценных пород древесины, а стены и пилястры облицованы мрамором розоватых оттенков.

В Андреевском зале , по традиции, мог сидеть лишь царь, а потому мебели, кроме императорского трона, в нем не было и нет.

Мебель Кавалергардского зала сделана из чинары. Так оформители отдали дань традициям кавказских народов, представители которых служили в почетном воинском карауле дворца.

На первом этаже Большого Кремлевского дворца располагаются также личные покои императора и его семьи, императорская столовая, рабочие кабинеты и опочивальни. На втором этаже особенное внимание экскурсантов привлекает изящно оформленная Зеленая гостиная , в которой императрица принимала почетных гостей.

  • В прошлом резиденция императоров , сегодня ‒ парадная резиденция президента России.
  • Огромный дворец, строительство которого длилось 10 лет , появился в Кремле в XIX веке при Николае I.
  • В здание включены остатки более ранних построек: Теремной дворец, девять церквей и Грановитая палата.
  • Большой Кремлевский дворец длиной 125 метров, высота его 47 метров, а общая площадь здания составляет 25 000 кв.м .
  • В резиденции огромный вестибюль, около 700 комнат и пять залов, которые используются для встреч на высоком уровне и государственных церемоний.
  • Для посетителей открыто «Малахитовое фойе», где можно увидеть портреты всех русских государей.

Большой Кремлевский дворец – уникальный архитектурный ансамбль и знаковый для Москвы музей. Когда-то в нем располагались покои императорской семьи, а сейчас — парадная резиденция президента России. Дворец открыт для посещения только в составе организованных экскурсий, которые проводятся по графику, заранее согласованному с Федеральной Службой Охраны. Личные покои императоров с подлинной обстановкой, трон и орденные залы, роскошные интерьеры и росписи – Дворец поражает своей красотой и величием.

Строительство дворца

Еще в царствование императрицы Екатерины II архитектор Василий Баженов предложил возвести гигантский новый дворец в Кремле, но из-за сложности и дороговизны его проект не был воплощен в жизнь. Новая резиденция в Кремле появилась по указу внука императрицы, Николая I. Дворец строился почти десять лет, с 1838 г. по1849 г. Работа над ним объединила выдающихся русских художников и архитекторов — Н. Чичагова, В. Бакарёва, Н. Шохина, П. Герасимова, Ф. Солнцева.

Автор проекта – признанный мастер Константин Тон. Император Николай I принимал непосредственное участие в поисках архитектурного стиля для дворца. Строить новую резиденцию решили в традициях «византийско-русской архитектуры». Считается, что за основу проекта был взят облик с его монументальными формами, созданного Андреем Штакеншнейдером. На месте старых построек XV ‒ XVIII вв. возвели здание, поражающее своими размерами и гармонией линий. Длина Большого Кремлевского Дворца 125 метров, высота ‒ 47 метров, общая площадь – 25 000 квадратных метров. Снаружи он кажется трехэтажным, но на самом деле в нем два этажа.

При детальном изучении проекта эксперты обнаружили множество перекличек с дворцовыми постройками XV ‒ XVIII вв., стоявшими на этом месте ранее. Окна нижнего яруса в современном дворце соответствуют аркам подклета дворца XV в., наружная галерея ‒ внешним переходам, а терраса похожа на старинное гульбище. Во дворце также был Зимний сад – своего рода повторение висячих садов царя Алексея Михайловича. В состав Большого Кремлевского дворца были включены особо ценные части предыдущих построек: Теремной дворец царя Алексея Михайловича, девять храмов (старейший из которых относится к XIV в.), Грановитая палата XV в. В резиденции около 700 комнат, огромный вестибюль и пять величественных залов.

В 1849 г. дворец был тор жественно освящен в присутствии императора Николая I. Параллельно началось строительство в том же стиле здания . С его постройкой ансамбль Большого Кремлевского дворца был окончательно сформирован. Здания соединены надземным переходом. После социалистической революции 1917 г. и переезда советского правительства в Москву многие помещения дворца стали использоваться как жилые. В наши дни во Дворце проводится церемония инаугурации президента России, проходят встречи на высоком уровне, вручаются ордена ‒ высокие государственные награды Российской Федерации.

Посетители могут попасть в Кремлевский дворец со стороны на Соборной площади. Рядом - парадное крыльцо Грановитой палаты Кремля, оно украшено фигурами львов и закрыто золоченой решеткой.

Стилевое решение ансамбля

Внешний облик Дворца подчеркнуто строгий: он украшен большим количеством лепных элементов, которые частично копируют декоративные украшения XVII в. Чтобы здание не выбивалось из общего ансамбля Кремля, в его внешнем оформлении используются «элементы русского стиля», характерные для более ранних построек. С верхней точки обзора видно, что первый этаж дворца выступает вперед и образует открытую террасу. Арочные окна первого яруса разделены тонкими простенками и внешне напоминают закрытую галерею, облицованную натуральным камнем. Второй этаж с двумя ярусами окон разделен пилястрами и украшен декоративными наличниками в «русском стиле» с двойными арками и гирькой посередине. Дворец заканчивается «трибуном» ‒ архитектурным возвышением, которое венчает золотая балюстрада. Его украшают «кокошники» — полукруглые декоративные элементы и исторические гербы царств, входивших в состав Российской империи: Московского, Казанского, Астраханского, Таврического, Финляндского и Польского.

Залы Дворца

Вестибюль дворца представляет собой анфиладу отделанных мрамором залов с полированными гранитными колоннами. На второй этаж ведет огромная парадная лестница. Перекрытый арками свод, красная ковровая дорожка, парадный вход дворца, обращенный к Москве-реке, – эту часть дворца легко узнать по запоминающимся кадрам церемоний инаугураций президентов России. Именно по этой лестнице поднимались Б. Ельцин, В. Путин и Д. Медведев перед принятием присяги. Поднявшись наверх, каждый посетитель видит огромную картину «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет», созданную художником С. Присекиным в 1983 г.

Круглый проходной зал, расположенный в центре дворца, называется Владимирским . Он посвящен Ордену Святого равноапостольного великого князя Владимира. Правивший в конце X ‒ начале XI вв. киевский князь смог сплотить племена восточных славян и принял православную религию в качестве государственной. Зал по форме напоминает римский Пантеон, он также освещается сверху круглым окном.

Старейшим помещением дворца (и всей Москвы) является , построенная в 1487‒1491 гг. Марко Руффо и Антонио Солари. Снаружи она украшена рустовкой и напоминает постройки итальянского Возрождения. Перед ее входом – Красное крыльцо, на котором обычно подавали жалобы царю в XV ‒ XVII вв. В палате уникальные фрески на библейские сюжеты, редкий по красоте паркет и блистающие золотом интерьеры.

– это зал самого почетного военного ордена Российской империи – Ордена Святого Великомученика Георгия Победоносца. Орден был утвержден императрицей Екатериной II в 1769 г. за боевые заслуги и храбрость на поле боя. Здесь проходили собрания георгиевских кавалеров. На стенах высечены названия 545 армейских соединений и более 10000 фамилий офицеров и генералов. Среди них великие русские полководцы XVIII-XIX веков: А. Суворов, М. Кутузов, П. Багратион, Ф. Ушаков, П. Нахимов.

Александровский зал назван в честь Ордена Святого благоверного князя Александра Невского, который был учрежден в 1725 г. императрицей Екатериной I в честь святого покровителя Санкт-Петербурга.

Андреевский зал посвящен высшему ордену Российской империи и современной России – ордену Святого апостола Андрея Первозванного. Андреевский зал изначально считался главным императорским залом Московского Кремля , в нем был установлен трон императора. Восстановленный трон под балдахином, украшенным бархатом и горностаевым мехом, можно увидеть и сейчас. В советские времена на месте трона был установлен памятник В. Ленину, а в самом зале проходили съезды Коммунистической партии и сессии Верховного Совета СССР. В наше время здесь проходят церемонии инаугурации президента России. Над троном можно видеть изображение Лучезарной Дельты – Всевидящего ока Господа в лучах славы. Это олицетворение Божьего покровительства власти.

Посвящен женскому ордену Святой Екатерины. Он расположен в стороне от основных помещений Дворца и также являлся тронным залом императоров. Он закрыт для посетителей.

Здесь также можно увидеть уникальный Теремной дворец – резиденцию московских царей XVII в. Он был построен в 1635‒1636 гг. на фундаменте дворца XV в., имеет анфиладное устройство. В его последнем помещении расположена спальня, рядом с ней – личные покои царя. Интерьеры поражают богатством и роскошью, красотой изразцовых печей и росписей на стенах. Пройти в него

Большой Кремлевский дворец в Москве, прекрасное здание желтого цвета, горделиво возвышающееся над Кремлем рядом с золотыми куполами соборов, закрыто для широкой публики. В Кремле можно посетить Оружейную палату, Соборы Кремля. Но билеты на посещение Большого дворца невозможно купить в кремлевских кассах. Однако, кто ищет - тот найдет. О посещении Большого Кремлевского дворца мой отзыв.

Интерьеры Большого Кремлевского дворца

Честно говоря, я не очень люблю посещать Красную площадь. Но все равно приходится это делать по необходимости, когда приезжают друзья из других городов и тащат именно сюда, в сердце столицы. Однако в этот раз, я планировала посетить Кремль совершенно осознано, ведь о красоте Большого Кремлевского дворца ходят легенды. Именно его залы показывают по телевидению во время инаугурации президента, вручения наград видным деятелям.

Идея попасть на экскурсию в Большой Кремлевский дворец пришла случайно, при просмотре тем в социальной сети. Один из пользователей, рассказывал, что несмотря на то, что дворец режимное предприятие, попасть туда можно с фирмой, и указал ее название. Я нашла в интернете сайт агентства, и о чудо, на ближайшую экскурсию в Большой Кремлевский дворец было одно свободное место. Стоимость экскурсии довольно высокая - в том агентстве, где я приобрела экскурсию, она стоила 2900. Ого, скажете вы. Но в других агентствах, эта же экскурсия предлагалась по цене выше 4 тысяч!

Для тех, кто хочет попасть на эту экскурсию, забив «Экскурсия в Большой кремлевский дворец» можно найти предложения от тур фирм. Обычно требуется полная предоплата за экскурсию. Однако, экскурсия проводится только в будни, в неудобное для работающих людей время, в первой половине дня. Кроме того, дату экскурсии могут перенести, ведь это не музей, а действующая резиденция Президента.

Что входит в эту стоимость? Экскурсия в большой Кремлевский дворец длится 1,5 часа и проводится в составе группы из 20-25 человек, только в сопровождении экскурсовода. В течении этой экскурсии посетителям предоставляется возможность побывать в тех залах, где бывает президент страны и другие высокопоставленные представители других стран. Можно увидеть Грановитую палату, Андреевский и Владимирский залы, Александровский зал, знаменитый Геогиевский зал, Теремной дворец. Все эти помещения находятся в одном здании.

Накануне экскурсии организаторы по полной участников предупредили: опаздывать нельзя ни на минуту, в противном случае могут не пустить всю группу, фотографировать во дворце можно только по команде экскурсовода, естественно с собой нельзя проносить никакие колющие и режущие предметы. В общем, запугали по полной.

В метро Арбатская, где нас собирали за час до экскурсии, все были как штык во время. Группа состояла в основном из бабушек и дедушек. Да- да, и это несмотря на стоимость. Этому есть некоторое объяснение, ведь экскурсия проводится только в будни с утра. К тому же, проводится она только несколько раз в месяц. Причем, дату ее проведения могут переносить. В общем, сложностей с ней много.

Ровно в 10-00 мы были у стекляшки около Кутафьей башни, через которую посетителей впускают в Кремль. Таким образом, мы были одними из первых на территории Кремля, что позволило сделать мне несколько кадров совершенно пустого Кремля.


Вход в Кремль

Пройдя мимо красивейших древних соборов мы вышли к Большому Кремлевскому дворцу.


Соборная площадь

Большой Кремлевский дворец и Царицына палата.


Здесь нам опять же пришлось немного подождать, пока нас не пригласили внутрь.

Большое и красивое желтое здание Большого кремлевского дворца было построено по инициативе Николая I в 1838-1850 гг. по проекту архитектора Константина Тона. Дворец использовался в качестве императорской резиденции на период пребывания императора и его семьи в Москве. Дворец включает в себя около 700 помещений. Этот дворец можно назвать и дворцом-матрешкой, ведь архитектор объединил несколько строений, построенных в разных веках, в один большой дворец. Такой вот соборный дворец получился.


Вход в Большой Кремлевский дворец

Рядом с большим Кремлевским дворцом находится строение XVI века с лестнице, украшенной львами.


Царицына плата


Большой Кремлевский дворец

Лестница украшена фигурами львов - символами царской власти.


Львы, украшающие лестницу


Украшения окон Царицыной платы

Вход во дворец

На входе в Большой Кремлевский дворец нас ждал тщательный досмотр - у всех проверили паспорта, просветили все вещи на ленте. На вопрос, есть ли у кого-то оружие или колющие и режущие предметы, одна бабуля-одуванчик созналась, что у нее есть газовый баллончик. Охрана посмеялась и попросила ее оставить баллончик у них, а на выходе ей все отдали.

Вернемся к экскурсии. Мы оставили вещи в гардеробе и дождались экскурсовода. Самым печальным для меня оказалось то, что во дворце практически нельзя было фотографировать, поэтому шикарные залы Грановитой палаты, Теремного дворца, парадных покоев императоров я не смогу показать в своем посте.

Что же входит в Большой Кремлевский дворец

Гранатовитая Палата - одно из старейших помещений дворца. Огромная для 15 века палата со сводами, которые держатся на единственном столпе по середине. Стены Гранатовитой палаты расписаны палехскими мастерами. На потолке - сцены из Библии. Сегодня здесь проходят приемы на высоком уровне. К сожалению, фотографировать в этом зале строго настрого нельзя.

Теремной дворец - парадные залы 16 века.

Андреевский зал - парадный тронный зал, названный в честь ордена Андрея Первозванного.
В Александровском зале шикарное золотое убранство и паркет из 30 пород дерева.

Очень интересен Владимирский зал , который объединяет постройки Большого Дворца.

Георгиевский зал , названный в часть Георгия Победоносца .

Пожалуй, покажу в посте то, что мне удалось сфотографировать.

Владимирский зал

Владимирский зал - его особенность в том, что он соединяет ряд построек XV, XVII и XIX веков. Зал венчает купол со световым окном.


Владимирский зал

Потолок Владимирского зала украшен орденами. На фото можно увидеть знак Святого Владимира. Девиз ордена - "Польза, честь и слава".


Владимирской зал

Здесь же находится великолепная лестница, которую нередко можно увидеть на фотографиях высокопоставленных особ.


Парадная лестница Владимирского зала


Люстра в Владимирском зале

По углам зала стоял светильники.


Светильники во Владимирском зале

Стены Владимирского зала облицованы розовым мрамором.


Владимирский зал

На следующей фото можно оценить высоту Владимирского зала.


Владимирский зал

Георгиевский зал

Этот зал произвел на меня самое сильное впечатление, благодаря своим размерам и красоте. Его длинна составляет 60 метров, а высота 17 метров. Свод зала описрается на пилоны, которые увенчаны статуями Победы, работы скульптора Витали.


Георгиевский зал


Георгиевский зал


Георгиевский зал


Геогриевский зал

Паркет в Георгиевском зале сохраняется уже более 150 лет (экскизы паркета и проект были созданы академиком Солнцевым). Поэтому ходить здесь можно строго по дорожкам.


Георгиевский зал


Фрагмент паркета


Парадные двери


Георгиевский зал

Александровский зал


Александровский зал



Александровский зал


Андреевский зал

Стулья, обитые красным бархатом были изготовлена в наше время на российских предприятиях.


В Андеевском зале

Взгляд в Георгиевский зал.


Георгиевский зал

Андреевский зал

Тронный зал, посвященный ордену Святого Андрея Первозванного - самый помпезный и торжественный из залов парадной анфилады.

В западной части зала находятся три императорских трона, а над ними возвышается знак всевидящего ока, покрытый сусальным золотом.


Андреевский зал


Андреевский зал


Андреевский зал

Очень жал, что у меня нет возможности показать все интерьеры, но для интересующихся - можно посмотреть замечательное интернет-издание вот здесь , и получить полное представление.

После осмотра Большого Кремлевского дворца, я еще немного погуляла по Соборной площади и сфотографировала Дворец с другой стороны.


Вид на Большой Кремлевский дворец

Пожалуй, на этом я закончу свое повествование. Скажу лишь, что я был под большим впечатлением от красоты и мощи этого здания. Великолепие залов поражает настолько, что не передать словами. Если у Вас когда нибудь появится желание посетить такую экскурсию, я вам рекомендую обязательно воспользоваться возможностью и посетить ее.

Бронирование отелей в Санкт-Петербурге

Бронирование отелей в городах Золотого кольца

Бронирование отелей в Крыму - скоро лето!

Понравилось? Лайкни нас на Facebook